Механизм управления воспроизводством инженерных кадров на основе метамоделирования компетенций
Авторы
Найденова Алина Абриковна
ассистент кафедры теории управления и предпринимательства
Россия, Уральский федеральный университет, Институт экономики УрО РАН
alina_boro@mail.ru
Найденов Алексей Сергеевич
кандидат экономических наук, научный сотрудник
Россия, Институт экономики УрО РАН
naidenov@list.ru
Аннотация
В статье рассмотрен механизм воспроизводства инженерных кадров, построенный на основе метамоделирования компетенций, раскрыта архитектура механизма, особенности его формирования в рамках единой образовательной инженерной среды. Приведено описание авторской концепции создания образовательной инженерной среды. Раскрыты методологические принципы метамоделирования компетенций с учетом построения модели интероперабельных компетенций, являющейся основой механизма воспроизводства инженерных кадров.
Ключевые слова
воспроизводство инженерных кадров, образовательные стандарты, метамоделирование, инженерные компетенции
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 16-36-00302 «Воспроизводство инженерных кадров как доминанта инновационного промышленного развития экономики»
Рекомендуемая ссылка
В условиях непрерывного научно-технического развития, формирования новых технологических кладов и повсеместного внедрения инноваций доминантой экономического развития становится наличие кадров, способных обеспечивать создание и применение новых технических и технологических подходов в промышленном производстве, что и определяет актуальность своевременного воспроизводства инженерных кадров.
Исходя из анализа текущей ситуации в области подготовки и переподготовки инженерных кадров, ключевой проблемой воспроизводства инженерно-технических специалистов является формирование необходимого набора компетенций у обучающихся, а также отсутствие согласованности интересов всех сторон процесса воспроизводства инженерных кадров — ВУЗ, предприятие, сам обучающийся. В экономической теории данное явление называется ассиметричностью информации, то есть отсутствием всей полноты сведений об интересах, предпочтениях и возможностях контрагентов. В контексте воспроизводства инженерных кадров ассиметричность информации является следствием несовершенства существующего управленческого механизма подготовки инженерных кадров.
Для преодоления этого ключевого недостатка предлагается организационно-экономический механизм управления процессом воспроизводства инженерных кадров на основе формирования образовательной инженерной среды и метамоделирования компетенций.
Архитектура предлагаемого к реализации механизма управления отвечает необходимым методологическим принципам организации механизмов с учетом требований к построению информационных потоков, а именно:
К примеру, важнейшей особенностью данного механизма является выполнения условия совместимости, то что создаст предпосылки для раскрытия всей полноты информации о текущем уровне компетенций обучающихся, возможностях ВУЗа обеспечить необходимый набор компетентностных модулей, их уровень и качество проработки, а также требования работодателей относительно навыков, знаний, умений и компетенций, предъявляемых к работнику – выпускнику ВУЗа.
Свойства совместимости стимулов является важнейшим параметром любого экономического механизма, в том числе в рамках систем управления. В теоретическом плане данное направление исследований экономических механизмов, к сожалению, в работах отечественных авторов раскрыто в незначительной степени, имея либо ознакомительный характер [1, с. 9], либо упоминается вскользь [2, с. 16]. В работах зарубежных исследователей особенности построения экономических механизмов с учетом требований совместимости стимулов раскрыто более широко, в частности в работах Л. Гурвица [3] и других современных авторов [4].
Внедрение в механизм инструментов реализации условия совместимости стимулов позволяет добиться кооперации интересов и действий экономических агентов в направлении взаимного удовлетворения интересов в рамках образовательного процесса. Безусловно, важнейшей составляющей достижения данной цели в рамках исследования является использование модульного компетентного подхода.
Принцип выявления. Внедрение принципа выявления (более детально данный принцип раскрыт в работах зарубежных авторов по проблеме создания оптимальной контрактной системы [5]) в рассматриваемый механизм достигается за счет создания методических блоков оценки текущего уровня компетентности обучающихся, квалификационной оценки соответствия уровня подготовки и преподавания заявленным в рамках модуля компетенциям, а также оценки предпочтений работодателей относительно необходимого набора компетенций, которыми должен обладать работник.
Кроме того, принцип выявления, как и принцип совместимости стимулов направлен на максимизацию интересов всех типов контрагентов, взаимодействующих в рамках процесса воспроизводства инженерных кадров.
Принцип участия внедрен в механизм в качестве инструмента мотивации контрагентов. Данный принцип направлен на создание предпосылок к формированию максимальной полезности участия в функционировании механизма, а с другой стороны направлен на обеспечение саморегуляции и децентрализации.
Реализация рассматриваемого механизма воспроизводства инженерных кадров с учетом описанных выше требований к управленческим механизмам возможно лишь с использованием информационных технологий. Внедрение информационных технологий позволяет избежать ограничений, определяемых традиционными организационными и методическими подходами, существенно повысить эффективность образовательного процесса.
При этом, поскольку компоненты образовательного процесса являются неотъемлемым звеном инфраструктуры воспроизводства инженерных кадров, актуализируются вопросы трансформации предлагаемого механизма управления с учетом формирования информационно-образовательной инженерной среды.
Под информационно-образовательной инженерной средой (ИОиС) понимается вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура образовательной деятельности: прикладная платформа, приложения, информационные ресурсы, документация, поддерживающие организационные системы [6, с. 21].
Информационно-образовательная среда направлена на решение проблемы информационного обеспечения и сопровождения образовательного процесса путём создания программно-технического комплекса, обеспечивающего хранение, обработку информационных ресурсов (статистические данные), автоматизацию организационно-методического процесса обучения, а также визуализацию результатов текущей деятельности, реализуемой в процессе воспроизводства инженерных кадров. Архитектурно, указанная информационно-образовательная среда может быть выполнена в форме облачного сервиса, методология построения которой в контексте создания образовательной среды частично раскрыта, к примеру, в работе Л.И. Мироновой и И.А. Язовцева [7].
Результатом реализации проекта является общедоступная информационная система, которая может быть использована как единая платформа организационно-управленческого сопровождения процесса воспроизводства инженерных кадров, в особенности это актуально для образовательной составляющей. Предлагаемая ИОиС обеспечивает интеграцию в единое информационное пространство совокупность следующих ключевых процессов, нетипичных для традиционных механизмов управления воспроизводства инженерных кадров:
Преимущества предлагаемой к реализации информационно-образовательной среды:
Обобщенная схема работы механизма управления процесса воспроизводства инженерных кадров на основе образовательной инженерной среды представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Механизм управления воспроизводством инженерных кадров
Одним из ключевых элементов предлагаемого механизма является модель компетенций — «поскольку конечной целью обучения является формирование необходимой компетенции, наибольшую точность и эффективность управления учебным процессом способна обеспечить его организация на основе моделей компетенций» [6].
Использование модели компетенций позволяет формализовать предметную область: информационные ресурсы и их логическая организация, система навигации по контенту с привязкой с иерархии компетенций, контрольные точки и т.д. В рамках модели компетенций разрабатывается система расширяемых метамоделей компетенций, которая, в свою очередь, позволяет построить абстрактный уровень атрибутов компетенций, отношений между ними, а также совокупность операций над сформированными описаниями.
Метамодель компетенций — обобщенная схема модели компетенций и совместного использования данных о компетенциях разными людьми, в разных областях и задачах, включая поддержку применения таких общих данных в разных информационных системах (ИС).
Метамоделирование компетенций позволяет решать задачи их совместного использования в кооперирующихся организаций (вузы – предприятия – отраслевые союзы – профессиональные объединения). Метамодели применяются в областях и задачах, в которых требуется согласованное накопление и совместное использование данных о компетенциях (что мы имеем в данном случае).
В ней интегрированы испытанные достижения, перспективные элементы стандартов и специально разработанные определения и положения, а также учтен опыт неформальных описаний компетенций в развивающихся региональных, национальных и отраслевых профессиональных и образовательных стандартах.
Внедрение метамодели компетенций позволяет также внедрить в общую модель компетенций различные градации, ступени и функциональные роли компетенций.
В результате обеспечивается интероперабельность инженерных компетенций в рамках различных проблемно-ориентированных систем (при подготовке специалистов широкого профиля). Интероперабельность компетенций предполагает их логически строгое, последовательное построение, возможность применения к ним унифицированных формализованных процедур обработки, совместного использования в указанных областях, с целью корректного и согласованного решения задач воспроизводства инженерных кадров.
Применимость метамоделей компетенций в различном контексте высшего профессионального образования достигается за счет построения аналитических элементов компетенций — «единиц компетенции».
Кроме того, использование метамоделей компетенций позволяет внедрить разделяемость содержимого на информационную и методическую составляющую, что создает дополнительный уровень интероперабельности систем.
Формирование системы метакомпетенций осуществляется путем внедрения дополнительного абстрактного уровня – единиц компетенций, являющихся составными элементами компетенций.
Преимуществом использования единиц компетенции является повышение эффективности контрольных мероприятий, направленных на эффективность образовательного процесса в части формирования мягких компетенций.
Методология выделения единиц компетенций основана на декомпозиции предметной области – объектов и их классов, с анализом свойств, характеристик, уровней агрегации, методов, функций, процедур и операций. Необходимо также отметить, что в рамках формирования метамоделей компетенции обязательным образом определяется характер и степень отношений между единицами компетенций.
В основе такого подхода к организации модели компетенций на базе метамоделей лежит принцип многократности и универсальности использования единиц компетенции. Такой подход является в настоящее время наиболее актуальным, поскольку в условиях ограниченности всех видов ресурсов (недостаток профессорско-педагогического состава, ограниченность времени при подготовке учебных программ, высокая нагрузка на преподавательский состав, глубокая вариация дисциплин) применение универсальных и многократно используемых единиц компетенций существенным образом снижает издержки образовательного процесса.
Модели компетенций формируются в результате одновременного воздействия следующих факторов:
Предлагаемый к реализации механизм управления формированием компетенций инженерных кадров является перспективным направлением модернизации существующей системы воспроизводства инженерных кадров, поскольку позволяет существенным образом улучшить следующие параметры:
В этой связи представляется целесообразным внедрение данного механизма управления формированием компетенций инженерных кадров в практической работе учреждений высшего профессионального образования во взаимодействии с ключевыми акторами образовательной сферы – промышленными предприятиями, органами государственной власти, общественными организациями, профессиональными союзами и т.д.
Библиографический список