Формирование рабочей силы современной российской молодежи

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, доцент
Россия, Московский гуманитарный университет
vera.cos@rambler.ru

Аннотация

Построение эффективного рынка труда требует комплексного решения проблем профессиональной ориентации и трудовой социализации молодежи, оценивая все стадии воспроизводства трудовых ресурсов. Определив предложение труда, а также потенциал работодателей, можно, создавая интегрированные модели образования и занятости, сформировать востребованную, согласно квалификационным требованиям и профессиональным навыкам, современную рабочую силу.

Ключевые слова

молодежный сегмент рынка труда, качество рабочей силы, воспроизводство трудовых ресурсов, структурная безработица.

Финансирование

Статья подготовлена по гранту РГНФ 14-02-16003.

Рекомендуемая ссылка

Гневашева Вера Анатольевна
Формирование рабочей силы современной российской молодежи// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №7 (43). Номер статьи: 4302. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4302/
В России исследования проблем молодежи имеют давние традиции. По своей направленности и по своему назначению они частично совпадают с традициями, известными из гуманитарных наук Европы и Америки. Как и там, в России в разные времена многообразные концепции молодежи выражали и продолжают выражать ожидания общества от новых поколений, это своего рода теоретическое зеркало естественного процесса смены поколений. «В современных условиях они сводятся к трем установкам: молодежь — «ничейная земля», молодежь — общественная опасность, молодежь — надежда общества. В то же время теории молодежи в России несут на себе отпечаток социокультурных контекстов и контекстов развития гуманитарных наук» [1:3].

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Анализируя особенности рассматриваемой группы населения, согласно трактовке и изучению этой общественной страты ЮНЕСКО, отметим выявляемые организацией несовпадения возрастных группировок в статистике различных секторов. В частности, если в российской статистике труда и в статистике образования приняты группировки, совместимые с международными стандартами статистики труда, в частности МОТ и образовательной статистики ЮНЕСКО, Евростат, то статистика здравоохранения и, особенно, статистика правонарушений используют собственные возрастные группировки, не в полной мере совпадающие с международными стандартами и не позволяющие проводить сопоставления не только с международными показателями, но и с национальными данными об образовании и рынке труда, в частности. Это привело и к тому, что в некоторых разделах границы возрастной когорты, относящейся по международным стандартам к молодежи (15-24 года) расширены до верхней границы в 29 лет. Несопоставимость статистических данных существенно осложняет изучение отдельных характеристик молодежи, особенно с учетом все большей интенсификации интеграционных потоков, в том числе и рабочей силы, а также глобализации сфер занятости и профессионального образования.

Сегментируя рынок труда России, следует обратить внимание именно на молодежный сегмент, и не только потому, что в мировой практике именно этот сегмент оценивается как наиболее социально и экономически уязвимый в вопросах, в том числе, труда и занятости, но и потому, что в современных условиях развития экономики он является индикатором стабильности интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг. Образование сегодня приобретает присущий ему характер «социального сита», определяя структуру занятости и спектр специальностей. Существенной проблемой, с точки зрения развития рынка труда, в том числе и российского, является молодежная безработица. Борьба с молодежной безработицей, порождающей социальную незащищенность и ощущение отверженности, могла бы внести значительный вклад в развитие мировой экономики. По расчетам МОТ, сокращение уровня безработицы среди молодежи обеспечило бы существенный прирост мирового ВВП. Более того, те, кто успешно начал трудовую жизнь, имеют меньший риск длительной безработицы в будущем.

Современный молодежный рынок труда России, как часть мирового, характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.

В ответ на спрос абитуриентов (потребителей) формируется перечень образовательных программ, который предлагают вузы.

Несмотря на то, что спрос со стороны работодателей на рабочую силу неизменно растет следует обратить внимание на структурную диспропорцию спроса и предложения рабочей силы. На основе данных Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) определена структура потребностей в работниках согласно которой, наиболее востребованными на сегодняшний день являются работники, профориентированные в следующих сферах хозяйственной деятельности: здравоохранение и предоставление социальных услуг; обрабатывающие производства; операции с недвижимым имуществом; транспорт и связь; образование; оптовая и розничная торговля и т.д. В представленных данных определяющая доля структуры – это потребность в рабочих профессиях.

Сравнение заработной платы работников по возрастным группам в оценках Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) показывает, что самая низкая заработная плата в большинстве укрупненных профессиональных групп наблюдалась в крайних возрастных группах: до 20 лет и в возрасте 65 лет и выше. В группе специалистов среднего уровня квалификации у специалистов физических и инженерных направлений деятельности наиболее высокий уровень заработной платы приходился на возраст 35-39 лет; специалистов естественных наук и здравоохранения – на возраст 60-64 года, специалистов в области образования – на возраст 40-45 лет; у среднего персонала в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности – на возраст 30-34 года.

Сопоставляя полученные данные по структуре потребностей рынка труда и структуре «модных специальностей», которые выбирают абитуриенты, можно отметить наличие явной диспропорции в отношениях работник – работодатель, что снижает эффективность рынка труда и приводит к потерям человеческого потенциала для экономики страны уже на уровне профессиональной ориентации молодежи. С целью частичного устранения отдельных диспропорций рынка необходимо государственное регулирование данной сферы хозяйственной жизнедеятельности, как в области рынка труда, так и профессионального образования, развитие молодежной политики в области профессионального становления трудовых ресурсов.

Возникновению проблем на молодежном рынке труда предшествует и период ранней трудовой социализации (в подростковом возрасте). Многочисленные исследования в области молодежной занятости показали, что среди них особое место занимают проблемы занятости несовершеннолетних, сегодня значительно раньше выходящих на рынок труда, чем в предшествующие годы, и потому требующие особенно пристального внимания.

Достаточно широко представлен в рамках молодежного сегмента трудовых отношений и теневой рынок труда, особый акцент здесь стоит поставить на формировании трудовых предпочтений подростков. По данным исследования «Трудовая социализация подростков» [2], проведенного Институтом фундаментальных и прикладных исследований совместно с кафедрой социологии Московского гуманитарного университета была произведена оценка трудовых предпочтений молодежи, преимущественно подростков, и выявлены основные проблемы их трудовой деятельности. Наблюдения проводились в Московском регионе для фиксации молодежного сегмента рынка труда в этом субъекте РФ.

В ходе исследования был получен определенный перечень занятий, которые осваивают несовершеннолетние как первую ступень своей трудовой социализации. Так же в ходе анализа данных проведенного исследования сформировались определенные группы несовершеннолетних по их трудовым предпочтениям, а также по половозрастным характеристикам.

В результате исследования было определено, что работа, к которой прибегают подростки  для зарабатывания денег на определенные нужды не носит для них какой-то значимости в плане обогащения своего человеческого капитала и ориентации на перспективы трудовой деятельности. Главное для них — результат, определенный доход.

Что же представляет собой социальный портрет безработных несовершеннолетних граждан? Это, прежде всего, низкий уровень информационности о состоянии рынка труда, возможностях профессионального обучения; незнание основ трудового законодательства; неготовность к самостоятельным действиям на рынке труда; низкая инициатива при решении вопросов трудоустройства; отсутствие опыта работы, профессии (специальности), а подчас и общего среднего образования.

Атрибутивная роль профессионального образования (особенно высшего) в современном обществе становится все значительнее. В процессе формирования рабочей силы социально-экономическая значимость приобретенных профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования может быть определена как форма социальной защищенности профессиональных групп, в том числе и в рамках молодежного сегмента рынка труда.

Процесс массового обесценивания образовательного потенциала обусловлен, в первую очередь, начавшимся с середины 1990-х годов ослаблением связей между рынком труда и системой образования. Все больше россиян стремится получить высшее образование, поскольку диплом фактически служит пропуском на лучшие рабочие места.

Возникает необходимость в новых социальных условиях развития общества определить ценность профессионального образования в общей системе ценностей молодежи в процессе профессионального становления; определить значимость образования для успешной трудовой социализации молодых людей.

Изучение мнения студентов о своих вузах, качестве преподавания, настроениях, ценностных ориентациях, ожиданиях относительно своего будущего имеет давнюю традицию. Компаративные исследования такого рода стали проводиться Союзом негосударственных вузов Москвы и Московской области совместно с Московским гуманитарным университетом с марта 2001 г. Мониторинговое исследование «Российский вуз глазами студентов» ставит своей целью выявить важные характеристики нового для России типа образовательных учреждений — негосударственных вузов. В ходе исследования важно было установить, каковы проблемы системы высшего профессионального образования, чего ей удается добиться, где ее нереализованные ресурсы и в чем состоят перспективы ее развития. В итоге удалось показать, что при всем различии состава студентов государственных и негосударственных вузов их отношение к учебе, удовлетворенность студенческой жизнью, включенность в жизнь вуза, уровень материальной обеспеченности, представление о перспективах и жизненных планах и главное: базовые ценности — имеют схожую конфигурацию, которая определяется особенностями социально-экономического положения, социокультурными процессами, общественными настроениями в стране. Основное содержание исследования охватывало вопросы жизненных планов студентов, их представлений о ценности образования, оценки качества образовательного процесса, его обеспеченности и т. д. Материалы опросов, которые проводились в негосударственных и государственных вузах, публиковались [3].

По данным исследования, проведенного Центром демографии и экологии человека, в настоящее время российская рабочая сила считается одной из самых высокообразованных в мире [4]. 62 % работников в России имеют либо высшее, либо среднее специальное образование. Однако уже сейчас многие из тех, кто получил формальную высокую подготовку, оказываются вынужденными занимать рабочие места, не требующие высокой квалификации или не требующие никакой квалификации вообще, пополняя ряды «скрытых безработных».

Нехватка работников со специальной профессиональной подготовкой потребует либо резкого повышения их заработной платы, либо будет стимулировать их миграцию. С другой стороны, постепенное обесценивание вузовских дипломов приведет к тому, что работникам с высшим образованием придется перемещаться на рабочие места, которые не требуют высокой квалификации и которые до этого занимали работники с намного более низкой формальной подготовкой.

Выявленные проблемы определяют необходимость системного изучения мотивации молодежи в процессе формирования ею профессиональных компетенций, особенностей профессиональной ориентации молодых людей в современных социально-экономических условиях, ожиданий молодежи от полученных профессиональных компетенций с целью выявления сложившихся тенденций социально-экономического поведения молодежи в процессе профессионального становления, выявления существующих диспропорций, их социально-экономической оценки.

На основании подобного системного изучения вышеперечисленных процессов возможна разработка перекрестных, комплексных программ государственного и рыночного регулирования сфер труда и занятости, и в частности молодежного сегмента рынка труда с одной стороны, и сферы профессионального образования как системы, обладающей социально-экономическим потенциалом для формирования рабочей силы и развития общества в целом — с другой, что позволит минимизировать структурные диспропорции на рынке труда, а также оптимизировать расходы на профессиональное образование, в том числе затрачиваемые из федерального бюджета, повысить уровень профессиональной подготовки кадров, обеспечить рост трудового потенциала нации.


Библиографический список

  1. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Теоретические и эмпирические исследования: Науч. моногр. / Вал. А. Луков, В. А. Гневашева, Н. В. Захаров, Вл. А. Луков, С. В. Луков, О. О. Намлинская; отв. ред. Вал. А. Луков. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.
  2. Трудовая социализация подростков: По материалам социологического исследования: Кол. монография / Под общ. ред. А.И. Ковалевой, Вал.А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.
  3. Гневашева В.А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования: Науч. моногр. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010.
  4. Высшее образование в России обесценивается [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.newseducation.ru.