Научные подходы к исследованию

Диалектический подход к исследованию

Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы.

  1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко прояв­ляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
  2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматри­вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличе­ния жизнеспособности, приспособления к условиям.
  3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалек­тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду­щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависи­мостей.
  4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвиде­ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследо­вания. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
  5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный прин­цип и определяет ориентацию на практическую значимость исследо­вания. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследо­вательской деятельности и один из важнейших принципов диалекти­ческого подхода.
  6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
  7. Принцип целостности является необходимым и естественным допол­нением вышеназванного. Система существует только в рамках опре­деленной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти гра­ницы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целост­ность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозмож­но и игнорировать.
  8. Принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, опреде­лении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
  9. Принцип генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки измене­ний и исторических тенденций.

Диалектический подход реализуется в методах исследова­ния. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого яв­ления расщепляются на противоположности и предстают перед исследовате­лем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следст­вия, содержания и формы и т.д.

Процессный подход к исследованию

Процессный подход рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение ком­плекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятель­ности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

В рамках процессного подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса — непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования.

При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем иссле­довательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планирова­нию, организации работ, координации, выполнению работ, регули­рованию, активизации и стимулированию, учету, контролю и ана­лизу), преобразующих входы в выходы и представляет собой про­цессный подход к исследованию СУ.

Технологически процессный подход к исследованию осуществля­ется:

  • последовательно,
  • параллельно,
  • последовательно-параллельно.

Преимущества процессного подхода:

  • непрерывность взаимосвязанного проведения исследователь­ских работ;
  • получение синергетического исследовательского результата;
  • более полное выполнение требований к проведению иссле­дований;
  • постоянное улучшение процессов, основанных на объектив­ных результатах исследования.

Ситуационный и системный подходы к исследованию

Ситуационный подход к ис­следованию СУ — оперативное изучение сложившейся ситуации и проведение исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.

Основная принципиальная особенность подхода — ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени.

Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях:

  1. Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и эта­пов изучения СУ, когда заранее вырабатываются стандартные ис­следовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекоменда­ции по принятию решения;
  2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разре­шения. Для данного варианта возможно следующее:
    • при отклонении от типовой ситуации, вызванной информа­ционной неопределенностью имеющейся информации, можно ис­пользовать специально разрабатываемые советующие компьютер­ные программы с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;
    • при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует ис­пользовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компь­ютерных программ.

Объекты исследования при ситуационном подходе:

  • методы и стиль управления,
  • ОСУ,
  • стратегия раз­вития организации,
  • внутренняя и внешняя среда организации,
  • под­система управления качеством, затратами и др.

Системный подход предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:

  • рассмотрение всей организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодейст­вующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
  • рассмотрение организации как открытой многоцелевой сис­темы, имеющей определенные «рамки» управляющей и управляе­мой (производственной) подсистем, взаимодействующие между со­бой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом изменение в одном из элементов любой системы вызыва­ет изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленно­сти всех явлений в природе и обществе;
  • всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимо­действующих и взаимосвязанных между собой компонентов систе­мы, ее внутренней и внешней среды, но и генерируемых при этом новых синергетических свойств, обладающих новыми качествами;
  • изучение всей совокупности параметров и показателей функ­ционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, са­моорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Преимущества системного подхода к исследованию:

  • возможности системного подхода значительно шире для по­знания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;
  • можно декомпозировать любой изучаемый объект с необхо­димой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечи­вает выявление всего необходимого для изучения любого относи­тельно неделимого элемента;
  • создается более глубокая схема обоснования и выявления ха­рактера и достоверности связей и отношений в исследуемом объек­те, и при этом формируются предпосылки для поиска новых меха­низмов эффективного функционирования объекта;
  • обусловливается тесная связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх