Концепция и разработка гипотезы исследования систем управления
Концепция исследования
Концепция исследования — 1) как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемого явления или системы, и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности; 2) как комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую и пр.) и направленных на достижение определенной цели.
Целью исследования может быть:
- создание новой концепции,
- разработка концепции разрешения комплекса проблем,
- разработка концепции новой теории и т.п.
Структурно концепция может содержать такие разделы:
- характеристика объекта исследования,
- цель и задачи исследования,
- основные принципы исследования,
- основные направления деятельности,
- механизм реализации концепции.
Гипотеза и ее роль в исследовании
Гипотеза — научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.
Классификационные критерии и виды гипотез:
Классификационные критерии | Виды гипотез |
Иерархическая значимость |
|
Широта использования |
|
Степень обоснованности |
|
Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления.
Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для достижения поставленных целей исследования. Они позволяют концентрировать усилия исследователей на перспективных направлениях познания и изучения систем управления.
При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отношению к следующему:
- целевым результатам эффективности СУ и всей социально-экономической системы организации;
- свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функционирования и развития) и их ограничениям;
- отношениям СУ с внешней средой;
- отношениям во внутренней среде СУ;
- отношениям СУ с производственной системой социально-экономической системы организации;
- элементам и построению подсистем и СУ в целом;
- составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирования СУ;
- вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ и др.
Требования к гипотезам:
- Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
- Релевантность, т.е. опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной.
- Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
- Проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтверждение (верифицируемость). Однако нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во-первых, гипотезы, которые, невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не открытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, гипотезы принципиально непроверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения.
- Непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
- Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.
- Потенциальность, включающей возможности использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие системного управления.
- Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а также на достаточно большем числе объясняемых ею фактов. При этом гипотеза одновременно может носить более общий характер. Простота гипотезы, конечно, не может исключать использование для ее подтверждения сложного математического аппарата.
- Научность, основанная на отношениях науки и техники.
Стадии разработки гипотезы
Стадии разработки гипотезы:
- Подготовительная — сбор информации и выявление проблемы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
- Формирующая — анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; вы явление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе возможных результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотетических предположений; определение условий, путей и методов решения задач; формулирование исходных гипотез;
- Экспериментальная — работы, предусмотренные методикой исследования, в том числе: планирование, организацию и проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных предполагаемых результатов на практике и уточнение гипотез на основе результатов проверки.
В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их следует пересмотреть и в необходимой мере скорректировать.
- Если гипотеза не выдержала ряд проверок, то она опровергается или вовсе отвергается.
- При подтверждении гипотеза в ряде случаев может приобрести статус теории.
Теория — учение, как совокупность обобщающих основополагающих научных понятий, идей и методологических положений, имеющегося опыта и практики, образующих ту или иную отрасль (подотрасль) знаний, объективно отражающих законы и закономерности ее развития.
Наиболее важными базовыми составляющими теории являются:
- исходные понятия,
- идеи,
- законы,
- закономерности,
- идеализированные или абстрактные объекты.