Главная страница » Публикации » 2018 » №4 (87/1) » Разработка системы сбалансированных показателей стратегии социально-экономической развития муниципального образования в условиях цифровой информационной среды

Разработка системы сбалансированных показателей стратегии социально-экономической развития муниципального образования в условиях цифровой информационной среды

Development of a system of balanced indicators for the strategy of socio-economic development of the municipality in the digital information environment

Разработка системы сбалансированных показателей стратегии социально-экономической развития муниципального образования в условиях цифровой информационной среды

Авторы

No items found

Аннотация

Целью научной статьи является разработка системы сбалансированных показателей в рамках реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования на основе нормативного подхода, обеспечивающего определение степени реализации стратегии субъекта управления в тактическом периоде, а также позволяющего диагностировать проблемы ее осуществления. Методологической основой исследования являются общестатистический метод динамического норматива, индексный и коэффициентный анализ, метод парных сравнений.
В работе разработана система сбалансированных показателей в рамках реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, а также предложен метод динамического норматива как инструмент стратегического анализа результативности деятельности системы управления.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в возможности применения авторских разработок для мониторинга стратегий развития муниципальных образований и городских округов.

Ключевые слова

система сбалансированных показателей, бюджет, результативность реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, интегральный статистический измеритель, стратегия.

Рекомендуемая ссылка

No items found. Разработка системы сбалансированных показателей стратегии социально-экономической развития муниципального образования в условиях цифровой информационной среды // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (87/1). Номер статьи: 87105. Дата публикации: 30.12.2018. Режим доступа: https://sovman.ru/article/87105/

Authors

No items found

Abstract

The purpose of the scientific article is to develop a system of balanced scorecards within the framework of the implementation of the strategy of socio-economic development of the municipality based on a normative approach that ensures the determination of the degree of implementation of the strategy of the subject of management in the tactical period, and also allows diagnosing the problems of its implementation. The methodological basis of the study is the general statistical method of the dynamic standard, index and coefficient analysis, and the method of paired comparisons.
The paper develops a system of balanced scorecards as part of the implementation of the strategy for the socio-economic development of the municipality, and also proposes a method of dynamic standard as a tool for strategic analysis of the performance of the management system.
The practical significance of the results of the study lies in the possibility of using author's developments to monitor the development strategies of municipalities and urban districts.

Keywords

balanced scorecard, budget, effectiveness of the implementation of the strategy of socio-economic development of the municipality, integral statistical meter, strategy.

Suggested citation

No items found. Development of a system of balanced indicators for the strategy of socio-economic development of the municipality in the digital information environment // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (87/1). Art. #  87105. Date issued: 30.12.2018. Available at: https://sovman.ru/article/87105/


Введение

В настоящее время сбалансированная система показателей (ССП, Balanced Scorecard) – один из мощных инструментов стратегического менеджмента, позволяющий измерить эффективность хозяйственной системы при помощи специально подобранных и взвешенных (сбалансированных) индикаторов, которые комплексно отражают ее текущее состояние.

Проблемами разработки систем показателей предприятия с целью оценки результативности их деятельности успешно занимались известные ученые Р. Каплан и Д. Нортон (Norton R., Kaplan D., 1996), создавшие бренд «Balanced Scorecard», впервые обеспечивший решение таких проблем управления как несбалансированность стратегического и тактического уровней управления предприятием, учет влияния нематериальных активов на результативность деятельности предприятия, контроль за реализацией стратегии предприятия [5, c. 20].

Сбалансированность показателей в данном случае понимается как наличие в их системе финансовых и нефинансовых показателей деятельности предприятия, задание их взаимодействия и причинно-следственных связей. Однако при оценке результативности реализации стратегии менеджмент решает проблему оценки сбалансированности достижения ее целевых показателей, так как достижение одних целевых значений совсем не означает, что будут достигнуты и другие целевые показатели.

Разбалансировка в достижении целей ведет к проблемам реализации всей стратегии, поэтому крайне важно своевременно выяснить критические показатели с точки зрения недостаточного или слишком быстрого роста их значений относительно других показателей и принять необходимые меры. Для решения названной проблемы предлагается разрабатывать нормативную модель, позволяющую реализовывать мониторинг реализации стратегии муниципального образования на основе интегрального статистического измерителя, представляющего собой долю выполненных целевых соотношений показателей в общем объеме заданных в стратегии.

Научная проблема. Измерение сбалансированности достижения целевых показателей при реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Практическая значимость. Предлагаемая система сбалансированных показателей и алгоритм построения нормативной модели могут применяться для разработки нормативных моделей для оценки сбалансированности достижения целевых показателей при реализации мониторинга стратегий развития муниципальных образований и городских округов.

 

Методологическая основа и предлагаемые методологические разработки

Алгоритм разработки системы сбалансированных показателей в рамках мониторинга стратегии развития муниципального образования

Для того, чтобы приступить к построению системы Balanced Scorecard, нужно уже иметь разработанную стратегию развития муниципального образования, а уже на основании ее решить, какие перспективы должны быть выбраны, и до какого уровня надо провести декомпозицию. Поэтому ССП можно рекомендовать для мониторинга стратегий муниципальных образований. Без четкого видения, какой должна быть хозяйственная система (муниципальное образование) в будущем, а также без понимания главных путей и ключевых мероприятий (проектов) для достижения этого будущего, разработка ССП просто невозможна, все таки это «оцифровка» уже достаточно зрелой стратегии [9, c. 85].

Важная задача декомпозиции при разработке — доведение стратегически важных целей и задач до уровня конкретных исполнителей. Соответственно у руководства появляется не только эффективный инструмент планирования и контроля, но и мотивации — есть возможность привязать систему оплаты к уровню достижения запланированных целей подразделением или ответственным за нее сотрудником.

Разрабатывая сбалансированную систему показателей, стоит придерживаться таких шагов:

  • четко конкретизировать стратегические цели;
  • увязать все стратегические цели при помощи причинно-следственных цепочек – т.е. построить стратегическую карту;
  • определить ключевые показатели и их целевые значения;
  • определить, как связаны эти показатели с ключевыми процессами;
  • разработать необходимые стратегические мероприятия или проекты. Определить для каждого из них конкретные сроки, бюджеты, ответственных исполнителей.

Таким образом, стратегия развития муниципального образования состоит из следующих взаимосвязанных компонентов – миссия и стратегическая цель, которые в свою очередь оказывают влияние на формирование подцелей, состоящих из конкретных программ и проектов развития территорий. Стратегические цели присутствуют во всех стратегических документах.

Метод динамического норматива

Сущность метода динамического норматива заключается в формировании в соответствии с какой-либо поставленной целью (например, максимизация прибыли предприятия, увеличение стоимости акционерного капитала, рост результативности реализации стратегии региона, муниципального образования), групп показателей, характеризующих эту цель, и, в максимальной степени, отражающих реальное состояние объекта исследования в динамике. При этом количественный состав показателей должен быть не ниже установленного (не менее 6 и не более 25).

Основой метода динамического норматива является процедура отбора экономических показателей и их упорядочение. Идея упорядочения показателей динамики экономических систем принадлежит И.М. Сыроежину (1980), она была в дальнейшем развита его учениками (Stojanovic Dragisa, 1986), (Саарепера М.И., 1987), (Эйсснер Ю.Н., 1988). В современных научных работах и публикациях также можно найти примеры рассмотрения нормативных (оптимальных) соотношений мер движения показателей (Захарченко Н.Н., 1993), (Завгородняя А.В., 1999), (Жамбекова Р.Л., 2000), (Бурцева Т.А., 2009, 2012), (Светуньков С.Г. и др., 2012).

И.М. Сыроежиным было подмечено, что несопоставимые в статике характеристики народного хозяйства становятся сопоставимыми в динамике. Предложенный им динамический норматив (ДН) — есть упорядоченный по темпам (коэффициентам, индексам) роста (базисным или цепным) набор (система) показателей, такой, что поддержание на длительном интервале времени заданного в динамическом нормативе порядка показателей обеспечивает максимизацию интегральной оценки [7, c. 484].

Формой выражения упорядочения показателей служит ранжирование показателей (присвоение рангов), если не все показатели удается увязать строго по порядку, то формой представления ДН служить граф предпочтений и/или соответствующая матрица предпочтений, в этом случае интегральный измеритель имеет вид нормативной модели. Количественным уровнем интегрального измерителя (интегральной оценкой) в данном случае является доля числа выполненных соотношений между темпами (индексами) роста фактических показателей, характеризующих конкретный исследуемый объект, к числу заданных соотношений в нормативной модели. Соответственно получаемые количественные уровни изменяются в пределах от 0 до 1, чем ближе значение к 1, тем выше количественный уровень оценки.

Алгоритм построения нормативных моделей подробно раскрыт в работе Ю.А. Погостинского (1999). Нормативная модель отличается от матрицы предпочтений тем, что в ней показатели упорядочены с учетом принципа транзитивности, это позволяет всегда получать единственный результат измерения.

Преимущества предлагаемого метода состоят в том, что он [12, c. 326]:

  • во-первых, позволяет провести комплексную свертку непосредственно несоизмеримых показателей, отражающих различные аспекты функционирования экономической системы (представленных в ординальной шкале измерения);
  • во-вторых, делает возможным получить интегральную оценку, которая является интегральным измерителем, характеризующим систему управления по изучаемому свойству в целом с учетом взаимосвязи явлений внутри нее;
  • в-третьих, в нормативной модели каждый показатель сохраняет свою собственную роль и отсутствует эффект взаимопогашения «положительных» и «отрицательных» изменений, улавливаемых разными показателями,
  • в-четвертых, обладает высокой информационной емкостью, что позволяет получать динамические интегральные оценки на основе большого числа показателей при малой временной выборке наблюдений, например, достаточно двух периодов, чтобы построить оценку и трех периодов, чтобы разложить по показателям и их группам (факторам) ее относительный прирост.

Для понимания алгоритма разработки нормативной модели и получения количественного уровня степени сбалансированности достижения целевых показателей при реализации стратегии муниципального образования рассмотрим пример.

В настоящее время на уровне муниципального образования города Обнинска разработана и утверждена стратегия социально-экономического развития города как наукограда Российской Федерации на 2017 — 2025 годы. Основной целью стратегии является определение приоритетов развития для достижения прорывных результатов как в научно-технологической сфере, так и в социально-экономической жизни города.

Следует отметить, что город Обнинск является крупным научным центром и имеет официальный статус первого наукограда Российской Федерации. Поэтому основной стратегической целью города является его развитие как ведущего мирового научного центра, создание условий для формирования эффективной экономики муниципального образования инновационного типа, обладающей долгосрочным стабильным потенциалом динамичного роста города, в котором его жителям будет комфортно и работать, и жить.

В соответствии с поставленной целью и выделенными направлениями развития муниципального образования «Город Обнинск» предлагается система сбалансированных показателей, представленных в таблице 1, она основана на пяти основных перспективах развития.

 

Таблица 1 – Система сбалансированных показателей муниципального образования

Стратегическая цель социально-экономического развития региона (муниципального образования) Рост качества жизни населения
Перспективы
Качество населения Рост качества окружающей среды Рост продолжительности жизни Рост качества социального обслуживания
Комфортная среда для жизни Рост обеспеченности комфортным жилье Доступность высокотехнологичной медицинской помощи и диагностики Доступность социального обслуживания
Бюджет Рост доходов населения Рост бюджетной обеспеченности
Экономика Рост производства Рост занятости в высокотехнологичных отраслях Развитие технологических инноваций
Цифровая среда и инновации Развитие сферы электронного бизнеса Рост цифровой грамотности Развитие цифровых инноваций

 

В рамках предложенной системы сбалансированных показателей предлагается использовать пятнадцать ключевых показателей эффективности. Индикаторы социально-экономического развития муниципального образования «Город Обнинск», в % к 2014г. Представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 — Индикаторы социально-экономического развития муниципального образования «Город Обнинск», в % к 2014 г.

Показатель 2015 г. 2016 г.
Перспектива — Качество населения региона
Цель – рост продолжительности жизни
1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 1,003 1,012
Цель – рост качества окружающей среды
2 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников 1,122 1,145
Цель – рост качества социального обслуживания населения
3 Охват детей дошкольным образованием 1,023 1,001
Перспектива — Комфортная среда для жизни населения в регионе
Цель – рост обеспеченности комфортным жильем
4 Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда 0,769 1,000
Цель – рост доступности высокотехнологичной медицинской помощи и диагностики
5 Заболеваемость на 1000 человек 0,961 0,983
Цель – рост доступности социального обслуживания
6 Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому, в процентах от численности населения старше трудоспособного возраста 0,890 0,880
Перспектива — Бюджет
Цель – рост бюджетной обеспеченности региона
7 Доходы консолидированного бюджета 1,075 1,038
8 Расходы консолидированного бюджета 1,072 1,022
Цель – рост реальных доходов населения
9 Реальные доходы населения 0,946 0,999
Перспектива — Экономическая стабильность
Цель – рост производства
10 Объем инновационных товаров, работ и услуг в процентах от общего объема выполненных работ и услуг 1,062 1,153
Цель — рост занятости в высокотехнологичных отраслях
11 Число высокопроизводительных рабочих мест 0,924 0,871
Перспектива — Цифровая среда и инновации в регионе
Цель – развитие технологических инноваций
12 Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций 0,935 0,986
Цель – рост цифровой грамотности населения
13 Использование сети интернет населением в возрасте 15-72 лет в процентах от общей численности населения 1,093 1,000
Цель – развитие сферы электронного бизнеса
14 Доля организаций, имевших веб-сайт 1,118 1,061
Цель – развитие цифровых инноваций
15 Использование информационных и коммуникационных технологий, в процентах от общего числа организаций (серверы) 1,808 1,023

Источник: рассчитано авторами по данным Федеральной службы статистики России

 

Следует отметить, что в представленный перечень показателей таблицы 2, включены показатели, не входящие в перечень показателей для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов РФ, это связано с задачами проводимого исследования. В таблице 3 представлена ССП муниципального образования, которую рекомендуется использовать для мониторинга реализации социально-экономической стратегии муниципалитета.

 

Таблица 3 — ССП развития муниципального образования и результативности реализации его стратегии в условиях цифровой информационной среды

Перспектива KPI Целевая установка
Качество населения города КН1 — Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Рост
КН2 — Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников на 10000 жителей Снижение
КН3- Доля детей, охваченных дошкольным образованием Рост
Комфортная среда для жизни населения в городе КС1 — Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда Снижение
КС2-Заболеваемость на 1000 человек Снижение
КС3-Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому, в процентах от численности населения старше трудоспособного возраста Рост
Бюджет Б1. – Расходы консолидированного бюджета на рубль доходов консолидированного бюджета Снижение
Б2- Реальные доходы на душу населения Рост
Экономическая стабильность ЭС1 — Объем инновационных товаров, работ и услуг в процентах от общего объема выполненных работ и услуг Рост
ЭС2- Число высокопроизводительных рабочих мест на душу Рост
ЭС2- Число высокопроизводительных рабочих мест на душу Рост
ЭС-3 — Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году Рост
Цифровая среда ЦС1- Использование сети интернет населением в  возрасте 15-72 лет в процентах от общей численности населения Рост
ЦС2- Доля организаций, имевших веб-сайт Рост
ЦС3- Использование информационных и коммуникационных технологий, в процентах от общего числа организаций (серверы) Рост

 

Представленная ССП включает 15 ключевых показателей эффективности, для получения которых используются базовые показатели муниципального образования.

Используя целевые установки, KPI и базовые показатели зададим стратегическую карту, которая имеет вид матрицы предпочтений. Формально матрица предпочтений задается матрицей (Е={еij}nxn), каждый элемент которой отражает нормативное соотношение между показателями (быстрее/медленнее) строки и столбца матрицы предпочтений. Матрица (E) предпочтений представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 — Матрица (E) предпочтений (аналог стратегической карты)

Базовый показатель Пi 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1. Среднегодовая численность населения 0 -1 1 1 -1 -1 -1
2. Ожидаемая продолжительность жизни всего населения 1 0
3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух -1 0
4. Численность детей, охваченных дошкольным образованием 0 1
5. Численность детей дошкольного возраста -1 0
6.Объем ветхого и аварийного жилья 0 -1
7.Объем жилья 1 0
8. Численность заболевшего населения -1 0
9.Численность граждан пожилого возраста 0 -1
10. Численность пожилых граждан и инвалидов обслуживаемых на дому 1 0
11.Доходы консолидированного бюджета 0 1
12. Расходы консолидированного бюджета -1 0
13. Реальные доходы населения 1 0
14. Объем инновационных товаров, работ, услуг 0 1
15. Объем товаров, работ, услуг -1 0
16.Число высокопроизводительных рабочих мест 1 0
17.Число организаций, осуществивших инновации 0 1
18. Число организаций -1 0 -1 -1
19.Численность населения, использующего интернет 1 0
20. Численность организаций, имеющих веб-сайт 1 0
21. Число организаций, имеющих серверы 1 0

 

Матрица Е описывается следующим образом:

где i, j – номера показателей в ДН; Пi, Пj – показатели, имеющие i-й и j-й номера в динамическом нормативе, соответственно; ТР(Пi) >ТР(Пj) и ТР(Пi) < ТР(Пj) – эталонные соотношения между темпами (индексами) роста показателей.

 

Сформированная таким образом матрица Е, после выявления дополнительных соотношений, является нормативной моделью, которая представлена в таблице 5. Модель и матрица предпочтений в нашем случае совпадают, это означает, что не существует опосредованных связей показателей, не учтенных в матрице предпочтений.

 

Таблица 5 — Нормативная модель (E)

Базовый показатель Пi 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1. Среднегодовая численность населения 0 -1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 -1 0 0 -1 0 0 -1 0 0
2. Ожидаемая продолжительность жизни всего населения 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух -1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
4. Численность детей, охваченных дошкольным образованием 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
5. Численность детей дошкольного возраста 0 0 0 -1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
6.Объем ветхого и аварийного жилья 0 0 0 0 0 0 -1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
7.Объем жилья 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
8. Численность заболевшего населения -1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
9.Численность граждан пожилого возраста 0 0 0 0 0 0 0 0 0 -1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
10. Численность пожилых граждан и инвалидов, обслуживаемых на дому 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
11.Доходы консолидированного бюджета 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0
12. Расходы консолидированного бюджета 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 -1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
13. Реальные доходы населения 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
14. Объем инновационных товаров, работ, услуг 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0
15. Объем товаров, работ, услуг 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 -1 0 0 0 0 0 0 0
16.Число высокопроизводительных рабочих мест 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
17.Число организаций, осуществивших технологические инновации 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0
18. Число организаций 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 -1 0 0 -1 -1
19.Численность населения, использующего интернет 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
20. Численность организаций, имеющих веб-сайт 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0
21. Число организаций, имеющих серверы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0

 

В соответствии с алгоритмом построения нормативных моделей для получения количественного уровня интегрального измерителя, необходимого для построения рейтинга и исследования причин его изменения, необходимо собрать исходную информацию о показателях динамического норматива и определить на ее основе индексы их роста. Далее необходимо определить как в реальности показатели, выбранные в динамический норматив, а в нашем случае они еще являются исходными показателями для построения системы сбалансированных показателей социально-экономической стратегии муниципального образования, соотносятся друг с другом.

В таблице 6 представлены исходные данные для проведения мониторинга. Для реализации этого служит фактическая матрица соотношений показателей Пi. Чем ближе фактическое упорядочивание показателей к нормативно заданному порядку в модели, тем выше уровень результативности реализации социально-экономической стратегии муниципального образования.

 

Таблица 6 — Исходные данные для мониторинга

Показатели Обнинск Дубна
2015 2016 2015 2016
1. Среднегодовая численность населения 1,018 1,021 1,003 0,999
2. Ожидаемая продолжительность жизни всего населения 1,004 1,015 1,040 1,017
3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 1,170 1,000 1,002 0,624
4. Численность детей, охваченных дошкольным образованием 1,053 1,081 1,026 1,032
5. Численность детей дошкольного возраста 1,006 1,014 1,026 1,032
6.Объем ветхого и аварийного жилья 1,008 0,905 0,885 1,022
7.Объем жилья 1,017 1,038 1,151 1,022
8. Численность заболевшего населения 1,022 1,039 0,974 0,996
9.Численность граждан пожилого возраста 1,014 1,022 1,022 1,024
10. Численность пожилых граждан и инвалидов, обслуживаемых на дому 0,984 0,981 1,000 1,017
11.Доходы консолидированного бюджета 0,889 1,125 0,980 1,017
12. Расходы консолидированного бюджета 0,997 1,035 0,952 0,981
13. Реальные доходы населения 0,915 0,938 1,453 1,047
14. Объем инновационных товаров, работ, услуг 1,138 1,182 0,411 1,064
15. Объем товаров, работ, услуг 0,968 1,275 0,411 1,064
16.Число высокопроизводительных рабочих мест 0,914 0,833 1,000 0,910
17.Число организаций, осуществивших инновации 1,012 1,038 1,000 1,010
18. Число организаций 1,018 1,015 1,010 1,000
19.Численность населения, использующего интернет 1,192 1,004 1,100 1,110
20. Численность организаций, имеющих веб-сайт 1,018 1,100 1,100 1,000
21. Число организаций, имеющих серверы 1,117 1,112 1,900 1,000

 

Матрица фактических соотношений темпов роста показателей (F={fij}nxn) описывается следующим образом:

где i, j – номера показателей; Пi, Пj – показатели, имеющие i-й и j-й номера, соответственно; ТР(Пi), ТР(Пj) – фактические темпы (индексы) роста i-го и j-го показателей соответственно.

 

Интегральной оценкой результативности системы управления МО служит оценка близости фактического и нормативно установленного в модели упорядочивания темпов (индексов) роста показателей (У).

где n — число показателей в ДН; i, j — номера показателей в ДН; bij — элемент матрицы совпадений фактического и эталонного соотношений темпов роста (В = {bij}nxn ); еij — элемент матрицы НМ, fij – элемент матрицы F={fij}nxn.

 

У меняется в диапазоне от 0 до 1. У равна 1, если все нормативно установленные соотношения темпов роста показателей фактически выполняются. У равна 0, если фактический порядок показателей полностью противоположен нормативному порядку показателей в модели. Чем ближе У к 1, тем больше доля нормативных соотношений между показателями реализована в реальной действительности, тем выше уровень результативности реализации стратегий социально-экономического развития муниципального образования.

Для того, чтобы оценить степень достижения поставленных целей стратегии развития муниципального образования «Город Обнинск» предлагается сравнить его с другим МО «Город Дубна». Дубна является крупным научным центром по физическим исследованиям и имеет высокий статус наукограда РФ.

Проведя расчет количественных уровней У для муниципальных образований «Город Обнинск» и «Город Дубна» по нормативно-оценочной модели (таблица 5) с помощью авторской программы (Т.А. Бурцевой), использовав информацию за 2015 г. и 2016 г. (по сравнению с 2014 г. и 2015 г.), получены результаты, представленные в таблице 7.

 

Таблица 7 – Количественные уровни интегрального измерителя результативности реализации социально-экономической стратегии муниципального образования в условиях цифровой среды за 2015-2016 гг.

У (мин=0, макс=1) Обнинск Дубна
2015 к 2014 г. 0,63 0,59
2016 к 2015 г. 0,7 0,64

Как показывают расчеты, реализация стратегии развития города Обнинска имеет лучшую результативность, чем у города Дубны, которая тоже возрастает.

Факторное разложение прироста интегрального измерителя показало, что решающую роль играет перспектива «Цифровая среда и инновации», а также «Качество населения города».

 

Заключение

Представленные результаты позволяют утверждать, что предлагаемые методологические разработки могут быть применены для большого спектра задач, связанных с мониторингом результативности системы стратегического управления и других объектов стратегического планирования. Данная программа позволила разработать нормативные модели для получения интегральных количественных оценок инвестиционной привлекательности региона и города и провести их мониторинг

Читайте также






Библиографический список

  1. Постановление Администрации города Обнинска № 1901-п от 28 ноября 2016 года «Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Обнинск» как наукограда Российской Федерации на 2017-2015 годы
  2. Решение Обнинского городского Собрания от 13 декабря 2014 года №01-28 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Обнинска за 2014 год»
  3. Решение Обнинского городского Собрания от 26 мая 2015 года № 01-71 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Обнинска за 2015 год»
  4. Решение Обнинского городского Собрания от 24 мая 2016 года № 01-13 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Обнинска за 2016 год»
  5. Norton R., Kaplan D. The Balanced Scorecard: Measures that drive performance. – – 1996. –  20 c.
  6. Бурцева Т.А. Теория и практика измерения инвестиционной привлекательности территорий: монография. — М.: ГУУ, 2013. – 118 с.
  7. Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. – М.: Экономика, 1980. – 484 с.
  8. Саарепера М.И. Концентрические аналитические матричные модели в экономическом анализе. – Таллинн: Таллиннский политехнический институт. Препринт, 2014. – 124 с.
  9. Эйсснер Ю.Н. Организационно-экономические измерения в планировании и управлении. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988 г. – 85 с.
  10. Burtseva T.A., Chausow N.Y. Measurement of scorecard balance // IEJME: Mathematics Education. — 2016. — Т. 11. — № 9. — С. 3361-3370
  11. Бурцева Т.А. Индикативная модель мониторинга инвестиционной привлекательности региона // Вопросы статистики. — 2009. — №6. — С. 37-45
  12. Бурцева Т.А. Нормативная модель статистической оценки эффективности управления развитием муниципального района // Теория и практика общественного развития. – 2012. — №8. — С. 324-329.
  13. Суспицын С. А. Концепт-модели стратегического прогнозирования индикативного планирования регионального развития // Регион. Экономика и социология. — 2014. -№ 1. — С. 40–63.
  14. Официальный интернет-портал городского округа г. Дубна // URL: http://naukograd-dubna.ru.

