Влияния нематериальных факторов на потенциал развития региональных инновационных подсистем (на материалах Калужской области)

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства
Россия, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
eev_bmstu@rambler.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы пространственного развития экономики РФ в условиях смены парадигм управления. Показано, что потенциал развития региона формируется под влиянием разнонаправленных факторов, стратегически важными являются нематериальные. Основное внимание акцентировано на склонности региональных подсистем к нововведениям, напрямую зависящих от человеческого капитала, его знаний, опыта, интеллекта. На материалах Калужской области рассмотрены особенности формирования и развития кадровой и образовательной региональных инновационных подсистем. Показаны результаты влияния кризиса 2014 г. на развитие регионов. Сделан вывод, что развитие РИП невозможно без учета влияния и развития мотивации и стимулирования спроса на инновации. Особую роль в развитии РИП автор отводит концепции открытых инноваций.

Ключевые слова

инновационное развитие; региональные инновационные подсистемы; экономический потенциал развития; кадровая, образовательная подсистемы; человеческий капитал; имидж и репутация региона; кадровое новшество; качество жизни людей.

Рекомендуемая ссылка

Ерохина Елена Вячеславовна
Влияния нематериальных факторов на потенциал развития региональных инновационных подсистем (на материалах Калужской области)// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (54). Номер статьи: 5404. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5404/
Современный период пространственного развития экономики Российской Федерации характеризуется сменой парадигм управления. В новой парадигме основное внимание уделяется нематериальным активам, способности регионального хозяйства к эффективным качественным и структурным нововведениям, которые напрямую зависят от человеческого капитала, его знаний, опыта, интеллекта.

Темпы экономического роста, инновационная активность в регионах зависят от множества факторов, но нематериальные факторы, качество человеческого капитала становятся решающими. Возрастает роль региональных инновационных подсистем в пространственном развитии территорий. Ключевая роль в решении задач инновационного развития все более закрепляется за кадровой, образовательной и научной подсистемами. Возрастает роль знаний, как движущей силы экономического развития и это является одной из основных тенденций инновационных процессов на мезорегиональном уровне.

Региональная пространственная система наряду с организационно — экономическим механизмом включает в себя материальные и нематериальные факторы: ресурсы, материальную базу, производство, инновации, имидж, репутацию, культуру и др. Основой для формирования и пространственного развития региональных экономик является их потенциал – кадровый, интеллектуальный, производственный и др.

Состав нематериальных активов региона можно представить в виде следующих компонентов: интеллектуальное, кадровое и образовательное обеспечение, трудовой потенциал территории; культурное и историческое наследие и ресурсы региона; институциональный капитал, в том числе качественное правовое и законодательное обеспечение жизнедеятельности людей; информационные и консалтинговые возможности и ресурсы; политические активы, их дееспособность и результативность руководства; имидж, бренд, репутация региона в глазах общественности, внешнего мира, «союзников и противников».

Имидж и репутация региона

Стратегическими составляющими нематериальных активов регионов являются имидж и репутация территории. Имидж региона – его образ в глазах внешнего и внутреннего мира и населения, проживающего на данной территории очень разноплановый, иногда искусственно создаваемый, который складывается в сознании людей* . Имидж является одним из определяющих факторов восприятия регионов, формирования благоприятной общественной среды. Он приобретает статус одного из основных ресурсов, предопределяющих его экономическую, политическую, социальную, инновационную перспективы. Новая парадигма управления и регионализации, принятые в качестве стратегической основы развития современной России, предполагает не только партнерство, но и конкуренцию между регионами. Формирование позитивного имиджа региона объективно становится приоритетом деятельности органов государственной власти. Имидж региона рассматривается как реальный управленческий ресурс, в существенной мере предопределяющий успешность его позиций: социальных, экономических, инновационных, политических. Имидж как целенаправленно формируемый устойчивый образ связан с общественным мнением, определяющим фактором которого выступает его социальная составляющая.

Репутация региона представляет собой динамическую характеристику деятельности территории, формирующуюся в обществе в течение продолжительного периода времени из совокупности информации. Это ценностные убеждения, мнение о территории, сложившиеся у людей на основе личного опыта взаимодействия и полученной информации (например, комфортность проживания, безопасность, социальная защищенность, условия для ведения бизнеса, авторитет власти и т. д.). Репутация территории тесно связана с имиджем, они сильно влияют друг на друга, их формирование и развитие происходят параллельно. Хорошая репутация региона является тем ресурсом, который может обеспечить устойчивые конкурентные преимущества, прочные партнерские связи. Репутация все больше признается важным активом, даже более важным, чем специализированные знания. Она всегда связывается с определенными признаками или набором взаимосвязанных характеристик заинтересованных лиц. Хорошая репутация может трансформироваться в высокий рейтинг, низкие капитальные издержки, в высокую акционерную стоимость [1]. Существует зависимость: чем выше потенциал региона, тем шире возможности его социально-экономического и инновационного развития, и наоборот — недостаточный потенциал создает предпосылки для депрессивного регионального состояния (рис. 1 составлено автором).

3_1_1_высокий и низкий потенциал экономики
Рисунок 1 — Связь между экономическим потенциалом и возможностями развития региона

Потенциал развития

Термин «потенциал» в этимологическом значении происходит от латинского слова potentia, что означает скрытые возможности, мощность, силу. Широкая трактовка смыслового содержания понятия «потенциал» представлена исследователями с разных точек зрения.
Согласно Аристотелю [2] потенция, как возможность появления новых определённостей, коренится в самой реальной действительности. Именно в качестве потенциальности материя обретает сущность, которая предстает как способность к изменениям, заложенная в самой материи (реальной действительности). Изменения могут корениться как в самой оформленной (конкретной) вещи, так и вызываться другими сторонними для неё вещами. Потенция рассматривается Аристотелем, как начало изменения вещи, как способность движения и возможность осмысления этого движения.

Приведем несколько толкований категории «потенциал», опубликованных в разных источниках (табл. 1, составлена автором). Исследователи обращают внимание на различия в определении понятия, его сущности, состава и соотношения с другими категориями. Рассматривая потенциал как «скрытые возможности, способности, силы», стержневым условием принадлежности к потенциалу выступает непроявленность, латентность имеющихся возможностей, что по нашему мнению выступает ограничивающим фактором применения категории. Скрытая часть возможностей концептуально относится к потенциальным, однако целиком его заменить не может. С практической точки зрения представляется затруднительным выявить критерий отнесения «возможностей» (в определенном контексте ресурсов) к скрытым.

Таблица 1 — Некоторые толкования термина «потенциал»

Автор, источник

Определение

Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2004. Потенциал – совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области, например, военный потенциал страны, совокупность ее экономических, морально – политических и военных ресурсов для ведения войны.
Советский энциклопедический словарь. М., 1981. Потенциал — источник возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.
Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики. М., 1987. Потенциал (экономический, военный, трудовой, научный, финансовый, духовный, кадровый) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.
Экономическая энциклопедия / ред. Абалкин Л. И., М., 1999. Потенциал — совокупность имеющихся средств, возможностей в конкретной области.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М.: Русский язык, 1986 г.

 

1) Потенциал — степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей необходимых для чего-нибудь. Пример: Экономический потенциал страны, военный потенциал, ядерный потенциал.
2) Потенциал — физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке.
3) Потенциал — внутренние возможности. Духовный потенциал человека.
Словарь иностранных слов / ред. Лехин И. В., Локшина С. М., Петров Ф. Н., Шаумян Л. С., М., 1964. 1) Потенциал — скрытые возможности, способности, силы, необходимые для каких-либо действий.
2) Потенциал — совокупность ресурсов для осуществления какой-либо деятельности, решения каких-либо задач.

Ряд авторов, определяя «потенциал» как «совокупность ресурсов» с одной стороны дают наиболее общее определение, с другой стороны ключевым здесь является понятие «ресурс», заменившее собой более общее понятие «возможности». Именно в такой трактовке лежат корни так называемого «ресурсного подхода» в определении термина. Принципиальным отличием между терминами «ресурсы» и «потенциал» является то, что ресурсы существуют независимо от субъектов экономической деятельности, а потенциал отдельного региона, подсистемы, предприятия, общества в целом неотделим от субъектов деятельности. То есть термин «потенциал», кроме материальных и нематериальных средств включает способности работника, коллектива, предприятий, общества к эффективному использованию имеющихся средств, возможностей, ресурсов.

Потенциал можно рассматривать, как способность переходить от возможности к реальности, от традиционного в инновационное состояние. Потенциал — это мера единства достигнутого, которое может быть использовано с определенной целью и возможного, то есть достижимого при определенных условиях.

Таким образом, понятие «потенциал» это суммарная характеристика ресурсных, интеллектуальных, производственных возможностей хозяйствующего субъекта, полнота реализации которого становится важной характеристикой экономического и инновационного развития, отражающей его качественную сторону и эффективность управления. В научных исследованиях рассмотрены разные типы потенциалов: экономический, инвестиционный, инновационный, научно-технический, интеллектуальный, кадровый, производственный, природно-ресурсный, потенциал производительных сил, производственных отношений и др.

От каждого из потенциалов зависит формирование, обеспечение и развитие региона, его инновационных подсистем.  В науке широко распространена категория экономический потенциал (ЭП). Наиболее полное толкование понятия приведено в политической энциклопедии [3]. Изменение экономического потенциала региона отражает процесс формирования, характеризует пространственное развитие и опирается на ресурсные элементы: кадровые, интеллектуальные, инвестиционные, природные, включая землю, материальные, финансовые, производственные, инфраструктурные и др. представленные в табл. 2.

Таблица 2 — Состав и характеристика экономического потенциала региона

Кадровые (трудовые) ресурсы: численность, уровень образования, квалификационный состав, уровень оплаты труда и безработицы, текучесть кадров, фондовооруженность труда, продолжительность рабочей недели, отношение к труду (трудовая этика) и др.
Интеллектуальные и научно-технические ресурсы: наличие научной, технической, маркетинговой информации, высококвалифицированные кадры, научно-технический потенциал.
Природные ресурсы характеризуются количеством, размерами, доступностью, степенью извлекаемости, стоимостью, климатическими условиями, географическим положением региона.
Финансовые ресурсы: объем и структура капитала, в т.ч. венчурного, уровень задолженности, объем выпуска ценных бумаг с высокой степенью риска, уровень сбережений населения.
Материально-производственные: состав, структура и уровень износа производственных фондов, их рыночная стоимость, размещение по территории региона и в региональных инновационных подсистемах (РИП).
Инфраструктура характеризуется наличием институциональных единиц, обеспечивающих развитие РИП. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение.

Пропорции экономического потенциала различны в зависимости от страны, региона, отрасли, фирмы. Они определяют конкурентоспособность субъекта, основные направления развития, специализацию региона, отрасли и др. Большие природные богатства России способствуют стремлению к расширению промышленной разработки и экспорта сырья и материалов. Расположение Сингапура на торговом пути из Ближнего Востока в Японию помогло ему стать центром судостроительной и судоремонтной промышленности. Центральное расположение и наличие нескольких государственных языков и культур в Швейцарии предопределило развитие в этой стране банковского сектора и т.д.

Для характеристики экономического потенциала региона используются показатели: валовой региональный продукт (ВРП); темпы изменения ВРП; ВРП на душу населения; объем потребления энергии; потребление энергии на единицу ВРП (энергоемкость); показатели производства наиболее важных видов продукции; структура ВРП; доля наукоемкой продукции; доля расходов на науку и образование в ВРП; уровень образования; численность населения и темпы ее изменения на определенную дату; площадь территории, площадь сельскохозяйственных угодий или площадь обрабатываемых земель; площадь пастбищ с учетом индекса продуктивности земель; стратегические природные ресурсы (топливно-энергетические, разведанные запасы нефти и газа с учетом различных подходов к оценке запасов, редкие металлы и пр.) и др.

Смена парадигмы управления в России внесла изменения в приоритеты использования экономического потенциала, оценку социально-экономического положения регионов, развитие инновационного потенциала.

По мнению Видяпина В.И. и Степанова М.В. [4] экономический потенциал следует рассматривать как экономические условия в широком смысле. Среди экономических условий первостепенная роль принадлежит материально-технической базе и трудовым ресурсам, образующим производительные силы общества. Материально-техническая база представляет совокупность средств труда и общественной организации производства. Значение категории «экономический потенциал», по мнению Руденко А. В. относится к «принципиальным экономическим понятиям» и характеризуется тем, что именно экономический потенциал определяет «направленность потоков, оправданность запасов, разумность объемов выпуска и цен в соотнесении этих показателей с ожидаемым ростом экономических благ». Данная категория «позволяет реализовать на мировом рынке главную задачу любого государства — преумножение богатства нации и сохранение ее территориальной целостности» [5].

По мнению профессора Розановой Т.Г., экономический потенциал региона представляет собой совокупность всех имеющихся в его границахресурсов: материальных, природных, человеческих, как уже вовлеченных в процесс воспроизводства, так и тех, которые могут быть реализованы и использованы для роста экономической мощи, укрепления социально-политической стабильности и повышения уровня и качества жизни населения данной территории в перспективе [6]. При этом все ресурсы обладают одним общим свойством, они ограничены или редки, т.е. их, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения безграничных потребностей населения в товарах и услугах, что порождает проблему рационального ведения общественного хозяйства и выбора альтернатив использования ресурсов.

При рассмотрении факторов развития регионов, необходимо учитывать территориальные особенности общественного развития, в том числе:

  • влияние управления на пространственное развитие территории;
  • появление новых точек роста связанных с инновациями;
  • специфику производственного и логистического управления;
  • наличие и поведение кластеров, полюсов роста в регионе;
  • комплексность экологического, экономического и социального развития;
  • общность природопользования и задач по охране окружающей среды;
  • относительную устойчивость населения и единство системы населенных пунктов;
  • единство системы социальной инфраструктуры и др.

С целью всестороннего изучения пространственной дифференциации экономических ресурсов на мезорегиональном уровне необходимо проанализировать следующие характеристики: временные и пространственные параметры; структурный состав; количественную и качественную оценки; условия и механизмы реализации ресурсов в ходе развития региональных экономик.

Временное измерение заключается в соотношении наличных (известных, разведанных, учтенных) и задействованных видов ресурсов территории, а так же тех, которые могут быть задействованы (извлечены, раскрыты, привлечены) в определенный последующий отрезок времени.

Пространственный аспект дифференциации ресурсов характеризуется особенностями общественного производства и инфраструктуры, расселением населения и административно-территориальным делением, размещения природных богатств, геополитическим и экономико-географическим положением территории, системой внешних связей, «интеллектуализацией» межрегионального и международного обмена, геостратегическими особенностями развития.
Структурный состав включает следующие компоненты (блоки) ресурсного обеспечения пространственного развития территории (рис. 2, схема составлена автором).

                Рисунок 2 — Компоненты ресурсного обеспечения пространственного развития регионов

В развитии регионов используются материальные и нематериальные факторы. Оценка ресурсного потенциала является важным этапом определения путей развития регионов. За время переходного периода российской экономики сложилось ошибочное представление, что ресурсный потенциал территории измеряется преимущественно величиной природных богатств. Вместе с тем, ресурсный потенциал это комплексное понятие, включающее в себя не только развитие экономики и природной базы, но и развитие социальной сферы и общественной жизни как фактора стабильности развития территории.

Региональные инновационные подсистемы

Особая роль в развитии регионов отводится региональным инновационным подсистемам (РИП), которые представляют собой перспективное направление развития экономики регионов как структурных элементов национальной экономики и рассматриваются как способ реализации основных направлений Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года. Сущность РИП проявляется в системно-интегрированной взаимозависимости подсистем, образующих региональную инновационную систему. Развитие региональных инновационных подсистем означает развитие имеющихся и приобретение ими новых свойств, позволяющих проводить системную диагностику региональных проблем и ситуаций, более эффективно решать задачи инновационного дисбаланса, за счет генерирования и применения знаний, интеллектуализации управления, с целью обеспечения высокого уровня жизни населения.

Развитие РИП определяется ресурсным обеспечением, которое формируется за счет внешних и внутренних возможностей. Внутренний потенциал представлен интеллектуальным, предпринимательским, экономическим, природно-ресурсным, а внешний – информационными и коммуникационными связями с внешним окружением, «интеллектуализацией» межрегионального и международного обмена и др.  При оценке экономического потенциала региона следует учитывать ограничения по использованию ресурсного потенциала, связанные с экологическими факторами. Для их учета вводятся специальные параметры: экологическое качество, т.е. способность среды своевременно и безотказно выполнять необходимые для развития функции, гарантировать возможности качественной жизнедеятельности людей, воспроизводить ресурсы, создавать необходимые условия и др.  Рассмотрим условия и механизмы формирования и развития ряда региональных инновационных подсистем на основе ресурсного обеспечения.

Кадровая и образовательная подсистемы являются ключевыми подсистемами новой инновационной экономики. Кадровая региональная подсистема формируется за счет располагаемых в настоящее время и прогнозируемых в будущем трудовых возможностей, характеризуемых количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем и другими качественными параметрами. Трудовые ресурсы как фактор развития РИП сегодня играют все большую роль. Одновременно возрастает проблема качества трудового потенциала: образовательного, интеллектуального, культурного уровня работников, их квалификации и творческих способностей.

Объективное изменение роли человека в формировании и развитии региональных инновационных подсистем диктует необходимость нового подхода к образованию, подготовке кадров, рабочей силы, которая должна обладать самостоятельным экономическим поведением, высокими интеллектуальными функциями, эмоциональным (духовным) потенциалом, то есть быть всесторонне развитой личностью. Создание качественно новой рабочей силы должно послужить базисом прогрессивных изменений в региональных инновационных подсистемах, импульсом перехода к постиндустриальному обществу.

Интеллектуальные, творческие способности человека в инновационной экономике играют определяющую роль. Недооценка личностных, нематериальных качеств человека, таких как нравственные установки, этические ценности и нормы поведения, отношение к труду и своим обязанностям, патриотизм, также ведут к отрицательным последствиям и экономическим потерям. В настоящее время в российской науке и практике, нематериальная составляющая трудовой активности работников недостаточно изучена, а методики ее количественной оценки практически отсутствуют. За рубежом вышеназванные категории учитываются при оценке интеллектуальной собственности.

Проблемы, стоящие перед регионами, могут быть решены благодаря развитию экономики, основанной на знаниях, отвечающей современным требованиям. В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ и российских регионов на долгосрочную перспективу, именно экономика знаний должна стать главным фактором социально-ориентированного развития общества. Реализация стратегических планов во многом зависит от эффективности региональных инновационных процессов, развития РИП, обеспечивающих создание единой национальной инновационной системы.

Для обеспечения устойчивого и поступательного развития региональной экономики и общества необходимо инвестирование в экономику знаний. Требуется определить вектор дальнейшего внедрения новых знаний, технологий, а также подготовки специалистов для формирующихся и развивающихся региональных инновационных подсистем, технологических кластеров с использованием всех видов инвестиций, включая иностранные.

Развитие РИП напрямую зависит от уровня интеллектуального потенциала региона, который является неотъемлемой частью образовательной, научной, кадровой, культурной и др. подсистем. Интеллектуальный потенциал в широком понимании включает промышленную, интеллектуальную собственность в виде патентов, лицензий, авторских прав на изобретение или полезную модель, новую продукцию или разработку, а также иные смежные права. Он играет существенную роль в развитии РИП, активизирует склонность к инновациям и формирует инновационный профиль региона. От степени интеллектуализации региональных инновационных подсистем зависит эффективность использования материальных факторов и уровень развития территории.

Кадровая и образовательная региональные инновационные подсистемы Калужской области

Конкурентным преимуществом Калужской области является наличие в регионе многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях. Регион действительно обладает высокими инновационными и научными потенциальными возможностями. Однако существующая система профессионального образования слабо ориентирована на развивающуюся экономику области и не вполне удовлетворяет потребности предприятий в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов, без которых проведение инновационных преобразований в регионе невозможно.

Анализ и оценка состояния кадровой подсистемы Калужского региона показывает, что имеющийся трудовой потенциал по своим параметрам не соответствует современным требованиям социально-экономического развития и стратегическим приоритетам инновационно — ориентированной экономики. В результате набирающее темпы экономическое развитие в ближайшие годы столкнется с дефицитом трудовых ресурсов, поскольку соответствующий демографическому спаду рост производительности труда не может осуществляться аналогичными темпами. Следовательно, ситуация на рынке труда области в 2013-2020 гг. во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений. Ситуация на регистрируемом рынке труда на протяжении последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников. Создание новых рабочих мест на строящихся и вновь вводимых предприятиях потребует увеличения численности работающих. Дополнительная потребность работающих ожидается в 14 районах. Наиболее значительной потребность будет в г. Обнинске, Износковском, Медынском и Ульяновском районах.

Дальнейшая активная работа с иностранными и российскими инвесторами позволяет прогнозировать к 2020 г. последующий рост инвестиций в основной капитал в номинальном выражении в 5 раз. Кроме уже реализующихся проектов создания технопарков в г. Калуге, г. Обнинске и поселке Ворсино планируется освоить более 1000 га земель посредством создания индустриальных парков на территории Людиновского, Кировского, Сухиничского, Думиничского, Козельского, Ферзиковского и других районов области, где и будут сосредоточены основные инвестиции.

Только за девять месяцев 2014 г. в экономику региона привлечено 50 млрд. рублей инвестиций – это третий результат по Центральному федеральному округу. С начала 2014 г. в области открылось 14 новых предприятий. По итогам работы промышленного комплекса региона в 2014 г. отмечена положительная динамика развития. Индекс промышленного производства составил 103,8% к аналогичному периоду 2013 г. Объем промышленного производства составил более 420 млрд. руб. Приход в регион новых производств стал стимулом к тому, что «традиционные» региональные предприятия стали более активно инвестировать в модернизацию и перевооружение производств и осваивать механизмы международной интеграции. Успешные примеры — проект ООО «Джервази Восток» с ОАО «КАДВИ», Калужский завод «Ремпутьмаш» с компанией HARSCO, ОАО «КЗТА» с компанией Hitachi, Агрегатный завод с компанией AIS Automotive Interior Systems и другие. Положительные примеры демонстрируют потенциал развития регионального промышленного комплекса, в том числе на основе процессов импортозамещения.

Необходимо создавать новые технологии и конкурентную продукцию, активно привлекать инвестиции, развивать транспортную инфраструктуру, индустриальные парки, сформировать дополнительный запас прочности в промышленности, в финансовой системе, в подготовке современных кадров. Для этого в регионах есть ёмкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому [7].

Характерной особенностью развития рынка образовательных услуг является значительный рост на территории области числа учреждений высшего профессионального образования, которые в основном осуществляют образование по профессиям, пользующимся ограниченным спросом (юристы, экономисты, бухгалтеры, менеджеры и т.д.). В то же время выпуск специалистов с начальным профессиональным образованием для всех без исключения отраслей экономики составляет менее трети от всех остальных. Предложения на рынке труда имеют существенные структурные отличия от спроса (рис. 3).

4_4_2_Диаграма
Рисунок 3 Структура спроса и предложения на рынке труда Калужского региона по ряду специальностей (по данным на 2012 г.)

Анализ данных, представленных на рисунке, показывает, что спрос на строителей почти в 3 раза превышает предложение, на водителей и инженеров — в 2,1 раза, на станочников — в 2,4 раза, а на бухгалтеров, наоборот, предложение превышает спрос в 3,5 раза.

С целью развития кадровой, образовательной, производственной инновационных подсистем в Калужском регионе необходимо внедрять кадрово-образовательные, производственно — логистические и иные инновации. Кадровое новшество как результат творческой деятельности (новое явление, открытие, знание, метод, принцип и др.) в области кадровой работы, оформленный соответствующим образом и предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Кадровое новшество может быть оформлено в виде:

  • патентов, ноу-хау, рационализаторских предложений;
  • понятий, научных подходов или принципов кадровой работы;
  • организационной, образовательной, производственной, логистической или иной структуры управления кадровой работой;
  • документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.);
  • результатов маркетинговых исследований рынка труда и т.д.

Чтобы кадровое новшество превратилось в нововведение, необходим процесс его практического или научно-технического освоения, апробации. Чтобы кадровое нововведение превратилось в инновацию, приводящую к изменению кадровой работы как объекта управления и получению экономического, социального и иного эффекта, необходимо его использовать в практической деятельности, с целью повышения эффективности кадровой работы, ее развития в условиях конкуренции. Кадровая инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование кадровой работы [8].

Особую роль в развитии региональных инновационных подсистем Калужской области играет Бауманский университет (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана). В системе научно-образовательного комплекса университет практически единственный вуз, готовящий инженеров для всего региона. В вузе разрабатываются стратегические программы, нацеленные на инновационное развитие. Одной из таких программ стало подписание в 2011 г. инновационного, исторического договора между руководством ООО «Фольксваген Групп Рус» и Калужского филиала МГТУ им. Баумана о сотрудничестве по проекту «Обучение в сочетании с практикой», это первый подобный договор в России. Целью проекта является формирование для предприятия квалифицированных инженерных кадров, ориентированных на инновационные производственные процессы и технологии. В процессе работы над проектом немцы подробно знакомились с возможностями имеющихся в регионе вузов и в итоге выбрали КФ МГТУ. В университете запущен проект по подготовке для завода инженерных работников, которые будут принимать организационно-технологические и управленческие решения.

Университет ориентируется на создание научно-образовательных центров, финансирование которых будет проводиться в рамках целевых программ. В 2009 г. был создан центр «Микросистемная техника и диагностика», в котором уже ведется активная работа. Еще одно важное для региона направление, которое будет развиваться — биотехнологии. В филиале также представлены разработки в области энергетики, в том числе и по новому направлению – водородная энергетика. На базе кафедры экономики и организации производства открыта новая специальность: 220701 «Менеджмент высоких технологий», которая готовит специалистов инженеров-менеджеров для нужд региона и всего народно-хозяйственного комплекса страны.

Для развития РИП и решения проблем кадрового обеспечения промышленности целесообразно применять кадрово-образовательные инновации, развивать практику трехсторонних договоров между учреждениями профессионального образования, организациями и отраслевыми министерствами. В 2010 г. набор абитуриентов в КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана на все специальности осуществлялся, в том числе и по целевому набору, с заключением трехсторонних договоров – соглашений. Непрерывное участие предприятия на всех этапах подготовки кадров необходимо для обеспечения РИП специалистами с нужным уровнем профессиональной компетенции и направленности. Реализация данного нововведения возможна только совместными усилиями государства, регионов, вузов и предприятий. От результатов полезного действия кадровой и образовательной подсистем напрямую зависит эффективность всех других подсистем и региона в целом.

Наряду с материальными  ресурсами и экологическими условиями важную роль в развитии регионов и инновационных подсистем играет население — режим его воспроизводства, плотность, удельный вес трудоспособного населения, система расселения, уровень урбанизации, миграция, возраст, половой состав и др. параметры, определяющие потенциал трудовых ресурсов, демографическую нагрузку и т.д. С точки зрения социально-экономического потенциала большое значение имеют трудовые традиции местного населения, его экологический и производственный опыт, производственная и общая культура поведения. Все это необходимо учитывать с целью определения реального состояния возможностей, которыми располагает регион и его инновационные подсистемы.

В условиях проведения политики регионализации ответственность за результаты развития территории возлагается на субъекты РФ. Их социально – экономическое состояние определяется различными факторами. К объективным факторам относятся: макроэкономические условия; геополитическое положение; специализация экономики региона; уровень развития первичного, вторичного, третичного секторов экономики; природно-климатические условия и ресурсы и др. Среди субъективных факторов, особо следует отметить методы регионального управления. Годы реформ показали, что регионы, которые применяют инновационные методы управления, развиваются быстрее, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям.
Анализ динамики развития регионов за последние годы позволяет выявить, в каких сферах достигнуты позитивные результаты, а какие остаются проблемными (Общеизвестно, что достоверность региональной статистики ниже, чем общероссийской, особенно статистики де-нежных доходов населения). В результате кризиса за 2009 г. сокращение промышленного производства составило порядка 11%. Состояние дел в регионах страны существенно отличалось (табл.3).

Таблица 3 — Характеристика регионов по темпам спада промышленности

1 группа

2 группа

3 группа

Существенный кризисный спад – конец 2008 г.
Липецкая, Челябинская, Вологодская области и др. Специализация — металлургия.
Май 2009 г. спад достиг 25 — 40%. Начало выхода из кризиса – лето 2009 г.
К концу 2009 г. регионы компенсировали падение на 50%.
Особенно сильно пострадали регионы: Нижегородский, Самарский, Ярославский и др. Специализация – машиностроение и автомобилестроение. Причины длительной депрессии: низкая конкурентоспособность машиностроения и падение спроса. Менее других регионов во время кризиса пострадали Калужская и Ленинградская области.
В них созданы производственные компании автомобильных автогигантов.
В Калужской области промышленный рост сохранялся до апреля 2009 г. Затем производство упало на 15% за год.

Менее сильно в условиях кризиса пострадали регионы юга страны, в силу расширения рынков сбыта пищевой продукции и некоторого сокращения поставок импорта. Не преодолев до конца последствия кризиса 2008 — 2009 гг., произошло ухудшение социально — экономической обстановки в регионах РФ из-за начавшегося в 2014 г. финансового кризиса. Стоимостной объем российского импорта в первом полугодии 2014 г. продемонстрировал отрицательную динамику, что обусловлено значительным спадом закупок в физическом выражении. Возможности наращивания объемов экспорта в среднесрочный период будут существенно ограничены ростом конкуренции на мировых сырьевых рынках и отсутствием внутреннего потенциала увеличения добычи нефти [10].

Стремительное снижение цен на энергоресурсы (в структуре экспорта РФ более 75% энергоносители), введение экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины негативно отразились на уровне жизни населения. Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, резкое увеличение инфляции, замедление роста реальных доходов населения и снижение качества жизни людей. Нестабильная экономическая обстановка в России начала оказывать негативный эффект на экономику регионов, некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих тесные экономические связи с Россией.
Финансовый кризис отрицательно сказался на благосостоянии граждан России. Ещё в 2013 г. рост реальных доходов населения составил 4 %. В 2014 г. рост замедлился, в итоге было отмечено снижение на 1 %. В 2015 г. планируется спад реальных располагаемых доходов населения на 2,8 % против ожидавшегося ранее роста на 0,4 %. По оценкам [11] медианная заработная плата в РФ значительно меньше среднеарифметической. В апреле 2013 г. среднемесячная начисленная заработная плата составляла 29453 рубля, медианная — 21268 рублей (72,2%). Существенной проблемой российского общества является большое различие в доходах граждан. В таблице 4 приведены данные по соотношению 10% самых богатых к 10% самых бедных слоев населения (децильный коэффициент) [11].

Таблица 4 — Данные по соотношению 10% самых богатых к 10% самых бедных граждан РФ за период 1992 – 2009 гг.

Год

1992

1995

1998

2001

2004

2007

2008

2009

Отношение, %

8,0

13,5

13,8

13,9

15,2

16,8

16,8

16,7

Для сравнения, самый низкий децильный коэффициент в скандинавских странах: Дании, Финляндии и Швеции всего 3 — 4. В Германии, Австрии и Франции этот коэффициент варьируется от 5 до 7, в США он равен 15. Экономисты считают оптимальным соотношение от 5 до 7. По мнению директора Института экономики РАН Р. Гринберга, «как только децильный коэффициент достигает 10, в стране появляются условия для социальных беспорядков. Это правило не действует разве что в Америке, где коэффициент держится на уровне 10 — 12. Но там это считается нормальным, поскольку философия американцев отличается от нашей. Там считается: если ты бедный, то сам виноват» [12].

В результате введения запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, а также с учетом снижения импортных поставок из Украины, импорт в 2014 г. уменьшился относительно 2013 г. более чем на 7%, при этом цены на ввозимые товары существенно выросли, а их качество снизилось. Импорт продовольствия в 2014 г. в физическом выражении также сократился (прядка 13%), а импортные поставки машин и оборудования более чем на 7%.

Более быстрыми темпами преодолевают последствия кризиса развитые регионы, проводящие стратегию диверсификации промышленности, а также территории с городами — миллионниками (республики Татарстан, Башкортостан, Красноярский, Пермский края и др.). Названные субъекты сочетают экспортно-ресурсные отрасли промышленности и развитый третичный сектор экономики, что положительно отражается на темпах экономического роста региона.

На общем фоне почти нулевого экономического роста ряд регионов демонстрируют относительно высокие его темпы. Лидерами в 2013-2014 гг. стали регионы «новой индустриализации» с крупными инвестиционными и инновационными проектами в обрабатывающей промышленности (Калужская, Тульская, Ленинградская, Белгородская, Калининградская области) и в добыче нефтегазовых ресурсов (Сахалинская, Иркутская области, республика Саха-Якутия). По итогам 2014 г. Тульская область вошла в число регионов с минимальным инвестиционным риском и сохранила свои позиции в рейтинге по инвестиционному потенциалу.

В современных условиях появляются новые тенденции, факторы влияния, закономерности, проблемы развития региональных социально-экономических систем и инновационных подсистем, требующие поиска новых путей их решения. Особая роль в этом отводится концепции открытых инноваций, которая ориентирована на решение широкого круга проблем, включая социальные, экологические, экономические и др. посредством непрерывного улучшения во всех подсистемах региональной экономики, широкого применения инноваций для формирования пространственного развития, обеспечивающего устойчивый рост ВРП. В числе основных концепция уделяет внимание вопросам создания благоприятных социальных, культурных, экономических и др. условий, необходимых для пространственного развития, осуществления структурной и институциональной трансформации общества, непрерывного развития инновационного потенциала, распространения результатов инновационной деятельности подсистем.

Реализация концепции открытых инноваций требует учитывать специфику современного состояния регионов России и ее инновационных подсистем. В том числе: разный уровень ресурсного обеспечения регионов, инновационного потенциала РИП; значительный по объемам, но существенно изношенный физический капитал; неразвитость нематериальных факторов развития регионов; высокий нереализованный потенциал человеческого капитала; отрицательные темпы прироста населения и др. Экономика регионов России обладает как сильными, так и слабыми сторонами, некоторые из которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Преимущества и недостатки экономики регионов РФ

Сильные стороны

Слабости

Мощная природно – ресурсная база (минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы).
Значительный производственный потенциал, несмотря на физический и моральный износ большой части основных фондов.
Сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал, несмотря на потери (в том числе связанные с «утечкой мозгов»).
В ряде отраслей промышленности имеются и развиваются передовые уникальные технологии.
Высококвалифицированные кадры.
Дифференциация имущественного положения населения.
Прогрессирующая бедность.
Безработица. Высокая инфляция.
Низкий уровень оплаты труда.
Коррупция чиновников.
Криминализация экономики и общественной жизни.
Рост сырьевой специализации экономики.
Увеличение региональных, этнических противоречий и т.д. Санкции.

Управление развитием регионов на основе реализации концепции открытых инноваций требует обновления управленческих технологий и разработки критериев оценки инновационного профиля регионов. Органы власти посредством широкого спектра мероприятий должны способствовать развитию инновационной экономики, поощрять мотивацию и стимулировать спрос на инновации, создавать новые рабочие места, увеличивать налоговую базу, расширять виды деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество.

В настоящее время все большее значение для экономического роста регионов приобретает степень развития его инновационной и информационной инфраструктуры. В соответствии со Стратегией – 2020 [13] и с целью реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно — государственного партнерства обеспечивается содействие реализации региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.

Реализация региональных инновационных стратегий должна быть направлена на создание инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, взаимодействие региональных администраций с научно-исследовательскими и образовательными центрами, центрами инновационной инфраструктуры, финансовыми институтами, инновационными компаниями.

В этой связи интересен опыт Калужской области. «Пример Калужской области убедительно доказывает, как можно практически с нуля создавать новые индустриальные центры, активно привлекать передовые технологии…», — неоднократно отмечал в своих выступлениях В. Путин. Область входит в группу регионов с относительно благополучной социальной ситуацией, что связано с низким уровнем безработицы, ростом реальных доходов населения, низким уровнем задолженности по выплате заработной платы. Однако социальная ситуация осложняется высокой естественной убылью населения, низкими показателями продолжительности жизни и покупательной способности населения. Социальными проблемами Калужской области остаются: гипертрофированная роль машиностроительного комплекса в экономике региона; энергодефицитность как серьезный барьер для индустриального развития; возросшая долговая нагрузка на региональный бюджет; сильные внутрирегиональные диспропорции между динамично развивающимся севером и депрессивным югом; недостаток квалифицированных инженерных кадров, в системе здравоохранения и других сферах; слабо развитая система образования, в том числе высшего и др.

Таким образом, в процессе формирования региональных инновационных подсистем возрастает многоаспектность возникающих проблем использования материальных и нематериальных факторов, социально-экономического развития регионов, что требует постоянного внимания и учета всего комплекса условий их решения: экономических, территориальных, организационных, социальных, инновационных, научно-технических, экологических, логистических, производственных и иных. Отсюда усложнение управления социально-экономическими и инновационными процессами, протекающими в регионах, превращение пространственной системы в многоцелевые системы и подсистемы со сложными связями, диспропорциями и разнообразным экономическим потенциалом, реальная возможность использования которого находится в непосредственной зависимости от ограниченных ресурсов и качества регионального менеджмента. Анализ структурных составляющих экономического потенциала территории позволяет определить профиль регионального хозяйства, его место в национальном хозяйстве страны и составить прогноз для инновационного пространственного развития.

В ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ отметил, что «впереди время сложное, напряжённое, и многое зависит от каждого из нас на своём рабочем месте. Так называемые санкции и внешние ограничения – это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей». Качество, масштаб российской экономики должны соответствовать геополитической и исторической роли Российской Федерации. Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трёх-четырёх лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике, а значит, укрепить наше влияние и хозяйственную независимость [7].

________________________

* Например, Германия вызывает ассоциации с качеством и практичностью производимой продукции, педантичностью и профессионализмом работников. Япония – воплощение новых технологий, высочайшего качества продукции, корпоративной преданности и дисциплины работников. Великобритания – образец консерватизма и качественной системы образования. В 2003 г. по заказу правительства РФ был проведен опрос среди американцев: их попросили назвать 10 вещей, которые ассоциируются у них с Россией. Чаще всего респонденты называли коммунизм, КГБ, снег и мафию. Единственная положительная ассоциация — русское искусство и культура — оказалась последней. Результаты проведенного в августе 2005 г. опроса, посвященного знанию иностранцами российских брендов, оказались еще хуже. Единственные «бренды», которые сумели вспомнить иностранцы, — автомат Калашникова и коктейль Молотова.


Библиографический список

  1. Янсон Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Аристотель. Метафизика: Переводы. Комментарии. Толкования / Аристотель; сост. и подгот. текста С.И. Еремеев. – СПб.: Алетейя, 2002.
  3. Политическая энциклопедия. В 2-х т. Т.2 /  Нац. обществ.- науч. фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; Науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999.
  4. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  5. Руденко А. В. Формирование экономического потенциала в условиях рынка, М., 1999.
  6. Розанова Т.Г. Региональная экономическая система: методология и методика исследования. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.
  7. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 4.12.2014 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/47173
  8. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Лебедев Ю.Г. Логистика. Теория гармонизированных цепей поставок. 2-е изд. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.
  10.  Динамика и структура внешней торговли. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169269/?frame=40
  11.  http://ria.ru/economy/20140328/1001485183.html.
  12.  https://ru.wikipedia.org/wiki.
  13.  Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.  http://mon.gov.ru/files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf.