Финансовые механизмы, способы и меры достижения инновационного технологического развития России

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук. профессор кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства
Россия, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
chernovva@rambler.ru

Аннотация

Цель исследования в поиске и раскрытии механизмов и инструментов реализации ускорения технологического развития и инноваций. Для этого предложен системный комплекс из групп методов, системы финансового обеспечения, этапов финансирования, методов бережливого производства T-TPS с учетом зарубежного опыта, а также практический опыт и достижения Нижегородской области РФ. Предлагаются и обосновываются способы дополнительного финансирования, повышения конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности отечественных инноваций.

Ключевые слова

национальные цели, стратегические задачи, ускорение, технологическое развитие, финансовая политика, конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность, технологические инновации, инновационное развитие, финансовый механизм, инструменты, венчурные фонды, стартапы, корпорация развития

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Чернов Владимир Анатольевич
Финансовые механизмы, способы и меры достижения инновационного технологического развития России// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (89). Номер статьи: 8901. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/8901/

Введение

Национальные цели и стратегические задачи развития России ориентированы на инновационное развитие не сырьевых производств. Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 Правительству РФ поручено обеспечить ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа (подпункт. е) п. 1 Указа). Поставленные президентом и правительством цели могут быть достигнуты при наличии механизма их реализации и масштабных инвестиционных вложений в становление и развитие инновационного бизнеса, что стало предметом исследования.

Опыт технологического инновационного прорыва мы можем изучать на примере азиатских стран, в числе которых: Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Китай, которые достигли развития в рекордно короткие сроки, не имеющие аналогов в истории человечества [29, с. 3-38; 18, с. 3-15]. Промышленная политика является главным вектором экономических достижений Японии, которой сопутствует успех появления ряда целевых отраслей: изготовление стали, автомобилей, полупроводников. Вместе с тем, по мнению исследователя Д. Окимото, причины успеха Японии выходят далеко за пределы политики развития промышленного производства в различных областях экономики [27, с. 221]. Крайняя ограниченность территории и ресурсов Японии приучают общество к наиболее рациональному их использованию. Именно технологические знания устанавливают вектор на разработку наилучших методов и новых технологий, обеспечивающих наиболее эффективный труд; позволяют увеличить производство товаров и услуг и при этом решают важные задачи – проблему ограниченности ресурсов и ускорения темпов экономического роста.

Из Указа Президента № 204 мы видим, что перед экономикой России поставлены аналогичные стратегические задачи. По проблемам и способам их решения проводятся широкие дискуссии, нашедшие отражение в источниках [13; 14, с. 36-47; 5, с. 157-169; 4, с. 204-215; 2]. Обсуждение подобных проблем за рубежом отражено в публикациях [16; 20, с. 120–122; 24, с. 65–74; 18, с. 11-15; 22, с. 256–281; 27] и др.

Условия технологического развития России существенно отличаются от условий США, европейских, и азиатских государств тем, что частные инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в промышленность не сырьевого сектора РФ. Множество капиталов российских предпринимателей вывезено за рубеж, часть из которых становится недоступной их владельцам из-за введения американских санкций. В отличие от европейских, американских, развитых азиатских компаний, которые финансируются частными инвесторами, Россия не имеет такой возможности. В этом главная особенность нашего государства. И эта особенность имеет решающее значение в его финансовой политике. Поэтому наиболее вероятными для инвестирования ускорения технологического развития российской экономики представляются государственные инвестиции.

Положительным примером государственного инвестирования является развитие сельского хозяйства России, достигшее значительных успехов в последние десятилетия. Сельское хозяйство в недавнем прошлом утратило надежды на частные инвестиции, фермерскую самостоятельность, которые не приводили к улучшениям в сельскохозяйственной отрасли до того момента, когда в финансировании сельскохозяйственных производителей приняло участие государство.

В этой связи инновационное развитие промышленности тоже маловероятно без участия государства. Источники государственного инвестирования весьма ограничены и нуждаются в поиске средств. Для этого политиками и государственными деятелями предлагаются меры по усилению фискальной налоговой политики, введению новых налогов, увеличению ставки налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, усилению налогового контроля с целью повышения собираемости налогов и др. Из-за недостатка финансирования правительство перешло к увеличению пенсионного возраста. С точки зрения автора существует более эффективный способ изыскания средств для повышения конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности инновационного развития, который мы рассмотрим далее в установленной последовательности.

Раскрытие финансового механизма реализации ускорения технологического развития мы начнём с рассмотрения предмета финансовой политики инвестирования инновационных производств, выбора объектов финансирования с точки зрения эффективности, значимости реализуемых проектов, затем перейдём к освещению последовательности этапов инвестирования, обеспечивающих наиболее рациональное участие государства в финансировании.

 

Обеспечение единства структуры целей финансовой политики государства и корпораций

В условиях обострения отношений на международном рынке российский бизнес испытывает нестабильность, и многие из предприятий находятся в поисках способов выживания. Поэтому они заняты решением текущих финансовых проблем как реакция на неопределенность в макроэкономических процессах. Возникает ряд противоречий между интересами корпораций и фискальными интересами государства; расходов на оплату кредита и рентабельностью производства; доходностью товарного производства и фондового рынка; интересами собственников (акционеров) и финансового руководства акционерной организации и др.

В этой связи важным условием обеспечения успеха является достижение единства структуры целей в финансовой политике корпораций и государственной финансовой политике, а также целей других заинтересованных (причастных) сторон.

При этом важно, чтобы финансовая помощь государства была минимально необходимой для обеспечения финансовой реализуемости политики корпораций, которая заключается в установлении стратегических направлений финансирования и решения тактических задач хозяйственной деятельности корпорации, предусмотренной ее учредительными документами (уставом). Например, укрепление устойчивости корпорации на рынке, достижение определённого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, обеспечение платежеспособности финансов организации, повышение доходов собственников (акционеров) [11, c. 114-148].

При отсутствии четко сформулированной финансовой политики корпорации её результат будет не достаточно определён, а участие государства в финансировании будет подвержено необоснованному риску. Поэтому для эффективного объединения усилий государственных и корпоративных финансов, необходимо, чтобы в финансовой политике корпорации были реализованы основные звенья, проиллюстрированные на рис. 1.

Источники финансовых ресурсов на рис. 1 во втором звене определяют с учётом возможного расширения хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать макроэкономическую финансовую конъюнктуру, которая предопределяется ставками налогообложения, процентной ставкой за пользование банковским кредитом, зависит от норм обязательного резервирования для банков, тарифов по взносам в государственные внебюджетные фонды и др.

Три ключевых звена, проиллюстрированные на рис. 1, в своём единстве определяют финансовую политику с её стратегическими задачами.

 

Финансовые механизмы реализации инновационного технологического развития

Для реализации целей и задач финансовой политики технологического развития, значительного увеличения количества организаций, осуществляющих технологические инновации, необходимы механизмы их реализации. Механизм управления реализуется в системе хозяйственного механизма и его составной части – экономического механизма хозяйствования.

Хозяйственный механизм – это система экономических, организационных, правовых инструментов воздействия на поведение людей в сфере производства, распределения, обмена, потребления и накопления, способствующих заинтересованности всех участников процесса производства в реализации намеченных целей и обеспечивающих необходимые условия для их достижения.

Экономический механизм управления хозяйственной деятельностью представляет основу хозяйственного механизма, его более предметное выражение. Он комплексно и системно объединяет в себе методы и средства хозяйственного воздействия государства и рыночных структур на предприятия, их трудовые коллективы, отдельных работников и на отношения между ними с помощью инструментов и рычагов, обеспечивающих эффективное развитие производства. Основные функции хозяйственного механизма представлены на рисунке 2.

 

Механизм управления реализуется через систему ресурсного обеспечения (прежде всего финансовых, материально-технических, интеллектуальных ресурсов, человеческого капитала), хозяйственного содержания, хозяйственного расчета и экономического стимулирования.

Наиболее актуальным в текущих условиях для отечественной экономики представляется использование хозяйственного механизма с целью разрешения противоречий между изменениями в развитии производительных сил и существующими формами производственных отношений. Наша страна остро нуждается в инновационном развитии и обладает для этого необходимыми интеллектуальными ресурсами при высоко развитом научном потенциале. Однако значительная часть производительных сил не находят применения в Российской Федерации, так как государство не способно обеспечить рабочими местами и достойной оплатой труда интеллектуалов и профессионалов высокой квалификации в существующих формах производственных отношений. Вследствие неразрешённости данного противоречия производительные силы в виде человеческого капитала находят применение за рубежом: в Европе, США и Канаде, Китае, Индии и других странах, в производственных отношениях которых производительные силы высокой квалификации оказываются более востребованными.

Выполнение функций хозяйственного механизма достигается с помощью инструментов. В мировой практике используются разнообразные инструменты экономического воздействия в механизме управления. К ним относят группы методов, проиллюстрированные на рисунке 2. Причем первые три группы методов относят к финансовым инструментам, которые являются основой финансового механизма реализации задач ускорения технологического развития и базой для дальнейших исследований в статье.

Совершенный финансовый механизм формируется из предпосылок развития рыночной среды с одной стороны, и регулирующей функции государства – с другой стороны. Эффективная система управления финансами достигается при условии системного разрешения противоречий между интересами собственников и менеджеров при формировании и проведении маркетинговой, инвестиционной и дивидендной политик. Причём органическое сочетание финансовых интересов государства и общества с групповыми и индивидуальными (локальными) интересами субъектов хозяйствования (производителей) неосуществимо без государственного регулирования.

Меры по инновационному развитию стали приниматься государством в недавнем прошлом. Для этого на уровне регионов ведется работа по обеспечению доступа заинтересованных сторон к финансовым ресурсам на конкурсной основе. Государственные средства размещаются рационально в наиболее значимые и реалистичные проекты в соответствии с поставленными перед ними целями и задачами. Для финансирования инновационного развития в Нижегородской области был создан Закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области» (ЗПИФ РВФНО). Заявки на инвестирование инновационных производств в регионе фонд стал принимать к рассмотрению с 25.03.2008 года. Для развития инноваций в экономике Нижегородской области был создан паевой фонд на сумму 280 млн. руб. Финансированию из фонда подлежат преимущественно малые наукоемкие предприятия.

В декабре 2018 г Минпромторг РФ, правительство Нижегородской области и «Группа ГАЗ» подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) на 10 лет — до 2028 г. с объёмом инвестиций свыше 20 млрд. руб. в создание высокотехнологичного производства транспортных средств с высоким уровнем локализации и экспортным потенциалом. В их числе новые модели легких и грузовых автомобилей, легкий дизельный двигатель для LCV (Light Commercial Vehicle — рус. — лёгкий коммерческий автомобиль). Новые модели соответствуют перспективным требованиям российского и экспортных рынков, а также новейшим международным тенденциям технологического развития автомобильной промышленности [1].

Инвестиции в виде вкладов в акционерный или уставный капитал малых предприятий ЗПИФ РВФНО осуществляет в основном на ранних стадиях их развития (Early stages): посев (seed), старт (start-up) и ранний рост (early growth).

Одной из форм становления инновационных производств являются стартапы (англ. start-up – начало деятельности, запуск). К стартапам относят такие субъекты хозяйствования, которые, создают инновационную продукцию (услуги) в условиях высокой неопределённости. Использование понятия «стартап» производителями технологий предполагает разработку ими технологий, обеспечивающих устойчивый рост производства продукции во вновь создаваемой технологической цепи, что является необходимым условием для достижения стратегических государственных целей и задач ускорения технологического развития.

В финансировании стартапов участвует венчурный капитал (англ. Venture Capital) – капитал, направляемый на: финансирование вновь создаваемых, развивающихся, укрепляющих свои позиции на рынке предприятий, что связано с высоким риском; долгосрочные инвестиционные, вложенния в ценные бумаги, сопряжённые с высоким риском или предприятия, от деятельности которых предполагается высокая прибыль. Венчурный капитал обычно предполагает финансирование инновационных производств.

Для наиболее эффективного использования вложений, затрат и ресурсов применяются технологии бережливого производства («lean manufacturing» или «lean production») как составной части всеобщей производственной системы корпорации «Тойота» (Total Toyota Production System (T-TPS)). Технологии Бережливого производства строятся на основе следующих инструментов: количественных методов управления качеством «Шесть Сигм» (Six sigma), системы организации рабочего пространства «5S» (систематизация, соблюдение порядка и чистоты, сортировка, стандартизация, совершенствование), гибкой методологии управления «Скрам» (Scrum), системы минимизации складских запасов «Канбан» «CANBAN» (определяющим принципом канбан-метода является понятие «точно в срок», метод также используют для визуализации потока любой творческой и интеллектуальной работы, в т. ч. в ИТ-среде), системы непрерывных улучшений «Кайдзен», методов быстрой переналадки «SMED» (Single Minute Exchange of Die), Метод предотвращение ошибок «Пока-йоке» (Poka-yoke) (принцип нулевой ошибки, англ. Zero defects) и др.

Бережливое производство основывается на улучшении качества хозяйственной деятельности через сокращение потерь, к которым относят всё, что снижает эффективность труда. В числе основных видов потерь нерациональные: движения, транспортировка, технология, перепроизводство, ожидание, дефекты.

В системе бережливого производства проводят анализ ценности продукта для потребителя на каждой стадии производства. В основе концепции T-TPS система непрерывного сокращения издержек, повышение производительности за счёт устранения нерациональльного и тяжелого труда с использованием системы непрерывных улучшений «Кайдзен» (Kaizen) (яп. «кай» – изменить, преобразовать, «дзен» – в лучшую сторону).

В общем, бережливое производство заключается в элиминировании действий, требующих потребления ресурсов без создания ценности для конечного потребителя. Одним из примеров расходования ресурсов, не нужного для потребителя, является хранение готового изделия или его комплектующих на складе. Потери от брака, его исправления, хранения, и т. п. косвенные расходы в этой системе не составляют ценность для потребителя. Таким образом, в основе бережливого производства лежит разделение видов деятельности, производственных процессов и операций, на те которые создают или не создают ценность. При этом планомерное сокращение трудовых, финансовых и временных расходов, не приводящих к созданию ценности, являются основной задачей бережливого производства.

 

Этапы финансирования инновационных проектов

Процесс венчурного инвестирования стартапов проходит несколько этапов. Этапы финансирования устанавливаются исходя из возможностей привлечения достаточного количества средств для обеспечения финансовой реализуемости растущего проекта на период до следующего раунда инвестиционных вложений. Доход инвестора при этом зависит от изменения стоимости его доли в капитале инвестируемого бизнеса. Кратное увеличение капитала организации между инвестиционными раундами обеспечивает рост стоимости доли инвестора, приносящей доход, что повышает инвестиционную привлекательность стартапа для новых инвесторов.

В своей основе этапы финансирования соответствуют их описанию в эссе Пола Грэма «Как профинансировать стартап» [28] При этом они могут изменяться в соответствии со спецификой изменчивых условий. К основным этапам относят:

  • Посевные инвестиции – первый этап, на котором инвесторами обычно становятся основатели стартапа и участники из их близкого окружения. Для обозначения первых инвесторов стартапов принято сокращение «3F», означающее – friends, family and fools (с англ.  – «друзья, семья и дураки») [25]. Средства первоначальных вложений расходуют на проживание участников, разработку бизнес-плана и прототипа создаваемого изделия.

За рубежом венчурный фонд может выступить посевным инвестором лишь в исключительных случаях. При участии фонда в финансировании размер инвестиций существенно увеличивается. В условиях российской экономики при крайней недостаточности частных инвестиций, государство вынуждено брать на себя функции посевных инвесторов на конкурсной основе, используя венчурные фонды. Когда руководство фонда приходит к выводу, что продукт стартапа достаточно значим, приоритетен, перспективен и будет конкурентоспособным на рынке, средства фонда направляются на его финансирование.

  • Ангельские инвестиции поступают от частных инвесторов, имеющих интерес участия в развитии инновационного бизнеса. Так называемый «бизнес-ангел» осуществляет вложения в капитал финансируемого проекта и обычно его включают в совет директоров. Он наделён полномочиями блокировать решения создателей проекта, если посчитает их неприемлемыми. На этом этапе может быть расширен штат стартапа. На этапе ангельских инвестиций может быть завершена работа над первой версией продукта с привлечением первых клиентов.
  • Раунд «А», на этом раунде средства венчурного фонда привлекаются в работоспособное производство с уже выпущенным продуктом, клиентами и очередными планами развития. Размер финансирования при этом существенно превышает прежние посевные инвестиции, а стартап формирует организационную структуру и расширяется. После раунда «А» инвестируемый проект может быть переведён к раунду «B», «C» и т. д. (Википедия. Свободная энциклопедия. Стартап. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стартап).

Последовательность Пола Грэма дополняется этапами:

  • переход к заёмным источникам, включая промежуточное кредитование в виде бридж-кредита, с помощью которого обычно погашают текущие обязательства стартапа; [20].
  • первичное публичное предложение, первичное публичное размещение, IPO (от англ. Initial Public Offering) – размещение акций организации на бирже. Первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска. IPO становится одним из видов деятельности на поздних этапах развития стартапа.

Бридж-кредит, промежуточный, или вспомогательный, кредит (от англ. Bridge — мост и loan — заём, ссуда) — тип краткосрочного кредита, выдаваемый банком физическим или юридическим лицам на срок до одного года под достаточно высокий процент для покрытия текущих обязательств заёмщика. Как правило, такой кредит служит временной мерой и может не отвечать настоящим потребностям заёмщика, а привлекается в ожидании основного, должным образом структурированного финансирования.

Суть бридж-кредита заключается в том, что заёмщик возвращает кредит за счёт денежных средств, полученных от другого источника финансирования, которым может быть продажа активов, недвижимости т. д. Например, в компаниях бридж-кредит может быть источником привлечения оборотного капитала, для приобретения основных средств. При этом денежные средства, вырученные от продажи устаревших активов, становятся источником погашения кредита. С другой стороны, иногда источником погашения становится тот же банк, что выдавал бридж-кредит, то есть стороны изначально подразумевали дальнейшее рефинансирование (Википедия. Свободная энциклопедия. Бридж-кредит. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бридж-кредит).

Из опыта отечественного инновационного развития в ходе работы с «посевными» проектами Нижегородский венчурный фонд в 2012 г. привлек 40 млн. руб. в различные инновационные проекты региона. Также была организована работа комиссии по отбору наиболее перспективных инновационных проектов «посевной» стадии развития.

В частности, Нижегородский венчурный фонд и Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании подписали инвестиционное соглашение о привлечении средств в нижегородский инновационный ИТ-проект.

Финансирование в размере 28 млн. руб. получил нижегородский инновационный ИТ-проект «Лазерный чертеж», являющийся программным продуктом. Он позволяет автоматизировать чертёжные работы в строительстве от начала замеров до окончания работ и передачи их результатов заказчику (Деловой квартал / Новости / Фонд посевных инвестиций профинансирует ИТ-проект «Лазерный чертеж». Нижний Новгород, 27.03.2013 URL: http://nn.dk.ru/news/fond-posevnyx-investicij-profinansiruet-itproekt-lazernyj-chertezh-2367129190).

 

Практическая реализация процессов регионального инновационного финансирования

Меры по финансированию инновационного развития регионов были предприняты в прошлом десятилетии. Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в рамках реализации «Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006 – 2010 гг.» (утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 16.12.2005 №315) учреждено государственное учреждение «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор».

Бизнес-инкубатор — это организация, оказывающая помощь в создании и реализации проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Бизнес-инкубатор оказывает услуги инновационному бизнесу в информационном обеспечении, маркетинговой поддержке, рекламной деятельности, стартовом льготном финансировании, привлечении специалистов, консалтинге и др.

Основным направлением политики бизнес-инкубатора является создание благоприятных условий для инновационного развития преимущественно, малого бизнеса. Приоритетным направлением является поддержка стартапов, в составе которых небольшие исследовательские группы или индивидуальные изобретатели. Помощь в основном заключается в финансовой, управленческой и технической поддержке, а также в предоставлении налоговых и амортизационных льгот, в стимулировании контрактных отношений.

На практике бизнес-инкубаторы Нижнего Новгорода создают объекты инфраструктуры содействия среднему и малому предпринимательству, в качестве поддержки предоставляют рабочие помещения. Для субъектов предпринимательства они создают физическое пространство, оказывают информационные, консультационные, офисные и образовательные услуги, помогают в управлении.

Бизнес-инкубаторы Нижнего Новгорода облегчают условия для первоначального развития новых предприятий. Они способствуют, повышению устойчивости и снижению рисков деятельности субъектов предпринимательства.

Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор помогает предпринимателям в их инновационном развитии, в продвижении и реализации новых идей, в получении средств на внедрение новых технологий, в организации производства и в поступательном продвижении инновационного производства на рынке. Инкубатор предоставляет в аренду оборудованные офисные помещения (с оргтехникой, мебелью, сетью «интернет), оказывает консультационные услуги, помогает в подготовке бизнес-планов, содействует в поиске новых инвестиций и др.

Бизнес-инкубатор Дзержинска в Нижегородской области содействует начинающим предпринимателям и талантливой молодёжи. Он проводит программы имущественной, финансовой и другой поддержки, предоставляет нежилые помещения субъектам малого предпринимательства, ведущим на территории города научно-техническую, инновационную деятельность, а также осуществляет поддержку предпринимательства в сфере экологии, химии, ИТ-технологий.

Средства, которыми располагает бизнес-инкубатор, используются целенаправленно на конкурсной основе. От претендентов для участия в конкурсе требуется предоставление бизнес-плана, который подтверждает целесообразность содействия  субъекту малого предпринимательства в его финансировании (Деловой квартал / Справочник / Инвестиционные компании / Бизнес-инкубатор в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород. URL: http://nn.dk.ru/wiki/biznes-inkubator (дата обращения 25.03.2019).). Инновационная направленность бизнес-инкубатора усиливается тем, что в нём рассматриваются проекты востребованные, но не представленные ещё в г. Дзержинске.

По словам руководителя технопарка «Анкудиновка» Т. В. Радаева, на производственных площадях нижегородского бизнес-инкубатора будут размещены крайне амбициозные проекты, которым будут получать всяческую помощь в их продвижении и дополнительном финансировании их производственной деятельности [15].

Как отмечает министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области М. В. Черкасов, новыми резидентами технопарка стали организации с уникальными проектами по импортозамещению. В их числе «Бизнес-Партнер Солюшнз», «ИП Советов», «Лаборатория мультимедийных технологий» и «БиоФизМед-НН».

  • Проект «Платформа Роста» («Бизнес-Партнер Солюшнз») представляет полноценный инструмент цифровизации всевозможных бизнес-процессов с экономией более 200 млн. руб. в год в деятельности крупных организаций.
  • «ИП Советов» — производитель полностью автоматизированных систем электрообогрева крупных промышленных предприятий. Проект сводит к минимуму возможность аварийных ситуаций, значительно экономит электроэнергию, дешевле и обеспечивает более длительный срок гарантии, чем зарубежные аналоги.
  • Многофункциональный видеоредактор VSDC Video для профессиональной обработки видео («Лаборатория мультимедийных технологий»), пользующийся большим спросом не только в России, но и за рубежом.
  • «БиоФизМед-НН» с проектом многофункционального комплекса для сверхвысокочастотной (СВЧ) диагностики тканей, пораженной ожогом области, которая не имеет аналогов в мире.

По словам руководителя объединённого проектного центра госкорпорации «Росатом» и Правительства Нижегородской области по развитию производственных систем и внедрению технологий бережливого производства А. Мещерякова Нижегородская область является промышленным центром страны. Только в Нижегородской области есть и автозавод, и нефтехимические производства, и заводы военно-промышленного комплекса, межрегиональный авиационный кластер, судостроительный кластер и т. д. [7, c. 35].

Как отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий, по уровню развития предпринимательства в 2018 г. Нижегородская область стала одной из лучших по стране. По итогам 11 месяцев в регионе в регионе было зарегистрировано 130 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). По количеству МСП регион занял третье место в Приволжском Федеральном округе и 11-е в России. Налоговые поступления по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства выросли на 16,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года [10, c. 21].

Вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Нижегородской области Е. Б. Люлин отмечает, что старт проекта «Эффективный регион» с использованием бережливых технологий привел к росту производительности в 2 раза, а в определённых случаях – в 10 раз [6, c. 29].

По информации правительства Нижегородской области, наибольший прирост в 2018 г достигнут в химической отрасли и производстве бумаги. В производстве электрического оборудования положительная динамика составила 20%, одежды – 11.1%, текстильных изделий 9%. Общий объём промышленной продукции за 11 месяцев 2018 г. вырос на 11,36%.  С целью дальнейшего развития утверждены проекты, подписаны соглашения, инвестиционные контракты на сотни миллиардов рублей, являющиеся основой для ускорения темпов развития промышленного производства. [6, c. 29].

Один из таких проектов создан на основе специального инвестиционного контракта, предоставляющего инструмент стимулирования развития собственной автокомпонентной отрасли в стране, и создает базу для внедрения новых технологий в автопроме.

Новые модели, предусмотренные контрактом, создаются в соответствии с глобальными тенденциями рынка коммерческой техники. В контракте ужесточаются требования по экологии и безопасности, предусмотрено повышение эффективности эксплуатации транспортного средства, оснащение автомобильными сервисами, обеспечивающими клиентов не только автомобильной продукцией, но и транспортными услугами и др. — сообщил Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. От проводимых мероприятий ожидается троекратный бюджетный эффект на федеральном уровне и в регионах присутствия компании: в Нижегородской, Московской, Ярославской, Челябинской, Ульяновской областях. Это приведёт к созданию порядка 1800 высокотехнологичных рабочих мест. [1].

 

Способы дополнительного финансирования, повышения конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности отечественных инноваций

В последние годы правительство России проводит финансовую политику, направленную на инвестирование и создание новых производств. По словам губернатора Нижегородской области Г. С. Никитина премьер-министром Д. А. Медведевым подписан документ о создании в Нижегородской области двух новых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Володарске и Решетихе.

Заключены соглашения о намерениях по реализации инвестиционных проектов с 11 организациями. Намечено инвестирование проектов в растениеводстве, пищевом и текстильном, химическом производствах. Половина из этих проектов обеспечивает замещение импортных аналогов. В целом на ТОСЭР планируется привлечь порядка 2 млрд. руб. от 30 инвесторов. В результате появится около 950 новых рабочих мест.

Инвестиционные площадки на территории Володарска и Решетихи способны разместить проекты резидентов с любыми технологическими требованиями. Для резидентов с новыми производствами предусмотрены преференции, включая освобождение от налогов на землю и имущество, снижение ставки по налогу на прибыль до 5% в первые 5 лет и 12−13% в последующие 5 лет. Ставка по страховым взносам сокращается до 7,6% [3].

В целях повышение уровня социально-экономического развития Нижегородской области создано АО «Корпорация развития Нижегородской области». Основными задачами корпорации являются привлечение российских и иностранных инвестиций, формирование положительного инвестиционного имиджа, содействие реализации инвестиционных проектов в Нижегородской области.

В повышении инвестиционной привлекательности корпорация создаёт наиболее благоприятные условия инвесторам для успешной реализации проекта и последующей хозяйственной деятельности, обеспечивает максимальную эффективность работы с инвесторами.

В качестве стимулирования производителей корпорация развития создаёт единую «точку входа» для российских и зарубежных инвесторов. Так что производитель может в одном месте получить всю необходимую информацию о мерах поддержки, попросить содействия в решении возникающих вопросов и дополнительном финансировании. Проект максимально способствует снижению затрат финансов и времени у инвестора.

Корпорация развития служит интересам инвестора, содействуя реализации проектов на всех стадиях от предпроектного сбора информации до ввода объекта в эксплуатацию. В её обязанности входит взаимодействие с органами исполнительной власти, местного самоуправления, субъектами естественных монополий и иными организациями.

Корпорация помогает инвестору разрабатывать бизнес-планы, составлять заявки для получения поддержки участвует при выборе площадки под требования проекта, исходя из его технических характеристик. Она участвует в поиске партнеров и рынков сбыта, в подготовке информационно-аналитических материалов по запросам инвестора [8].

Финансовые меры господдержки от корпорации развития предусматривают льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, освобождение от арендной платы за арендованные земельные участки, частичную компенсацию инвесторам по оплате процентов за пользование кредитом [9].

Исходя из условий, что ресурсы на планете ограничены, реальный рост экономического развития неизбежно сталкивается с биофизическими и социальными пределами. В мировой экономике все более и более стимулируется финансовый рост с надеждой, что он потянет за собой рост реального сектора экономики. Но на самом деле это развитие тенденции нерентабельного роста – производства итогового неблагополучия, обусловленного истощением и удорожанием природных ресурсов. В мире происходит экономически неоправданная эмиссия мировых валют, поглощающая природные ресурсы эмиссионерами таких валют. Кроме этого, появляются новые виды валют (цифровые, криптовалюты) и связанные с ними электронные виды расчётов (цифровые) с использованием искусственного интеллекта (блокчейн). Однако количественное облегчение денежного снабжения никак не компенсирует количественное ужесточение ограничений на ресурсы, влияющих на рост реального сектора экономики [22].

И в данном аспекте Российская Федерация является одним из крупнейших мировых поставщиков природных ресурсов для роста экономики других стран, но не собственной экономики, так как степень использования природных ресурсов России в развитии собственной экономики несопоставимо ниже, чем объёмы их экспортирования для развития зарубежных производителей. А выручка, полученная от экспорта топливно-сырьевых ресурсов, которая не задействована в обороте отечественных финансов, размещается в зарубежных банках и ценных бумагах, а значит, служит развитию зарубежных экономик, работающих на российском сырье, а не для развития России. Одно только это условие лишает вероятности полноценного развития отечественные производства. Можно ли объяснить ограничение в развитии отечественных производителей экономией национальных природных богатств? Нет. Национальны богатства в несоизмеримо больших объёмах, чем требуется для полноценного развития отечественной экономики, вывозятся за рубеж. Так что отставание отечественного производства в мире не способствует, а препятствует устойчивому развитию, и в то же время, экспорт топлива и сырья ведёт к опустошению национальных природных ресурсов. В последние годы правительство РФ предпринимает меры по выводу российских капиталов из-за рубежа, ослаблению зависимости от доллара США и евро. Но этих мер по мнению автора недостаточно.

Правительство России изыскало способы использования земельных ресурсов России в развитии сельского хозяйства, что пока не наблюдается в достаточной мере относительно топливно-сырьевых ресурсов. Важнейшая проблема заключается в том, чтобы природные ресурсы России служили отечеству, повышению конкурентных преимуществ, инвестиционной привлекательности российской экономики, расширению источников финансирования в достижении национальных целей, решению стратегических задач развития Российской Федерации, и в частности, обеспечению ускорения технологического развития, увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа, как указано в программе развития.

Для этого необходимо существенное снижение цен на национальные природные ресурсы внутри страны. Этого можно добиться директивным ограничением цен со стороны государства. Но тогда экономика столкнётся с дефицитом сырья внутри страны. Чтобы не было дефицита, государство может установить квоты на обязательную продажу добывающими отраслями определённого количества сырья, по установленным государством низким ценам. Но в этом случае уменьшаться налоги, поступающие в бюджет от добывающих отраслей. С другой стороны, величина налоговых поступлений в бюджет будет при этом постепенно возрастать по мере увеличения спроса на топливно-сырьевые ресурсы в России. Спрос и поступления в бюджет будут расти пропорционально росту числа новых предприятий – потребителей сырья и топлива, существенное снижение цен на которые станет фактором повышения конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности. Но это долгий и не вполне эффективный путь для опережающего развития несырьевого сектора экономики России.

Попытки увеличить поступления в бюджет за счёт увеличения налогов с добывающих отраслей влечёт за собой увеличение цен на сырьё внутри страны. Такое увеличение налогов ляжет бременем не на добывающие отрасли, а на покупателей сырья, производителей. А значит, оно приведёт к снижению конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности отечественной экономики, росту цен и инфляции под воздействием рыночных законов, раскрытых в статье [12, с. 124-133], обернётся тормозом для развития несырьевого сектора.

Более эффективный способ притока сырья и инвестиций в отечественное производство – существенное повышение таможенных пошлин на экспортируемое топливо и сырьё. Такая мера, во-первых, стимулирует продажи ресурсов и снижение цен на них внутри страны, а значит, создает конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность российской экономики. Во-вторых, она увеличивает столь необходимые поступления в бюджет государства за счёт возросших экспортных пошлин. Это наиболее эффективная и значимая мера поднятия конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности российских производств, способная поставить национальные природные богатства нашей страны на службу, прежде всего, благосостоянию всей России, а не только узкокорпоративным интересам добывающих отраслей и экспортёров природных ресурсов страны. Этой мере также будет способствовать отказ от не взимания НДС на экспортируемые топливно-сырьевые ресурсы в соответствии со ст. 164 ч. 2 Налогового Кодекса РФ 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

В условиях ужесточения технологических, технических и финансовых санкций США и Европы против российских добывающих компаний, для поддержки их развития со стороны государства возможно снижение налогов на углеводородное сырьё на Российском рынке, что будет способствовать снижению цен для российских потребителей, но это не отменяет необходимость повышения экспортных пошлин и установление НДС на экспорт топливно-сырьевых ресурсов, что необходимо для использования отечественных природных ресурсов преимущественно в интересах всей России и для пополнения Федерального бюджета.


Библиографический список

  1. Алешин С. «Группа ГАЗ» подписала СПИК с Минпромторгом РФ на 20 млрд. руб. Деловой квартал. Нижний Новгород, 11 декабря 2018 г. [Электронный ресурс] URL: http://nn.dk.ru/news/gruppa-gaz-podpisala-spik-s-minpromtorgom-rf-na-20-mlrd-rub-237115363 (дата обращения 24.03.2019).
  2. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. – М.: ИНФРА-М. 2002. – 504 с.
  3. В Володарске и Решетихе создадут территории опережающего развития. Новости. 14.02.2019. [Электронный ресурс] URL: https://news.mail.ru/economics/36296469/ (дата обращения 24.03.2019).
  4. Гительман Л. Д., Кожевников М.В. Управленческий консалтинг для технологической модернизации и индустрии будущего // Экономика региона. 2017, № 1, с. 204-215.
  5. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Попова Е.В. Влияние корпоративной социальной ответственности на инвестиционную привлекательность российских компаний // Экономика региона. 2017, № 1, с. 157-169.
  6. Люлин Е. Б. Устойчивый рост // Столица Нижний, январь, 2019. № 1(70). – С. 28-29.
  7. Мещеряков А. И. Люди не виноваты, что их труд организован неправильно // Столица Нижний, январь, 2019. № 1(70). – С. 32-35.
  8. Правительство Нижегородской области. АО «Корпорация развития Нижегородской области». О компании [Электронный ресурс] URL: https://nn-invest.com/business-support/korporatsiya-razvitiya-nizhegorodskoy-oblasti/o-kompanii/ (дата обращения 24.03.2019).
  9. Правительство Нижегородской области. Финансовые меры господдержки [Электронный ресурс] URL: https://nn-invest.com/business-support/support-measures/priority-projects/financial-measures-of-state-support/ (дата обращения 24.03.2019).
  10. Солодкий П. М. Потребитель заплатит // Столица Нижний, январь, 2019. № 1(70). – С.20-21.
  11. Чернов В. А. Анализ финансовой политики предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2003, № 2, с. 114-148. [Электронный ресурс] URL: http://www.auditfin.com/fin/2003/2/fin_2003_21_rus_02_03.pdf (дата обращения 25.03.2019).
  12. Чернов В. А. Противоречивость рыночных законов в изменении цен и ценообразующий аттрактор // Финансы: теория и практика. Т. 22. 2018, № 2. С. 124-133. [Электронный ресурс] URL: http://financetp.fa.ru/jour/article/view/650 (дата обращения 25.03.2019).
  13. Чернов В. А. Противоречия финансовой политики устойчивого развития страны и человеческий капитал // Современные технологии управления. 2017. — №5 (77). ISSN 2226-9339 [Электронный ресурс] URL: http://sovman.ru/article/7703/ (дата обращения 25.03.2019).
  14. Чернов В. А. Финансовые инструменты и индикаторы достижения устойчивого развития // Финансовый менеджмент. 2017, № 1, с. 36-47.
  15. Четыре инновационные компании стали резидентами технопарка «Анкудиновка» // Деловой квартал». Новости. 22.02.2019 [Электронный ресурс]  URL: http://nn.dk.ru/news/chetyre-innovatsionnye-kompanii-stali-rezidentami-tehnoparka-ankudinovka-237118244 (дата обращения 24.03.2019).
  16. Barbier E.B. Natural Resources and Economic Development. — Cambridge University Press. 2005- 410 p.
  17. Blinov A.O., Krivtsova M.K., Podzorova M.A. Management consulting as an institute of increasing management efficiency of the organizations in modern conditions // ISJ Theoretical & Applied Scienc. 2014, №11(19), p. 11–15.
  18. Chang Ha-Joon Globalization, Economic Development and the Role of the State, Zed Books / TWN. 2003, pp. 3–15 (ISBN: 1 84277 143 Pb) (in Spanish).
  19. David Newton. Understanding the Financing Stages (англ.). Entrepreneur.com (16 July 2001) [Электронный ресурс] URL: https://www.entrepreneur.com/article/42336 (дата обращения 25.03.2019)
  20. Felsenstein D. Human capital and labour mobility determinants of regional innovation / Cooke P. (Ed.) Handbook of Regional Growth and Development Theories . — Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited. 2011 — 542 p. Pp. 120–122.
  21. De Groot H., Poot J., Smit M. Agglomeration externalities, innovation and regional growth: theoretical perspectives and meta-analysis./ Capello R. (Ed.), Handbook of Regional Growth and Development Theories. — Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited. 2009 — 529 p. Pp. 256–281.
  22. Herman Daly. Nationalize Money, Not Banks The Daly News February 4, (2013)/ URL: http://steadystate.org/nationalize-money-not-banks/
  23. Lahti R.K., Beyerlein M.M. Knowledge transfer and management consulting: A look at «The firm» // Business Horizons. 2000, №43 (1), Pp. 65–74.
  24. Lucas R.E. Econometric Policy Evaluation. A Critique // Carnegie-Rochester Series on Public Policy. 1976 № 1, Pp. 19–46.
  25. Martin Zwilling. Early-Stage Startups Need Friends, Family, and Fools (англ.). Forbes (19 December 2011).
  26. Mensch, G. Das technologische Patt: Innovationen überwinden die Depression. Frankfurt a. M.: Umschau. Verlag, 348 Seiten. 1975.
  27. Okimoto D. Between MITI and the Market: Japanese Industrial Policy for High Technology. Stanford University Press. 1989, p. 221 (in Spanish).
  28. Paul Graham. Startup Equals Growth (англ.) (November 2005). [Электронный ресурс] URL: http://www.paulgraham.com/startupfunding.html
  29. Romero José/ Industrial policy: The only way out of underdevelopment, Economía Informa, Vol. 397, p. 3-38 (March-April 2016).