Внедрение системы мониторинга индикаторов достойного труда в Украине

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Украина, Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана


преподаватель
Украина, Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника

Аннотация

В статье обосновано, что внедрение системы мониторинга является залогом повышения уровня обеспечения достойного труда в Украине. Определены основные этапы мониторинга: определение цели, задач, функций, сроков проведения, процедуры, методов проведения и индикаторов, осуществление мониторинга, анализ результатов, подготовка статистической и аналитической информации, обнародование результатов мониторинга, реализация мер по повышению уровня обеспечения достойного труда на государственном, региональном уровнях и на отдельных предприятиях.

Ключевые слова

мониторинг, обеспечение достойного труда, индикаторы, МОТ, статистическая отчетность, повышение уровня информированности.

Статьи из этого же номера №6 (42)

Рекомендуемая ссылка

Бринцева Елена Григорьевна , Дорош Олеся Васильевна
Внедрение системы мониторинга индикаторов достойного труда в Украине// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (42). Номер статьи: 4202. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4202/
Введение. Внедрение системы государственного мониторинга является важным направлением совершенствования социально-экономического механизма обеспечения достойного труда. Основной целью проведения мониторинга является не только определение уровня имплементации концепции достойного труда, но и институциализация этого процесса, формирования действенного социально-экономического механизма.

Реализация глобальной цели распространения достойного труда во всем мире и предоставление возможности получить такую работу всем, кто стремится работать, требует не только разработки эффективной политики во всех сферах социально-трудовых отношений, но и создание действенной системы мониторинга и оценки показателей достойного труда во всех странах. Осуществление постоянного мониторинга позволит не только определить существующие проблемы, измерить глубину тех или иных социально-экономических явлений, но и оценить состояние решения поставленных задач.

Основная часть. В 2009-2013 гг. МОТ осуществляла проект «Мониторинг и оценка прогресса в области достойного труда» (Monitoring and Assessing Progress on Decent Work – MAP), который финансировался Европейским Союзом. В рамках этого проекта МОТ сотрудничала с правительственными ведомствами (в частности, с Министерствами труда), национальными статистическими органами, организациями работников и работодателей, научно-исследовательскими институтами для построения развивающимися странами и странами с переходной экономикой систем мониторинга и оценки прогресса в обеспечении достойного труда. Следует отметить, что стратегия MAP состоит из трех частей [10]: содействие определению показателей достойного труда, которые релевантны на национальном уровне, сбор дополнительных данных через анкетирование, опросы и управление базами данных, использование собранных данных для анализа тенденций в сфере достойного труда и обеспечение учета этих вопросов в национальной политике.

По результатам проекта МАР в 2011 г. был создан «Профиль достойного труда в Украине» [7], который объединяет правовые и статистические индикаторы достойного труда. Однако следует отметить, что методика расчета интегральных показателей обеспечения достойного труда разработана не была. Мы считаем, что мониторинг индикаторов достойного труда целесообразнее проводить по предложенной нами методике оценки, которая включает 9 блоков индикаторов: «Возможности занятости», «Достаточные заработки и продуктивная занятость», «Безопасный труд», «Государственное финансирование социальной сферы», «Стабильность и уверенность в сохранении работы», «Достойная продолжительность рабочего времени», «Социальный диалог, представительство работников и работодателей», «Детский труд и принудительный труд, должны быть отменены», «Различные формы дискриминации возможностей в сфере занятости».

В научной литературе мониторинг определяется как «постоянное наблюдение за любым процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату» [4]. Мониторинг трактуют и как систематический сбор и обработку информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решений, а также для информирования общественности и как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики [2]. Мониторинг является комплексным методом познавательной и предметно-практической деятельности, направленным на непрерывное наблюдение за состоянием объектов социальной среды по заранее заданным параметрам с целью анализа состояния среды и её контроля, что позволяет осуществлять эффективное прогнозирование и выработку оптимальных управленческих решений.

В контексте проведения социально-трудовых исследований, также различают мониторинг социально-трудовой сферы [1], который рассматривается как комплексная государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере.

Следует отметить, что мониторингу индикаторов обеспечения достойного труда должны быть присущи такие системные свойства, как единство цели, многоаспектность критериальной базы, взаимосвязь объектов, субъектов и методов измерения. Таким образом, методологической основой осуществления мониторинга является системный подход, который предполагает определение цели, задач, объекта, предмета, субъектов мониторинга, функций и принципов. Основываясь на результатах научных исследований в сфере обеспечения достойного труда и утвержденных соответствующими нормативными актами методиках проведения мониторинга социально — экономических показателей в Украине [3, 6, 8, 9, 10], мы предлагаем такой алгоритм проведения мониторинга индикаторов обеспечения достойного труда (рис. 1).

На I этапе определяется цель, задачи, функции, сроки проведения мониторинга. Целью проведения мониторинга является оценка современного уровня обеспечения достойного труда по интегральному показателю и частичным индексам, определения проблемных сфер и направлений повышения уровня обеспечения достойного труда в Украине.

Рис. 1. Алгоритм мониторинга индикаторов обеспечения достойного труда
Примечание. Разработано автором.

Мы определяем следующие основные функции мониторинга индикаторов обеспечения достойного труда: информационно-аналитическая (накапливается, всесторонне анализируется и распространяется среди субъектов социально-трудовых отношений информация об уровне обеспечения достойного труда и динамике отдельных его индикаторов); контрольно-оценочная (осуществляется контроль и оценка определенных характеристик уровня обеспечения достойного труда, его количественных и качественных показателей, а также соответствия последних заданным параметрам); диагностическая (устанавливает внутренние и внешние факторы воздействия на объект мониторинга — уровень обеспечения достойного труда, уровень отклонений от заданных параметров и основные причины такого состояния); корректирующая (уточняет установленные задания или очерчивает возможные изменения в обеспечении достойного труда для повышения эффективности); прогностическая (связана с предвидением и обоснованием процессов дальнейшей имплементации концепции достойного труда и ожидаемых последствий).

Мониторинг целесообразно проводить по основным индикаторам ежеквартально, а расширенные аналитические расчеты – раз в год. Периодичность проведения мониторинга можно определять в соответствии с графиками подготовки статистической и аналитической информации Государственной службой статистики, а также исходя из периодичности представления предприятиями статистической отчетности по труду.

Для достижения поставленной цели, в системе мониторинга уровня обеспечения достойного труда необходима реализация следующих задач: оценка уровня обеспечения достойного труда по всем показателям; постоянное отслеживание динамики ключевых индикаторов; анализ национальных и мировых тенденций в вопросах обеспечения достойного труда; отслеживание нарушений действующего законодательства о труде; определение проблемных сфер в вопросах обеспечения достойного труда; подготовка материалов для органов государственной власти и социальных партнеров по результатам анализа индикаторов; подготовка рекомендаций для разработки государственных и региональных программ.

На ІІ этапе определяется процедура, методы проведения мониторинга и индикаторы. Методы исследования социально-трудовой сферы являются совокупностью специальных методов, способов и приемов получения, обработки и анализа эмпирических данных. В современных условиях чаще всего применяют следующие методы сбора информации: наблюдение, анализ документов, анкетный опрос, интервью, социометрический опрос, эксперимент.
Для внедрения мониторинга обеспечения достойного труда необходимо определение ответственных лиц и подготовка форм для комплексного мониторинга. При проведении мониторинга индикаторов обеспечения достойного труда на микроуровне необходимо также дополнение действующих форм статистической отчетности по труду соответствующими индикаторами (табл. 1).

Таблица 1 — Предложения по дополнению форм статистической отчетности по труду

№ п/п

Наименование формы

Индикаторы обеспечения достойного труда, которыми необходимо дополнить форму

1

2

3

1

№ 1-ПВ (месячная) «Отчет по труду» Соотношение минимальной и средней заработной платы на предприятии, %
Доля лиц, перед которыми предприятия имеют задолженность по заработной плате в общей численности персонала, %
Сумма задолженности по заработной плате в расчете на 1 человека (из числа работников, перед которыми имеется задолженность), грн. / чел.
Соотношение среднемесячной заработной платы штатных работников — женщин и мужчин
Доля женщин на руководящих должностях, %

2

№ 1-ПВ (квартальная) «Отчет по труду» Средняя фактическая продолжительность рабочей недели с учетом потерь или сверхнормативного времени работы («+» или «-» от нормы 40 часов.), часов
Доля простоев и потерь рабочего времени в общем фонде рабочего времени, %
Доля работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, в общей их численности, %
Доля работников, работавших сверхурочно по инициативе администрации, в общей их численности, %
Средняя продолжительность оплачиваемого отпуска, дней
Доля работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, в общей их численности, %
Средняя продолжительность отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, дней / чел
Доля лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера, % от общей численности работников

3

№ 1-ПВ (условия труда) (один раз в два года) «Отчет о состоянии условий труда, льготы и компенсации за работу с вредными условиями труда» Доля работников, работавших в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, % учетной численности штатных работников
Доля расходов предприятия на улучшение условий и охрану труда, % от общих расходов

4

№ 6-ПВ (годовая) «Отчет о коли-честве работников, их качественном составе и профес-сиональном обучении» Доля работников, прошедших профессиональную подготовку и повысивших квалификацию в общей численности персонала, %
Доля работников, которых повысили по должности, %
Соотношение работников, занятых квалифицированным и неквалифицированным трудом, %

5

№ 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)» Доля работников, выбывших в связи с сокращением численности персонала, в их общей численности, %

6

№ 4-ПН «Информация о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда» Доля работников, выбывших в связи с сокращением численности персонала по инициативе администрации, в их общей численности, %

7

№ 7-ПВ «Отчет о заработной плате по профессиям отдельных работников» Доля выполненных положений коллективного договора,% от общего количества
Общий уровень охвата профсоюзами, % к общей численности штатных работников
Количество коллективных трудовых споров, случаев
Доля урегулированных коллективных трудовых споров, % от общего количества
Количество забастовок, случаев
Доля работников, занятых в различных формах управления производством, %
Расходы предприятия на социальные цели, грн. / чел.
Доля расходов предприятия на социальные цели, % от общих расходов

8

№ 7-тнп (годовая) «Отчет о травматизме на производстве» Уровень производственного травматизма с не смертельным случаем, случаев на 1000 работников
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом, случаев на 1000 работников
Доля рабочих мест с устаревшим (изношенным) оборудованием, %

Источник: Разработано автором.

Результаты проведенного анализа форм статистической отчетности по труду свидетельствуют, что большинство индикаторов обеспечения достойного труда можно рассчитать, используя информацию, представленную в статистической отчетности, однако для определения уровня обеспечения достойного труда требуется введение на государственном уровне системы мониторинга индикаторов, в рамках которой должны быть созданы интегрированные формы.

На III этапе непосредственно осуществляется процесс мониторинга путем сбора и проведение анализа информации об уровне обеспечения достойного труда. Основную руководящую и координирующую роль при проведении мониторинга должно осуществлять Министерство социальной политики. В соответствии с Положением о Министерстве социальной политики Украины, утверждённым Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 г. № 389/2011 [5], оно является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, трудовых отношений, социальной защиты, социального обслуживания населения, волонтерской деятельности, по вопросам семьи и детей, оздоровления и отдыха детей, а также защиты прав депортированных по национальному признаку лиц, которые вернулись в Украину.

Следовательно, мониторинг должно осуществлять Министерство социальной политики совместно с Государственной службой статистики, которая обеспечит сбор статистической информации в соответствии с существующими формами статистической отчетности и формами, в которых представлены индикаторы достойного труда, а также подготовку аналитических отчетов.

На мезоуровне и микроуровне для сбора первичных данных в рамках проведения мониторинга также необходимо привлечение областных управлений статистики, местных органов государственной власти и предприятий. Возможно также проведение опроса работников по уровню обеспечения достойного труда с привлечением органов государственной статистики или организаций, которые проводят социологические опросы.

В рамках проведения опроса работников прежде всего необходим сбор информации, которая базируется на субъективной оценке отдельными работниками состояния дел на предприятиях и в регионах, ведь официальные статистические данные могут не в полной мере отражать существующую ситуацию в вопросах обеспечения достойного труда. Форма опроса работников по вопросам обеспечения достойного труда должна содержать вопросы, охватывающие все основные блоки индикаторов достойного труда.

На IV этапе проводится анализ результатов мониторинга, подготовка статистической и аналитической информации об уровне обеспечения достойного труда в Украине и отдельных регионах. На этом этапе производится расчет показателей на основе статистических и административных данных, анализ результатов опроса работников по уровню обеспечения достойного труда.

На V этапе осуществляется обнародование результатов мониторинга (аналитических отчетов, тенденций, динамики индикаторов), что предусматривает размещение информации об уровне обеспечения достойного труда и его тенденциях на официальных сайтах (Министерства социальной политики, Государственной службы статистики), в печатных и электронных периодических изданиях, социальных сетях; доклады на международных научно-практических конференциях и др.

На VI этапе проводятся мероприятия для повышения уровня обеспечения достойного труда на государственном, региональном уровнях и на отдельных предприятиях. После принятия корректирующих мероприятий, для оценки их эффективности, процесс мониторинга индикаторов обеспечения достойного труда вновь повторяется с более углубленной оценкой наиболее проблемных аспектов.

Выводы. Активное распространение объективной информации является необходимым залогом эффективности обеспечения достойного труда, ведь именно повышение уровня информированности о состоянии дел на уровне Министерства социальной политики и органов государственной власти, всех социальных партнеров и отдельных граждан способно способствовать повышению уровня обеспечения достойного труда. Проблемы в социально-трудовой сфере должны решаться через повышение уровня информированности населения, активное привлечение к социальному диалогу всех сторон, участие государства в решении сложных социально-экономических вопросов, усиление социальной сплоченности и ответственности на всех уровнях.


Библиографический список

  1. Грішнова О.А. Економіка праці та соціально-трудові відносини: Підручник.  / О.А. Грішнова. – 5-те вид., оновлене – К.: Знання, 2011. – 390 с.
  2. Єдгарова І.В. Моніторинг діяльності державних службовців з надання публічних послуг: підходи до визначення сутності [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.academy.gov.ua/ej/ ej14/txts/Edgarova.pdf
  3. Калачова І.В. Концептуальні та методологічні аспекти вимірювання гідної праці [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.econindustry.org/ arhiv/mag/2006/vip_03_34/st_34_32.pdf
  4. Крисин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крисин. – М.: ЭКСМО, 2007.– 944 с.
  5. Положення про Міністерство соціальної політики України, затверджене Указом Президента України від 6 квітня 2011 р. № 389/2011 [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/389/2011
  6. Постанова КМУ від 14 грудня 2011 р. № 1283 «Про затвердження Порядку проведення моніторингу та оцінки якості освіти» [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1283-2011-п
  7. Профіль гідної праці в Україні / Під ред. Іванкевича В.В. – генерального директора Інституту розвитку соціального страхування та кредитування. – Міжнародна організація праці, 2011. – 87 с.
  8. Мілашовська О.І. Моніторинг спільної стратегії соціально-економічного розвитку областей карпатського регіону [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://jrnl.nau.edu.ua/index.php/IMV/ article/viewFile/3228/3184
  9. Методика проведення моніторингу та оцінювання ефективності програм соціальної підтримки населення. Затверджено Наказом Міністерства соціальної політики України, Міністерства економічного розвитку і торгівлі України, Міністерства фінансів України, Державної служби статистики України, Національної академії наук України 12.03.2013 № 114/242/392/85/85 [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/z0508-13
  10. Monitoring and Assessing Progress on Decent Work (MAP) [Electronic recourse] – Available at: http://www.ilo.org/integration/themes/ mdw/map/lang—en/index.htm