6+

«Знания» – ключевой элемент конкурентоспособности научно-производственного комплекса

Авторы


начальник бюро
Россия, Акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова», г. Тула
[email protected]

Аннотация

Вопросы организации устойчивого процесса производства востребованной наукоемкой продукции особенно актуальны в период глобального производственного кризиса, вызванного пандемией, стремлением ведущих стран сократить использование традиционных энергоресурсов, а также наличие ряда геополитических кризисов. Анализ процессов разработки и производства наукоемкой продукции позволяет установить, что ключевым для предприятия является его способность работать с таким объектом как «знание». Установление алгоритмов воспроизводства и практического применения «знания» позволяет сформировать программу поступательного развития предприятия и обеспечить его конкурентоспособность.

Ключевые слова

знания, наукоемкая продукция, научно-производственный комплекс, конкурентоспособность научно-производственного комплекса.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Горбачев Андрей Юрьевич
«Знания» – ключевой элемент конкурентоспособности научно-производственного комплекса// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (95). Номер статьи: 9504. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9504/

Введение

Наукоемкая продукция, способная удовлетворить актуальные потребности общества и рынка, в ведущих странах мира (США, Китай, Япония, Германия, Великобритания) является катализатором экономических процессов. Поэтому особое внимание государства и различных инвесторов уделяется производителям такой продукции. Организация устойчивого и поступательного процесса развития производства наукоемкой продукции имеет приоритетное значение как для самого производителя, так и для экономики страны.

Необходимо отметить, что согласно данным статистики [1] общемировой объем экспорта высокотехнологичной продукции на 2016 год составил 1,95 трлн. долл. из которых:

  • доля Китая составляет 25%;
  • доля Германии составляет 10%;
  • доля США составляет 8%;
  • доля Сингапура составляет 6%;
  • доля Южной Кореи составляет 6%;
  • доля Франции составляет 5%.

При этом доля экспорта России в данном сегменте составляет 6,6 млрд. долл. или 0,3% от общемирового уровня. Поэтому для нашей страны очень важно уделять внимание наукоемкому производству, как одному из основных средств для стимуляции развития экономики.

В России одной структур, способных осуществлять выпуск наукоемкой продукции является научно-производственный комплекс (НПК). НПК – предприятие, выполняющее прикладные научно-исследовательские работы (в рамках тематического направления деятельности), по результатам которых производится выпуск наукоемкой продукции [2].

Следует отметить, что наукоемкая продукция – это продукция в составе затрат которой присутствуют расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляющие не менее десяти процентов [3].

 

Основные этапы разработки наукоемкой продукции

Для производства наукоемкой продукции осуществляется цикличный процесс состоящий из исследовательских работ, по результатам которых устанавливается возможность изготовления макетного образца подтверждающего правильность принятых решений; опытно-конструкторских работ, позволяющих создать документацию для серийного производства изделий; производства опытной партии изделий для отработки технологических и производственных процессов, а также внедрения на рынок, и серийный выпуск продукции. Успех выполнения каждой стадии зависит от большого количества факторов. Однако первоочередным фактором при рассмотрении вопроса возможности выполнения работ является наличие у НПК соответствующих ресурсов. В рассматриваемом случае это проведение различных исследовательских работ заключается в разработке набора технологических решений с целью изготовления изделия, проведения необходимых испытаний и формирования набора документации, позволяющей осуществлять как серийный выпуск изделий, так и проведения оперативных доработок по модернизации. Для разработки технологического решения необходимо обладать соответствующими знаниями и иметь необходимую исследовательскую базу.

 

Процесс разработки изделия

Рисунок 1. Процесс разработки изделия

 

В общем случае процесс разработки нового изделия представлен на рисунке 1 и состоит из следующих стадий:

  1. Постановка актуальной задачи по разработке изделия.
  2. Оценивается возможность реализации поставленной задачи на основе имеющихся «знаний» НПК. При этом осуществляется корректировка первоначальной задачи.

Также постановка задачи может осуществляться на основе имеющихся результатов от предшествующих работ.

  1. Для решения поставленной задачи установляются требуемые исполнители (специалисты, организации) и необходимый перечень оборудования для проведения исследовательских работ.
  2. На основе имеющихся «знаний» НПК» и исследовательской базы предприятия осуществляется разработка технологических решений для последующего производства вновь разрабатываемого изделия.
  3. Изготовление нового изделия.
  4. Проводится комплекс испытаний и доработок вновь разработанного изделия.
  5. Формируется набор документации для последующего серийного выпуска вновь разработанного изделия.

 

«Знание» как ключевой элемент в процессе разработки и производства наукоемкой продукции

Критичным в представленной последовательности является термин «знания», так как постановка и возможность решения задачи зависит от данного термина. «Знание» НПК в данном случае целесообразно рассматривать как ресурс, наряду с исследовательскими, производственными и кадровыми возможностями предприятия.

В общем смысле термин «знания» здесь понимается как наличие проверенной информации, позволяющей решать поставленную задачу [4]. Также в экономической науке посвящены множество трудов установлению данного термина, которые можно подразделить на следующие группы:

  1. Социально-исторический ресурс, описывающий трансформацию и применения «знаний» в различных сферах жизнедеятельности человека с учетом развития общества [5].
  2. По формализации: явные, неявные, прикладные, фундаментальные, научно-технические, развлекательные, культурные и прочие [6].
  3. По способу распространения: межличностные и общественные.
  4. По способу производства: научные и бизнес-процессы.

«Знания» НПК — это ресурс, получаемым в результате комплексной работы предприятия над решением задач по обеспечению его конкурентоспособности, в первую очередь для выполнения инициативных работ для создания задела.

При этом, субъектами «знания» на НПК выступают сотрудники предприятия и задокументированная информация по результатам предшествующих исследовательских работ.

В процессе деятельности НПК сотрудники приобретают «знания» тремя основными способами:

  1. В процессе взаимодействия с другими организациями.
  2. Самостоятельный поиск в открытых или специализированных источниках информации.
  3. Самостоятельное производство знаний, в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности с последующей теоретизацией полученных результатов, в том числе осуществления внешнего ценза с последующей публикацией.

 

Воспроизводство «знания»

Как правило, все три способа по приобретению знаний реализуют системообразующие специалисты НПК.

В процессе своей деятельности НПК взаимодействует с другими организациями, так как производство сложной продукции требует развитой кооперации. В свою очередь, предприятия-участники процесса создания нового изделия  характеризуются ключевыми компетенциями, на основе которых выстраиваются основные схемы взаимодействия.

Выполнение исследовательских работ и получение новых «знаний» возможно для НПК двумя основными способами:

  1. Выполнить работы самостоятельно. При этом НПК получает технологические решения, которые могут осознано применяться предприятием в работах по модернизации вновь разработанного изделия.
  2. Привлечь к выполнению работ сторонние организации. Такими организациями могут быть: университеты, научно-исследовательские институты, другие организации аналогичные НПК, сторонние исследователи, привлекаемые на временной основе. При этом цели направления исследований или решаемые задачи у участников процесса могут быть различны, но направлены они для решения общей конечной цели – создания нового изделия.

Комбинированный способ получения «знания» также применяется на практике. При этом для полноценной возможности полученного «знания» НПК также приходится «осваивать» результаты работы подрядчиков.

Вновь полученные «знания» впоследствии используются НПК при выполнении полного комплекса работ, поэтому в случае выполнения исследовательских работ сторонней организацией по ключевой компетенции НПК для предприятия

Важным является вопрос «освоения» новых «знаний», когда данные знания соответствуют ключевым компетенциям организации. «Освоение» осуществляется путем самостоятельного выполнения работ НПК по вновь созданным другой организацией «знаниям».

 

Таблица 1. Задачи различных организаций при выполнении исследовательских работ

Организация Цель деятельности субъекта при выполнении им исследовательских работ, порученных НПК Исследовательское оборудование Результат от выполнения исследовательских работ порученных НПК
Научно-исследовательский институт Теоретизация знаний посредством выполнения различных исследовательских работ Специализированное исследовательское оборудование Получение финансовых средств
Университет Узкоспециализированное оборудование
Различные организации, выполняющие прикладные научно-исследовательские работы Обеспечение собственной конкурентоспособности посредством выполнения актуальных работ по профилю деятельности Опытное производство
Сторонние исследователи, привлекаемые на временной основе Отсутствует

 

В общем случае «знание» проходит три основных этапа:

  • разработка;
  • освоение;
  • использование (эксплуатация).

 

Три стадии работы со «знанием»

Рисунок 2. Три стадии работы со «знанием»

 

Аналогично рассуждениям, приведенным на рисунке 1, рассмотрим пути трансформации НПК «знания». При этом необходимо рассматривать только тот набор информации, который влияет на ключевые компетенции предприятия, потому что производство сложной наукоемкой продукции невозможно без кооперации. Зачастую продукция многих предприятий является комплектующими для других организаций.

