Принятие управленческих решений
Принятие управленческих решений
Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.
Факторы, оказывающие влияние на эффективность решения:
- понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое отнюдь не является лучшим);
- характер взаимоотношений внутри организации;
- занимаемая автором решения должность;
- личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);
- наличие времени;
- степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);
- основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм (правда, не ясно, каких); действия исходя из пользы большинства (проблема, в чем она); приближение к цели (ее бывает трудно определить);
- достижение выгоды (вопрос, чьей);
- четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;
- наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;
- учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм и др.
Решение — это выбор цели. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который, в конечном счете, повышает или снижает эффективность работы организации. Принятие решения предполагает обозначение целевой установки, которая определяет перспективы развития объекта управления, выбор средств для достижения цели и разработку программы действий.
Этапы процесса принятия и реализации управленческого решения
1-й этап – Выявление и анализ проблем
Процесс разработки и принятия рационального решения начинается с анализа неупорядоченного массива данных об общей ситуации (чем она стабильнее, тем легче анализ осуществить). В результате выявляются границы, в которых существуют проблемы (так называемое проблемное поле) и проявляются их симптомы (ничего не объясняющие признаки).
Чтобы выявить конкретные причины возникновения проблем, необходим причинно-следственный анализ, исходящий из того, что изменения в одном элементе ситуации (причина) порождают соответствующие перемены (следствия) в других. Предпосылкой причинно-следственного анализа является правильная классификация проблем.
2-й этап – Процесс выработки рационального решения
- Постановка основных задач и определение содержания работ, направленных на ее решение.
На практике существует три подхода:
-
-
- частичное решение, результат которого в той или иной степени удовлетворяет всех;
- разрешение, предполагающее выбор оптимального варианта, наилучшего из возможных;
- снятие (устранение) проблемы через изменение общей ситуации.
-
- Оценка возможностей и целесообразности работы над решением в данных условиях.
Если ресурсы ограниченны, возникает задача определения приоритетности решения отдельных частей проблемы, чтобы в случае невозможности работы над всеми вопросами одновременно в первую очередь заниматься наиболее важными. Одновременно составляется график последующих работ и определяются ответственные за них лица.
- Выбор критериев отбора окончательного варианта.
-
-
- Необходимые критерии имеют характер жестких ограничений, переступать которые недопустимо. Они позволяют отделить приемлемые варианты решений от неприемлемых.
- Желательные критерии дают возможность сделать выбор лучшего варианта решения из оставшихся. Они отражают иной класс требований, среди которых, в частности, можно назвать эргономические (обеспечение удобства и комфорта для работника) и социальные (защищенность, безопасность). Но главными требованиями являются экономические (уровень затрат, прибыльность и проч.).
-
- Формулировка его различных вариантов и выбор наилучшего.
В качестве базового обычно рассматривается последний вариант, а остальные приводятся в сопоставимый с ним вид по следующим аспектам:
-
-
- затратам времени;
- масштабам;
- качеству;
- издержкам;
- степени освоенности объекта;
- уровню обеспеченности информацией для принятия решения;
- характеру риска и неопределенности;
- условиям использования и проч.
-
Оптимальный вариант решения предполагает такое сочетание его качественных и количественных переменных, которое в наибольшей степени будет отвечать стоящей задаче.
Виды решений с точки зрения альтернативности:
-
-
- безальтернативные (имеет место в том случае, если из существующего положения есть только один выход. Это характерно для простых стандартных ситуаций, называемых на управленческом языке закрытыми),
- бинарные (предполагают два противоположных подхода к решению (или — или), что крайне затрудняет выбор;
- многовариантные (предполагающего возможность выбора из достаточно большого числа альтернатив (идеально 5—7);
- инновационные (на основе искусственного комбинирования отдельных, наиболее подходящих и не противоречащих друг другу характеристик тех решений, которые были в целом отклонены).
-
- Согласование с исполнителями и заинтересованными лицами окончательного варианта решения внутри и вне организации, т. е. с теми, кого оно непосредственно затрагивает.
- Утверждение решения руководителем организации или подразделения, который распоряжается ресурсами, необходимыми для его реализации, и несет персональную ответственность за результаты.
3-й этап – Реализация решения
Процесс реализации решения состоит из следующих этапов:
- доведение его до сведения всех заинтересованных лиц,
- постановка задач,
- контроль над их выполнением,
- корректировка дальнейшего хода его осуществления.
Требования к методам реализации решения:
- практическая применимость, соответствие их содержанию и объективным условиям претворения решения в жизнь, а не желаниям и способностям исполнителей;
- экономичность, подразумевающую, что эффект, полученный при реализации принятого с помощью этих методов решения, будет больше связанных с этим издержек;
- точность, обеспечивающую соответствие полученного результата тому, что ожидалось. Однако она требует повышенных затрат, нарастание которых происходит столь стремительно, что ею не следует злоупотреблять;
- надежность, гарантирующую обусловленное количество сбоев и отсутствие ситуаций с повышенным риском;
- простота.
Проверка выполнения управленческих решений
Проверку исполнения управленческих решений можно рассматривать как процесс, в ходе которого ставятся следующие задачи:
- своевременно обнаружить во внутренней и внешней среде организации факторы, которые могут помешать в осуществлении принятых решений и достижении целей, и обеспечить адекватную реакцию организации на эти факторы;
- обеспечить сопоставление предусмотренных решением целей и полученных результатов в деятельности организации;
- дать информацию для оценки деятельности организации за прошлый период и для корректировки ее решений относительно ее функционирования в будущем.
Для оптимального решения всех этих задач проверка выполнения решений должна соответствовать ряду требований.
- проверка должна быть систематической, т.е. она должен проводиться не от случая к случаю, а постоянно.
- проверка должна быть комплексной, т.е. охватывать не один или несколько параметров принятого решения, а все направления деятельности организации.
- проверка должна быть действенной, т.е. выявленные в результате контроля нарушения, изъяны, ошибки, промахи в деятельности организации должны оперативно устраняться.
- проверка должна быть гласной, т.е. ее результаты должны быть известны исполнителям.
- осуществление проверки должно быть экономичным, т.е. выгоды, приносимые контролем, должны быть выше затрат на его проведение.
Проверку исполнения управленческих решений можно представить как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов.
- На первом этапе определяются параметры функционирования организации, относительно которых приняты решения, подлежащие проверке, а также определяются необходимые источники информации для контроля.
- На втором этапе осуществляются наблюдения и измерения контролируемых процессов или результатов. Наблюдения и измерения — это самый трудный и дорогостоящий компонент проверки, ибо на их долю приходится основная часть затрат, величина которых нередко определяет саму целесообразность контроля.
- На третьем этапе проводится сравнение полученных результатов с заданными стандартами или показателями: здесь проявляется зависимость контроля от решения, так как само решение становится эталоном для проверки. Если цели намеченные принятого решения измеримы, однозначны и понятны, то контроль осуществляется сравнительно легко.
- Заключительный этап процесса проверки — проведение корректировки деятельности организации по результатам контроля, т.е. регулирование.
Подробнее о принятии управленческих решений можно прочитать здесь:
Статьи в журнале по теме Принятие управленческих решений
Посмотреть еще в категории: Основы управления
- Эффективность менеджмента
- Исследование систем управления
- Менеджмент и управление
- Функции управления
- Деловые игры для управленцев
- Методы управления
- Стандарты менеджмента
- Руководство организации
- Управление конфликтами
- Организационное поведение
- Социология управления
- Эволюция управления
- Диссертационные исследования
- Сборники научных трудов
- Психология управления