Главная страница » Публикации » 2022 » №2 (98) » Совершенствование механизма взаимодействия таможенных администраций в сфере электронной торговли

Совершенствование механизма взаимодействия таможенных администраций в сфере электронной торговли

Improvement of the mechanism of interaction of the customs administrations in the field of electronic trade

Совершенствование механизма взаимодействия таможенных администраций в сфере электронной торговли

Авторы

Асиятилов Герейхан Магомедович
аспирант
Россия, Российская таможенная академия
tamara-chgu@mail.ru
Юсупова Савда Ярагиевна
доктор экономических наук, профессор кафедры управления РТА
Россия, Российская таможенная академия
tamara-chgu@mail.ru

Аннотация

В статье раскрыт механизма взаимодействия таможенных администраций в сфере электронной торговли. Подчеркнуто, что международный характер электронной торговли требует применения комплексного и гармонизированного подхода, прагматичных, справедливых и инновационных решений. Показано, что в настоящее время повышенное внимание уделяется контролю электронной торговли. Это актуализирует вопрос взаимодействия таможенных администраций в сфере электронной торговли. Одним из механизмов в данной сфере может стать обеспечение взаимодействия российского сегмента механизма «единого окна» с иностранными механизмами «единого окна».

Ключевые слова

таможенные администрации, электронная торговля, управление электронной торговлей, трансграничная электронная торговля, регулирование международной электронной торговли, национальные механизмы «единого окна»

Рекомендуемая ссылка

Асиятилов Герейхан Магомедович, Юсупова Савда Ярагиевна. Совершенствование механизма взаимодействия таможенных администраций в сфере электронной торговли // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (98). Номер статьи: 9803. Дата публикации: 17.06.2022. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9803/

Authors

Asiyatilov Gereykhan Magomedovich
graduate student
Russia, Russian Customs Academy
tamara-chgu@mail.ru
Yusupova Savda Yaragiyevna
Doctor of Economics, Professor, Department of Management of RTA
Russia, Russian Customs Academy
tamara-chgu@mail.ru

Abstract

The article reveals the mechanism of interaction between customs administrations in the field of electronic commerce. It is emphasized that the international nature of electronic commerce requires an integrated and harmonized approach, pragmatic, fair and innovative solutions. It is shown that at present, increased attention is paid to the control of electronic commerce. This actualizes the issue of interaction between customs administrations in the field of electronic commerce. One of the mechanisms in this area may be to ensure the interaction of the Russian segment of the Single Window mechanism with foreign Single Window mechanisms.

Keywords

customs administrations, e-commerce, e-commerce management, cross-border e-commerce, regulation of international e-commerce, national single window mechanisms

Suggested citation

Asiyatilov Gereykhan Magomedovich, Yusupova Savda Yaragiyevna. Improvement of the mechanism of interaction of the customs administrations in the field of electronic trade // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (98). Art. #  9803. Date issued: 17.06.2022. Available at: https://sovman.ru/article/9803/


Введение

Электронная торговля является наиболее динамично развивающимся сектором экономики. В 2020 году объем ее достиг 4,2 трлн. долл., а доля в общей мировой розничной торговле составила 16,1% всех продаж. Электронная торговля дополнила традиционную международную торговлю, предоставив покупателям доступ к более дешевым товарам, произведенных в других странах, которые доставляются по почтовым каналам, как товары для личного пользования, имеющие преференции по оплате таможенных платежей, обязательных при обычных международных сделках купли-продажи товара.

Международная логистическая цепочка в цифровой форме и электронная торговля создают новые возможности для глобальной экономики, формируя новые тенденции потребления. Стремительно развивающаяся, особенно в условиях пандемии и закрытых границ, электронная торговля, коренным образом изменила способ сбыта, продажи и покупки товаров, обеспечивая более широкий ассортимент. Она также существенно повлияла на отгрузку, оплату, доставку товаров и усовершенствование ее формы и видов.

В то же время электронная торговля, в частности сделки между предприятиями и потребителями (B2C), формируют ряд новых вызовов и возможностей. Она является быстро развивающейся средой торговли, требующей принятия комплексных и тщательно взвешенных решений.

Основным элементом эффективного и результативного управления электронной торговлей является использование своевременной и достоверной информации (в идеале, из первоисточника), что могло бы обеспечить заблаговременную оценку рисков и проведение таможенных операций в автоматизированной среде при минимальной необходимости в физическом контроле.

Международный характер электронной торговли требует применения комплексного и гармонизированного подхода, прагматичных, справедливых и инновационных решений.

 

Результаты исследований

Электронная торговля входит в понятие электронная коммерция и, по определению ВТО, является специфической формой торговли, принципиально новым способом покупки, продажи и распределения товаров и услуг, регулируемых в настоящее время признанными в мире многосторонними правилами торговли, в частности, Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС). Это сфера глобальной реализации товаров в форме материального продукта и (или) услуги главным образом посредством Интернета, а также при помощи ряда других информационно-телекоммуникационных средств и технологий [4; 398].

Появление трансграничной электронной торговли, с одной стороны, увеличивает товарооборот между странами, что положительно влияет на их экономическое развитие, а с другой – побуждает таможенные органы адаптировать свою деятельность к новым условиям. Процесс адаптации связан с необходимостью расширения сфер применения в таможенных органах ИКТ, которые продолжают развиваться и все более интенсивно использоваться в таможенных органах экономически развитых государств.     В 2016 г. Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации (ВТамО) К. Микурия предложил таможенным администрациям активнее внедрять и продвигать ИКТ для обеспечения сбора таможенных платежей, контроля перемещения товаров, людей, транспортных и денежных потоков, а также защиты трансграничной торговли от преступности.

На сегодняшний день при ведении электронной торговли возникает ряд проблем в таможенной сфере.

Развитие трансграничной торговли во многом ограничивает процесс таможенного оформления посылок. В рамках трансграничной торговли перемещаются товары, которые можно разделить на коммерческие партии и товары для личного пользования, таможенное оформление которых очень различается. Коммерческая партия — это товары, предназначенные для последующей перепродажи другим участникам рынка. Приобретение коммерческих партий товаров в рамках электронной торговли возможно только при условии соблюдения всех требований к обычной трансграничной торговле, сформулированных в таможенном законодательстве ЕАЭС и России. Для декларирования таких партий таможенному органу должны быть предоставлены: контракт, счет-фактура (инвойс), иные коммерческие, транспортные, сопроводительные, разрешительные документы, различные сертификаты, лицензии и т. д.

Порядок перемещения товаров для личного пользования, которые часто доставляются покупателям почтовыми отправлениями, регламентированы таможенным законодательством РФ, а также соответствующими приказами и актами, главным образом гл. 37 и 40 ТК ЕАЭС и Решением совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [1].

Ключевым фактором регулирования международной электронной торговли является предоставление своевременной и точной информации для проведения предварительной оценки рисков и проведение автоматической таможенной очистки с минимальным физическим вмешательством. ФТС России приказом от 5.07.2018 № 1060 [2] начала эксперимент по использованию пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физических лиц, что поможет ускорить процесс таможенного оформления товаров. Но курьерскими службами доставляется только около 10% всех международных почтовых отправлений, основной объем посылок перемещается путем почтовых отправлений. Всемирная таможенная организация и Всемирный почтовый союз в результате переговоров об обмене электронными данными приняли решение, что при оформлении посылок за рубеж в обязательном порядке оформляется электронная декларация. Уполномоченный оператор АО Почта России с 1 января 2021 года ввел обязательную подачу электронной декларации при отправлении посылок за рубеж. Таможенным службам предстоит наладить работу по обработке большого массива предварительных электронных деклараций международных почтовых отправлений. Цифровизация всех этапов работы таможенных органов по администрированию МПО, позволит провести анализ большого массива данных, что даст возможность до поступления посылок на границу, в реальном времени определить и выделить потенциально опасные грузы, потенциально опасных поставщиков, выявить и предотвратить незаконное использование этого канала для бизнеса. Анализ действий всех участников цепей поставок может помочь таможенным органам выявить различные виды мошенничества, сформировать шкалу рисков и ускорить прохождение таможенной очистки товаров с маркетплейсов добросовестных участников трансграничной торговли.

В связи с тем, что Интернет представляет собой бесперебойную и безграничную коммерческую систему, в которой информация хранится в едином глобальном и виртуальном пространстве, не входящем в юрисдикции национальных таможенных администраций, необходимо создание соответствующей оперативной модели, которая сможет охватить сверхбольшие объемы информации, касающейся всей мировой системы промышленного производства и трансграничной торговли. Гигантский информационный ресурс Интернета обеспечивает таможенные органы возможностью получения информации, позволяющей осуществлять контроль любых товаров, соблюдая при этом национальные законодательства [7;87].

Разные уровни инфраструктуры ИКТ и использования Интернета участниками электронной трансграничной торговли тормозят ее развитие. Поэтому требуется, чтобы разница в электронном обеспечении и защите информации у них была минимальна, а взаимодействие служб, обеспечивающих применение ИКТ, более эффективным. Особенно это важно для таможенных органов.

Одним из механизмов взаимодействия таможенных администраций в области электронной торговли, которые смогут устранить существующие проблемы, является обеспечение взаимодействия российского сегмента механизма «единого окна» с иностранными механизмами «единого окна».

«Единое окно» – это механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, предоставлять стандартизированную информацию и документы в государственные органы через единый канал доступа (пропускной канал) для выполнения всех нормативных требований, связанных с импортом, экспортом и транзитом, и возможность получать ответ в кратчайшие сроки [6;79].

Механизм «единого окна» предназначен для ускорения и упрощения обмена информацией между продавцами и государственными органами, непосредственно участвующими в трансграничной торговле, призван помочь правительствам улучшить управление рисками, повысить безопасность и увеличить государственные доходы.

Одним из основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности является сближение подходов к развитию национальных механизмов «единого окна». В рамках работы в этом направлении необходимо унифицировать государственные процедуры, связанные с внешнеэкономической деятельностью в государствах-членах, а также стандартизировать документы, необходимые для их реализации.

Работа по внедрению и развитию национальных механизмов «единого окна» должна основываться на опыте ВТамО и рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН.

В целях развития национальных механизмов «единого окна» необходимо обеспечить консолидацию усилий и координацию действий государственных органов, бизнес-сообществ и участников внешнеэкономической деятельности. Для этого каждому государству необходимо:

  • определить компетентный (уполномоченный) государственный орган, ответственный за реализацию национального механизма «единого окна»;
  • разработать и обеспечить принятие концепции развития механизма «единого окна»;
  • оптимизировать процедуры взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, как между собой, так и с участниками внешнеэкономической деятельности;
  • обеспечить учет инициатив деловых кругов и участников внешнеэкономической деятельности, заранее согласованных с соответствующими государственными органами.

Кроме того, стороны должны обеспечить взаимное признание электронных документов, необходимых для ведения внешнеэкономической деятельности. С этой целью государства-члены обязаны стандартизировать «состав сведений, содержащихся в электронных документах, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности», и создать правовую, организационную и техническую базу для взаимного признания и использования электронных документов [5;43].

Информационное взаимодействие государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности должно обеспечиваться адекватной информационно-технической базой. Обеспечить указанное информационное взаимодействие целесообразно за счет использования технической инфраструктуры интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, в рамках которой уже принят ряд основных нормативных документов. Для реализации основных направлений необходима координация действий государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день повышенное внимание уделяется контролю электронной торговли, как в мировой практике, так и в рамках ЕАЭС. Однако различия в терминологии и подходах к регулированию электронной торговли во внутреннем законодательстве разных государств приводят к затруднениям в регулировании трансграничных отношений. По этой причине особенно в пределах ЕАЭС важно согласовать проводимые меры, направленные на данную отрасль. А учитывая ее высокие темпы роста не без оснований можно предположить, что в условиях сегодняшней эры цифровых технологий и коммуникаций объемы трансграничной электронной торговли будут продолжать расти.

Все это актуализирует вопрос взаимодействия таможенных администраций в сфере электронной торговли. Одним из механизмов в данной сфере может стать обеспечение взаимодействия российского сегмента механизма «единого окна» и иностранными механизмами «единого окна». Однако создание и внедрение такого механизма – это очень сложный, ресурсозатратный и трудоемкий процесс, требующий комплексного подхода.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также




Библиографический список

  1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.05.2022г.).
  2. Приказ ФТС России от 5.07.2018 № 1060 «О Порядке использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.05.2022г.).
  3. Акбулатова, А.Р. Единое окно – ключ к эффективному взаимодействию в таможенных органах // В Сборнике: Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей. Материалы Региональной научно-практической интернет-конференции. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (Улан-Удэ). – 2021. – С.3-5.
  4. Калмыков, С.П., Терещенко, И.Н. Интернет-торговля как новое направление международной торговли: таможенный аспект // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – Том 8. – № 3А. – С. 397-404.
  5. Кабанов, И.П. Регулирование беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в мире и ЕАЭС// Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 9. – С. 41-49.
  6. Салимоненко, Е.Н. Основные особенности таможенного регулирования трансграничной торговли в интернет-пространстве Российской Федерации / Е.Н. Салимоненко, В.А. Фролова // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и менеджмент». – 2019. – Т. 13, № 1. – С. 76-83.
  7. Тамкович, С.А. Трансграничная электронная коммерция: тенденции и сопутствующие таможенные проблемы – Вестник международных научных конференций, 2020. – № 6 (10). – С. 86-89.

References

  1. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated December 20, 2017 No. 107 “On Certain Issues Related to Goods for Personal Use” [Ob otdel’nykh voprosakh, svyazannykh s tovarami dlya lichnogo pol’zovaniya]// SPS “ConsultantPlus” (date of access: 03.05.2022).
  2. Order of the Federal Customs Service of Russia dated July 5, 2018 No. 1060 “On the Procedure for Using the Passenger Customs Declaration for Express Cargo in Respect to Goods for Personal Use Delivered by a Carrier (Forwarding Company or Courier Delivery Service) to Individuals, Containing Information Necessary for release of goods for personal use, using the Unified Automated Information System of Customs Authorities» [O Poryadke ispol’zovaniya passazhirskoy tamozhennoy deklaratsii dlya ekspress-gruzov v otnoshenii tovarov dlya lichnogo pol’zovaniya, dostavlyayemykh perevozchikom (transportnoy ekspeditorskoy kompaniyey ili sluzhboy kur’yerskoy dostavki) v adres fizicheskikh lits, soderzhashchey svedeniya, neobkhodimyye dlya vypuska tovarov dlya lichnogo pol’zovaniya, s primeneniyem Yedinoy avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy tamozhennykh organov]// SPS «ConsultantPlus» (date of access: 03.05.2022).
  3. Akbulatova, A.R. A single window is the key to effective interaction in the customs authorities [Yedinoye okno – klyuch k effektivnomu vzaimodeystviyu v tamozhennykh organakh]// In the Collection: Modern problems of the theory and practice of customs business through the eyes of young researchers. Materials of the Regional scientific and practical Internet conference. East Siberian State University of Technology and Management (Ulan-Ude). — 2021. — P.3-5.
  4. Kalmykov, S.P., Tereshchenko, I.N. Internet trade as a new direction of international trade: the customs aspect [Internet-torgovlya kak novoye napravleniye mezhdunarodnoy torgovli: tamozhennyy aspekt]// Economics: yesterday, today, tomorrow. — 2018. — Volume 8. — No. 3A. — S. 397-404.
  5. Kabanov, I.P. Regulation of duty-free importation of goods in international postal items in the world and the EAEU [Regulirovaniye besposhlinnogo vvoza tovarov v mezhdunarodnykh pochtovykh otpravleniyakh v mire i YEAES]// Russian Foreign Economic Bulletin. — 2020. — No. 9. — P. 41-49.
  6. Salimonenko, E.N. The main features of customs regulation of cross-border trade in the Internet space of the Russian Federation [Osnovnyye osobennosti tamozhennogo regulirovaniya transgranichnoy torgovli v internet-prostranstve Rossiyskoy Federatsii]/ E.N. Salimonenko, V.A. Frolova // Bulletin of SUSU Economics and Management Series. — 2019. — T. 13, No. 1. — S. 76-83.
  7. Tamkovich, S.A. Cross-border e-commerce: trends and related customs problems [Transgranichnaya elektronnaya kommertsiya: tendentsii i soputstvuyushchiye tamozhennyye problemy]. Bulletin of international scientific conferences, 2020. — No. 6 (10). — S. 86-89.