Оценка персонала
Оценка персонала
Оценка персонала — это инструмент, который работодатели используют для анализа эффективности работы сотрудника.
Обычно за оценку сотрудника отвечает руководитель сотрудника (а часто и более старший менеджер). Часто назначается закрытая конференция для обсуждения оценки.
Процесс оценки может включать в себя одну или несколько из следующих направлений:
- Оценка того, насколько хорошо работает сотрудник. Иногда это может включать шкалу оценки, указывающую на сильные и слабые стороны в ключевых областях (например, следование инструкциям, оперативность и способность ладить с другими). Часто супервайзер и менеджер обсуждают ключевые области. Или, как некоторые осмелились разоблачить, работодатели часто не заботятся о том, чтобы следовать инструкциям, приходить вовремя или уметь ладить с другими.
- Оценка целей сотрудников, которые, как ожидается, будут достигнуты (или достигнут значительный прогресс) к установленному времени, например, к следующей оценке. Иногда сотрудник может добровольно предложить цель, в то время как в других случаях она будет установлена его начальником. Значительно отстающему сотруднику может быть предоставлен план повышения производительности, в котором подробно описаны конкретные цели, которые должны быть достигнуты для сохранения его работы.
- Обмен отзывами между коллегами по работе и руководителями. Сотруднику также предоставляется возможность поделиться своими чувствами, проблемами и предложениями о рабочем месте.
- Подробная информация о положении на рабочем месте, продвижении по службе и повышении заработной платы. Иногда сотрудник, который очень хорошо работал с момента последнего периода проверки, может получить повышение заработной платы или быть повышен до более престижной должности. Однако повышение заработной платы, в котором отказывают, не всегда является результатом плохой проверки, поскольку экономические условия и другие факторы диктуют работодателям возможность повышать заработную плату своих работников.
Частота проведения оценок и политика в отношении сотрудников сильно варьируются от рабочего места к рабочему месту. Иногда оценка будет дана новому сотруднику после истечения испытательного срока, после чего они могут проводиться на регулярной основе (например, каждый год).
Разновидности оценки персонала
Оценка подразумевает наличие критериев оценки (компетенции, KPI) и шкалы оценки.
Оценка персонала в бизнесе имеет два направления:
- Оценка компетенций (знаний, умений, навыков, ценностей, личностных особенностей)
- Оценка результативности (достижение целей, бизнес-результатов, KPI)
Дадим краткую характеристику разновидностей оценки персонала:
- Оценка психологических характеристик личности часто встречается при подборе персонала. Методики оценки ограничиваются тестированием и интервьюированием. Качество оценки зависит от квалификации специалиста, проводящего оценку.
- Оценка знаний, умений и навыков чаще встречается при подборе и обучении персонала. Основные методики оценки — это тестирование и тренажеры, реже интервьюирование. Однако для оценки ряда навыков лучше подходят деловые игры. Качество оценки зависит от проработанности методической базы (тесты, кейсы) и компетентности экспертов, проводящих оценку.
- Оценка поведения. Поведение — самый сложный объект оценки. Применяется во всех трех функциях HR. Оценка поведения проходит в рамках компетентностного подхода, разработанного Макклеландом в середине 70-х гг. XXв. Распространенным методом оценки компетенций является интервью по компетенциям (бихевиоральное, поведенческое интервью). Качество оценки полностью зависит от проработанности методической базы (модель компетенций) и компетентности экспертов, проводящих оценку. Вторым популярным методом оценки компетенций является ассессмент-центр, представляющих собой систему тестов, кейсов, деловых игр и интервью, направленную на комплексную оценку деловых и личностных качеств.
- Оценка эффективности труда отличается тем, что прочно связана с бизнес-процессами компании и системой контроля. Иными словами, оценка эффективности — это обычно оценка, проводимая на стадии контроля персонала. Оценка эффективности — это оценка выполнения персональных KPI. KPI и мотивация персонала в системе ежемесячного контроля позволяют получать значительные конкурентные преимущества для вашей компании.
Методы оценки персонала
Рассмотрим сами методы, которые можно использовать при оценке персонала. По направленности выделяют следующие виды методов:
Качественные методы — это методы, определяющие сотрудников без применения количественных показателей. Их еще называют описательными методами:
- матричный метод — самый распространенный метод, предполагает сравнение качеств конкретного человека с идеальными характеристиками для занимаемой должности;
- метод системы произвольных характеристик — руководство или кадровая служба просто выделяет самые яркие достижения и самые худшие ошибки в работе человека, и, сопоставляя их, делает выводы;
- оценка выполнения задач — элементарный метод, когда оценивается работа сотрудника в целом;
- метод «360 градусов» — предполагает оценку сотрудника со всех сторон — руководителями, коллегами, подчиненными, клиентами и самооценка;
- групповая дискуссия — описательный метод — которым предусматривается дискуссия сотрудника с его руководителями или экспертами в данной отрасли о результатах его работы и перспективах.
Комбинированные методы — это совокупность описательных методов с применением количественных аспектов:
- тестирование — это оценка по результатам решения заранее поставленных задач;
- метод суммы оценок, при котором каждая характеристика человека оценивается по определенной шкале, а потом выводится средний показатель, сравниваемый с идеальным;
- система группировки, при которой всех сотрудников делят на несколько групп — от тех, кто работает на отлично, и до тех, чья работа неудовлетворительна на фоне остальных;
Количественные методы — наиболее объективны, так как все результаты зафиксированы в числах:
- ранговый метод — несколько руководителей составляют рейтинг сотрудников, потом все рейтинги сверяются, и обычно самых низших сокращают;
- метод балльной оценки — за каждое достижение персонал получает определенное заранее количество баллов, которые по итогам периода суммируются;
- свободная балльная оценка — каждое качество сотрудника экспертами оценивается на определенное количество баллов, которые суммируются, и выводится общий рейтинг.
Сегодня большинство инструментов оценки можно использовать дистанционно, в онлайн-формате. Несмотря на наличие таких рисков, как искажение восприятия поведенческих реакций, это дает возможность оценить большое количество работников или соискателей, сэкономив время и деньги.
Аттестация
Комплексной и совершенно самостоятельной методикой оценки персонала является аттестация.
Рекомендуемая литература
- Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с. — ISBN 978-5-699-37901-9.
- Марк А. Хьюзлид, Дэйв Ульрих, Брайан И. Беккер. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность = The HR Scorecard: Linking People, Strategy, and Performance. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 304. — ISBN 1-57851-136-4.
- Татьяна Баскина. Техники успешного рекрутмента. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 288 с. — ISBN 978-5-9614-4540-4.
- Википедия.
Статьи в журнале по теме Оценка персонала
Посмотреть еще в категории: Управление персоналом
- Управление командой
- Тайм-менеджмент
- Управление талантами
- Онбординг или организационная социализация
- Комьюнити-менеджмент
- Аттестация работников
- Подбор персонала
- Обучение персонала
- Счастье на работе
- Удовлетворенность работой
- Профессиональное выгорание
- Управление волонтерами
- Производительность труда
- Профессиональное развитие
- Управление карьерой
- Управление человеческими ресурсами