Роль транспортного налога в формировании бюджета Курской области

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ
dianessa5@mail.ru


Преподаватель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ
dianessa5@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется динамика, структура поступлений, динамика задолженности транспортного налога в консолидированный бюджет Курской области, а также структура плательщиков и данные по объектам налогообложения в данном субъекте.

Ключевые слова

транспортный налог, региональный налог поступления, задолженность, консолидированный бюджет, субъект Российской Федерации

Print Friendly, PDF & Email

Категории статьи:

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Ахтырская Д.Д. , Гончаренко А.Е.
Роль транспортного налога в формировании бюджета Курской области// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (90). Номер статьи: 9001. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9001/

Введение

Дорожно-транспортная система – важная составляющая экономики России, с ее помощью обеспечивается связь между различными субъектами Российской Федерации. В этой связи необходимо выделить особую роль транспортных средств, способствующих обеспечению экономических связей и, тем самым, оказывающих прямое влияние на развитие государства.

А одним источников формирования доходов бюджетов Российской Федерации является транспортный налог, который регулируется гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Для ликвидации последствий, причиняемых автомобилями дорогам и окружающей среде, необходимы финансовые ресурсы. В виду этого и был введен транспортный налог.

В связи с тем, что налоги, уплачиваемые собственниками зарегистрированных транспортных средств, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, то целесообразно оценить роль транспортного налога при формировании бюджетов регионов.

По мнению Мочалова М. В. [4], региональные налоги являются основой формирования налоговой базы региона, а благодаря поступлениям от налогов субъекты Российской Федерации имеют возможность самостоятельно формировать их бюджет, разрабатывать и реализовывать программы социально-экономического развития.

Кроме того, региональные налоги оказывают влияние на финансовое состояние граждан, отражают результат от проведенной налоговой политики и занимают не последнее место в формировании доходной части бюджета субъекта РФ.

Необходимо отметить следующую взаимосвязь: объем доходов регионального бюджета напрямую зависит от действующего налогового законодательства и эффективности налогового администрирования, а развитие регионов прямым образом влияет на подъем российской экономики.

Необходимо отметить следующую взаимосвязь: корректность составления действующего налогового законодательства и эффективность налогового администрирования прямым образом влияют на объемы доходов региональных бюджетов. Выполнение данных мер улучшит собираемость налога, приведет к поступлению должного уровня финансовых ресурсов для обеспечения полноты выполнения задач и функций регионов, что, в конечном итоге, благоприятно скажется на развитии как самих регионов, так и российской экономики в целом.

Если говорить о роли транспортного налога, то, по мнению Агузаровой Ф. С. [2], при формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов она незначительна. По этой причине возникает острая потребность в повышении значимости данного имущественного налога.

Для подтверждения достоверности данной позиции проведем исследование роли транспортного налога на примере конкретного субъекта Российской Федерации.

 

Результаты исследований

Рассмотрим динамику и структуру поступлений транспортного налога в федеральный бюджет и консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг. в таблице 1.

 

Таблица 1 — Динамика и структура поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг.

Налоговые доходы2016 г.2017 г.2018 г.Темп роста 2017/2016 (%)Темп роста 2018/2017 (%)
Сумма, млн. руб.Уд. вес (%)Сумма, млн. руб.Уд. вес (%)Сумма, млн. руб.Уд. вес (%)
Всего6907,841007553,741008 181, 47100109,4108,3
Транспортный налог139,972139,071,8154, 901,999,4111,4
Из него
Транспортный налог с организаций30, 1821,5629,8921,4927, 2817,619991,3
Транспортный налог с физических лиц109, 7878,43109,1878,5127,6182,3899,5116,9

Источник: Данные отчета формы №1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

 

Согласно данным, приведенным в таблице, транспортный налог занимает незначительную долю доходов, администрируемых налоговыми органами, бюджета Курской области на протяжении трех налоговых периодов, поскольку его удельный вес соответствует 2 % в составе всех доходов региона.

Для сравнения рассмотрим динамику изменения поступлений транспортного налога в бюджет Курской области от организаций и физических лиц за 2016-2018 гг. на рисунке 1.

 

Динамика поступлений транспортного налога в бюджет Курской области за 2016-2017 гг. от организаций и физических лиц (млн. руб.)

Рисунок 1 – Динамика поступлений транспортного налога в бюджет Курской области за 2016-2017 гг. от организаций и физических лиц (млн. руб.)

Источник: Данные отчета формы №1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»

 

Поступления от транспортного налога за период 2016-2018 гг. увеличились на 14,93 млн. рублей. Темп прироста 2017 г. в сравнении с 2016 г. сократился на 0,6 %, такое изменение связано с увеличением задолженности по транспортному налогу. Дело в том, что в 2017 году сотрудниками почтового ведомства не были вручены гражданам в связи с их отсутствием по указанным адресам около 40 тысяч уведомлений и квитанций по имущественным налогам, в т. ч. и по транспортному [5].

Отсюда следует, что взаимодействие почтовой связи Курской области и управления ФНС России по данной области оказывает влияние на результат проводимой налоговой политики по региону.

В 2018 г. по сравнению с 2017 г. темп прироста составил 11,4 %. На увеличение темпов прироста повлияло повышение налоговых ставок, вступивших в силу в 2018 году.

В составе транспортного налога наибольший удельный вес за период 2016-2017 гг. составляют поступления от физических лиц – средний показатель равен 78,5, темп роста в 2017 году по сравнению с базисным периодом – 99,5 %. А в 2018 г. поступления от физических лиц увеличились и стали равны 82,38 %.

Что же касается юридических лиц, то можно отметить, что удельный вес организаций в составе всего транспортного налога занимает меньше половины объема поступлений. Это вызвано введением в ноябре 2015 г. новой льготы по транспортному налогу для юридических лиц, регистрировавших транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн и количество транспортных единиц, находящегося в распоряжении организаций.

Из таблицы можно увидеть, что объем поступлений от физических лиц превалирует над суммой налога с юридических лиц. Такое соотношение говорит о значительной роли физических лиц в формировании бюджета Курской области.

В целом, за периоды 2016-2018 гг. прослеживается увеличение поступлений данного налога в бюджет Курской области, что может обеспечить повышение жизненного уровня населения и повлиять на темпы экономического роста региона.

Рассмотрим влияние изменений законодательства по транспортному налогу на показатели количества налогоплательщиков и зарегистрированных транспортных средств (таблица 2).

 

Таблица 2 — Структура плательщиков и данные по объектам налогообложения за период 2016-2017 (единиц)

Показатели2015 г.2016 г.2017 г.Темп роста 2016/2015 (%)Темп роста 2017/2016 (%)
Количество налогоплательщиков, в т. ч.292515290756292638-0,600,65
юридические лица345034463426-0,12-0,58
физические лица289065287310289212-0,610,66
Количество транспортных средств, зарегистрированных441319432241433125-2,060,20
у юридических лиц328963232532384-1,740,18
у физических408423399916400741-2,080,21

Источник: Данные отчета № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу».

 

Проанализировав данные таблицы, можно утверждать, что за период 2015-2016 гг. количество налогоплательщиков уменьшилось, а за период 2016-2017 гг. возросло. В 2016 г. число плательщиков налогов снизилось на 0,6 % по отношению к 2015 г.; в 2017 г. по сравнению с 2016 г. – возросло  на 0,65 %.

За рассматриваемые налоговые периоды увеличилось количество плательщиков транспортного налога на 0,04 %: численность юридических лиц уменьшилось 0,7 %, а физических лиц возросло на 0,05 %.

Так, количество налогоплательщиков-физических лиц в 2016 г. по отношению к 2015 г. уменьшилось на 0,61 %, а в 2017 г. по отношению к 2016 г. увеличилось на 0,66 %. Количество налогоплательщиков-организаций в 2016 г. по отношению к 2015 г. сократилось на 0,12%, если сравнить 2017 г. с 2016 г., то можно увидеть ту же тенденцию к сокращению количества плательщиков на 0,58 %.

Таким образом, за исследуемые периоды количество налогоплательщиков не существенно поменялось. Так, в 2015 г. имеем следующее соотношение в общей структуре налогоплательщиков: юридические лица-1,18%, физические лица-98,82%, в 2016 г. 1,19% и 98,81% соответственно (соответствующие расчеты основаны на данных таблицы 2).

Анализируя динамику транспортных средств в Курской области за 2015-2017 гг., можно отметить незначительное уменьшение количества транспортных единиц.

Для сравнения представим динамику транспортных средств по Курской области за 2015-2017 гг. (единиц), в разрезе собственников (рисунок 2).

 

Динамика транспортных средств по Курской области за 2015-2017 гг. (единиц)

Рисунок 2 — Динамика транспортных средств по Курской области за 2015-2017 гг. (единиц)

Источник: Данные отчета № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу».

 

Рисунок наглядно отражает значительное превышение доли транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, над долей транспортных средств, принадлежащих организациям.

Если рассматривать доли транспортных средств по группам собственников в объеме общих поступлений за 2017 г., то можно увидеть, что для физических лиц она составляет 92,52%, а для юридических лиц — 7,47% (рисунок 3).

 

Структура транспортных средств по собственникам в Курской области за 2017 г., %

Рисунок 3 – Структура транспортных средств по собственникам в Курской области за 2017 г., %

Источник: Данные отчета № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу»

 

Отметим, что структура транспортных средств в Курской области за 2015 г. в разрезе собственников следующая: 7,45 % — доля юридических лиц, 92,55 % — доля физических лиц. А за 2016 г. 7,48 и 92,52 соответственно (для расчета использовались данные таблицы 2).

Число транспортных единиц, принадлежащих физическим лицам, многократно превышает количество транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам. При этом удельный вес транспорта по физическим лицам в 2016 г. в соотношении с 2015 г. уменьшился на 2,08%, а в 2017 г. в соотношении с 2016 г. увеличился на 0,21%. Между тем удельный вес по юридическим лицам в 2016 г. в соотношении с 2015 г. уменьшился на 1,74%, а в 2017 г. по сравнению с 2016 увеличился на 0,18 %.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица (физические и юридические), на которые зарегистрированы транспортные средства [1].

При невыполнении обязанности по уплате налога возникает задолженность, которая не обеспечивает необходимого объема поступлений денежных средств для целей улучшения состояния дорожно-транспортной сети.

Ввиду этого представляется целесообразным проанализировать динамику задолженности транспортного налога в консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг. (таблица 3).

 

Таблица 3 – Динамика задолженности по транспортному налогу в консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг.

Задолженность2016 г.2017 г.2018 г.Темп роста 2017/2016 (%)Темп роста 2018/2017 (%)
Сумма, тыс. руб.Уд. вес (%)Сумма, тыс. руб.Уд. вес (%)Сумма, тыс. руб.Уд. вес (%)
Всего6871,11100,00%4163,7100,00%2719,8100,00%60,60%65,32%
Транспортный налог629,259,16%823,419,78%361,113,28%130,85%43,85%
Из него:
Транспортный налог с организаций162,54%242,91%27,27,53%150,00%113,33%
Транспортный налог с физических лиц613,397,47%799,497,09%33492,50%130,34%41,78%

Источник: Данные отчета № 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации»

 

На основании данных, приведенных в таблице 3, можно отметить, что удельный вес в общей сумме задолженности бюджета Курской области за 2018 г. составляет 13%.

За 3 анализируемых налоговых периода задолженность налогоплательщиков перед бюджетом уменьшилась на 4151,31 тыс. рублей, что составляет 39,58 %. В составе общей задолженности по транспортному налогу наибольший удельный вес занимает задолженность физических лиц — в среднем 96 %, а темп роста в 2018 г. в сравнении с 2017 г. составил 42 %.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о реальном снижении задолженности по транспортному налогу и эффективном урегулировании ее уровня в Курской области, что несомненно является положительной тенденцией в развитии региональной экономики.

 

Выводы

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что роль транспортного налога при формировании доходной части консолидированного бюджета Курской области не определяющая, поскольку его удельный вес в составе всех доходов региона незначителен.

Несмотря на этот фактор, транспортный налог занимает центральное место по объему денежных средств в консолидированном бюджете субъекта среди поступлений имущественных налогов, что является результатом увеличения размера налоговых ставок региональными органами государственной власти, расширения Минпромторгом перечня дорогих автомобилей, применения повышающих коэффициентов.

Если говорить о значимости транспортного налога, то она достаточно высока, поскольку данный налог является основным источником финансирования дорожно-транспортной системы России, протяженность которой на основании данных Росстата составляет 1 529,4 тыс. км. Такую огромную сеть автомобильных дорог сложно поддерживать в надлежащем состоянии без значительного вложения финансовых ресурсов, но для обеспечения нормального функционирования и развития экономических связей – это необходимое условие.

Поэтому для решения этой задачи проводится работа по увеличению собираемости транспортного налога, в том числе и в Курской области.

На основе проведенного нами анализа можно утверждать, что объем поступлений по транспортному налогу в основном связан с изменением показателей количества налогоплательщиков и зарегистрированных транспортных средств, тарифов налоговых ставок, а также зависит от эффективного администрирования, и в целом оптимального налогообложения в части транспортного налога.

Что же касается задолженности по транспортному налогу, то относительно юридических лиц налоговые службы имеют более эффективные рычаги воздействия нежели относительно физических лиц. Это объясняется тем, что к организациям с целью обеспечения решения о взыскании налога могут быть применены следующие меры: списание средств с расчетного счета, блокировка счета, наложение ареста на имущество налогоплательщика, при том, что с физических лиц налог может быть списан только в судебном порядке [3].


Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.09.2019) // Собрание законодательства РФ, N 32, 07.08.2000, ст. 3340.
  2. Агузарова Ф. С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России // Региональная экономика: теория и практика. 2018. – Т. 16, № 2. – С. 323 – 334.
  3. Каширина М.В., Салихов Г.М. Актуальные проблемы и пути реформирования транспортного налога в России // Московский экономический журнал. 2018. №5 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-puti-reformirovaniya-transportnogo-naloga-v-rossii (дата обращения: 10.09.2019).
  4. Мочалов М. В. Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий // Электронный журнал «Научный альманах» №10-1(36) -2017. -С. 93-100. – URL: http://ucom.ru/doc/na.2017.10.01.093.pdf
  5. Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс]: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=13&mat_id=75634