НПК на основе достигнутого финансового результата от эксплуатации имеющихся технологических решений устанавливает возможность для выполнения работ по разработке актуального изделия. Далее устанавливается оптимальный способ выполнения работ. Первый способ – разработка технологического решения собственными силами, второй – разработка технологического решения смежниками, с последующим «освоением» НПК вновь разработанных технологических решений. Результатом проведенных работ является набор освоенных технологических решений, который впоследствии эксплуатируется (используется в работах по модернизации  изделия) с целью получения финансового результата

 

Три стадии работы НПК со «знанием»

Рисунок 3. Три стадии работы НПК со «знанием»

 

В приведенном процессе работы со «знанием» представляется возможным выделить три зоны риска:

  1. Зона «высокого» риска, когда осуществляются процессы по разработке новых технологических решений.
  2. Зона «среднего» риска при осуществлении процессов «освоения» вновь разработанных технологических решений. В данном случае возможность критических ошибок приводящих к срыву работ сохраняется. Однако у НПК существует возможность обращения к разработчику для корректировки его деятельности.
  3. Зона «низкого» риска. На данной этапе вновь разработанные технологические решения, которые прошли апробацию, применяются в прикладных работах для достижения финансового результата.

 

Порядок финансирования исследовательских работ

Рисунок 4. Порядок финансирования исследовательских работ

 

Приобретение «знания» НПК процесс как необходимый для предприятия, поскольку от компетенций организации зависит ее конкурентоспособность, но и требующий финансовых и временных затрат. Причем данный процесс целесообразно разделить на ряд отдельных работ, выполняемых в соответствующий интервал времени. Разграничение процесса приобретения «знания» на ряд отдельных позволяет НПК целенаправленно планировать и развивать свою деятельность. Также данные работы могут иметь временной лаг между окончанием одной и началом последующий, так как полученные результаты проходят этапы проверок, согласования и корректировки последующего хода выполнения работ.

 

Заключение

Рассматривая «знание» как ключевой элемент деятельности НПК можно резюмировать:

  1. «Знание» является ресурсом, получаемым в результате работы НПК по созданию новых изделий или нового направления детальности.
  2. Процесс приобретения «знания» НПК непрерывен, так как предприятие постоянно эксплуатирует имеющиеся наработки и нуждается в новых для обеспечения спроса на свою деятельность.
  3. «Знание» является системообразующим фактором поступательного развития НПК и обеспечения конкурентоспособности его деятельности. На основе задач по приобретению ключевых компетенций предприятием формируется система кооперации и взаимодействия с другими предприятиями.
  4. В процессе приобретения и эксплуатации «знания» риски по осуществляемым работам различны.
  5. Планирование развития НПК должно осуществляться на основе трехступенчатого процесса: приобретения, освоения и эксплуатации знания.


Библиографический список

  1. Кисс, Р.Ю. Мировой высокотехнологичный экспорт в графиках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proved-np.org/services/novosti/novosti_ved/mirovoj_vysokotehnologichnyj_eksport_v_grafikah_naskol_ko_rossiya_otstaet/
  2. Федорова, Т.А., Горбачев, А.Ю. Методика формирования пакета заказов научно-производственного комплекса / Т.А. Федорова, А.Ю. Горбачев // Инновационное развитие экономики. Научно-практический и теоретический журнал – 2018. — №3(45). – С. 107 – 111.
  3. Методические рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации (утв. Минобрнауки России 31.07.2006) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ppt.ru/docs/rekomendatsiya-rekomendatsii/45649
  4. Филатов, В. П. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004 –2017.
  5. Чупин, Р.А. Классификация, распространение и производство знаний в мировой экономике: теоретическое обобщение / Р.А. Чупин // Образование и наука – 2013. – №6 (105). – С. 17 – 31.
  6.  Паникарова, С. В.,  Власов, М. В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом : [учеб. пособие] / С. В. Паникарова, М. В. Власов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2015. – 140 с.
  7. Попов, Е. В., Власов М. В. Институты знаний: монография. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2012. 256 с.
  8. Мокир, Дж. Дары Афины. Исторические аспекты экономики знаний. М.: Институт Е. Т. Гайдара. 2012. С. 14–28.
  9. Autant-Bernard C., Massard N. Underlying mechanism of knowledge diffusion // IAREG Working papers 4.7. 2009.
  10. Klarl, T. Knowledge diffusion and knowledge transfer: two sides of the medal // Centre for European economic research. 2009. 12. Kraak A. Changing modes: a brief overview of the Mode 2 knowledge debates and its impact on South Africa policy formulation // Human science research. 2000. P. 9–19.