6+

Современный контроль подготовленности юных хоккеистов

Авторы


кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России
Россия, Московская государственная академия физической культуры
[email protected]

Аннотация

Статья является продолжением исследований [13] и рассматривает вопрос современных инновационных систем контроля специальной подготовленности юных хоккеистов 7-11 лет. Сравниваются результаты коньковых тестов групп начальной подготовки и начальной специализации в конце учебного года. На основе большой выборки испытуемых n=106 получены результаты тестов и определена достоверность отличий средних значений по t-критерию Стьюдента. Так бег на коньках лицом вперёд 20 метров показал достоверные р≤0,01различия меду 8,9 и 10 летними хоккеистами, а тест «Слаломный бег с шайбой» между хоккеистами 9 и 10 лет р≤0,05, 10 и 11 лет р≤0,01.

Ключевые слова

контроль подготовленности хоккеистов, тайминговая система, учебно-тренировочный процесс

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Шишков Игорь Юрьевич
Современный контроль подготовленности юных хоккеистов// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (97). Номер статьи: 9711. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9711/
DOI 10.24412/2226-9339-2022-197-11

Введение

Наиболее важным критерием в оценки специальной подготовленности юных хоккеистов является «коньковая подготовка» [1,2,4]. Этот специальный вид подготовленности оценивается различными тестами. В современных научных исследованиях установлен чрезмерный объем испытаний, оценивающих скоростные способности спортсменов [7]. Степень информативности этих испытаний недостаточна для оценки широкого спектра актуальных в хоккее двигательных координаций.  Как показали исследования Иванова А.А. (2005) тесты по специальной физической подготовке в значительной степени определяются уровнем техники владения коньками и уровнем развития скоростно-силовых качеств. Поэтому наиболее высокие темпы прироста результатов в специальных тестах у юных хоккеистов наблюдаются в возрастном периоде 14-15 лет (УТГ третьего и четвёртого годов обучения) [5]. В исследовательских работах с хоккеистами 9-10 лет в настоящее время разработаны только шкалы оценок уровня общей и специальной физической подготовленности с использованием системы электронного хронометража. Данный подход позволяет совершенствовать систему контроля общей и специальной физической подготовленности хоккеистов 9-10 лет [8]. В тоже время использование автором предложенного алгоритма оценки показателей специальной физической подготовленности в тренировочном процессе юных хоккеистов с учётом бальной шкалы оценок позволяло определить функциональную готовность отдельных игроков команды и выявить наиболее слабые звенья в структуре специальной физической подготовленности с учётом биологического развития юного хоккеиста. [8,9]. Данный подход на наш взгляд является не совсем корректным.

Важные проблемы в исследованиях реализации скоростно-силовых способностей юных хоккеистов затронуты Кузьменко А.А. (2015). Это возрастающие требования к скорости исполнения технико-тактических комбинаций, которые не подкреплены способностью к оперативной рациональной перестройке, согласованию и скоординированности действий; требования к реализации динамических усилий на индивидуально предельной скорости, искажение координационной структуры [6,7]. Отдельные исследования посвящены сопоставлению разницы выполнения заданного теста с шайбой и без неё. Так в контрольном упражнении прокат шестнадцатиметрового отрезка хоккеисты с клюшкой без шайбы преодолевали в среднем за 2,865±0,1884 c, за 2,865±0,1884 c, на ведение шайбы тратилось дополнительно в среднем 0,117 с. [3]. Средние и высокие корреляции (p<0,05) между результатами в этих заданиях позволили с помощью метода регрессионных остатков разработать номограммы оценок реализационной эффективности техники ведения шайбы, выполнения обводки и бега «змейкой» [3].

Таким образом проведённые исследования пока не позволяют в полной мере оценить уровень специальной подготовленности юных хоккеистов на начальных этапах учебно-тренировочного процесса, что вызывает необходимость продолжить изучение этой темы.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе спортивной школы олимпийского резерва им. Ю.Е. Ляпкина, г.о. Балашиха в мае 2021 года. В исследовании приняли участие юные хоккеисты 7-11 лет. n=106, таблица 1. Уровень специальной подготовленности хоккеистов оценивался по 5 тестам, рекомендованных Федерацией хоккея России [10]. Это бег на коньках лицом и спиной вперёд 20 метров, «Челночный бег 6х9 м.» рисунок 1, слаломный бег на коньках с ведением и без шайбы рисунок 2. В тестированиях принимали участие тренеры школы, студенты и магистранты Московской государственной академии физической культуры.

Рисунок 1. «Челночный бег 6х9 м.                              Рисунок 2. «Слаломный бег»

 

Методы исследования: В регистрации времени выполнения тестовых упражнений нами использовалась система тайминга SmartSpeed PT. Система разработана австралийской корпорации Fusion Sport для одной линии тестирования с использованием беспроводных ворот и удалённого контроля с мобильного телефона или планшета. Использовалось мобильное приложение SmartSpeed для Android. Точность измерения до 0.001 сек. Интеллектуальная технология исправления ошибок 3/9 Smart Bim обеспечивала точные данные и позволяла фиксировать время как по первому пересечению, так и по корпусу «обрезая» пересечение луча руками или датчиком. После пересечения лазерного луча результат тут же регистрировался в системе, и передавался на привязанное устройство Android (смартфон) [13]. В конце тестирования все результаты распечатывались из облака сайта зарегистрированного пользователя. Далее использовались стандартные методы статистической обработки данных: определение средней величины выборки (М), среднего-квадратического отклонения (m±), статистическая проверка, основанная на распределении Стьюдента с применением t-критерия для средних значений в двух выборках двух последующих возрастов хоккеистов. Вся обработка осуществлялась в среде электронной таблицы Excel.

 

Результаты исследования

В таблице 1 представлены результаты тестов специальной скоростно-силовой подготовленности юных хоккеистов в четырёх возрастных группах. Тестирование проводилось в конце учебного года с целью оценить уровень хоккеистов для перевода их в следующую учебную группу.  Интерес представляла разница результатов отдельных тестов в зависимости от возраста спортсменов. Нами отмечена достоверная р≤0,01 разница в улучшение исполнения теста «Бег на коньках 20 м» хоккеистов с 8 до10 лет, и в тесте «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы» с 9 до 10 лет р≤0,05 и с 10 до 11 лет р≤0,01. Эти данные с большой долей вероятности могут указывать на хорошее развитие в первом случае быстроты с 8 до 10 лет. Более старшие возрастные группы выполняли контрольное упражнение «Бег 30 м на коньках», и сравнивать результаты нам представлялось некорректным. Это возможно только сравнив среднюю скорость пробегания искомых отрезков. В тесте «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы», характеризующий скоростно-силовую подготовленность хоккеистов и их координационные способности, мы видим достоверный прирост результатов только с 9 до 11 лет. Этот факт говорит о важном сензетивном периоде улучшения коньковой подготовки юных хоккеистов параллельно с освоением техники владения клюшкой и шайбой.

«Челночный Бег на коньках 6х9 м» показал нам рост р ⩾0.05 средних по команде результатов теста у 9 летних хоккеистов по сравнению с 8 летними и 10 летних по сравнению с 9 летними р≤0,01, а затем снижение р ⩾0.05 данных, что на наш взгляд может говорить о неправильном распределении средств и подборе методов развития специальных скоростно-силовых и координационных способностей ребят 11 лет. Именно в этом тесте старшие ребята показали более низкие 15.906±0,96 сек. по сравнению с младшими на год 15.611±0.98 сек. результаты.

Также о неправильном распределении средств и подборе методов развития специальных скоростно-силовых и координационных способностей, но уже в группе 9-летних хоккеистов показали тесты «Слаломный бег на коньках без шайбы и с ведением шайбы». В обоих упражнениях старшие ребята 2012 г.р. (n=30) показали худшие средние результаты по группе в сравнении с ребятами 2013 г.р. (n=27). В слаломном беге без шайбы 12.178±1.40 сек. по сравнению с 11.801±0.30 сек. Разница составила 0.377 сек. В слаломном беге с шайбой 13.433±1.55 сек. по сравнению с 13.296±3.30 сек. Разница составила 0.137 сек.

 

Таблица 1. Результаты тестов специальной скоростно-силовой подготовленности юных хоккеистов 7-11 лет

тест возрастная группа
7-8 лет n=27 9 лет n=30 10 лет n=26 11 лет n=23
М±m сек. М±m сек. М±m сек. М±m сек.
1 Бег на коньках 20 м
(11 лет 30 м)
4.381±0.57 3.905±0.22 3.912±0.15 5.132±0.14
tэмп= 4.324
р≤0,01
tэмп= 3.901
р≤0,01
2 Бег на коньках спиной вперёд 20 м
(11 лет 30 м)
5.743±0.48 5.149±0.44 5.137±0.394 6.313±0.29
tэмп= 4.525
р≤0,01
tэмп= 0.340
нет
3 Бег на коньках челночный 6х9 м 17.507±2.76 16.751±1.09 15.611±0.98 15.906±0,96
tэмп= 1.051
нет
tэмп= 4.581
р≤0,01
tэмп= -1.211
нет
4 Слаломный бег на коньках без шайбы 11.801±0.30 12.178±1.40 10.968±2.15 10.709±0.56
tэмп= -1.306
нет
tэмп= 3.079
р≤0,01
tэмп= -1.202
нет
5 Слаломный бег на коньках с ведением шайбы 13.296±3.30 13.433±1.55 12.582±1.26 11.429±0.55
tэмп= -0.296
нет
tэмп= 2.206
р≤0,05
tэмп= 3.525
р≤0,01

 

Наглядно результаты тестов представлены на рисунках 3 и 4.

 

Сравнительные результаты тестов хоккеистов 7-11 лет в слаломном беге без шайбы и с ведением шайбы, челночном беге на коньках в конце учебного года

Рисунок 3. Сравнительные результаты тестов хоккеистов 7-11 лет в слаломном беге без шайбы и с ведением шайбы, челночном беге на коньках в конце учебного года

 

Сравнительные результаты тестов хоккеистов 7-11 лет в беге на коньках лицом и спиной вперёд на 20 м. в конце учебного года

Рисунок 4. Сравнительные результаты тестов хоккеистов 7-11 лет в беге на коньках лицом и спиной вперёд на 20 м. в конце учебного года

 

Выводы:

  1. Выявленная достоверная р≤0,01 разница в улучшение исполнения теста «Бег на коньках 20 м» хоккеистов с 8 до10 лет, и в тесте «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы» с 9 до 10 лет р≤0,05 и с 10 до 11 лет р≤0,01 с большой долей вероятности может указывать на динамическое развитие в первом случае быстроты с 8 до 10 лет, во втором специальных скоростно-силовых и координационных способностей юных хоккеистов с 9 до 11 лет.
  2. Регулярный контроль специальной подготовленности на начальных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, с использованием современных инновационных средств контроля, является обязательным механизмом в системе управления юных хоккеистов ДЮСШ.


Библиографический список

  1. Букатин, А. Ю. Начальное обучение юных хоккеистов (8-10 лет) : учебное пособие / А. Ю. Букатин, В. М. Колузганов, В. П. Иванов ; Государственный центральный Ордена Ленина институт физической культуры. – Москва : Без издательства, 1983. – 68 с.
  2. Булушев, С. О. Показатели скоростных способностей хоккеистов 11-12 лет / С. О. Булушев, А. А. Попурей // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. – 2015. – Т. 3. – № 1. – С. 30-37.
  3. Давыдов, А. П. Реализационная эффективность техники маневрирования с шайбой в хоккее / А. П. Давыдов, В. Г. Медведев // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 12. – С. 68-70
  4. Ежов, П. Ф. Упражнения координационной направленности в технической подготовке юных хоккеистов на этапе начального обучения / П. Ф. Ежов, И. Ю. Шишков, Д. П. Тимофеев // Сборник материалов научных конференций студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов и прикреплённых лиц (2019-2020 учебный год), Малаховка, 05 декабря 2019 года – 2020 года / Министерство спорта Российской Федерации, Московская государственная академия физической культуры, Московская областная олимпийская академия. – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2020. – С. 313-316.
  5. Иванов, А. А. Педагогический контроль общей и специальной физической подготовленности юных хоккеистов на учебно-тренировочном этапе подготовки в ДЮСШ : специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Иванов Александр Андреевич. – Москва, 2005. – 21 с.
  6. Кузьменко, А. А. Векторы обновления содержания тестирования специальной физической подготовленности юных хоккеистов / А. А. Кузьменко, Т. К. Ким, Г. А. Кузьменко // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 5. – С. 94-96.
  7. Кузьменко, А. А. Условия формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий / А. А. Кузьменко, Т. К. Ким, Г. А. Кузьменко // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – С. 60-62.
  8. Коновалов, В. Н. Развитие координационных способностей у хоккеистов 9-10 лет с использованием технических средств подготовки / В. Н. Коновалов, А. В. Левкин // Современный учёный. – 2019. – № 4. – С. 51-58.
  9. Коновалов, В. Н. Комплексная оценка специальной физической подготовленности юных хоккеистов / В. Н. Коновалов, Д. А. Бернатавичюс, Д. А. Афанасьев // Омский научный вестник. – 2013. – № 2(116). – С. 199-204.
  10. Национальная программа спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» //https://fhr.ru/upload/iblock/deb/Natsionalnaya-programma_-interaktiv.pdf (дата обращения 21.02.2022).
  11. Филатов, В. В. Обоснование нормативных оценок показателей подготовленности хоккеистов на предварительном этапе подготовки / В. В. Филатов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 4(122). – С. 186-190. – DOI 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p186-190.
  12. Филатов, В. В. Педагогическая оценка подготовленности юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / В. В. Филатов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2(132). – С. 189-194. – DOI 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p189-194
  13. Шишков, И. Ю. Инновационная тайминговая система SmartSpeed в оценке подготовленности хоккеистов / И. Ю. Шишков // Современные технологии управления. – 2021. – № 2(95).