Авторы
Максимчук Ольга Викторовна
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и развития городского хозяйства и строительства
Россия, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
olga.maksimchuk@mail.ru
Першина Татьяна Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и развития городского хозяйства и строительства
Россия, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Аннотация
Развитие можно рассматривать как изменения любого свойства явления с течением времени. Сохранение и модификация этих свойств являются необходимыми для всякого развития, но при этом должен соблюдаться их необходимый баланс. Определение этого баланса в системе государственного менеджмента как основы устойчивости социально-экономических систем различного порядка – задача не вполне решенная экономической наукой. Авторы поставили целью обосновать методологические подходы развития государственного менеджмента с учетом специфики социально-экономических систем различного масштаба; предложить практические решения и обозначить перспективы на этом пути. Методологическую основу исследования составили междисциплинарный и системный подходы. Полученные научные результаты имеют теоретико-практическую направленность и могут быть применимы в процессе научного обоснования решений государственного менеджмента в различных представительствах.
Ключевые слова
государственный менеджмент, социально-экономическая система, экономическая ниша, ресурсы, развитие.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Финансирование
Статья выполнена в рамках гранта РГНФ №13-32-01009«Совершенствование государственного менеджмента в условиях инновационного развития экономики как направление повышения социально-экономического уровня и качества жизни населения субъекта РФ».
Рекомендуемая ссылка
С этих позиций процесс развития государственного менеджмента может быть определен как обусловленный изменением социально-экономических систем переход к новым уровням организации отношений, связей, процессов, институтов, определяющих государственный менеджмент как субъект управленческого воздействия. Этот переход направлен на достижение состояния экономической стабильности и повышения стратегического потенциала. Данное определение не дает никакого представления о масштабах времени, в котором она происходит. Также развитие ассоциируется с отдельным этапом жизненного цикла экономической системы. В этом случае развитие понимается как «форма движения, прогрессивное движение, совершенствование системы» [2, с. 14].
По мнению А. И. Колганова и А. В. Бузгалина, если рассматривать социально-экономические системы как развивающиеся во времени, имеющие системное качество и границы, то следует признать историческую ограниченность их развития: «…любая экономическая система должна рассматриваться как исторически возникающая (имеющая начало в определенном историческом времени), а также исторически преходящая, в определенный исторический период завершающая свое существование» [3, с. 15]. По мнению авторов, можно говорить об ограниченности развития экономических систем определенного типа, например, капиталистических или рыночных, а с позиций той же экономической компаративистики любая социально-экономическая система, меняя свое системное качество, переходит от одного типа к другому, а значит, правильно будет говорить о «конечности» жизненного цикла определенного типа для данной социально-экономической системы в конкретный исторический период. Н.Д. Кондратьев использовал в описании таких изменений термин «эволюционные процессы» (и для описания повторяемых, обратимых изменений – «волнообразные»).
Развитие можно рассматривать как «цепь повторяющихся в своей сути событий» [4, с. 174], это справедливо в отношении тех изменений, которые определяются волнообразными процессами, каковые присутствуют в экономике. «Экономическая действительность динамична по самому своему существу. Мир хозяйственных явлений…текуч и изменчив. Явления хозяйственной жизни могут быть более или менее устойчивыми и … приближаться к статическому состоянию. Но, строго говоря, они никогда не бывают в таком состоянии» [1, с. 53], — отмечал Н.Д. Кондратьев.
Развитие можно рассматривать как «цепь повторяющихся в своей сути событий» [4, с. 174]. Это справедливо в отношении тех изменений, которые определяются волнообразными процессами. В экономике преимущественно таковые и наблюдаются. «Экономическая действительность динамична по самому своему существу. Мир хозяйственных явлений…текуч и изменчив. Явления хозяйственной жизни могут быть более или менее устойчивыми и … приближаться к статическому состоянию. Но, строго говоря, они никогда не бывают в таком состоянии» [1, с. 53], — отмечал Н.Д. Кондратьев. Автор данной работы уточняет, что, говоря о развитии экономических систем, он понимает их необратимое, неповторимое изменение (эволюцию), а не один из этапов «волнообразного» процесса.
А. Дж. Тойнби, исследуя природу цивилизационного генезиса, выделяет в качестве основных способов этого процесса мутации примитивных обществ в независимые цивилизации или появление родственных цивилизаций. Очевидно использование им эволюционной теории, ведь «мутация» заимствованное из биологической науки понятие.
А. Дж. Тойнби высказывает предположение, что динамичность в развитии присуща цивилизациям, тогда как примитивные общества статичны [5, с. 100]. Хотя это различие относительно, поскольку само по себе развитие в любой его форме зависит от времени и места. Можно ли утверждать, что те цивилизационные системы, которые определены Тойнби как «примитивные» не развиваются, находясь в условно статичном состоянии? Абсолютной уверенности в этом нет и быть не может. Позиция ученого в этом вопросе представляется спорной, рассматривая развитие цивилизаций через мутацию примитивных обществ, он определяет их развитие как переход от статичных состояний к динамическому движению. И первое, и второе – это частные случаи развития.
П. А. Сорокин также пишет об историческом росте быстроты изменений социальных систем: человеческая культура, хозяйственная жизнь, техника, орудия, способы производства материальных и духовных благ, движется вперед не пропорционально времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени [6, с. 364]. «Ускорителем» развития, по его мнению, является «обмен чувствами, ощущениями, импульсами, представлениями» [6, с. 364], определяющий изменение среды существования социальных систем и индивидуумов. Под давление такого обмена социальные системы и индивидуумы растут и дифференцируются. «Весь исторический процесс, взятый в целом, в конце концов превращается во все быстрее и быстрее несущийся поток, имея в самом себе причину и условие для этой прогрессии быстроты» [6, с. 365]. Верно — развитие обусловлено изменениями, происходящими внутри системы, и само по себе создает условия для новых изменений как внутри, так и вне системы, т.е. бесконечно.
В общефилософском понимании развитие (эволюция, генезис) – выявление вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малоценного к высшему и полноценному [7, с. 382]. Оглядываясь в прошлое человеческого общества, можно утверждать – развитие в широком смысле бесконечно, ограничением его являются последствия жизнедеятельности человека, но и в случае их значительного воздействия развитие не прекратится, оно может поменять вектор, изменится его темп, скорость, под воздействием факторов.
Понятие развития в его современном смысле начало использоваться в биологической науке с 18 века. В одном из определений в биологической науке развитие (эволюция) рассматривается как частота изменения отдельных генов из поколения в поколение [8, с. 21-22]. Другое определение развития (эволюции) в биологической науке пытается преодолеть трудности, порождаемые двумя первыми, определяя развитие как изменение адаптивных признаков популяции и лежащих в их основе генов с течением времени. Разнообразие существующих определений свидетельствует о том, как трудно оценить развитие количественно и предложить меру изменений.
Развитие представляет собой изменение, происходящее во времени, и что это изменение должно быть связано с глубинно внутренним содержанием явления, слагающийся из многих явлений, сопровождающийся необратимыми, неповторимыми изменениями этих явлений [1, с. 58]. Поскольку далеко не все эти явления достаточно хорошо поняты, дать безукоризненно строгое определение развития, тем более в отношении государственного менеджмента пока еще невозможно.
Государственный менеджмент как система отношений, связей, процессов между элементами социально-экономических систем (в форме институтов), их свойств, позволяет идентифицировать их в окружающем экономическом пространстве – сфере, в рамках которой обращаются гипотетические совокупности экономических ресурсов. Наряду с информационным, природным, социокультурным, политическим, экономическим и научно-техническим является частью общего глобального пространства жизнедеятельности (функционирования) современных социально-экономических систем (рис. 1).
Методологический прием выделения социально-экономической системы заключается в определении её как целостного образования, выделяемого из множества явлений природы на основе единства принципов функционирования его структурных элементов (или подсистем), обладающих определенными свойствами, связями и отношениями. С позиций неоклассической теории экономика предстает как совокупность взаимодействующих при помощи рыночных отношений субъектов. Ресурсы, потребности и поведение индивидов, фирмы, домохозяйства, государство есть совокупность элементов, которые определенным образом связаны, т.е. образуют системы [9, с. 16-17].
В рамках макроэкономического подхода в качестве системы рассматривается национальная, мировая экономика. В данном подходе доминирует системное рассмотрение тех или иных предметов: выделение определенных структур элементов, их систем и подсистем (например, кредитная система, финансовая система и другие), их связей. В рамках этой парадигмы в качестве элементов, которые взаимодействуют в системе, предстают также товары, деньги и их функциональные связи [9, с. 16-17].
Институционализм основной упор делает на институтах, причем в рамках данной теории институты и организации разграничиваются. Институт рассматривается в рамках данного подхода как любое устоявшееся правило или норма экономического поведения. Институты как нормы и правила экономического поведения и взаимодействия людей и выступают тем, что связывает экономику в систему. В рамках неоинституционализма рассматриваются такие аспекты структуры экономики, как способ координации, система прав собственности, транзакционные издержки и система контрактов [9, с. 20].
Рис. 1. Графическое представление пространственных областей жизнедеятельности гипотетической социально-экономической системы
Для марксизма характерен диалектический системный подход, в рамках которого в основе исследований экономических систем заложен принцип противоречий, диалектического единства противоположностей как основы их функционирования и развития. Данный подход предполагает выделение не только количественных, но и качественных скачков в развитии экономики и признает историческую ограниченность экономических систем. Кроме акцента на противоречиях, для марксистской методологии системного исследования характерно также внимание к методу восхождения от абстрактного к конкретному, показывающему, что социально-экономическая система, как и всякая другая система, в марксистской трактовке является развивающейся от простого к сложному и имеющей генетическое единство. При этом подлежащей исследованию системой для марксизма является не конечная стадия, а сам процесс развития. И в этом смысле марксистская методология наследует гегелевскую логику, подчеркивавшую, что конкретным целым, системой является «не результат, но результат с его становлением».
В основе любой социально-экономической системы — некий материальный продукт (или вещество, «энергия и информация»), с определенной долей допущения определяемый нами понятием ресурсы. В общем понимании это материально-вещественные, материально-финансовые, интеллектуально-трудовые и информационные ресурсы [10, с, 37-38]. Используя в качестве классификационных признаков экономическое содержание и характер участия/ использования в экономической деятельности системы, можно выделить две группы ресурсов – первичные и вторичные (табл. 1). По характеру вовлечения в экономическую деятельность ресурсы подразделяются на «собственные» и «привлеченные» (или заимствованные). Состояние ресурсов и эффективность их вовлечения в экономическую деятельность системы определяются аналитически. Изучение показателей объемов воспроизводства, стоимости и доходности экономических ресурсов, изменения их структуры и состава, качества и количества дает представление об их состоянии и позволяет оценить возможности формирования их резерва и потенциала социально-экономической системы.
Таблица 1 — Матрица ресурсов
Интеллектуально-трудовые |
Информационные |
Материально-вещественные |
Материально-финансовые |
|
Первичные |
человеческие ресурсы в «чистом» виде | идеи, не запатентованные проекты и решения | природа в «чистом» виде – вода (её ресурсы), воздух, земля (её недра) | природное сырье, деньги |
Вторичные |
специалисты и квалифицированные рабочие, все люди в трудоспособном возрасте, или получающие образование | информационные базы данных, интеллектуальная собственность | производственные фонды и технологии | промышленная продукция, заместители денег |
Для успешного функционирования систем, обладающих первичными ресурсами, возникает множество элементов, их обслуживающих, которые в свою очередь имеют вспомогательные образования класса систем и т.д. То есть создается иерархия самодостаточным систем [9, с. 8]. Социально-экономическая система может нести в себе и чисто паразитарные образования, черпающие необходимое из ресурсов системы ради собственного выживания и не вносящие свой вклад в достижение целей основной системы. Элементы и подсистемы системы должны быть связаны между собой (элемент — часть системы, но не система) для достижения глобальной, в рамках данной системы, цели, равно как связаны между собой и сами многие системы, а значит должны обмениваться ресурсами [9, с. 8].
Возможны два подхода в определении социально-экономической системы – дескриптивное определение, т.е. определение через свойства, внешние проявления по признаку этногенетического кода, обладающие объективно (исторически) обусловленными специфическими свойствами, а также выделенные по признаку экономико-географического разделения – экономические регионы; и конструктивное – определение через внутренне строение [11, с. 52] — имеющие определенную структуру организационно- и социально-экономических отношений и связей. Количественно-качественное изменение этих связей и отношений определяют её социальную и экономическую динамику (табл. 2).
Таблица 2 — Типы социально-экономических систем
Признак |
Типы экономических систем |
|||||
Масштаб |
Макроэкономические |
Мезоэкономические |
Микроэкономические |
|||
Нормативно- |
Государство, |
Регион, отрасль |
Предприятие |
|||
Форма участия в экономической деятельности |
Донор |
Реципиент |
Донор |
Реципиент |
Донор |
Реципиент |
Отметим, что разделение не является бесспорным и окончательным. Область, в рамках которой конкретная система осуществляет оборот принадлежащих ей и заимствованных экономических ресурсов, назовем областью экономической деятельности. В её рамках каждая экономическая система имеет свою экономическую нишу — представляющую с одной стороны весь диапазон условий осуществления экономической деятельности, и, с другой стороны, всю сумму адаптаций системы, влияющих на её ресурсную специализацию и формы участия в экономической деятельности. Выделим экономические ниши фундаментальные и потенциальные — по специализации на первичных и вторичных экономических ресурсах соответственно. При условии соразмерного сочетания и тех, и других ресурсов экономическая ниша экономической системы будет рациональной.
Любая социально-экономическая система может иметь как фундаментальные, так и потенциальные ниши. Они будут различны по объему в силу объективных причин – экономико-географического размещения в природном пространстве и экономической активности. Преимущественное «закрепление» в фундаментальных нишах невыгодно, поскольку сопровождается «вымыванием» / утерей первичных, невосполнимых в большей части ресурсов. Для баланса в этом процессе и происходит перемещение в потенциальные ниши. Упрощенно это могло бы выглядеть так (рис. 2).
Рис. 1.2. Распределение экономических ниш в гипотетическом экономическом пространстве
Если представить все глобальное экономическое пространство в виде огромного двухслойного «пирога», где первый, нижний и более объемный слой – это область обращения первичных экономических ресурсов, а второй над ним – область обращения вторичных экономических ресурсов, а экономические системы в качестве «едоков» пирога, т.е. потребителей этих ресурсов, можно было бы представить идеальную модель распределения экономических ниш – «разрезав пирог» на равные части по количеству «едоков», при этом соблюдалось бы правило равного распределения всех слоев «пирога». Если бы таковая ситуация была бы возможной, то каждая социально-экономическая система соразмерно своему масштабу получила бы в обращение соответственное количество и первичных, и вторичных экономических ресурсов, но в реальной жизни все сложнее. На масштаб, уровень экономического развития, уровень социального развития, способа организации экономической деятельности, форму участия в экономической деятельности, юридический статус влияет очень много факторов.
Например, доходы некоторых современных макроэкономических систем отличаются в 200-250 раз, диспропорции в потреблении таковы, что 20 % самых богатых людей мира потребляют 80 % благ, а 80 % более бедных — 20 % благ (причем, США, имея 6 % населения мира, потребляет около 40 % всех совокупных благ) [12, с. 222-223]. С определенной долей допущений можно считать, что фундаментальные экономические ниши в глобальном экономическом пространстве распределены следующим образом: Бразилия – 27 %; Россия – 23 %; Индия – 15 %; Франция – 13 %; США – 12 %; Германия – 8 %; Япония – 2 %; Китай – 0 %. Российская социально-экономическая система занимает вторую по объему фундаментальную экономическую нишу, являясь едва ли не самым основным донором первичных экономических ресурсов — минерального сырья, интеллектуально-трудовых и информационных ресурсов – а через это и финансов и инвестиций в образование, науку, производство и др.
Потенциальные ниши верхних двух незначительны, они соответственно заняты идущими вслед. Такая ситуация заставляет задуматься о необходимости нишевого перепозиционирования России в сторону потенциальной экономической ниши. Причины известны: природно-географическое месторасположение, способ производства и форма организации экономической деятельности, и то, что делает экономическую систему неповторимой и особенной в своем роде – её культура. Именно в силу объективного и неизбежного воздействия всех этих факторов и происходит несоразмерное обладание системами теми или иными видами экономических ресурсов, и обусловленная этим вечная конкурентная борьба за право обладания ими или распределения.
Изменения экономических ниш в эволюционном масштабе довольно трудно документировать, хотя факт существования этих изменений не вызывает сомнений [13, p. 107–132]. С появлением новых видов экономических ресурсов, например, в результате научно-технического прогресса, появляются и новые экономические ниши. В экономической практике происходит запаздывание начала освоения новых видов экономических ресурсов, вследствие чего, возникает лаг инвестирования экономических ресурсов, объем (вся совокупность ресурсов) и емкость экономической ниши (интенсивность накопления и воспроизводства ресурсов).
Соотношение объема экономической ниши (Vэкн) и её емкости (ЭЕ):
, (1)
свидетельствует о том, что вся текущая потребность социально-экономической системы в ресурсах может быть удовлетворена. Это идеальное соотношение, к которому стремится каждая система. Отклонение от него обусловлено ослаблением экономической устойчивости системы и ослаблением её стратегического потенциала [10, с. 30-31].
Включение России в процесс глобализации — это одновременно и появление новых, дополнительных ресурсов. Современная социально-экономическая система России обладает рядом важных конкурентных преимуществ как традиционного, так и нового, современного типа. К числу традиционных преимуществ можно отнести сельское хозяйство, имеющее огромный потенциал, добывающую промышленность, опирающуюся на богатые природные ресурсы, железнодорожный транспорт, связывающий между собой не только отдаленные районы страны, но и Европу с Азией, а также относительную дешевизну рабочей силы, т.е. все то, что мы определяем, как первичные ресурсы.
К числу конкурентных преимуществ можно отнести научно-технический и творческий потенциал, интеллект, научные и образовательные школы, что определяется нами как вторичные экономические ресурсы. Однако, целостная система организационно-экономических отношений и связей, прекратившая свое существование с распадом СССР, не сложилась. Имеющая место незаинтересованность государственного менеджмента (например, в лице местных руководителей) во взаимодействии с обществом и бизнесом, показной (а не реальный) характер демократизации управления формируют высокий уровень недоверия. Общество и бизнес не верят в желание государственного менеджмента в лице институтов власти создавать возможности развития и решать проблемы. В рамках данного направления целесообразно создать условия для реального и эффективного взаимодействия институтов власти с институтами общества, экспертного и профессионального сообщества, с институтами общества в форме организаций территориального общественного самоуправления. Опыт так называемых развитых стран подтверждает, что любой экономический законопроект подлежит обязательной общественной экспертизе и одобрению со стороны деловых кругов и их организаций.
Рыночные отношения в целом, законотворческая деятельность, непосредственно затрагивающая предпринимательство, должны обязательно учитывать требования защиты интересов предпринимательства и создания максимально благоприятных условий для его развития. Сложившиеся экономические условия требуют, чтобы все институты власти вели постоянный и конструктивный диалог с бизнесом.
Несмотря на то, что в настоящее время учреждены и действуют организационные структуры, призванные инициировать и развивать взаимодействие, конструктивный диалог в решении социальных проблем регионов до сих пор не стал институциональной нормой, устоявшимися правилами, которые регулировали бы это взаимодействие. Реализация данных направлений развития государственного менеджмента в различным его аспектах обеспечит создание условий для взаимодействия на основе единства интересов, взаимного доверия, открытости и заинтересованности.
В заключении отметим, что все социально-экономические системы представляют собой особый класс искусственных систем, поведение которых базируется на основе человеческих потребностей и интересов, поэтому социальная и экономическая системы являются дополнением друг друга в целостном развитии организационной структуры государства любой страны. Нарушение гармоничных отношений между этими системами в обществе является главной причиной возникающих противоречий (кризисов) развития, которые рождают все многообразие конфликтов и проблемных ситуаций [14, с. 17]. В связи с этим можно утверждать, что вектор их развития должен определяться исходя из социально-значимых целей, что определяется подчинением экономических систем целям и задачам развития социальных.
По мнению авторов, представленный методологический подход может быть учтен в научном обосновании решений государственного менеджмента, поскольку его эффективность в итоге определяется стоимостным выражением произведенного материальных и духовных благ и ресурсов, затраченных на их производство.
Библиографический список