Принципы и закономерности менеджмента

Основные принципы менеджмента

Принципы менеджмента, синтезируя объективные закономерности управления, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией — функциям, методам и организационной структуре управления.

Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем («Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г.)

Название принципа Содержание принципа
Разделение труда Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры — применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Единоначалие Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
Подчиненность интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Централизация Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности
Скалярная цепь управления Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
Порядок Рабочее место — для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Справедливость Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность
Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила)

Эволюция менеджмента позволила добавить следующие принципы:

  • принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;
  • принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
  • принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
  • принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
  • принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Основные закономерности менеджмента

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

  1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики.
  2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией.
  3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.
  4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления).
  5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.
  6. Концентрация и динамичное изменение функций управления в организации.
  7. Оптимизация уровней управления организацией.
  8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

Менеджеры

Роли руководителя —  это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности менеджера. Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей организационных подразделений, что и обусловливает их служебное поведение. Причем личность менеджера, как и актера в пьесе, может влиять на характер исполнения роли, но только не на содержание.

Г. Минцберг удачно обобщил и классифицировал деятельность менеджеров в форме десяти ролей в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.

Десять управленческих ролей по Минцбергу

Роль Описание Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель Символический глава, который выполняет обычные обязанности правового или социального характера Церемонии, действия, обусловленные положением, ходатайства
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено Обеспечивает саморазвитие сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации Разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешней и внутренней информации Обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки)
Распространитель информации Передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть ее требует интерпретации для формирования взглядов организации Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, обращения по почте, выступления, включая передачу информации во внешние организации
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель

 

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов Обсуждение стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия, когда организацию ожидают важные и неожиданные отклонения Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распределитель ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации Составление графиков, запросы полномочий, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчиненных
Переговорщик Ответственный за представительство организации на важных переговорах Ведение переговоров

Посмотреть еще в категории: Менеджмент и управление

  • Области управления
  • Направления и процессы менеджмента
  • Управленческая деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх