Авторы
Королева Ольга Вячеславовна
к.э.н., доцент
Россия, Воронежский филиал Московской академии экономики и права
vrn-koroleva@yandex.ru
Аннотация
Автором рассматриваются различные подходы к определению кластера, являющегося зародышем кластерной теории экономического развития. Подчеркнута сущность и особенности формирования торгового кластера, который не только обеспечивает социально-экономическое развитие, но и выступает важнейшим условием непрерывного обеспечения воспроизводственного процесса в регионе. Предложена функциональная матрица торгового кластера.
Ключевые слова
кластер, кластерный подход, торговый кластер, факторы формирования торгового кластера, функциональная матрица торгового кластера
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Развитие экономики России в настоящее время характеризуется широкомасштабным изменением в различных областях жизнедеятельности общества, в том числе в такой экономической среде как торговля. Многие институты, зародившиеся еще в советский период, существуют и в настоящее время. Примером может служить институт отраслевого управления торговыми предприятиями. Государство может оказывать только косвенное управленческое воздействие на торговлю в целом, так как почти весь торговый кластер находится в частной собственности, а непосредственное вмешательство в его деятельность запрещено российским законодательством. Сложившаяся конъюнктура рыночной экономической деятельности не ориентирована на решение социальных аспектов различных функциональных сторон торгового кластера. Развитие торгового кластера способствует развитию конкуренции производителей и посредников за привлечение к своему продукту потребителей, ускорению вовлечения денежных средств населения в народнохозяйственный оборот, более эффективному формированию государственного, регионального и местного бюджетов. Вместе с тем разносторонняя деятельность торгового класса региона исследована недостаточно, что усложняет принятие эффективных управленческих решений как государственными органами управлении я, так и самими предпринимателями.
С точки зрения маркетинга вообще и социального в частности, функциональную направленность торгового кластера предполагает ориентацию его на решение социальной функции – удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах путем обмена одних благ (денег) на другие (товары и услуги). С позиции классической политической экономии, как писал еще Адам Смит, торговая деятельность экономических агентов ориентирована на извлечение прибыли через удовлетворение потребностей населения.
Однако с позиции институционального анализа экономические агенты – торговые организации и предприятия как индивидуалисты эгоистичны, их деятельность направлена в первую очередь на удовлетворение собственных интересов, на извлечение прибыли и потому им свойственны проявления оппортунизма (за счет интересов и ресурсов других) и коварства (обманным путем). Причем в бизнесе это считается проявлением творческого подхода. Так, например, английский Ротшильд, участвовавший при битве при Ватерлоо, увидев победу англичан, поспешил на лондонскую биржу и с угрюмым лицом стал в углу торгового зала. А его брокеры между тем распространяли слухи о поражении Англии. Банкиры начали немедленно распродавать свои акции по бросовым ценам, которые брокеры Ротшильда скупали по дешевке. Таким образом, английский Ротшильд за один торговый день заработал 200 млн. фунтов стерлингов, что является абсолютным рекордом. Правда российский банкир президент ПАО Сбербанк А.О. Греф считает все-таки такое поведение непорядочным, не соответствующим этики предпринимательства.
Объективным противодействием этому выступает наличие между экономическими агентами конкуренции. Именно конкуренция внутри торгового кластера выступает объективным важнейшим экономическим инструментом установления пропорций в распределении добавленного продукта между всеми участниками торгового процесса.
В условиях глобализации на развитость торгового кластера оказывают существенное влияние мировые экономические процессы, характер изменений и факторы развития мировой промышленности [1, с. 55-56]. Появилась возможность создания системы глобального управления мировым хозяйством [2,с 8], в котором приоритетными должны быть инструменты и механизмы промышленной политики России [3, с. 170-177].
К сожалению, в экономической дискуссии недостаточно уделяется внимания развитию экономической теории переходного периода, в частности институциональному анализу происходящих в стране процессов формирования рыночной экономики, а также инновационной стороне развития, а именно, как влияет инновационная среда, факторы и механизмы ее формирования на развитие торгового кластера [4, с. 32-35].
Теоретическими и практическими аспектами проблемы формирования и функционирования кластеров занимались многие зарубежные исследователи, в том числе П.Друкер, М. Портер, Е. Дахмен, И. Толенадо, Д. Солье, Е. Лимер, М. Энрайт и др. В их трудах нашли отражение отдельные аспекты проблемы, с учетом особенностей стран и регионов. Применительно к условиям России проблемой кластеров занимались такие ученые, как А. Мигранян, Т. Цихан, М. Афанасьев, К. Мингалева и др.
Основоположником кластерной теории считается американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Он определил кластер как сконцентрированную по географическому признаку группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, а также торговых объединений в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу [ 5 ]. Кластер идентифицируется с промышленной группой и рассматривается как форма организации современного развития промышленности [ 6 ].
Выделено несколько функций, которые выполняют кластеры в экономическом развитии любой страны:
Роль частного сектора сводится к активному участию местной инфраструктуры, появлению «местных» поставщиков и привлечению новых инвестиций, работать в контакте с местными образовательными и исследовательскими институтами, повышая качество и создавая специализированные программы, отвечающие потребностям кластера, а также в обеспечении органов власти информацией о проблемах и барьерах, которые возникают при развитии кластера. При этом рассматривается активная роль государства в процессе кластеризации социально-экономического пространства региона [7, с. 137-143].
Особую роль М. Портером отводится торговым ассоциациям, которые, по его мнению, могут взять на себя часть затрат при формировании и развитии кластера.Говоря о кластерах, можно выделить две особенности:
Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной принципам. Когда проводится различие между кластерами, функционально связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами, обычно относятся к промышленным кластерам. Пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.
Характерными, присущими кластерам чертами являются:
Центральная компонента кластеров – производственные предприятия. В кластере фирмы тесно сотрудничают, создают разного рода альянсы с научно-исследовательскими институтами, образовательными учреждениями, органами власти и управления, общественными организациями, финансовыми институтами, поэтому помимо производственных предприятий среди субъектов кластера можно выделить следующих участников:
Наиболее распространенной классификацией, сложившейся в отечественной практике, является следующая типология.
Реализация кластерного подхода на региональном уровне дает определенные преимущества заинтересованным субъектам: региональным властям, представителям бизнеса и иным участникам кластера. Среди наиболее значимых из них можно выделить следующие:
Существует три подхода к формированию и развитию экономических кластеров.
Во-первых, это подход «сверху вниз», в соответствии с которым создаются органы управления, разрабатывается стратегия развития кластера. Инициатива кластеризации принадлежит органам государственной власти и управления. Так как сфера торговли в значительной части сосредоточена в частных руках, то инициатива кластеризации принадлежит частным компаниям.
Во-вторых, подход «снизу вверх», когда кластерная инициатива принадлежит субъектам экономического кластера.
В-третьих, это смешанный тип, в соответствии с которым кластерные инициативы исходят снизу и сверху одновременно и протекают параллельно.
Необходимым условием формирования и развития экономических кластеров на региональном уровне является активная кластерная политика. Кластерная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе. Кластерная политика также базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности.
При разработке программы развития торговли необходимо учитывать объективные особенности сотрудничества производителей и торговли.
Ячейками выступают территориальные объединения на небольшом пространстве торгового предприятия определенной товарной специализации, ориентированные на определенные категории населения, универсальные.
Торговый кластер в узком смысле слова представляет собой совокупность взаимодействующих и конкурирующих торговых предприятий и организаций в целях получения добавленной стоимости путем предоставления потребителем на основе обмена товаров и услуг. Отличительной чертой его является выход на конечного потребителя.
В широком смысле слова торговый кластер представляет собой совокупность взаимодействующих и конкурирующих в системе производства (сбыт) — распределение (опт) — обмен (розница) — потребление (население, государственные организации экономических агентов (экономических субъектов), обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах на основе обмена путем купли-продажи. Ведущим звеном в этом кластере выступает розничная торговля, ибо непосредственно и повсеместно удовлетворяет потребности в товарах и услугах населения. В связи с этим торговый кластер отличается от производственных и отраслевых кластеров структурой. Торговый кластер обладает ячейко-матричной структурой.
Таблица 1 – Классификация факторов формирования торгового кластера
№ | Факторы | Направление влияния |
1 | Воспроизводственный характер торговли в системе рыночных отношений / место в воспроизводственном процессе | 1. Распределительные отношения 2. Отношения товарного обмена 3. Организация потребления товаров и услуг 4.Информационное обеспечение производства |
2 | Рыночная среда / развитие рыночной среды | 1. Создание независимых торговых предприятий 2. Развитие конкуренции а) между предприятиями б) между товарами в) за потребителя 3. Формирование предпринимательских сетей а) производственных, б) торговых в) производственно-торговых 4. Создание финансово-промышленно-торговых групп |
3 | Несбалансированность и провалы рынка / состояние рынка | 1. Разрыв долговременных хозяйственных связей 2. Банкротство, закрытие и перепрофилирование предприятий 3. Сокращение объемов производства продукции 4. Массовая замена отечественного сырья на импортное невысокого качества 5. Рост затрат на организацию сбыта продукции |
4 | Дефицит собственных оборотных средств / обеспеченность собственных оборотных средств | 1. Развитие бартерной торговли 2. Сдерживание производства продукции из-за сложности выхода на рынок 3. Затруднение доступа к банковским и коммерческим кредитам |
5 | Состояние финансово-банковской системы и взаиморасчетов / Банковская система | 1. Требование предварительной оплаты продукции 2. Нарушение сроков прохождения платежей 3. 3адержка оплаты экспортных поставок и поступления налогов в бюджет (по НДС) |
6 | Развитие экономической теории транзитивной экономики | 1. Неопределенность места текущего и стратегического планирования в системе рыночных отношений 2. Дискуссионность о месте государства в системе хозяйственного управления 3. Адаптация маркетинговых технологий к российским рыночным условиям 4. Внедрение логистических технологий как инструмента установления и реализации хозяйственных связей |
7 | Государственная экономическая политика | 1. Выработка и поддержка промышленной политики 2. Регулирование торговой политики 3. Обеспечение экономической безопасности 4. Обеспечение продовольственной безопасности 5. Обеспечение экологической безопасности 6. Повышение роли региональных органов за социально-экономическое развитие регионов |
8 | Банковская политика | 1. Подчинение целям борьбы с инфляцией уровня учетной ставки по банковским кредитам 2. Ограниченность степени благоприятности получения кредитов организациями и индивидуальными предпринимателями 3. Усиление государственного контроля за деятельностью банков и кредитных организаций по защите интересов клиентов – торговых организаций |
9 | Торговая политика | 1. Отказ от административного регулирования розничных и оптовых цен 2. Замена планово-нормативного формирования торговой структуры свободно-рыночной 3. Ослабление контроля государственного за санитарно-эпидемическим состоянием торговли и защитой потребителя 4. Делегирование |
10 | Институциональное развитие | 1. Развитие нормативно-правовой среды регулирования торгово-хозяйственной деятельности 2. Разработка организационно-правовых форм торговых форматов 3. Формирование нормативно-правовой базы использования земельных участков под торговые предприятия |
11 | Развитие информационных технологий | 1. Разработка и внедрение компьютерных технологий в производство и торговлю 2. Интернет-технологии оптовой и розничной торговли 3. Создание оболочечных фирм |
12 | Характер динамики внутренних и внешних инвестиций | 1. Волнообразный характер притока-оттока иностранных инвестиций 2. Приоритет притока иностранных прямых инвестиций в торговую сферу 3. Приоритет притока иностранных портфельных инвестиций в сырьевые сектора экономики |
13 | Либерализация внешнеэкономической деятельности | 1. Сокращение регулируемых барьеров 2. Переход от прямого регулирования экспортно-импортных торговых потоков к косвенному (опосредованному) 3. Усиление конкуренции а) со стороны иностранных компаний б) со стороны импортируемой продукции 4. Сокращение спроса на отечественную продукцию 5. Ориентация производства и торговли на потенциальные рынки сбыта |
14 | Этика отечественного предпринимательства | 1. Уровень культуры отечественного предпринимательства в значительной мере коммерциализирован 2. Формирование и развитие государственно-частного и частно-государственного партнерства 3. Развитие системы высшего профессионального бизнес-образования |
15 | Межрегиональные и внутрирегиональные хозяйственные связи | 1. Восстановление и развитие внутрирегиональных и межрегиональных хозяйственных связей 2. Формирование региональных и межрегиональных промышленных и торговых кластеров |
16 | Региональная политика | 1. Содействие в получении торговыми организациями земельных участков под строительство торговых объектов 2. Развитие сети муниципальных рынков по торговле сельскохозяйственной продукцией на основе государственно-частного партнерства 3. Содействие формированию долгосрочных договорных отношений между торговыми организациями и производителями сельхозпродукции фермерскими и крестьянскими хозяйствами 4. Выработка ценовой политики на основе содействия развитию конкуренции, обеспечении доступа на рынки и регламентации торговой деятельности 5. Оптимизация налоговой нагрузки |
Нами разработана функциональная матрица торгового кластера — модель МПСК.
Рисунок 1 – Функциональная матрица торгового кластера — модель МПСК
Конкуренция между экономическими субъектами происходит внутри торгового кластера, опосредованная парой товар-цена. Торговый кластер оказывает региональное воздействие на производителей и потребителей, на «пресс» издержек производства и обращения. Именно торговый кластер подтверждает правильность выбора данного производителя или его конкурентов. В рамках торгового кластера взаимодействие всех участников происходит разнонаправлено, большей частью хаотично, не всегда предсказуемо и экономически обоснованно.
В условиях рыночной неопределенности вероятностный характер взаимодействия корректируется через регулярные уценки товаров, снижение цен на отдельные товары, различные торговые акции и т.д. Эти издержки заранее закладываются в экономические результаты деятельности, но не в конечные (валовой доход, прибыль), а в первичные, через систему ценообразования. В цены закладываются возможные уценки товаров. Однако подобный регулятор не всегда оказывается достаточным, как следствие периодически развивающих экономические кризисы, вызывающие перепроизводство товаров.
Государство может стимулировать развитие торгового кластера, проводя комплекс различных мероприятий:
Основным направлением государственной политики в торговле, с точки зрения теории регионального роста, является децентрализация государственного управления и повышение самостоятельности регионов в вопросах собственного социально-экономического развития.
Торговые кластеры географически локализованы на определенной территории и их развитие во многом определяется региональными условиями. Концепция кластерного развития территорий в размещении торговых предприятий предполагает максимальную мобилизацию местных ресурсов, поскольку кластерная форма организации торговой деятельности рассматривается в тесной привязке к конкретной территории региона. Реализация кластерной политики в торговле предполагает адресное управленческое воздействие на группу тесно взаимодействующих торговых предприятий и позволяет максимально учесть местные региональные особенности.
Библиографический список