Главная страница » Публикации » 2020 » №4 (93/1) » Обеспечение конкурентоспособности медицинской организации первичного звена: телемедицинский сервис

Обеспечение конкурентоспособности медицинской организации первичного звена: телемедицинский сервис

Ensuring the competitiveness of a primary care medical organization: telemedicine service

Обеспечение конкурентоспособности медицинской организации первичного звена: телемедицинский сервис

Авторы

No items found

Аннотация

В статье рассмотрено влияние телемедицинских сервисов на обеспечение конкурентоспособности медицинской организации первичного звена; обозначены выгоды от внедрения телемедицинских сервисов для пациентов и медицинской организации; проанализирован объем рынка телемедицинских услуг в мире и России; представлены направления государственной политики в области телемедицины; отмечено положительное влияние телемедицинских сервисов на обеспечение конкурентных преимуществ медицинской организации первичного звена.

Ключевые слова

конкурентоспособность, медицинские организации первичного звена, конкурентоспособность медицинской организации, телемедицинский сервис, конкурентные преимущества; здравоохранение, цифровая трансформация здравоохранения.

Финансирование

Выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по гранту № 20-010-00524/20 от 13.02.2020 г.

Рекомендуемая ссылка

No items found. Обеспечение конкурентоспособности медицинской организации первичного звена: телемедицинский сервис // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (93/1). Номер статьи: 93103. Дата публикации: 30.12.2020. Режим доступа: https://sovman.ru/article/93103/

Authors

No items found

Abstract

The article considers the impact of telemedicine services on ensuring the competitiveness of a primary care medical organization; the benefits from the introduction of telemedicine services for patients and medical organizations are indicated; analyzed the volume of the market of telemedicine services in the world and Russia; the directions of state policy in the field of telemedicine are presented; the positive impact of telemedicine services on ensuring the competitive advantages of a primary care medical organization is noted.

Keywords

competitiveness, primary care medical organizations, competitiveness of a medical organization, telemedicine service, competitive advantages; healthcare, digital transformation of healthcare

Project finance

Supported by the Russian Foundation for Basic Research under grant No. 20-010-00524

Suggested citation

No items found. Ensuring the competitiveness of a primary care medical organization: telemedicine service // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (93/1). Art. #  93103. Date issued: 30.12.2020. Available at: https://sovman.ru/article/93103/


Введение и постановка проблемы

Рост заболеваемости населения – одна из ключевых проблем, которая стоит не только перед Россией, но и перед всеми странами мира (рис. 1).

Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составили 3657 млрд руб. и по сравнению с 2018 г. возросли на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах. С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

С 2018 по 2021 г. государственные расходы на здравоохранение возрастут на 23% в текущих ценах, а в постоянных ценах – только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах [1].

 

Состояние здоровья населения РФ

Рисунок 1 – Состояние здоровья населения РФ [2]

 

Постоянный рост государственных расходов на здравоохранение, новые инновационные медицинские технологии, препараты с акцентом на персонализированную профилактику и лечение наносят значительный ущерб экономике, поэтому активную поддержку получают те инструменты, которые позволяют решить проблему роста заболеваемости и снижения стоимости медицинского лечения (рис. 2).

 

Материалы и методика исследования

Решение вышеперечисленных проблем возможно благодаря внедрению в деятельность медицинских организаций современных высокотехнологичных телемедицинских сервисов, которые позволят вывести российское здравоохранение на новый уровень и положительно повлияют на совершенствование процесса оказания медицинских услуг населению.

 

Государственные расходы на здравоохранение по отдельным странам в 2016 г.

Рисунок 2 — Государственные расходы на здравоохранение по отдельным странам в 2016 г. (в % к ВВП) [2]

 

Цифровая трансформация здравоохранения имеет решающее значение и для обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена. Внедрение телемедицинских технологий будет способствовать:

  • развитию конкурентных преимуществ медицинской организации и повышению степени лояльности пациентов на основе создания системы мониторинга деятельности организации, помогающий оценить риски и слабые места в работе;
  • внедрению новой системы мотивации и стимулирования медицинского персонала;
  • постоянной связи врачей с пациентами с помощью информационных технологий;
  • повышению качества медицинских услуг за счет внедрения новых направлений профилактики и лечения заболеваний, оказания персонализированных медицинских услуг и т.д.

 

Полученные результаты и их обсуждение

Современные тенденции развития рынка медицинских услуг показывают необходимость ориентироваться на запросы потребителя.

Внедрение телемедицинских сервисов в медицинских организациях первичного звена предоставляет потребителям возможность проводить мониторинг состояния здоровья граждан в режиме реального времени, обслуживать пациентов в труднодоступных населенных пунктах страны, обеспечивать удобства пациенту в общении с медицинскими сотрудниками; получать качественные медицинские услуги, сокращать количество визитов к врачу и за счет этого уменьшать расходы на лечение.

По данным VEB Ventures, мировая посещаемость телемедицинских сервисов может вырасти в 5,5 раз — с 36 млн визитов на начало 2020 года до 200 млн визитов к началу 2021 года [3].

Рынок телемедицины в России в 2019 году достиг 1,5 млрд рублей и продолжает расти. Объем инвестиций в отрасль цифровой медицины с 2010 г. вырос более чем в 10 раз и составил 14,6 млрд долл. Основные направления инвестиций – это приложения и разработки для пациентов, включая телемедицину – 3,3 млрд долл. (23%); диагностика и скрининг – 2,3 млрд долл. (16%); машинное обучение – 0,9 млрд долл. (6%) [4].

Ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена является государственная политика в области электронного здравоохранения, которая способствует оснащению медицинских организаций специализированным оборудованием, создает необходимую правовую базу для осуществления телемедицинских услуг, совершенствует механизм взаимодействия между разными медицинскими организациями первичного звена, вовлечению пациентов в процесс лечения за счет использования ИТ-средств: в частности, электронных медицинских карт и различных онлайн-услуг.

Приводим данные Доклада «О задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения 2019» [5].

В 2018 году более 4 тыс. медицинских организаций первичного звена внедрили медицинские информационные системы; более 15 тыс. медицинских организаций используют информационные системы при оказании медицинской помощи, ведут электронные медицинские карты; более 70 тыс. автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключено к медицинским информационным системам, их общее количество составляет более 600 тысяч.

В 2018 г. все 85 субъектов РФ завершили интеграцию с ЕГИСЗ и обеспечивают услугу записи на прием к врачу в Личном кабинете пациента «Мое здоровье». Число пользователей услугами и сервисами Личного кабинета пациента на ЕПГУ в 2018 году составило 4,2 млн человек.

В 2019 году к Федеральной телемедицинской системе было подключено более 700 медицинских организаций, 24 национальных медицинских исследовательских центра Минздрава России и оказано более 4 тысяч телемедицинских консультаций [5].

Помимо государственной политики развитие телемедицинских сервисов стимулируется активным развитием носимых гаджетов, которые берут на себя все больше функций медицинских приборов, например, тонометров и глюкометров.

 

Выводы

Мобильные устройства стали обычным явлением в медицинских организациях, что привело к быстрому росту числа разработок медицинских приложений, помогающих специалистам здравоохранения в решении многих важных задач, таких как: управление информацией и временем, ведение медицинской карты и доступ к ней, связь и консалтинг, сбор справочной информации, ведение и мониторинг пациентов, принятие клинических решений, медицинское образование и обучение.

Итак, как повлияет развитие телемедицинских сервисов на обеспечение конкурентных преимуществ медицинской организации первичного звена?

Во –первых, повысит доступность услуг, предоставляемых медицинской организации первичного звена, для граждан всех регионов страны — вне зависимости от места их проживания; во-вторых, снимет финансовые барьеры для пациентов — стоимость телемедицинского приема ниже стоимости очного.

В-третьих, частично решит кадровую проблему. В некоторых регионах дефицит врачей составляет до 20%. Телемедицина позволит перераспределить нагрузку между врачами из разных регионов и закроет потребности жителей населенных пунктов, где нет узких специалистов, в медицинской помощи.

И наконец, позволит развить в России институт второго медицинского мнения.

Читайте также






Библиографический список

  1. Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.) Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/finansirovanie-zdravookhraneniya-v-rossii-2021-2024-gg (дата обращения 03.10.2020)
  2. Здравоохранение в России. 2019. Статистический сборник. [Текст] /Росстат. – 2019. – 170 с.
  3. Цифровое здравоохранение в России: каким будет рынок после пандемии и как на него выйти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rb.ru/opinion/digital-healthcare-in-russia (дата обращения 03.10.2020)
  4. Эксперт: рынок цифровой медицины в России вырастет до 90 млрд рублей к 2023 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medvestnik.ru/content/news/Ekspert-rynok-cifrovoi-mediciny-v-Rossii-vyrastet-do-90-mlrd-rublei-k-2023-godu.html (дата обращения 01.10.2020)
  5. Доклад «О задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения 2019» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://liman.astrobl.ru/sites/default/files/doclad_zdr_2019.pd (дата обращения 01.10.2020)

References

  1. Financing of health care in Russia [Finansirovaniye zdravookhraneniya v Rossii] (2021–2024). Ulumbekova, G.E., Ginoyan, A.B., Kalashnikova, A.V., Alvianskaya, N.V. [Electronic resource]. Access mode: https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/finansirovanie-zdravookhraneniya-v-rossii-2021-2024-gg (accessed 03.10.2020)
  2. Health care in Russia [Zdravookhraneniye v Rossii]. 2019. Statistical compendium. [Text] /Rosstat. – 2019. – 170 p.
  3. Digital healthcare in Russia: what will the market be like after the pandemic and how to enter it [Tsifrovoye zdravookhraneniye v Rossii: kakim budet rynok posle pandemii i kak na nego vyyti ] / [Electronic resource]. Access mode: https://rb.ru/opinion/digital-healthcare-in-russia (accessed 03.10.2020)
  4. Expert: the digital medicine market in Russia will grow to 90 billion rubles by 2023 [ Ekspert: rynok tsifrovoy meditsiny v Rossii vyrastet do 90 mlrd rubley k 2023 godu] / [Electronic resource]. Access mode: https://medvestnik.ru/content/news/Ekspert-rynok-cifrovoi-mediciny-v-Rossii-vyrastet-do-90-mlrd-rublei-k-2023-godu.html (accessed 01.10.2020 )
  5. Report “On the tasks of the constituent entities of the Russian Federation in the field of health care 2019” [Doklad «O zadachakh sub”yektov RF v sfere zdravookhraneniya 2019»] / [Electronic resource]. Access mode: https://liman.astrobl.ru/sites/default/files/doclad_zdr_2019.pd (accessed 01.10.2020)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх