Заинтересованность студентов вузов в формировании профессиональных знаний и компетенций
Авторы
Дахова Мария Николаевна
PhD, старший преподаватель кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
[email protected]
Ферару Галина Сергеевна
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
[email protected]
Аннотация
Актуальность исследования. Для эффективного усвоения получаемых знаний немалое значение имеет заинтересованность обучаемого, обеспечивающая получение более широких и глубоких знаний. Однако, зачастую спектр преподаваемых дисциплин в вузе не отражает в полной мере дисциплины, в освоении которых заинтересованы обучаемые, что обуславливает необходимость проведения исследований с целью выявления заинтересованности студентов различных направлений подготовки в тех предметах, которые важны для них в рамках будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования. Предложить и обосновать пути решения проблемы недостаточной заинтересованности студентов вузов в приобретении профессиональных знаний и компетенций.
Задачи исследования. Систематизировать теоретические аспекты, отражающие особенности формирования компетенций гидов геотуризма. Проанализировать результаты опроса студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета и Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, выявляя их уровень осведомленности о геотуризме, и установить различия в заинтересованности студентов указанных вузов работой гида в сфере геотуризма. Выявить намерения студентов работать по специальности. Определить причины, снижающие интенсивность и качество получаемых знаний и формируемых компетенций будущей профессии. Предложить и обосновать пути решения проблемы недостаточной заинтересованности студентов вузов в приобретении профессиональных знаний и компетенций.
Методология исследования. В исследование использована комплексная методология, основанная на применение системного, структурного и процессного подходов как научных методов познания в решение проблемы недостаточных знаний и компетентности у студентов вузов в рамках их профессиональной ориентации. Основу эмпирического исследования составил метод анкетирования. Работа с первоисточниками опиралась на применение методов сравнительного анализа и синтеза.
Ключевые слова
геотуризм, вуз, студенты, гид, профессиональные знания и компетенции.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Роль профессиональных знаний в современном мире сложно переоценить. Обладая достаточными как теоретическими, так и практическими компетенциями, персонал эффективно выполняет возложенные на него задачи, выбирает наилучшие альтернативы, проявляя самоотдачу, творчество и исполнительность в работе. Чтобы быть востребованным, работник должен соответствовать весьма жестким требованиям, выдвигаемым в современном мире.
В обеспечении эффективного усвоения получаемых знаний немалое значение имеет заинтересованность обучаемого в изучении тех дисциплин, которые будут ему нужны и важны в будущей профессиональной деятельности. Именно она (заинтересованность) обуславливает более широкие и глубокие, чем предусмотрено программой обучения, знания. Кроме того, заинтересованность обучаемого проявляется в его активной роли в освоении дисциплины.
Однако, зачастую спектр предлагаемых и преподаваемых дисциплин в вузе не отражает в полной мере желаемых предметов, в освоении которых заинтересованы обучаемые, что обуславливает необходимость проведения исследований с целью выявления заинтересованности студентов различных направлений подготовки.
В рамках реализации указанной цели авторами статьи в разные периоды был проведен опрос студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета (факультет горного дела и природопользования) и Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (геолого-географический факультет) на предмет выявления заинтересованности студентов в работе гида геотуризма.
Такая форма туризма, как геотуризм, появилась сравнительно недавно. На сегодняшний день в научной литературе существуют несколько подходов к его определению. Согласно определению Даулинга и Ньюсома, расширенному Рыбарем, геотуризм – это сбалансированный, экологически безопасный туризм, основанный на использовании специфических характеристик Земли, и имеющий своей целью содействие экологическому и культурному пониманию, повышению ценности и сохранению региона, способствующий повышению его благосостояния. Как следствие, объектами геотуризма выступают не только природные объекты, но и антропогенные объекты, имеющие отношение к разработке месторождений полезных ископаемых. Создаваемый при этом геотуристский продукт нацелен на защиту и популяризацию геологического наследия региона и предполагает сотрудничество широкого круга заинтересованных лиц [1, 2, 3].
Национальное географическое общество подходит к геотуризму как к форме туризма, который поддерживает и повышает географический характер места: его окружающую среду, наследие, эстетику, культуру и благосостояние резидентов. Геотуризм даёт импульс для сбалансированного, экологически безопасного развития туризма в регионе и его поддержки. В данной интерпретации часть гео- означает географический характер региона, который включает в себя все природные и антропогенные элементы, создающие привлекательность территории для посещения [4].
Для лучшего восприятия и правильной оценки геологических достопримечательностей необходимы профессиональные знания. Ведь даже у работников современной туристической отрасли наблюдается разрыв между имеющимися знаниями и комплексом профессиональных и трудовых навыков. Квалифицированные гиды геотуризма будут являться прекрасным инструментом передачи геологических знаний широкой общественности и улучшения впечатления от посещения геологических достопримечательностей территории.
Для развития геотуризма на территории необходимы новые профессионалы — гиды геотуризма, подготовку которых следует вести уже в процессе обучения в вузе. Гиды геотуризма будут заниматься не только освещением геологических вопросов для широкой общественности и проведением просветительской работы о геологическом наследии региона, но и информировать широкую общественность о воздействии человека на окружающую среду и способах минимизации негативного воздействия.
С этой целью следует наполнять учебные планы вузов различными профессионально ориентированными курсами, в частности – курсами гидов геотуризма. Предложение по созданию курсов гидов геотуризма направленно на совершенствование механизма обеспечения развития геотуризма в регионе профессиональными кадрами, что позволит решить вопрос качественного состава кадров, обеспечения их эффективного функционирования и успешного выполнения возложенных на них задач.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет гида как «профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания». Гид-переводчик, в соответствии с данным Законом, – «профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания» [5].
С целью выявления отношения студентов вузов к работе гида геотуризма в октябре 2015 года был проведен опрос (в форме анкетирования) студентов факультета горного дела и природопользования Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), в котором приняло участие 40 человек разных годов обучения. Аналогичное исследование впервые было проведено авторами статьи в марте 2012 года со студентами Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (ХНУ им. В.Н. Каразина). В нем участвовали 37 студентов разных годов обучения геолого-географического факультета данного вуза [6].
Опросный лист содержал следующие вопросы:
В ходе сравнения данных, полученных в результате опроса студентов ХНУ им. Каразина и НИУ «БелГУ», было установлено, что 57 % опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина знакомы с идеей геотуризма, однако лишь 30% смогли дать его определение (рис. 1).
Рисунок 1 – Осведомленность об идее геотуризма студентов ХНУ им. Каразина
По данным опроса, проведенного среди студентов НИУ «БелГУ», 30% респондентов знакомы с идеей геотуризма, а 70% респондентов не знают ничего о геотуризме (рис. 2).
Рисунок 2 – Осведомленность об идее геотуризма студентов НИУ «БелГУ»
Анализ определений геотуризма, данных опрашиваемыми студентами, выявил, что в своем большинстве студенты ХНУ им. В.Н. Каразина используют концепцию Даулинга и Ньюсома, в то время как студенты НИУ «БелГУ» — Национального географического общества.
Данные, полученные при опросе, выявили разные уровни заинтересованности в работе гидом геотуризма студентов ХНУ им. Каразина и НИУ «БелГУ». Среди студентов ХНУ им.В.Н. Каразина большинство (75,7%) заинтересованы в работе гидом геотуризма (выбрали вариант «определенно да» и «скорее да»), в то время как 30% из опрошенных студентов НИУ «БелГУ» выказали заинтересованность в работе гидом геотуризма (рис. 3).
Рисунок 3 – Заинтересованность опрошенных студентов в работе гидом геотуризма
Заинтересованным в работе гида геотуризма, а также не определившимся в своем отношении к данной профессии студентам было предложено выбрать наиболее предпочтительную для них основу осуществления деятельности гида геотуризма. Большинство опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина (58,4%) готовы работать гидами геотуризма в качестве волонтеров, в то время как 50% респондентов из НИУ «БелГУ» рассматривают данную занятость как сезонную (рис. 4).
Рисунок 4 – Предпочитаемая основа осуществления деятельности гида геотуризма
Отметим, что все опрошенные студенты НИУ «БелГУ», высказавшие заинтересованность в работе гида по геологическим достопримечательностям, указали, что имеют опыт экскурсионной работы. В то время лишь трое из студентов ХНУ им. В.Н. Каразина имеют подобный опыт.
Среди заинтересованных в работе гида геотуризма большинство опрошенных высоко оценивают собственные способности оказать первую медицинскую помощь (75% студентов ХНУ им. В.Н. Каразина и 66,7% НИУ «БелГУ» выбрали ответы «определенно да» и «скорее да»).
Среди опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина 75,7% выказали свое дальнейшее намерение работать по специальности, полученной во время обучения в вузе (выбравшие ответ «определенно да» и «скорее да»), и лишь 3% опрошенных выбрали ответ «скорее нет» (рис. 5).
Рисунок 5 – Намерение опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина трудоустроиться по специальности, полученной в вузе
Среди опрошенных студентов НИУ «БелГУ» на вопрос о том, планируют ли они работать по специальности после окончания высшего учебного заведения, 30% опрошенных выказали свое дальнейшее намерение работать по специальности, полученной во время обучения в вузе (выбравшие ответ «определенно да» и «скорее да»), а 50% выбрали вариант ответа «скорее нет» и 20% — «определенно нет» (рис. 6).
Рисунок 6 – Намерение опрошенных студентов НИУ «БелГУ» трудоустроиться по специальности, полученной в вузе
Уровень осведомленности о геологических объектах на территории региона, которые могли бы быть привлекательны для широких масс туристов, среди опрошенных студентов как в ХНУ им. В.Н. Каразина, так и НИУ «БелГУ», достаточно невысок.
Большинство респондентов в обоих вузах (89,2% среди опрошенных студентов ХНУ им. В.Н. Каразина и 68% среди опрошенных студентов НИУ «БелГУ») считают геологию популярной среди широких масс населения. Для популяризации геологии в обществе респонденты предложили издавать художественные произведения и воспоминания, посвященные геологической тематике; реализовывать мероприятия, делающие работу по данной специальности более привлекательной, проводить экскурсии по геологическим объектам, более активно использовать СМИ для информирования населения о геологии, издавать статьи и книги по популярной геологии.
В целом результаты проведенного исследования выявили наличие заинтересованности студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах, осуществляющих подготовку студентов по направлениям и специальностям, связанным с геологическими науками, в работе гидами геотуризма. Однако было установлено, что большинство опрошенных студентов НИУ «БелГУ» не имеют намерения работать по специальности, полученной в высшем учебном заведении после его окончания.
Как следствие, для решения указанной проблемы необходимо создавать учебные курсы, формирующие профессиональные знания и компетенции в сфере туризма. Реализация данного предложения может выступить в качестве основы для системы профессиональной подготовки и сертификации гидов геотуризма, а также обеспечить рынок труда человеческими ресурсами, необходимыми для развития геотуризма в регионе. Создаваемые в вузах профессиональные курсы будут способствовать популяризации геотуризма и создадут благоприятные карьерные перспективы (в экскурсионной или иной деятельности), предоставляя людям новые возможности трудоустройства и долгосрочной занятости.
В перспективе возможно готовить гидов геотуризма из числа местных жителей, адаптируя содержание дисциплины «Общая и региональная геология» для не геологов. Курсы обеспечат своим слушателям возможность на практике комбинировать уже имеющиеся способности с приобретенными знаниями и компетенциями на курсах, что сделает экскурсии уникальными, яркими и запоминающимися, и будет способствовать популяризации геотуризма среди жителей и гостей территорий.
Полученные результаты еще раз обосновывают актуальность проблемы снижения мотивации обучающихся в вузе, подтверждая значимость вопроса повышения заинтересованности студентов к получению профессиональных знаний и навыков не только в геологии, но и других направлениях подготовки студентов.
Заинтересованность студентов в получении профессиональных знаний и навыков зависит от множества факторов, к которым относятся индивидуальные особенности обучаемых; специфика референтной группы и студенческого коллектива; материальный фактор и др.
Если подходить к проблеме мотивации обучающихся в вузе более глобально, то она лежит в рамках общих вопросов организации учебного процесса и жизнедеятельности студентов. Среди основных причин, снижающих желание обучающихся получать, а затем реализовывать получаемые в вузе знания и навыки, можно отметить небольшой размер стипендии, вынуждающий студентов искать возможности дополнительного заработка, что отвлекает часть учебного времени; большое количество времени, проводимое современными студентами в социальных сетях, что приводит к дефициту времени по освоению образовательных программ; неспособность студентов рационально распределять имеющееся у них время; отсутствие перспектив карьерного роста в выбранной специальности и др.
Весьма характерным для современных студентов является разочарование в выбранной профессии, которое приводит к тому, что обучаемые не хотят в дальнейшем связывать себя с профессией, полученной в вузе. Эта проблема у современной молодежи зачастую связана с незнанием или неадекватной оценкой собственных способностей, склонностей и интересов; изначально необоснованным выбором будущей профессии, не соответствующей собственным склонностям и потребностям; недостатком информации о получаемой специальности, т.е. отсутствием информации о том, каким и какого уровня специалистом должен стать выпускник. Все это приводит к снижению интереса обучаемого в получении профессиональных знаний и навыков, в неверном определении того, какие важные для своей будущей профессии качества и способности должен развить студент.
Многие молодые специалисты при наличии достаточных теоретических знаний сталкиваются с проблемой их практического применения. По нашему мнению, это связано с тем, что нивелирована идея государственного распределения выпускников вузов, а также с тем, что качество и спектр преподаваемых в вузах дисциплин не всегда соответствует запросам рынка, отсутствует опыт работы у молодых специалистов, имеют место на выходе с вуза «не ориентированные» студенты, которые получают высшее образование лишь для наличия диплома.
Учитывая, что в настоящее время среди безработных, находящихся на регистрационном учете в службе занятости населения, большинство составляют лица в возрасте от 20 до 24 лет [7], проблема трудоустройства выпускников вузов по специальности и их мотивация к этому выходит в России на первый план, т.к. современный студент вуза – это кадровый потенциал и резерв будущих специалистов трудовой армии народного хозяйства. Именно занятость индивида в сфере, в которой он получил профессиональное образование, способствует развитию его личностного и профессионального потенциала.
Одним из возможных путей решения проблемы низкой заинтересованности в получении профессиональных знаний и навыков среди студентов вузов, могут стать специализированные курсы, создаваемые на базе высших учебных заведений, поскольку профессиональная ориентация в вузах относится к одной из наиболее эффективных превентивных мер по сокращению безработицы среди молодых специалистов. Внедрение подобных курсов поможет скорректировать учебный процесс, обеспечивая будущих специалистов возможностью получения практических навыков и более глубоких теоретических знаний.
Среди других путей решения проблемы можно выделить путь, основанный на введении курса «Самоменеджмент» для студентов 1-2 курса всех направлений обучения, в рамках которого у них формируются навыки эффективного управления собственным временем, самомотивации, способность к достижению намеченной цели в динамично меняющейся среде.
В повышении мотивации студента к получению профессиональных знаний и компетенций большая роль отводится преподавателям вузов, т.к. педагог высшей школы традиционно выступает в качестве создателя условий и средств личностно-профессионального развития обучающихся. Что, в свою очередь, актуализирует проблему качества подготовки самих педагогов высшей школы.
В существующей системе профессиональной подготовки преподавателей высшей школы, для удовлетворения требований, выдвигаемых к современному педагогу, необходим пересмотр содержания и технологий педагогического образования, что должно стать одной из задач государственной образовательной политики.
Тьюторство также является одним из действенных способов повысить мотивацию студентов к учебе. В качестве тьюторов чаще всего выступают студенты старших курсов, которые могут помочь начинающим студентам быстрее адаптироваться к новой для них среде вуза, осуществлять внешний контроль результатов образовательной деятельности своего подопечного, поддерживать благоприятный психологический климат в студенческом сообществе и способствовать развитию образовательных мотивов.
Чтобы студент осознал важность преподаваемых ему дисциплин и необходимость их освоения для успешного построения собственной карьеры, его следует ознакомить с компетенциями, которые формируются каждой из дисциплин учебного плана, а затем проводить периодическую оценку и самооценку развития данных компетенций.
Практическая реализация предложенных путей решения проблемы повышения заинтересованности студентов в формировании профессиональных знаний и компетенций положительным образом скажется на результатах работы вузов и удовлетворении потребителей оказанными образовательными услугами.
Библиографический список