References

Decree of the Administration of the city of Obninsk No. 1901-p dated November 28, 2016 “On approval of the strategy for the socio-economic development of the municipality “City of Obninsk” as a science city of the Russian Federation for 2017-2015 [Postanovleniye Administratsii goroda Obninska № 1901-p ot 28 noyabrya 2016 goda «Ob utverzhdenii strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal’nogo obrazovaniya «Gorod Obninsk» kak naukograda Rossiyskoy Federatsii na 2017-2015 gody]

  1. Decision of the Obninsk City Assembly of December 13, 2014 No. 01-28 “On approval of the report on the execution of the budget of the city of Obninsk for 2014” [Resheniye Obninskogo gorodskogo Sobraniya ot 13 dekabrya 2014 goda №01-28 «Ob utverzhdenii otcheta ob ispolnenii byudzheta goroda Obninska za 2014 god»]
  2. Decision of the Obninsk City Assembly dated May 26, 2015 No. 01-71 “On approval of the report on the execution of the budget of the city of Obninsk for 2015” [Resheniye Obninskogo gorodskogo Sobraniya ot 13 dekabrya 2014 goda №01-28 «Ob utverzhdenii otcheta ob ispolnenii byudzheta goroda Obninska za 2014 god»]
  3. Decision of the Obninsk city Assembly dated May 24, 2016 No. 01-13 “On approval of the report on the execution of the budget of the city of Obninsk for 2016” [Resheniye Obninskogo gorodskogo Sobraniya ot 24 maya 2016 goda № 01-13 «Ob utverzhdenii otcheta ob ispolnenii byudzheta goroda Obninska za 2016 god»]
  4. Norton R., Kaplan D. The Balanced Scorecard: Measures that drive performance [The Balanced Scorecard: Measures that drive performance]. – Sci. – 1996. – 20 p.
  5. Burtseva T.A. Theory and practice of measuring the investment attractiveness of territories [Teoriya i praktika izmereniya investitsionnoy privlekatel’nosti territoriy]: monograph. – M.: GUU, 2013. – 118 p.
  6. Syroezhin I.M. Improving the system of performance and quality indicators [Sovershenstvovaniye sistemy pokazateley effektivnosti i kachestva]. – M.: Economics, 1980. – 484 p.
  7. Saarepera M.I. Concentric analytical matrix models in economic analysis [Kontsentricheskiye analiticheskiye matrichnyye modeli v ekonomicheskom analize]. – Tallinn: Tallinn Polytechnic Institute. Preprint, 2014. – 124 p.
  8. Eissner Yu.N. Organizational and economic measurements in planning and management [Organizatsionno-ekonomicheskiye izmereniya v planirovanii i upravlenii]. – L .: Publishing house of the Leningrad University, 1988 – 85 p.
  9. Burtseva T.A., Chausow N.Y. Measurement of scorecard balance [Measurement of scorecard balance]// IEJME: Mathematics Education. – 2016. – T. 11. – No. 9. – S. 3361-3370
  10. Burtseva T.A. Indicative model for monitoring the investment attractiveness of the region [Indikativnaya model’ monitoringa investitsionnoy privlekatel’nosti regiona]// Problems of statistics. – 2009. – No. 6. – pp. 37-45
  11. Burtseva T.A. Normative model of statistical assessment of the effectiveness of management of the development of a municipal district [Normativnaya model’ statisticheskoy otsenki effektivnosti upravleniya razvitiyem munitsipal’nogo rayona]// Theory and practice of social development. – 2012. – No. 8. – S. 324-329.
  12. Suspitsyn S. A. Concept models of strategic forecasting of indicative planning of regional development [Kontsept-modeli strategicheskogo prognozirovaniya indikativnogo planirovaniya regional’nogo razvitiya]// Region. Economics and sociology. – 2014. – No. 1. – S. 40–63.
  13. Official Internet portal of the urban district of Dubna [Ofitsial’nyy internet-portal gorodskogo okruga g. Dubna]// URL: http://naukograd-dubna.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх