Принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений

Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность решения:

  • понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое отнюдь не является лучшим);
  • характер взаимоотношений внутри организации;
  • занимаемая автором решения должность;
  • личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);
  • наличие времени;
  • степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);
  • основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм (правда, не ясно, каких); действия исходя из пользы большинства (проблема, в чем она); приближение к цели (ее бывает трудно определить);
  • достижение выгоды (вопрос, чьей);
  • четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;
  • наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;
  • учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм и др.

Решение — это выбор цели. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который, в конечном счете, повышает или снижает эффективность работы организации. Принятие решения предполагает обозначение целевой установки, которая определяет перспективы развития объекта управления, выбор средств для достижения цели и разработку программы действий.

Prinyatiye upravlencheskikh resheniy

Этапы процесса принятия и реализации управленческого решения

1-й этап — Выявление и анализ проблем

Процесс разработки и принятия рационального решения начинается с анализа неупорядоченного массива данных об общей ситуации (чем она стабильнее, тем легче анализ осуществить). В результате выявляются границы, в которых существуют проблемы (так называемое проблемное поле) и проявляются их симптомы (ничего не объясняющие признаки).

Чтобы выявить конкретные причины возникновения проблем, необходим причинно-следственный анализ, исходящий из того, что изменения в одном элементе ситуации (причина) порождают соответствующие перемены (следствия) в других. Предпосылкой причинно-следственного анализа является правильная классификация проблем.

2-й этап — Процесс выработки рационального решения

  1. Постановка основных задач и определение содержания работ, направленных на ее решение.

На практике существует три подхода:

      • частичное решение, результат которого в той или иной степени удовлетворяет всех;
      • разрешение, предполагающее выбор оптимального варианта, наилучшего из возможных;
        • снятие (устранение) проблемы через изменение общей ситуации.
  1. Оценка возможностей и целесообразности работы над решением в данных условиях.

Если ресурсы ограниченны, возникает задача определения приоритетности решения отдельных частей проблемы, чтобы в случае невозможности работы над всеми вопросами одновременно в первую очередь заниматься наиболее важными. Одновременно составляется график последующих работ и определяются ответственные за них лица.

  1. Выбор критериев отбора окончательного варианта.
      • Необходимые критерии имеют характер жестких ограничений, переступать которые недопустимо. Они позволяют отделить приемлемые варианты решений от неприемлемых.
      • Желательные критерии дают возможность сделать выбор лучшего варианта решения из оставшихся. Они отражают иной класс требований, среди которых, в частности, можно назвать эргономические (обеспечение удобства и комфорта для работника) и социальные (защищенность, безопасность). Но главными требованиями являются экономические (уровень затрат, прибыльность и проч.).
  1. Формулировка его различных вариантов и выбор наилучшего.

В качестве базового обычно рассматривается последний вариант, а остальные приводятся в сопоставимый с ним вид по следующим аспектам:

      • затратам времени;
      • масштабам;
      • качеству;
      • издержкам;
      • степени освоенности объекта;
      • уровню обеспеченности информацией для принятия решения;
      • характеру риска и неопределенности;
      • условиям использования и проч.

Оптимальный вариант решения предполагает такое сочетание его качественных и количественных переменных, которое в наибольшей степени будет отвечать стоящей задаче.

Виды решений с точки зрения альтернативности:

      • безальтернативные (имеет место в том случае, если из существующего положения есть только один выход. Это характерно для простых стандартных ситуаций, называемых на управленческом языке закрытыми),
      • бинарные (предполагают два противоположных подхода к решению (или — или), что крайне затрудняет выбор;
      • многовариантные (предполагающего возможность выбора из достаточно большого числа альтернатив (идеально 5—7);
      • инновационные (на основе искусственного комбинирования отдельных, наиболее подходящих и не противоречащих друг другу характеристик тех решений, которые были в целом отклонены).
  1. Согласование с исполнителями и заинтересованными лицами окончательного варианта решения внутри и вне организации, т. е. с теми, кого оно непосредственно затрагивает.
  2. Утверждение решения руководителем организации или подразделения, который распоряжается ресурсами, необходимыми для его реализации, и несет персональную ответственность за результаты.

3-й этап — Реализация решения

Процесс реализации решения состоит из следующих этапов:

  • доведение его до сведения всех заинтересованных лиц,
  • постановка задач,
  • контроль над их выполнением,
  • корректировка дальнейшего хода его осуществления.

Требования к методам реализации решения:

  • практическая применимость, соответствие их содержанию и объективным условиям претворения решения в жизнь, а не желаниям и способностям исполнителей;
  • экономичность, подразумевающую, что эффект, полученный при реализации принятого с помощью этих методов решения, будет больше связанных с этим издержек;
  • точность, обеспечивающую соответствие полученного результата тому, что ожидалось. Однако она требует повышенных затрат, нарастание которых происходит столь стремительно, что ею не следует злоупотреблять;
  • надежность, гарантирующую обусловленное количество сбоев и отсутствие ситуаций с повышенным риском;
  • простота.

Проверка выполнения управленческих решений

Проверку исполнения управленческих решений можно рассматривать как процесс, в ходе которого ставятся следующие задачи:

  • своевременно обнаружить во внутренней и внешней среде организации факторы, которые могут помешать в осуществлении принятых решений и достижении целей, и обеспечить адекватную реакцию организации на эти факторы;
  • обеспечить сопоставление предусмотренных решением целей и полученных результатов в деятельности организации;
  • дать информацию для оценки деятельности организации за прошлый период и для корректировки ее решений относительно ее функционирования в будущем.

Для оптимального решения всех этих задач проверка выполнения решений должна соответствовать ряду требований.

  1. проверка должна быть систематической, т.е. она должен проводиться не от случая к случаю, а постоянно.
  2. проверка должна быть комплексной, т.е. охватывать не один или несколько параметров принятого решения, а все направления деятельности организации.
  3. проверка должна быть действенной, т.е. выявленные в результате контроля нарушения, изъяны, ошибки, промахи в деятельности организации должны оперативно устраняться.
  4. проверка должна быть гласной, т.е. ее результаты должны быть известны исполнителям.
  5. осуществление проверки должно быть экономичным, т.е. выгоды, приносимые контролем, должны быть выше затрат на его проведение.

Проверку исполнения управленческих решений можно представить как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов.

  1. На первом этапе определяются параметры функционирования организации, относительно которых приняты решения, подлежащие проверке, а также определяются необходимые источники информации для контроля.
  2. На втором этапе осуществляются наблюдения и измерения контролируемых процессов или результатов. Наблюдения и измерения — это самый трудный и дорогостоящий компонент проверки, ибо на их долю приходится основная часть затрат, величина которых нередко определяет саму целесообразность контроля.
  3. На третьем этапе проводится сравнение полученных результатов с заданными стандартами или показателями: здесь проявляется зависимость контроля от решения, так как само решение становится эталоном для проверки. Если цели намеченные принятого решения измеримы, однозначны и понятны, то контроль осуществляется сравнительно легко.
  4. Заключительный этап процесса проверки — проведение корректировки деятельности организации по результатам контроля, т.е. регулирование.

Подробнее о принятии управленческих решений можно прочитать здесь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх