Концепция и разработка гипотезы исследования систем управления

Концепция исследования

Концепция исследования — 1) как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемого явления или системы, и позволяющих определить систему показателей, факто­ров и условий, способствующих решению проблемы, формирова­нию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности; 2) как комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

Целью исследования может быть:

  • создание новой концепции,
  • разработка концепции разрешения комплекса проблем,
  • разработка концепции новой теории и т.п.

Структурно концепция может содержать такие разделы:

  1. характеристика объекта исследования,
  2. цель и задачи исследования,
  3. основные принципы исследования,
  4. основные направления деятельности,
  5. механизм реализации концепции.

Гипотеза и ее роль в исследовании

Гипотеза — научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Классификационные критерии и виды гипотез:

Классификационные критерии Виды гипотез
Иерархическая значимость
  • Генеральная (связывается, как правило, с главным вопросом исследования, его целевой установкой)
  • Вспомогательные (относятся к нижележащим по своему уровню задачам)
Широта использования
  • Универсальные (распространяются на все без исключения случаи. При подтверждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объ­яснения конкретным единичным явлениям. К наиболее часто используемым гипотезам такого характера относятся статистические, вероятностные и им подобных)
  • Частные
Степень обоснованности
  • Первичные (первые варианты, служащие основой для разработ­ки более обоснованных гипотез)
  • Вторичные (выдвига­ются при необходимости вместо первичных, что во многом обу­словливается опровержением первичных эмпирическими данными)

Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследо­вания и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления.

Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для достижения поставленных целей исследования. Они позволяют концентрировать усилия исследователей на перспективных направ­лениях познания и изучения систем управления.

При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отношению к следующему:

  • целевым результатам эффективности СУ и всей социально-экономической системы организации;
  • свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функцио­нирования и развития) и их ограничениям;
  • отношениям СУ с внешней средой;
  • отношениям во внутренней среде СУ;
  • отношениям СУ с производственной системой социально-экономической системы организации;
  • элементам и построению подсистем и СУ в целом;
  • составу факторов, причин и их влиянию на результаты функ­ционирования СУ;
  • вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ и др.

Требования к гипотезам:

  1. Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фак­тов, характеризующих решаемую проблему.
  2. Релевантность, т.е. опора на факты, обеспечивающая допустимость призна­ния гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не ис­пользует факты, то ее называют иррелевантной.
  3. Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование резуль­татов исследования.
  4. Проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтверждение (верифицируемость). Од­нако нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во-первых, гипотезы, которые, невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не от­крытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, гипотезы принципиально непроверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпириче­ского подтверждения.
  5. Непротиворечивость, достигаемая логической согласованно­стью всех структурных компонентов гипотезы.
  6. Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предпо­ложений с существующими научными теоретическими и практиче­скими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоре­чий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.
  7. Потенциальность, включающей возможности использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следст­вий, их силе и влиянию на развитие системного управления.
  8. Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а также на достаточно большем числе объясняе­мых ею фактов. При этом гипотеза одновременно может носить более общий характер. Простота гипотезы, конечно, не может ис­ключать использование для ее подтверждения сложного математического аппарата.
  9. Научность, основанная на отношениях науки и техники.

Стадии разработки гипотезы

Стадии разработки гипотезы:

  1. Подготовительная — сбор информации и выявление пробле­мы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предвари­тельный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
  2. Формирующая — анализ имеющейся информации и определе­ние причин возникновения проблемы, ее содержания и характери­стик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; вы явление следствий из сформулированных предположений и опреде­ление на их основе возможных результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотети­ческих предположений; определение условий, путей и методов ре­шения задач; формулирование исходных гипотез;
  3. Экспериментальная — работы, предусмотренные методикой исследования, в том числе: планирование, организацию и проведе­ние экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных предполагае­мых результатов на практике и уточнение гипотез на основе резуль­татов проверки.

В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их следует пересмотреть и в необходимой мере скорректировать.

  • Если гипотеза не выдержала ряд проверок, то она опровергается или вовсе отвергается.
  • При подтверждении гипотеза в ряде случаев может приобрести статус теории.

Теория — учение, как совокупность обобщающих основопо­лагающих научных понятий, идей и методологических положений, имеющегося опыта и практики, образующих ту или иную отрасль (подотрасль) знаний, объективно отражающих законы и законо­мерности ее развития.

Наиболее важными базовыми составляющими теории являются:

  • исходные понятия,
  • идеи,
  • законы,
  • зако­номерности,
  • идеализированные или абстрактные объекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *