Анализ использования финансовой аренды в долгосрочном финансировании инвестиций металлургических предприятий
Введение
В начале 2000-х гг. крупные металлургические предприятия приступили к введению современных технологий на своих производствах. Однако, любую новую технологию необходимо оптимизировать в соответствии с конкретными условиями. Особенностью технологического развития в настоящее время стало усиление роли внешних источников обеспечения технологией. Это связано, прежде всего, с желанием сократить собственные затраты на НИОКР – полагаясь только на свои разработки, предприятие может отставать от конкурентов, а также рост дублирования разработок предприятия не обеспечивает ему технологического ноу-хау и связанных с этим преимуществ [1, С. 224–225].
В последнее время значительно сократился срок морального и физического износа оборудования. Из-за растущей конкуренции производителям приходится заменять морально устаревшие фонды на новые, отличающиеся более высоким уровнем технико-экономических показателей. Но, в связи с технологическим развитием, стоимость машин и оборудования увеличивается. Поэтому обновление основных фондов предприятия зависит от наличия свободного капитала и требует постоянного привлечения финансовых ресурсов [1, С. 231].
Исходя из опыта зарубежных стран, где используется множество гибких инструментов по привлечению капитала, в финансировании реального сектора экономики широкое распространение получил лизинг [1, С. 226].
Актуальность исследования увеличилась в связи с усилением санкционного давления в отношении российской промышленности. Особенно важным для металлургических предприятий стало определение доступных источников финансирования долгосрочных инвестиций. Эта проблема требует подробного рассмотрения.
Проблема исследования в данной работе, посвящённой теме «Анализ использования финансовой аренды в долгосрочном финансировании инвестиций металлургических предприятий», заключается в том, что в сложившихся в настоящее время условиях недостаточное внимание уделяется такому источнику финансирования инвестиций в основной капитал как финансовый лизинг, что определяет значимость его реализации для предприятий черной металлургии, с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Существует много точек зрения относительно истории возникновения лизинга. Из них можно выделить два основных подхода. Одни считают, что лизинг имеет довольно древнюю историю возникновения, другие – что лизинг появился лишь в конце XIX в. Однако именно в последние десятилетия XX в. появились принципиально новые виды аренды, стимулирующие инвестиционную деятельность [2, С. 6].
С учетом законодательных и нормативно-правовых актов той или иной страны заключаются и разнообразные договоры лизинга. Например, в Германии лизингом называют долгосрочную аренду, при которой лизингополучатель принимает на себя ответственность за сохранение предмета лизинга и выплату всех налогов и страховых платежей. Во Франции лизинг – это сдача в пользование и владение недвижимого и производственного движимого имущества на срок, сопоставимый со временем амортизации этого имущества. В Англии лизинг отождествляется со сдачей оборудования напрокат. В США лизингом считают, как правило, предоставление в пользование машин и оборудования при различных вариантах взаимных обязательств между лиссором и рентером и различных сроках договора [3, С. 459–460].
В 1982 г. в США Законом о налогообложении был введен термин «финансовый лизинг», т.е. сделка, при которой рентеру (арендатор) передается в пользование оборудование на полный срок или большую часть жизненного цикла имущества; рентер несет ответственность за техническое обслуживание, уплату налогов и страхование оборудования; совокупные платежи, получаемые лиссором (арендодатель), полностью покрывают первоначальную стоимость оборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал. В настоящее время в США не менее половины кредитов на развитие материально-технической базы компаний осуществляется посредством лизинговой деятельности [4, С. 14; 5, С. 199].
В Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) 1985 г. в качестве прямых капиталовложений называются новые формы инвестиций, среди которых упоминается и о лизинге. Таким образом лизинг можно охарактеризовать и как способ финансирования долгосрочных инвестиций – во многих странах мира лизинговая деятельность имеет инвестиционную направленность. Тем не менее, в зависимости от страны, существуют различия в трактовке сущности лизинга и условиях, обеспечивающих его развитие [6, С. 222; 2, С. 10].
Результаты исследований
Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать значение отношений финансовой аренды для российских предприятий черной металлургии, которые могут складываться в отечественной экономике в настоящее время.
В качестве методов исследования были использованы теоретический анализ, обобщение научной и юридической литературы, изучение средств массовой информации, а также сравнительный анализ полученных данных.
В соответствии с российским законодательством под финансовой арендой (лизингом) понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [7, ст. 2].
А именно, лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и передать лизингополучателю это имущество во временное владение и пользование. Таким образом, в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» лизинговая деятельность рассматривается как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Согласно законодательству, финансовая аренда представляет собой инвестиции в основные средства с участием лизинговой компании (лизингового отдела коммерческого банка) [7, cт. 2].
При этом лизингодатель имеет право предоставить в финансовую аренду только имущество, принадлежащее ему по праву собственности, поэтому заключению лизингового договора предшествует заключение договора купли-продажи – лизингодатель приобретает определенное имущество у заранее выбранного поставщика, а после предоставляет его лизингополучателю в финансовую аренду.
Лизингодатель приобретает имущество за счет собственных и, в большей степени, заемных средств. Однако возврат привлеченных финансовых ресурсов – уплата основной суммы долга и процентов по нему, комиссионное вознаграждение, включаются в периодические лизинговые платежи, а потому становятся бременем лизингополучателя. Последний напрямую пополняет свои основные средства – сделку финансирует лизингодатель [6, С. 221].
Собственником предмета договора финансовой аренды остается лизингодатель, лизингодатель получает имущество во временное пользование. Субаренда предмета лизинга также должна согласовываться с лизингодателем. В конце срока договора финансовой аренды лизингополучатель может приобрести предмет договора по остаточной стоимости (или по согласованной цене), либо продлить договор лизинга, либо вернуть имущество лизингодателю.
С экономической точки зрения у финансовой аренды есть большое сходство с кредитом на покупку каких-либо средств производства: лизингополучатель получает немедленный приток денежных средств, так как избавлен от необходимости оплачивать полученные активы. Но он берет на себя обязательство в дальнейшем осуществлять платежи, предусмотренные лизинговым договором. Аналогично можно было взять кредит в размере стоимости активов, приняв обязательство вернуть основную сумму долга с процентами. Таким образом, денежные потоки по лизингу и по кредиту похожи. В обоих случаях предприятие сегодня получает в свое распоряжение необходимый актив/средства на его приобретение, а рассчитывается за них позже. Такое сходство характерно только для финансового лизинга, а другой вид лизинга – оперативный – больше схож с классической арендой оборудования. Учитывая высокую стоимость оборудования для металлургических предприятий, а также транспортных средств для перевозки продукции, неудивительно, что финансовый лизинг длительное время используется предприятиями черной металлургии [6, С. 222; 8, С.678].
В общем по России доля финансового лизинга всегда превышала оперативный лизинг – своего максимума в 21% оперативный лизинг достиг в 2017 г., а к концу 2022 г. его доля снизилась до 2% (Рис. 1) [9].
Доля финансового лизинга, более подходящего для инвестиций в основной капитал, за последние четыре года значительно увеличилась. Однако, этот рост связан не только с заключением лизинговых договоров на новое оборудование, расширение производства и т.п. В сегмент финансового лизинга на рисунке 1 входит также возвратный лизинг, к которому предприятия зачастую прибегают в кризисные периоды [10].
Рис. 1. Соотношение оперативного и финансового лизинга (в %)
Источник: составлено автором на основании данных [9; 10; 11]
При сравнении с другими способами приобретения оборудования лизинг имеет ряд существенных преимуществ:
- активы приобретаются и передаются лизингополучателю, что удобнее для металлургического предприятия, поскольку банковский кредит может не покрывать всей стоимости приобретаемых активов, оставшуюся часть необходимо будет выплачивать из собственных средств; [5, С. 200]
- лизинг дает возможность расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств; [2, С. 8]
- в классическом финансовом лизинге срок договора совпадает со сроком списания стоимости арендованного имущества на амортизационные отчисления, поэтому по окончании договора лизингополучатель может приобрести предмет лизинга по остаточной стоимости, которая должна быть значительно ниже его реальной цены, если предмет аренды к концу срок договора оказывается полностью амортизированным, то лизингополучатель после его приобретения освобождается от выплат по налогу на имущество; [5, С. 201]
- смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора, высвобождаются средства для вложения в другие виды активов;
- не привлекается заемный капитал и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов – что является одним из важнейших пунктов для предприятий черной металлургии, поскольку они постоянно используют в своей деятельности заемный капитал;
- лизинговая схема предполагает более гибкие условия, чем кредитный договор –платежи производятся после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию;
- лизинговые соглашения могут предусматривать обязательства лизингодателя провести ремонт и технологическое обслуживание оборудования – это особенно важно при лизинге сложного оборудования, каковым является оборудование для металлургических предприятий; [2, С. 8]
- лизингополучатель имеет большие возможности координировать затраты на финансирование инвестиционных вложений и поступления от реализации выпускаемой продукции, чем это имеет место, например, при купле-продаже оборудования, ускоренная амортизация позволяет спрогнозировать соотношение доходов и расходов, не допустить резких колебаний финансового результата;
- приобретение оборудования по лизингу позволяет предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу путем оптимизации налоговых отчислений, иногда это может происходить за счет экономии налога на имущество – в регионах могут быть предусмотрены налоговые льготы для предприятий, осуществляющих инвестиции в основные средства [2, С. 9].
По своей юридической форме лизинговая сделка является своеобразным видом долгосрочной аренды инвестиционных ценностей. При финансовом лизинге (иногда его называют лизингом с полной амортизацией) право выбора имущества (объекта) договора, а также производителя (продавца) принадлежит лизингополучателю. В договоре может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Во всех случаях лизингодатель при приобретении имущества обязан предупредить производителя (продавца) о том, что имущество приобретается для передачи его в лизинг [6, С. 222].
Предметом договора финансового лизинга в России может быть, как движимое, так и недвижимое имущество. Нельзя заключать договор лизинга в отношении земельных участков и других природных объектов, а также имущества, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, кроме продукции военного назначения [7, ст. 3; 4, С. 15].
Отличительные особенности использования кредитного и лизингового механизмов инвестирования приведены в таблице 1 [4, С. 41].
На сегодняшний день финансовый лизинг является одним из инструментов, которые позволяют осуществлять крупные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства [2, С. 8].
Таблица 2. Отличительные особенности использования кредитных и лизинговых механизмов
Характеристики | Кредит | Лизинг |
Направление расходования | Любой вид предпринимательской деятельности | Активизация производственной деятельности, развитие и модернизация производственных мощностей |
Участники | Коммерческий банк, предприятие-заемщик, гаранты, поручители | Лизингодатель (лизинговая компания), лизингополучатель (предприятие), поставщик имущества, коммерческий банк, страховая компания |
Предмет договора | Денежные средства | Движимое и недвижимое имущество |
Величина гарантии возврата | Требуется гарантия в размере полной суммы кредита и процентов за его использование | Размер гарантии снижается на стоимость передаваемого в лизинг имущества |
Платежи | Платежи по кредиту покрываются за счет полученных предприятием доходов, на которые начисляются все предусмотренные налоги | Лизинговые платежи (включаются в себестоимость продукции) снижают налогооблагаемую базу и стимулируют развитие производства |
Контроль за целевым использованием средств | Затруднен | Гарантирован |
Источник: составлено автором на основании данных [4, С. 42]
Металлургические предприятия зачастую берут в лизинг не только специализированную технику, но и железнодорожный транспорт, и грузовой автотранспорт – для перевозки своей продукции.
Лизинг ж/д техники после 2018 г. пошел на спад – это было связано с сокращением железнодорожной техники, на фоне пандемии объемы в 2020 г. также сократились, но по итогам 2021 г. произошло увеличение, за счет роста грузоперевозок на сетях РЖД на фоне смягчения рисков эпидемиологической ситуации (Рис. 2).
Основной прирост за последний год показал лизинг легкового и грузового автотранспорта. На фоне дефицита автомобилей в 2021 г. и повышения их стоимости ключевым драйвером автолизинга стал растущий спрос со стороны сегмента малого и среднего бизнеса, доля которого увеличилась с 58% в 2020 г. до 65% в 2021 г. [10].
Объемы лизинговых сделок для машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования и по минимальному размеру в 13 млрд. руб. (около 225 млн. долл. США), и по максимальному размеру в 50 млрд. руб. (673 млн. долл. США) близки к рынку банковских кредитов, но значительно уступают рынку облигаций (размеры эмиссии рублевых облигаций за аналогичный период составляли от 20 до 45 млрд. руб., объемы эмиссии еврооблигаций – от 850 млн. долл. США до 2,8 млрд. долл. США) (Рис. 2) [12].
Рисунок 2. Объемы стоимости имущества, переданного в лизинг, по некоторым сегментам
Источник: составлено автором на основании данных [9; 10; 15]
Однако, увеличение сегмента металлообрабатывающего и металлургического оборудования, как и в случае с общим приростом финансового лизинга на рисунке 1, может свидетельствовать об использовании возвратного лизинга – получения дополнительных финансовых ресурсов за счет продажи своих активов и одновременного оформления на них договора финансового лизинга.
Инвестиции в форме лизинга способны не только создать точки экономического роста, но и позволяют совершенствовать структуру промышленности в инновационном направлении [3, С. 364].
Однако, не всегда лизинг оказывается более дешевым, чем использование собственных средств или банковское кредитование – иногда лизингополучатель просто лишен возможности приобрести имущество сразу за полную стоимость. Для покупки дорогостоящих активов лизингополучателям приходится идти на не самые выгодные условия лизинга. Лизинговые проекты неоднородны, иногда им присущи повышенные риски – за эти риски лизингополучателям приходится платить повышенную цену. Как правило, стоимость лизингового финансирования обходится дороже по сравнению со стоимостью финансирования посредством банковского кредита, несмотря на определенные льготы в вопросах налогообложения, которые зачастую предусматриваются национальными законодательствами [13, C. 26; 4, C. 41; 14, С. 313; 5, С. 202].
На рисунке 3 показан уровень средних ставок по банковским кредитам и лизинговым платежам за последние пять лет – ставки по кредитам на протяжении данного периода всегда были ниже, чем по лизинговым платежам. В то же время подобная разница вполне объяснима, поскольку лизинговые компании осуществляют свою деятельность в основном за счет банковских кредитов (последние составляют 53 – 56% в структуре фондирования). Поэтому ставки по лизинговым договорам объективно не могут быть ниже, чем по банковским кредитам.
Величина авансов лизингополучателей коррелирует со ставкой по лизинговым платежам – особенно заметно это было в 2020 г. – снижение авансов было компенсировано увеличением ставки по лизинговым платежам [16, С. 10].
Стороны лизинговой сделки в настоящее время могут использовать следующие налоговые преимущества по сравнению с приобретением оборудования посредством банковского кредитования:
- Ускоренная амортизация с коэффициентом ускорения не выше трех;
- Лизингополучатель включает в себестоимость проценты по кредитам, использованным для приобретения лизингового имущества [17, п. 1 ст. 265].
Действующее законодательство РФ не содержит прямого запрета на включение в договор лизинга условия о том, что лизингодатель вправе увеличить размер лизинговых платежей в случае повышения банком процентной ставки за пользование кредитом, привлеченным лизингодателем для приобретения предмета лизинга.
Рисунок 3. Размер средних ставок по банковским кредитам, лизинговым платежам и авансам (в %)
Источник: составлено автором на основании данных [16, С. 6, 10]
Если договором лизинга не было предусмотрено права лизингодателя на изменение размера ежемесячных лизинговых платежей, то изменить последние можно только по соглашению сторон.
Пересмотреть размер лизинговых платежей можно и в судебном порядке. Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изменение обстоятельств признается существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения. Например, увеличение лизинговых платежей из-за изменения инфляционных процессов и ухудшения финансового положения лизингодателя суд может признать несущественным поводом. Инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки. В одном из дел суд отказал в удовлетворении иска об изменении договоров финансовой аренды (лизинга) в части суммы договора, указав, что финансовый кризис и неблагоприятная экономическая ситуация также не являются существенными изменениями обстоятельств [18].
Лизинговый механизм имеет преимущества в объемах гарантий, необходимых для инвесторов: при кредитном варианте инвестор требует 100%-ной гарантии возврата средств и процентов по кредиту, при реализации лизингового процесса требования инвестора к гарантиям могут быть снижены до 40% в зависимости от схемы лизинга и условий лизингового контракта. Как известно, инвестирование, в том числе и через лизинговый механизм, во многом зависит от надежности гарантии возврата вложенных средств, страховой защиты от потерь в результате неисполнения обязательств из-за временной или полной неплатежеспособности лизингополучателя [4, С. 42].
С точки зрения лизингополучателя, его отказ от выполнения договорных обязательств менее рискован, чем при займе, так как вероятность судебного разбирательства о признании лизингодателя банкротом невысока [4, С. 58].
Все меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) перечислены в ст. 36 Федерального закона №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»:
- разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в РФ или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития РФ или региона;
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
- долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
- меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
- финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;
- предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
- предоставления банкам и другим кредитным учреждениям освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
- предоставления в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
- предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
- отнесение к предмету лизинга племенных животных, а также крупного рогатого скота специализированных мясных пород, выращенного в Российской Федерации в целях разведения;
- создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.
Большая часть государственной поддержки направлена на продвижение лизинга в менее рентабельных отраслях. Например, субсидии из федерального бюджета для российских лизинговых компаний на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции (госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») не распространяются на сферу черной металлургии – только машиностроение, легкая промышленность и промышленность социально значимых товаров. Тоже самое относится и к субсидиям для лизинговых организаций на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю льготных условий по договорам лизинга на промышленную продукцию. Основная часть финансовой помощи от государства на данный момент, помимо перечисленной, заключается в предоставлении льготных займов для финансирования лизинга оборудования (на технологическое перевооружение, модернизацию основных производственных фондов). Один из институтов развития, Фонд развития промышленности, участвуя в лизинговом проекте, может обеспечит финансирование до 90% аванса за лизинговое оборудование [19].
Таким образом, для металлургических предприятий, как вполне рентабельных, нет отдельных льгот и специальной поддержки для стимулирования лизинга в отрасли. Предприятия черной металлургии как лизингополучатели не имеет дополнительной помощи от государства в рамках госпрограмм [20; 21].
Средняя продолжительность договоров лизинга за последние 10 лет сократилась – с 4,4 лет в 2010 г. до 3,7 в 2020 г. Тоже самое наблюдается среди отдельных групп лизингополучателей – сроки действия договоров финансового лизинга с 2010 г. постепенно снижались и у мелких, и у средних, и у крупных организаций-лизингополучателей (Рис. 4).
Среди факторов, отрицательно влияющих как на срочность договоров финансового лизинга, так и в целом на деятельность лизингодателей, на протяжении десяти лет на первых местах находились конкуренция между лизинговыми компаниями, высокий процент по кредиту, недостаток финансовых средств у лизингодателя, сложность с получением кредита, существующий уровень налогообложения и несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности. Причем, если поначалу среди опрошенных лизинговых компаний около 50% отмечали недостатки законодательства и налогообложения, то к 2020 г. роль этих факторов значительно уменьшилось – до 17% и 26%, соответственно. Больше всего за последние годы лизинговые компании испытывали трудности с фондированием и привлечением заемного капитала. Это закономерно отражалось на стоимости финансового лизинга и спросе на него со стороны предприятий [22].
Рисунок 4. Средний срок действия договоров финансового лизинга (лет)
Источник: составлено автором на основании данных [22, С. 67, 129]
Для современных условий российской экономики чрезвычайно важным конкурентным преимуществом металлургических предприятий является увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Использование финансового лизинга позволяет промышленным предприятиям осуществлять гибкую стратегию своего развития, оперативно откликаясь на потребности рынка, удлинять технологические цепочки и использовать в их составе дорогостоящую технику. Тем не менее, лизинг как форма привлечения капитала не получил широкого распространения среди предприятий черной металлургии. По востребованности он находится на четвертом месте после собственных средств, облигаций и кредитов. Основными причинами этого стали высокая стоимость, по сравнению с другими источниками финансирования, а также особое внимание к лизинговым схемам со стороны налоговых органов – с целью недопущения необоснованной налоговой выгоды.
Заключение
Лизинг является одной из специфических форм финансирования долгосрочных инвестиций. Несмотря на то, что лизинг вошел в практику в 2000-х гг., он получил широкое распространение в финансировании реального сектора экономики.
Для металлургических предприятий финансовый лизинг стал возможностью обновить средства производства, снизить удельный вес физически изношенных и морально устаревших основных фондов, повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности за счет внедрения в производственный процесс современных видов оборудования и прочих предметов лизинга.
По объему привлекаемого финансирования рынок лизинга близок к объему банковского кредитования, но значительно уступает рынку облигаций. Периодически лизинг становится популярнее облигационных займов – в зависимости от изменения стоимости финансирования.
Меры государственной поддержки на продвижение лизинга направляются в менее рентабельные отрасли. Таким образом, для металлургических предприятий, как вполне рентабельных, нет отдельных льгот и специальной поддержки для стимулирования лизинга в отрасли.
Библиографический список:
- Философова, Т.Г. Лизинговый бизнес: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «менеджмент». – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 343 с.
- Климатова, З.А., Зангиева, С.В. Лизинг: особенности современного развития, возможности и перспективы: монография. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. 104 с.
- Производственный менеджмент: учебник/ А.Н. Романов, М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель. – М.: Проспект, 2013. 400 с.
- Горшков, Р.К., Дикарева, В.А. Лизинг: проблемы и перспективы развития в России: монография. – М.: МГСУ, 2012. 160 с.
- Ковалев, В.В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2011. 448 с.
- Банковские операции: учебное пособие / под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. 384 с.
- Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 №164-ФЗ
- Брейли, Р., Майерс, С. Принципы корпоративных финансов: учебник; пер. с англ. Н.Н. Барышниковой. – М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 2012. 1008 с.
- Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт». Рынок лизинга по итогам 2021 года: новый рубеж [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/leasing/2021/
- Официальный сайт «РАЭКС-Аналитика». Российский рынок лизинга по итогам 2019 года: комплексная оценка [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://raex-a.ru/researches/leasing/2019/att1
- Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт». Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2022 года: держит удар [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/leasing/9m2022/
- Официальный сайт Rusbonds. Интерфакс. Поиск эмитентов. Дефолты облигаций [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://old.rusbonds.ru/
- Газман, В.Д. Банковское кредитование лизинга // Финансы. 2013. №5. С. 22-26.
- Иванов, В.В., Цытович, Н.Н. Корпоративное финансовое планирование: монография. – СПб.: БАН; Нестор-История, 2010. 332 с.
- Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт». Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъем [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/leasing/1h_2023/
- Официальный сайт Национального рейтингового агентства. Аналитические обзоры Рынок лизинга 2020, Рейтинг лизинга 1П 2021. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://www.ra-national.ru/ru/taxonomy/term/2489
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ
- Официальный сайт «КонсультантПлюс». Бычков А.И. В договоре лизинга установлено право лизингодателя увеличить размер лизинговых платежей в случае повышения банком процентной ставки за пользование кредитом в соответствии с кредитным договором, заключенным между банком и лизингодателем. Правомерно ли такое условие? Консультация эксперта, 2022 [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=gjDvr3T4Ko4Wt9G21&cacheid=C05037AE053C8A0792670C966985DAA7&mode=splus&base=QUEST&n=189644#zYHvr3T227ZuvVn71
- Официальный сайт Фонда развития промышленности. Займы. Лизинг [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://frprf.ru/zaymy/lizing/
- Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 №1673 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. №549»
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 №1908 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности Российской промышленной продукции и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Статистический сборник «Инвестиции в России» 2007, 2011, 2015, 2017, 2019, 2021 гг. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/B07_56/Main.htm