Авторы
Ахтырская Д.Д.
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ
dianessa5@mail.ru
Гончаренко А.Е.
Преподаватель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ
dianessa5@mail.ru
Аннотация
В статье анализируется динамика, структура поступлений, динамика задолженности транспортного налога в консолидированный бюджет Курской области, а также структура плательщиков и данные по объектам налогообложения в данном субъекте.
Ключевые слова
транспортный налог, региональный налог поступления, задолженность, консолидированный бюджет, субъект Российской Федерации
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Дорожно-транспортная система – важная составляющая экономики России, с ее помощью обеспечивается связь между различными субъектами Российской Федерации. В этой связи необходимо выделить особую роль транспортных средств, способствующих обеспечению экономических связей и, тем самым, оказывающих прямое влияние на развитие государства.
А одним источников формирования доходов бюджетов Российской Федерации является транспортный налог, который регулируется гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Для ликвидации последствий, причиняемых автомобилями дорогам и окружающей среде, необходимы финансовые ресурсы. В виду этого и был введен транспортный налог.
В связи с тем, что налоги, уплачиваемые собственниками зарегистрированных транспортных средств, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, то целесообразно оценить роль транспортного налога при формировании бюджетов регионов.
По мнению Мочалова М. В. [4], региональные налоги являются основой формирования налоговой базы региона, а благодаря поступлениям от налогов субъекты Российской Федерации имеют возможность самостоятельно формировать их бюджет, разрабатывать и реализовывать программы социально-экономического развития.
Кроме того, региональные налоги оказывают влияние на финансовое состояние граждан, отражают результат от проведенной налоговой политики и занимают не последнее место в формировании доходной части бюджета субъекта РФ.
Необходимо отметить следующую взаимосвязь: объем доходов регионального бюджета напрямую зависит от действующего налогового законодательства и эффективности налогового администрирования, а развитие регионов прямым образом влияет на подъем российской экономики.
Необходимо отметить следующую взаимосвязь: корректность составления действующего налогового законодательства и эффективность налогового администрирования прямым образом влияют на объемы доходов региональных бюджетов. Выполнение данных мер улучшит собираемость налога, приведет к поступлению должного уровня финансовых ресурсов для обеспечения полноты выполнения задач и функций регионов, что, в конечном итоге, благоприятно скажется на развитии как самих регионов, так и российской экономики в целом.
Если говорить о роли транспортного налога, то, по мнению Агузаровой Ф. С. [2], при формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов она незначительна. По этой причине возникает острая потребность в повышении значимости данного имущественного налога.
Для подтверждения достоверности данной позиции проведем исследование роли транспортного налога на примере конкретного субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим динамику и структуру поступлений транспортного налога в федеральный бюджет и консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг. в таблице 1.
Таблица 1 — Динамика и структура поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг.
Налоговые доходы | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Темп роста 2017/2016 (%) | Темп роста 2018/2017 (%) | |||
Сумма, млн. руб. | Уд. вес (%) | Сумма, млн. руб. | Уд. вес (%) | Сумма, млн. руб. | Уд. вес (%) | |||
Всего | 6907,84 | 100 | 7553,74 | 100 | 8 181, 47 | 100 | 109,4 | 108,3 |
Транспортный налог | 139,97 | 2 | 139,07 | 1,8 | 154, 90 | 1,9 | 99,4 | 111,4 |
Из него | ||||||||
Транспортный налог с организаций | 30, 18 | 21,56 | 29,89 | 21,49 | 27, 28 | 17,61 | 99 | 91,3 |
Транспортный налог с физических лиц | 109, 78 | 78,43 | 109,18 | 78,5 | 127,61 | 82,38 | 99,5 | 116,9 |
Источник: Данные отчета формы №1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Согласно данным, приведенным в таблице, транспортный налог занимает незначительную долю доходов, администрируемых налоговыми органами, бюджета Курской области на протяжении трех налоговых периодов, поскольку его удельный вес соответствует 2 % в составе всех доходов региона.
Для сравнения рассмотрим динамику изменения поступлений транспортного налога в бюджет Курской области от организаций и физических лиц за 2016-2018 гг. на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика поступлений транспортного налога в бюджет Курской области за 2016-2017 гг. от организаций и физических лиц (млн. руб.)
Источник: Данные отчета формы №1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»
Поступления от транспортного налога за период 2016-2018 гг. увеличились на 14,93 млн. рублей. Темп прироста 2017 г. в сравнении с 2016 г. сократился на 0,6 %, такое изменение связано с увеличением задолженности по транспортному налогу. Дело в том, что в 2017 году сотрудниками почтового ведомства не были вручены гражданам в связи с их отсутствием по указанным адресам около 40 тысяч уведомлений и квитанций по имущественным налогам, в т. ч. и по транспортному [5].
Отсюда следует, что взаимодействие почтовой связи Курской области и управления ФНС России по данной области оказывает влияние на результат проводимой налоговой политики по региону.
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. темп прироста составил 11,4 %. На увеличение темпов прироста повлияло повышение налоговых ставок, вступивших в силу в 2018 году.
В составе транспортного налога наибольший удельный вес за период 2016-2017 гг. составляют поступления от физических лиц – средний показатель равен 78,5, темп роста в 2017 году по сравнению с базисным периодом – 99,5 %. А в 2018 г. поступления от физических лиц увеличились и стали равны 82,38 %.
Что же касается юридических лиц, то можно отметить, что удельный вес организаций в составе всего транспортного налога занимает меньше половины объема поступлений. Это вызвано введением в ноябре 2015 г. новой льготы по транспортному налогу для юридических лиц, регистрировавших транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн и количество транспортных единиц, находящегося в распоряжении организаций.
Из таблицы можно увидеть, что объем поступлений от физических лиц превалирует над суммой налога с юридических лиц. Такое соотношение говорит о значительной роли физических лиц в формировании бюджета Курской области.
В целом, за периоды 2016-2018 гг. прослеживается увеличение поступлений данного налога в бюджет Курской области, что может обеспечить повышение жизненного уровня населения и повлиять на темпы экономического роста региона.
Рассмотрим влияние изменений законодательства по транспортному налогу на показатели количества налогоплательщиков и зарегистрированных транспортных средств (таблица 2).
Таблица 2 — Структура плательщиков и данные по объектам налогообложения за период 2016-2017 (единиц)
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | Темп роста 2016/2015 (%) | Темп роста 2017/2016 (%) |
Количество налогоплательщиков, в т. ч. | 292515 | 290756 | 292638 | -0,60 | 0,65 |
юридические лица | 3450 | 3446 | 3426 | -0,12 | -0,58 |
физические лица | 289065 | 287310 | 289212 | -0,61 | 0,66 |
Количество транспортных средств, зарегистрированных | 441319 | 432241 | 433125 | -2,06 | 0,20 |
у юридических лиц | 32896 | 32325 | 32384 | -1,74 | 0,18 |
у физических | 408423 | 399916 | 400741 | -2,08 | 0,21 |
Источник: Данные отчета № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу».
Проанализировав данные таблицы, можно утверждать, что за период 2015-2016 гг. количество налогоплательщиков уменьшилось, а за период 2016-2017 гг. возросло. В 2016 г. число плательщиков налогов снизилось на 0,6 % по отношению к 2015 г.; в 2017 г. по сравнению с 2016 г. – возросло на 0,65 %.
За рассматриваемые налоговые периоды увеличилось количество плательщиков транспортного налога на 0,04 %: численность юридических лиц уменьшилось 0,7 %, а физических лиц возросло на 0,05 %.
Так, количество налогоплательщиков-физических лиц в 2016 г. по отношению к 2015 г. уменьшилось на 0,61 %, а в 2017 г. по отношению к 2016 г. увеличилось на 0,66 %. Количество налогоплательщиков-организаций в 2016 г. по отношению к 2015 г. сократилось на 0,12%, если сравнить 2017 г. с 2016 г., то можно увидеть ту же тенденцию к сокращению количества плательщиков на 0,58 %.
Таким образом, за исследуемые периоды количество налогоплательщиков не существенно поменялось. Так, в 2015 г. имеем следующее соотношение в общей структуре налогоплательщиков: юридические лица-1,18%, физические лица-98,82%, в 2016 г. 1,19% и 98,81% соответственно (соответствующие расчеты основаны на данных таблицы 2).
Анализируя динамику транспортных средств в Курской области за 2015-2017 гг., можно отметить незначительное уменьшение количества транспортных единиц.
Для сравнения представим динамику транспортных средств по Курской области за 2015-2017 гг. (единиц), в разрезе собственников (рисунок 2).
Рисунок 2 — Динамика транспортных средств по Курской области за 2015-2017 гг. (единиц)
Источник: Данные отчета № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу».
Рисунок наглядно отражает значительное превышение доли транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, над долей транспортных средств, принадлежащих организациям.
Если рассматривать доли транспортных средств по группам собственников в объеме общих поступлений за 2017 г., то можно увидеть, что для физических лиц она составляет 92,52%, а для юридических лиц — 7,47% (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура транспортных средств по собственникам в Курской области за 2017 г., %
Источник: Данные отчета № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу»
Отметим, что структура транспортных средств в Курской области за 2015 г. в разрезе собственников следующая: 7,45 % — доля юридических лиц, 92,55 % — доля физических лиц. А за 2016 г. 7,48 и 92,52 соответственно (для расчета использовались данные таблицы 2).
Число транспортных единиц, принадлежащих физическим лицам, многократно превышает количество транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам. При этом удельный вес транспорта по физическим лицам в 2016 г. в соотношении с 2015 г. уменьшился на 2,08%, а в 2017 г. в соотношении с 2016 г. увеличился на 0,21%. Между тем удельный вес по юридическим лицам в 2016 г. в соотношении с 2015 г. уменьшился на 1,74%, а в 2017 г. по сравнению с 2016 увеличился на 0,18 %.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица (физические и юридические), на которые зарегистрированы транспортные средства [1].
При невыполнении обязанности по уплате налога возникает задолженность, которая не обеспечивает необходимого объема поступлений денежных средств для целей улучшения состояния дорожно-транспортной сети.
Ввиду этого представляется целесообразным проанализировать динамику задолженности транспортного налога в консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг. (таблица 3).
Таблица 3 – Динамика задолженности по транспортному налогу в консолидированный бюджет Курской области за 2016-2018 гг.
Задолженность | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Темп роста 2017/2016 (%) | Темп роста 2018/2017 (%) | |||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес (%) | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес (%) | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес (%) | |||
Всего | 6871,11 | 100,00% | 4163,7 | 100,00% | 2719,8 | 100,00% | 60,60% | 65,32% |
Транспортный налог | 629,25 | 9,16% | 823,4 | 19,78% | 361,1 | 13,28% | 130,85% | 43,85% |
Из него: | ||||||||
Транспортный налог с организаций | 16 | 2,54% | 24 | 2,91% | 27,2 | 7,53% | 150,00% | 113,33% |
Транспортный налог с физических лиц | 613,3 | 97,47% | 799,4 | 97,09% | 334 | 92,50% | 130,34% | 41,78% |
Источник: Данные отчета № 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации»
На основании данных, приведенных в таблице 3, можно отметить, что удельный вес в общей сумме задолженности бюджета Курской области за 2018 г. составляет 13%.
За 3 анализируемых налоговых периода задолженность налогоплательщиков перед бюджетом уменьшилась на 4151,31 тыс. рублей, что составляет 39,58 %. В составе общей задолженности по транспортному налогу наибольший удельный вес занимает задолженность физических лиц — в среднем 96 %, а темп роста в 2018 г. в сравнении с 2017 г. составил 42 %.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о реальном снижении задолженности по транспортному налогу и эффективном урегулировании ее уровня в Курской области, что несомненно является положительной тенденцией в развитии региональной экономики.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что роль транспортного налога при формировании доходной части консолидированного бюджета Курской области не определяющая, поскольку его удельный вес в составе всех доходов региона незначителен.
Несмотря на этот фактор, транспортный налог занимает центральное место по объему денежных средств в консолидированном бюджете субъекта среди поступлений имущественных налогов, что является результатом увеличения размера налоговых ставок региональными органами государственной власти, расширения Минпромторгом перечня дорогих автомобилей, применения повышающих коэффициентов.
Если говорить о значимости транспортного налога, то она достаточно высока, поскольку данный налог является основным источником финансирования дорожно-транспортной системы России, протяженность которой на основании данных Росстата составляет 1 529,4 тыс. км. Такую огромную сеть автомобильных дорог сложно поддерживать в надлежащем состоянии без значительного вложения финансовых ресурсов, но для обеспечения нормального функционирования и развития экономических связей – это необходимое условие.
Поэтому для решения этой задачи проводится работа по увеличению собираемости транспортного налога, в том числе и в Курской области.
На основе проведенного нами анализа можно утверждать, что объем поступлений по транспортному налогу в основном связан с изменением показателей количества налогоплательщиков и зарегистрированных транспортных средств, тарифов налоговых ставок, а также зависит от эффективного администрирования, и в целом оптимального налогообложения в части транспортного налога.
Что же касается задолженности по транспортному налогу, то относительно юридических лиц налоговые службы имеют более эффективные рычаги воздействия нежели относительно физических лиц. Это объясняется тем, что к организациям с целью обеспечения решения о взыскании налога могут быть применены следующие меры: списание средств с расчетного счета, блокировка счета, наложение ареста на имущество налогоплательщика, при том, что с физических лиц налог может быть списан только в судебном порядке [3].
Библиографический список