Авторы
Сидоренко Ольга Михайловна
Россия, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани
uo-27-soh10@mail.ru
Маслак Анатолий Андреевич
доктор технических наук, профессор кафедры математики, информатики и методики их преподавания
Россия, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани
anatoliy_maslak@mail.ru
Аннотация
Цель работы состоит в измерении и мониторинге патриотизма школьников в результате реализации программы формирования патриотических качеств. Исследование проводилось в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша. Показано, что опросник обладает хорошей дифференцирующей способностью и соответствует уровню патриотизма школьников. На основе многофакторного дисперсионного анализа установлено, что программа формирования патриотических качеств оказалась одинаково эффективной как для девочек, так для мальчиков. Выявлены статистически значимые различия между классами по уровню патриотизма учащихся.
Ключевые слова
программа формирования патриотических качеств, эффективность программы формирования патриотических качеств, сформированность патриотических качеств, теория латентных переменных, дисперсионный анализ
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Значительная социальной дифференциации населения в последние годы привела к потере многих духовных ценностей. в первую очередь российской культуры как важнейшего фактора формирования патриотизма. Стала заметной утрата нашим обществом патриотических качеств. Поэтому разработка и реализация программы патриотического воспитания школьников является чрезвычайно актуальной задачей [1, 4, 6].
Цель исследования состоит в оценке эффективности программы патриотического воспитания школьников. Патриотизм является латентной величиной, которая проявляется через определенные индикаторы. Для анализа факторов, влияющих на патриотизм и проведения мониторинга необходимо, чтобы эта латентная переменная измерялась на линейной шкале. Программа формирования патриотических качеств школьников была разработана зам. директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 10 «Виктория» ст. Неберджаевской Крымского района Краснодарского края. Разработанная программа была реализована в 2016-2017 гг. в 7-11х классах этой школы.
Уровень сформированности патриотических качеств определяется операционально – с помощью набора индикаторов (опросника), состоящего из 60 индикаторов (пунктов опросника).
Решение следующих задач является актуальным для достижения поставленной цели.
Прежде всего, необходимо измерить на линейной шкале латентную переменную «уровень сформированности патриотических качеств» школьников до и после реализации программы;
Далее необходимо провести сравнительный анализ для оценки эффективности разработанной программы формирования патриотических качеств.
В качестве измерительного инструмента использовался один и тот же опросник, что до так и после реализации программы формирования патриотических качеств школьников [3, 5].
Измерение уровня патриотизма осуществлялось на основе модели Раша в рамках теории латентных переменных. Эта теория показала свою эффективность при решении широкого класса задач в социальных системах [2]. Для обработки исходных данных и оценки латентной переменной «уровень сформированности патриотических качеств» применялась диалоговая система «Измерение латентных переменных», разработанная лабораторией объективных измерений филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани [2].
Расположение оценок уровня сформированности патриотических качеств учеников и индикаторов, характеризующих уровень патриотизма, показано на рис. 1.
Рис. 1. Местоположение учеников и индикаторов на шкале «Уровень сформированности патриотических качеств»
Рис. 1 имеет следующую структуру – вверху находится гистограмма, которая показывает распределение оценок патриотизма учеников, внизу – гистограмма, которая отображает распределение оценок индикаторов на шкале «уровень сформированности патриотических качеств». Здесь «Объекты» обозначают учеников.
Информация, представленная на рис. 1, позволяет сделать следующие выводы.
Для иллюстрации рассмотрим поведение следующих индикаторов:
Поведение индикаторов описывается характеристическими кривыми, которые показывают зависимость значения индикатора зависит от латентной переменной. Характеристические кривые этих индикаторов представлены ниже.
Это индикатор 1 «Любишь ли ты свою Родину?».
На рис. 2 показана характеристическая кривая этого индикатора .
Рис. 2 Характеристическая кривая индикатора 1 «Любишь ли ты свою Родину?»
Структура этого и других рисунков описана в [2].
Адекватность индикатора модели измерения определялась следующим образом. Учащиеся по полученным оценкам уровня патриотизма разделяются на несколько групп. Учитывая не очень большой объем выборки (70) число групп выбрано равным трем. Соответственно, мы имеем группу учащихся со слабым уровнем патриотизма, средним уровнем и высоким уровнем (на рис. 2 средние оценки групп отображены на оси абсцисс рисками). Далее для каждой группы вычисляется среднее значение уровня патриотизма и на основе критерия Хи-квадрат определяется степень близости этих трех экспериментальных точек характеристической кривой, построенной на основе модели Раша.
Значение статистики P(Хи-квадрат) = 0,450 > 0,05 свидетельствует о том, что по критерию Хи-квадрат экспериментальные точки, соответствующие средним значениям уровня патриотизма трех групп, очень близки к модельной кривой.
То, что этот индикатор характеризует наименьший уровень патриотизма, иллюстрируется тем, что ученики имеют высокие значения этого индикатора. Поэтому данный индикатор лучше других дифференцирует учащихся с низким уровнем патриотизма.
Наибольший уровень комфортности обучения характеризует индикатор 28 «Регулярно ли Вы смотрите социально-политические передачи (Право голоса, Право знать, Поединок и др.)?». Это означает, что данный индикатор лучше других дифференцирует учеников с высоким уровнем комфортности обучения. Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 3.
Рис. 3 Характеристическая кривая индикатора 28 «Регулярно ли Вы смотрите социально-политические передачи (Право голоса, Право знать, Поединок и др.)?»
Характеристическая кривая индикатора 28 находится значительно ниже кривой индикатора 1. Это свидетельствует о том, что далеко не все школьники смотрят эти передачи (один из аспектов патриотизма).
Поскольку исследуемый факторы (класс и пол ученика) являются качественными, то в качестве метода статистической обработки выбран дисперсионный анализ. В табл. 1 представлены результаты дисперсионного анализа патриотизма учеников в зависимости от пола и класса, в которых они обучаются.
Таблица 1 — Дисперсионный анализ уровня сформированности патриотических качеств школьников
Источник дисперсии |
Сумма квадратов | Степень свободы | Средний квадрат | Fэксп | р |
Эффект программы | 0,007 | 1 | 0,007 | 0,137 | 0,712 |
Класс | 1,079 | 4 | 0,270 | 5,250 | 0,001 |
Пол | 0,013 | 1 | 0,013 | 0,256 | 0,614 |
Ошибка | 6,837 | 133 | 0,051 | ||
Всего | 47,721 | 140 |
Проинтерпретируем полученные результаты дисперсионного анализа.
Эффект программы оказался незначимым поскольку эмпирический уровень значимости больше номинального р = 0,712 > 0,05. Тем не менее, представляет интерес сравнить оценки уровня сформированности патриотических качеств до и после реализации программы (табл. 2).
Таблица 2 — Средние значения уровня сформированности патриотических качеств до и после реализации программы
Программа | Среднее (логит) | Объем выборки | Стандартная ошибка (логит) | 95% доверительный интервал | |
Нижняя граница | Верхняя граница | ||||
До реализации | 0,544 | 70 | 0,029 | 0,487 | 0,602 |
После реализации | 0,559 | 70 | 0,029 | 0,501 | 0,617 |
Данные, приведенные в табл. 2 свидетельствуют о том, что уровень сформированности патриотических качеств несколько выше после реализации программы (0,559 логит), чем до реализации программы (0,544 логит), но это различие статистически незначимо.
Фактор класс оказался значимым, эмпирический уровень значимости меньше номинального р = 0,001 < 0,05. В табл. 3 приведены соответствующие средние значения.
Таблица 3 — Средние значения уровня сформированности патриотических качеств учеников в зависимости от класса
Класс | Среднее (логит) | Объем выборки | Стандартная ошибка (логит) | 95% доверительный интервал | |
Нижняя граница | Верхняя граница | ||||
7 | 0,426 | 32 | 0,040 | 0,347 | 0,505 |
8 | 0,497 | 52 | 0,031 | 0,435 | 0,560 |
9 | 0,672 | 30 | 0,042 | 0,589 | 0,755 |
10 | 0,606 | 12 | 0,065 | 0,476 | 0,735 |
11 | 0,556 | 14 | 0,061 | 0,435 | 0,677 |
Из табл. 3 видно, что наибольший уровень патриотизма у учеников 9-ого класса (0,672 логит), наименьший у учеников 7-ого класса (0,426 логит).
Фактор пол оказался незначимым, однако представляет интерес средние оценки патриотизма девушек и юношей (табл. 4).
Таблица 4 — Средние значения комфортности обучения учеников в зависимости от пола
Пол ученика | Среднее (логит) | Объем выборки | Стандартная ошибка (логит) | 95% доверительный интервал | |
Нижняя граница | Верхняя граница | ||||
Девушки | 0,561 | 66 | 0,030 | 0,503 | 0,620 |
Юноши | 0,542 | 74 | 0,030 | 0,483 | 0,600 |
Данные, приведенные в табл. 4 свидетельствуют о том, что уровень патриотизма девушек несколько выше (0,561 логит), чем юношей (0,542 логит), но это различие статистически незначимо.
Библиографический список