Функции управления

Функции управления (менеджмента)

Функция управления (Функция  менеджмента) — это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.

Под функциями управления можно понимать:

  • целевое назначение управленческой деятельности вообще;
  • ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
  • относительно самостоятельный вид управленческих действий;
  • определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения.

Среди основных характеристик функций управления можно  выделить следующие:

  • однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
  • целевая направленность этих работ;
  • обособленный комплекс выполняемых задач.

Функции управления по А.Файолю

Общие функции управления, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил:

    • организацию,
    • планирование,
    • координацию,
    • контроль,
    • распорядительство.

Классификация и виды функций управления

В литературе представлены разные подходы к классификации функций управления (с точки зрения различных критериев).

Рассмотрим важнейшие из них.

  • По содержанию управленческой деятельности:
    • планирование;
    • организация;
    • мотивация;
    • контроль;
    • координация.
  • По масштабу времени:
    • стратегическое управление;
    • тактическое управление;
    • оперативное управление.
  • По этапам процесса управления:
    • целеполагание;
    • определение ситуации;
    • определение проблемы;
    • принятие управленческих решений.
  • По факторам производственного процесса:
    • управление продуктом;
    • управление персоналом;
    • управление информацией;
    • управление инновацией и др.
  • По этапам производственного процесса:
    • управление подготовкой производства;
    • управление процессом производства;
    • управление обеспечением производства;
    • управление сбытом продукции.
  • По объекту управления:
    • управление экономическими процессами;
    • управление социально-психологическими процессами;
    • управление организационными процессами;
    • управление технологическими процессами.

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. Так, например, выделяют следующие.

  • Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль.
  • Связующие функции (процессов):
    • принятие управленческих решений;
    • коммуникации.
  • Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами):
    • управление персоналом;
    • управление маркетингом;
    • управление финансами;
    • документационное обеспечение управления;
    • учет (бухгалтерский, управленческий);
    • обеспечение оргтехникой и др.
  • Специфические функции. Отражают отраслевую специфику.

Функции управления по признаку участия в организации управления:

  • общие,
  • специальные (частные),
  • вспомогательные функции.

Общие (Основные) функции управления проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности. К ним относятся:

  • планирование,
  • организовывание,
  • мотивация,
  • контроль.

Связями между ними являются процессы принятия решений и коммуникации.

Obshchiye funktsii menedzhmenta

Планирование дает ответы на следующие вопросы: 1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. 2) Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации. 3) Как организация может достичь целей? Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы.

Организовывание — это процесс структурирования организации. Структурировать необходимо множество элементов. Такими элементами являются работа, конкретные задания организации и отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации. В конечном счете создается структура организации в целом. Организация предусматривает наличие полномочий, ответственности, а также возможность делегировать полномочия.

Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом. Ранее считалось, что мотивирование — это предложение соответствующего денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия. В современных условиях  мотивация рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем хорошей работы.

Контроль — это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организацией своих целей. Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования. Известны три аспекта управленческого контроля: 1) Установление стандартов в процессе планирования — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени. 2) Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период. 3) Сравнение достигнутого с ожидаемыми  результатами. Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений или по изменению целей.

Связующие функции — это принятие решений и коммуникация. Последняя представляет процесс обмена информацией, которая необходима для всех функций управления. Они относятся к частным функциям.

Связующие функции менеджмента

Принятие решений. Для успешной работы организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это и есть решение. Принятие решения — выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основными требованиями для принятия эффективного решения являются наличие адекватной и точной информации.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они неизвестны людям, которые должны их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обоснованность планов, не будут знать, какое вознаграждение им предложат за хорошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.

К частным функциям (процессам) относятся делопроизводство, обеспечение оргтехникой и ее использование. Частные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.

Chastnyye funktsii menedzhmenta

Управление всегда воздействует на конкретный объект, который имеет определенную отраслевую направленность, поэтому оно вызывает необходимость существования специфических функций управления.

От функций менеджмента нужно отличать функции должностей и подразделений, вытекающие из рационального разделения управленческого труда. Они характеризуются количеством, числом субъектов, их непосредственно реализующих; степенью автономности; регламентации, возможностью дублирования и т. д.

Алгоритм выполнения функций управления в организации

Функция управления Временной интервал действия функции Содержание управленческой деятельности
1 Целеполагание Неограниченно длительный Осознание и формирование целей организации в виде «дерева целей»
2 Организовывание Непрерывно Обеспечение организованности всех компонентов процесса управления
3 Перспективное планирование:
стратегическое Долгосрочная перспектива (свыше 5 лет) Прогнозирование поведения внешней среды; разработка стратегии развития
тактическое Среднесрочная перспектива (до 5 лет) Прогнозирование поведения внешней среды; планирование мероприятий по освоению новых рынков, новой продукции и услуг; определение состава и численных значений показателей развития
4 Текущее планирование (бизнес-планирование) Краткосрочная перспектива (до 1 года) Прогнозирование поведения внешней среды; определение состава и численных значений показателей годового, квартального, месячного планов
5 Координация деятельности Кратко-среднесрочная перспектива Определение структуры организации; налаживание взаимодействия между составными частями; разделение обязанностей персонала и согласование действий
6 Регулирование Краткосрочная перспектива Выявление отклонений от плановых заданий и устранение таких отклонений
7 Контроль Непрерывно Наблюдение за ходом деятельности; сравнение фактических и заданных значений показателей; выявление величины, причины, места и времени обнаруженных отклонений
8 Учет Непрерывно Наблюдение, фиксация и регистрация операций деятельности; группировка результатов для получения сводных (итоговых) данных о состоянии деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх