Менеджмент и управление

Сущность понятия «менеджмент»

Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность  чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).

Содержание и сущность понятия «менеджмент»

Термин «менеджмент» (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как «руководство». Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле «менеджмент» является менее емким, чем понятие «управление», поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие «управление».

И, тем не менее, термин «менеджмент» в литературе трактуется широко.

  • В переводе со староанглийского языка слово management означает искусство объезжать лошадей, но истоки его коренятся в латыни (лат. man us — рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией XVIII-XIX вв., а затем распространилось по всему миру.
  • В Оксфордском словаре английского языка менеджмент характеризует способ (манеру) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административную единицу.
  • В Толковом словаре русского языка менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
  • Современный экономический словарь дает следующие определения термина «менеджмент»: «1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган».

Сравним понятия «менеджмент»  и «управление»

  • С точки зрения сфер приложения, менеджмент — это управление, однако реализуется оно лишь в социально-экономических системах. Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).

Таким образом, менеджмент — понятие менее емкое, чем управление, это одна из его разновидностей.

  • С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма ). Управление же — древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).
  • Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).
  • Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.
  • Менеджмент — это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления; иначе говоря, это не все управление, а его научное знание, реализация которого позволяет эффективно решать задачи. Менеджмент — это наиболее эффективный способ управления.
  • Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.

Менеджмент как процесс

Менеджмент — это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, который основывается на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, соответствующей условиям ее внешней среды.

Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет рассматривать его также в нескольких аспектах:

    • управление операциями раскрывает технический аспект менеджмента в организации;
    • управление трудовыми операциями — социальный аспект;
    • управление маркетингом — рыночный аспект;
    • управление коммуникациями — информационный аспект;
    • управление собственностью — имущественный аспект.

Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами.

Менеджмент как вид человеческой деятельности

Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, в которой менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом) — управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.

Менеджер — управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником.

Менеджмент как управляющая подсистема

Менеджмент как управляющая подсистема системы управления является многогранным, поэтому его следует рассматривать в различных аспектах и получать соответственно разные представления. Объединить все многообразие представлений в единое целое возможно с помощью классификатора, имеющего следующие основания классификации:

    • взаимосвязь между системой управления (организацией) и внешней средой;
    • взаимосвязь между объектом управления (управляемой подсистемой) и субъектом управления (управляющей подсистемой);
    • компоненты процессов менеджмента;
    • этапы принятия решений в менеджменте.

Разновидности менеджмента

Raznovidnosti menedzhmenta

  • Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки норм, регламентов, правил, инструкций и проч.
  • Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов.
  • Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.
  • Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.
  • Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т п.
  • Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.
  • Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, который ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент.
  • Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.

Цели и задачи менеджмента в организации

Цель — фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то.

Цель — это предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель организации определяет концепцию ее развития и основные направления деловой активности. С позиции менеджмента цель представляет желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени.

Производный термин «целеполагание» означает, что «действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием».

Формирование целей — целеполагание относится к важнейшей части методологии менеджмента. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания менеджер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на свой и своих коллег предпринимательский талант, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и безусловное добросовестное отношение персонала организации.

Задача менеджмента представляет собой подцель, достигаемую посредством одной или нескольких работ, или части работы, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки в процессе управления организацией. Следует заметить, что задачи менеджмента предписываются не работнику, а его должности. В соответствии с распределением обязанностей руководством в штатном расписании организации для каждой должности указывается выполнение одной или группы задач, завершение которых рассматривается как необходимый вклад в достижение целей организации.

Главные задачи менеджмента:

  • стратегические (развитие и перевод организации в качественно новое состояние);
  • тактические (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов).

Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента:

  • общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов, контроль);
  • линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);
  • функционального (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования и проч.).

В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют менеджмент:

  • текущий (обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени);
  • опережающий (перспективный) (связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска);
  • контролирующий (нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений).

Основные категории менеджмента

В управлении и менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи», «система управления», «окружающая среда».

  • Объект управления это управляемая подсистема, т.е. то, чем управляют (отрасль, организация, подразделение и т. п.).
  • Субъект управления — это управляющая подсистема, т.е. то, что управляет (аппарат управления отраслью, организацией, подразделением).

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.

  • Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
  • Обратная связь — это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, — как часть производственных отношений.

В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект — управляющей подсистемой.

Каждая социальная система управления связана со средой, в которой она существует.

Окружающая (внешняя) среда — это все то, что окружает данную организацию: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги.

В некоторых литературных источниках выделяют также и внутреннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди:

  • Цельэто желаемое состояние организации,
  • Задачаэто предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленных способом в заранее опреде­ленный срок.
  • Технологияэто средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.
  • Структура управленияэто логическое соотношение функцио­нальных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей.
  • Люди — это главная производительная сила организации.

Дополнительная информация об управлении и менеджменте здесь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх