Управленческое решение

Управленческое решение

Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность решения:

  • понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое отнюдь не является лучшим);
  • характер взаимоотношений внутри организации;
  • занимаемая автором решения должность;
  • личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);
  • наличие времени;
  • степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);
  • основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм (правда, не ясно, каких); действия исходя из пользы большинства (проблема, в чем она); приближение к цели (ее бывает трудно определить);
  • достижение выгоды (вопрос, чьей);
  • четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;
  • наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;
  • учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм и др.

Виды управленческих решений

  1. По степени влияния на будущее организации:
  • стратегические (определяют основные пути ее развития),
  • тактические (конкретные способы продвижения по ним).
  1. По степени самостоятельности решения:
  • инициативные (принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств),
  • предписанные (конкретизируют поступающие сверху (например, от головной фирмы) указания).
  1. По масштабам:
  • глобальными (затрагивающими всю организацию в целом),
  • локальными (касающимися только одной ее части (стороны деятельности).
  1. В соответствии с временным горизонтом:
  • перспективные (решения, последствия которых будут ощущаться длительное время (например, об инвестировании),
  • текущие (ориентированные на нужды сегодняшнего дня (об изыскании средств для выплаты заработной платы).
  1. В зависимости от конкретной продолжительности периода реализации:
  • долгосрочные (свыше 5 лет),
  • среднесрочные (от года до 5 лет),
  • краткосрочные (до одного года) решения.
  1. В соответствии со степенью предопределенности результата:
  • вероятные,
  • детерминированные (однозначные) решения, которые сравнительно редки.
  1. По степени регламентированности:
  • контурные решения (предоставляют широкую свободу исполнителям);
  • структурированные (допускают инициативу во второстепенных вопросах);
  • алгоритмизированные, где инициатива исключена.
  1. По направленности воздействия:
  • внешние (касаются окружения),
  • внутренние.
  1. По степени обязательности исполнения:
  • директивные (разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения),
  • рекомендательные (готовятся совещательными органами (различного рода комитетами или комиссиями). Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает),
  • ориентирующие (предназначены для независимых субъектов).
  1. По функциональному назначению:
  • организационные (н-р, решение о распределении служебных обязанностей),
  • координирующие (носят в основном оперативный характер (например, распределение текущей работы среди подчиненных);
  • регулирующие (чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий, отражаемый в правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т. д.),
  • активизирующие (связаны, например, с премированием).
  • контролирующие (служат для оценки результата тех или иных действий исполнителей).
  1. По степени сложности:
  • простые,
  • сложные,
  • уникальные.
  1. По методам выработки:
  • шаблонные,
  • творческие.
  1. В зависимости от числа разработчиков:
  • индивидуальные,
  • коллективные.
  1. По широте охвата:
  • Общие (касаются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности);
  • специальные (относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту).
  1. С точки зрения предопределенности:
  • Запрограммированные,
  • незапрограммированные.
  1. По способу влияния на объект:
  • прямые (воздействуют непосредственно на него),
  • косвенные (на создание таких условий, под влиянием которых он сам изменит в нужную сторону свое поведение).
  1. По сфере реализации:
  • связанные с производством,
  • связанные со сбытом,
  • связанные с научными исследованиями и т. п.
  1. По форме решения:
  • правовыми,
  • неправовыми.
  1. По содержанию решения в рамках организации:
  • технические,
  • экономические,
  • социальные.
  1. По степени полноты и достоверности используемой информации:
  • решения, принимаемые в условиях полной определенности;
  • решения, принимаемые в условиях частичной определенности;
  • решения, принимаемые в условиях полной неопределенности.
  1. С точки зрения подходов к разработке:
    • эвристическое решение (предполагает свободный научный поиск подходящего варианта;
    • нормативное (исходящее из требований стандартов);
    • прецедентное (учитывает имеющийся опыт);
    • синоптическое (использующее формализованные и математические модели).
  1. По способам принятия:
  • интуитивное (основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен (интуиция — способность предугадывать, предполагать, предвидеть);
  • адаптационное (решение основывается на общих знаниях, здравом смысле — осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности);
  • рациональное (предполагает использование научных методов и объективных критериев).

Требования к управленческим решениям

Эффективное решение должно быть:

  • простым и логичным;
  • приемлемым для большинства членов организации;
  • экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);
  • своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);
  • ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);
  • устраняющим причины, а не следствия проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх