Правовое регулирование международных экономических отношений в сфере торговли

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


начальник отдела юридических и договорных отношений
Россия, Центр занятости населения города Казани
skansad@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы международно – правового регулирования экономических отношений. Внимание автора акцентируется на деятельности международных организаций в сфере торговли, основной задачей которых является развитие процессов интеграции международных экономических правовых отношений, основанных на уважении и соблюдении прав и свобод человека.

Ключевые слова

международные экономические отношения, правовое регулирование, регулирование экономических отношений, Международная торговая палата, ООН, транснациональные корпорации, международное частное право, международная торговля

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Садыков Искандер Анварович
Правовое регулирование международных экономических отношений в сфере торговли// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (76). Номер статьи: 7611. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/7611/

Введение

История международных правовых отношений демонстрирует перманентность взаимодействия различных социальных групп в политической, экономической, культурной, и других сферах, осуществляя обмен между государствами и гражданами, которые в свою очередь заинтересованы в том, чтобы все процессы, выходящие за рамки государственных границ, сотрудничество и споры осуществлялись по определенным правилам. Особую важность в решении данных проблем приобретает регулирование международных экономических отношений, что связано с ростом взаимосвязей и взаимозависимости различных правовых институтов современного мира, обострением глобальных вызовов человеческой цивилизации. В современных условиях необходимо динамичное, систематическое и основанное на научных исследованиях и плюралистическом понимании права правовое государственное реагирование на происходящие в политической, социально-экономической, культурной, юридической и других сферах события, на национально – государственном и межгосударственном уровнях в контексте международной правовой политики [3].

 

Роль Международной торговой палаты в правовом регулировании международных экономических отношений

Примером последней является Международная торговая палата (МТП), которая представляет собой всемирную организацию предпринимателей и единственный представительский орган, уполномоченный выступать от лица предприятий любого профиля деятельности во всем мире. МТП была основана ещё в 1919 году. Сегодня в нее входят колоссальное количество компаний и ассоциаций более, чем из 130 стран. Национальные комитеты строят свою работу с членами таким образом, чтобы учитывать и решать проблемы предпринимательства в каждой отдельной стране и доводить позицию предпринимательских кругов, сформулированную МТП, до сведения правительств каждой из этих стран.

МТП способствует формированию полисемантичной системы международной торговли и инвестирования, а также сотрудничеству рыночных экономик. Ее твердое убеждение, что торговля является «движущей силой» для достижения мира и благосостояния, народов и государств родилось в начале прошлого столетия, когда была основана эта организация.

Поскольку основатели МТП являются непосредственными участниками международного бизнеса, то эта организация обладает высокопрофессиональной уникальной компетенцией в части разработки правил регулирования международной коммерческой деятельности. Эти правила не носят обязательный характер, тем не менее, они широко используются в бесконечном количестве совершаемых сделок, и все эти правила стали определенной основой современной международной торговли. Заинтересованность многих стран в деятельности Международной торговой палаты сподвигла получению статуса этой организации в качестве главного консультативного органа ООН, а также статусов специализированных агентств этой организации.

Ярким примером работы МТП служит создание типового договора о купле-продаже, столь заметно упрощающего деятельность малого и среднего бизнеса. Такой вид соглашений имеет важнейшее значение, так как охватывает один из ведущих и динамично развивающихся экономических секторов в мире. Он используется, например, в ходе совершения коммерческих сделок (оптовых продаж, продаж между коммерсантами или на основе «бизнес-бизнес») с готовыми изделиями. К их числу относятся: электронное оборудование, аппаратные средства и инструменты, текстиль, одежда и обувь, мебель, офисная продукция и т.д. Несмотря на широкую сферу применения, такие соглашения о купле-продаже, тем не менее, следует отличать от других международных торговых сделок, например, сделок с товарами сырьевого рынка и аграрно-сырьевыми товарами (зерном, рудой, продуктами питания, химикатами и т.п.) или прямых продаж потребителям, к которым могут применяться специфические ограничения или правила торговли [6].

Международная торговая палата (МТП) — выразитель идей международного бизнеса, стоящий на защите мировой экономики как ключевой фактор, способный обеспечить экономический рост, создание рабочих мест и процветание, тем самым обеспечивая реализацию экономических прав человека [1].

Для того, чтобы избежать правовых и экономических разногласий в сфере реализации прав юридических и физических лиц, в МТП избираются национальные комитеты международного уровня, которые взаимодействуют с МТП по всевозможным вопросам, касающихся бизнеса. Национальные экономики в настоящее время настолько тесно переплетены, что правительственные решения гораздо глубже отражаются на международном уровне, чем это когда-либо было в прошлом. МТП позволяет бизнесу общаться с правительствами предметно и напрямую.

Международная торговая палата оказывает постоянную поддержку в выполнении мандата Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях.  Ее поддержка выражается в подготовке многочисленных материалов, отображающих точку зрения делового сообщества на усилия Специального представителя по определению стандартов корпоративной ответственности, в том числе по правам человека.

 

Правовое регулирование международных экономических отношений: совместные решения международных организаций

Примером таких материалов служит документ о роли бизнеса в зонах «слабого управления», подготовленный Международной торговой палатой совместно с Международной организацией работодателей и Торгово-промышленным консультативным комитетом Организации экономического сотрудничества и развития. [1]

В последние годы Специальный представитель и члены его группы регулярно приглашаются для выступления и обсуждения проблем в рабочем органе Международной торговой палаты по вопросам корпоративной ответственности и взаимодействия.

Международная торговая палата участвует также в многосторонних консультациях, организуемых Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Одним из направления совместной деятельности МТП и ООН является контроль за соблюдением транснациональными корпорациями прав и свобод человека.

Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) может оказаться под контролем ООН, так как последняя одобрила проект конвенции «Нормы ответственности транснациональных корпораций», возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства. Транснациональные корпорации обязаны воздерживаться от экологических правонарушений, загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться «правил честной игры» в бизнесе, маркетинге и рекламной и иной деятельности, обеспечивать потребителям «безопасность и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг», а работникам – «безопасные и здоровые условия работы» и «вознаграждение, обеспечивающее адекватный уровень жизни самим рабочим и их семьям».

МТП предложила, чтобы корпорациям было запрещено совершать деятельность, связанную с «преступлениями против человечности, геноцидом, пытками, принудительным трудом» и прочими нарушениями «международного гуманитарного права». Они также обязаны следить, чтобы их продукция не использовалась нарушителями прав человека. Корпорациям запрещается давать, брать и вымогать взятки [6], что имеет серьезную антикоррупционную стратегию деятельности.

Согласно совместным усилиям ООН и МТП, корпорации должны обстоятельно скорректировать собственные внутренние регламенты и добиваться, чтобы правилам ООН следовали все их субподрядчики, поставщики, смежники и дистрибьюторы. Корпорации должны периодически отчитываться перед ООН об исполнении правил, а организации — вести постоянный мониторинг их деятельности в сотрудничестве с «другими международными и национальными органами». Специальной рабочей группе поручено «получать от правительств, групп и частных лиц информацию о возможном негативном воздействии транснациональных корпораций и других компаний на соблюдение прав человека. Добиваться от компаний исполнения международных норм будет не только ООН, но и национальные правительства, которым предлагается «создать и укрепить у себя необходимые правовые и административные структуры». С 2000 г. в рамках ООН действует Глобальное соглашение, к которому присоединились уже более 1000 компаний, около 15 из них — российские. [7]

Данное соглашение содержит девять основных принципов, например, принцип охраны прав человека и окружающей среды, норм труда и т.д. Международная торговая палата соглашение от ООН поддерживает и популяризирует его цели и задачи среди своих участников. Тем не менее, многие ТНК неохотно идут на проведение дорогостоящих мероприятий, которые требуют согласования в сфере охран прав человека, опасаясь, что многие их конкуренты не исполнят того же, что в последующем может отразиться как на статусе так и на социально — экономическом положении корпораций, исполняющих требования ООН. В тоже время, с введением механизма международного мониторинга, такие опасения минимизируются. Как показывает российская практика, некоторые компании на правовой основе уже сотрудничают добровольно с ООН в рамках Глобального соглашения.

Есть и оппоненты данного соглашения, которые убеждены в том, что данное соглашение и проект ООН в целом не учитывает национальных особенностей ведения бизнеса. В действительности, некоторая часть компаний, политика которых основывается на четком исполнении законов, экономических и историко – культурных традициях своей страны, неизбежно сталкивается с отдельными противоречиями норм ООН с нормами национальных законодательств.

Здесь особую значимость приобретает проблема унификации межгосударственных правовых отношений, исследуемая учеными из области теоретического правоведения. Учитывая особенности различных правовых систем современности и их законодательного массива, установление единообразных международных правовых норм представляется достаточно проблематичным.

 

Роль международных организаций и международного частного права в сфере регулирования экономических отношений

Значительное число международных организаций в сфере регулирования, например, международного частного права (Гаагские конференции, Всемирная торговая организация, координационный центр ООН по вопросам торгового и экономического развития ЮНКТАД, комиссия ООН по международной торговле ЮНСИТРАЛ, рассматриваемая нами МТП и многие др.) стараются учитывать особенности национальных законодательств, используя в спорных ситуациях метод коллизионного регулирования правовых споров, где материальные нормы доминируют, а коллизионный метод используется в качестве субсидарного механизма в восполнении пробелов. Однако и здесь встречаются многочисленные несогласования.

В этом смысле унификация права как одна из сфер формирования международного правотворчества необходимая во всех областях МЧП должна происходить на двух уровнях (региональном и универсальном).

Здесь, как отмечалось, значительная роль в унификационных процессах принадлежит и МТП, которая издает сборники систематизированных правил и деловых обычаев, сложившихся за более чем вековую историю международных частно – правовых отношений.

Процессы гармонизации, т.е. сближения отдельных национальных правовых систем, в отличие от унификации, представляются нам более оптимальными, особенно в связи с необходимостью установления международных обязательств. Но и в том и другом случаях, деятельность МЧП остается во – многом пробельной и достаточно противоречивой. Коллизии регулируются системой международных органов (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, Арбитражный суд при МТП и т.д.).

 

Выводы

Важнейшая сфера унификации и гармонизации национальных и межгосударственных правовых отношений осложняется отсутствием «наднационального» законодательства, оставляя возможность их регулирования, прежде всего, на уровне соглашений государств с учетом специфики их особенностей каждых правовых систем каждых участников торговых отношений.

В данном смысле, использование этнометодологических опыта и практик в познании содержания международных правовых, экономических, культурных и др. отношений, позволит ученым – теоретикам и специалистам в области международного права обосновывать систему мер, позволяющую избегать большинства спорных и конфликтных ситуаций.

Проблемы «правового отчуждения», которые обусловлены не только разногласиями национальных законодательств, но и другими политическими, социально – экономическими и культурными разногласиями, изучаемые современной общеправовой теорией маргинальности, должны учитываться всеми членами международных частно – правовых отношений. Добросовестная конкуренция в торговле должна препятствовать оставлению в маргинальном (отчужденном) положении одни организации (государства) и предоставлять доминирующее место другим [4, 9]. Исследование каузальной природы маргинального поведения, деформационные механизмы маргинального правосознания и многое другое, изучаемое данной теорией, должно способствовать предупреждению совершения различных правонарушений, в том числе преступлений, [5] в сфере международных экономических отношений.

Таким образом, вопросы правового регулирования международных экономических отношений представляют собой одну из самых актуальных сфер изучения как общей теорией права, так и международным правом в целом. От успешности доктринальных исследований во многом зависит развитие экономик стран, выстраивающих международное сотрудничество на правовой основе.


Библиографический список

  1. Булатова А.С., Ливенцева Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. / МГИМО (университет) МИД России; — Изд. с обновл. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. C.654.
  2. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник 4-е изд.,- М.: Издательство Юрайт, 2011. С.634.
  3. Степаненко Р.Ф. Проблемы правопонимания в исследовательских практиках общеправовой теории маргинальности: опыт методологии междисциплинарности. Право и государство: теория и практика. 2015. №6 (126). С. 25-33.
  4. Степаненко Р.Ф. Этнометодологические практики в доктрине правовой политики: общетеоретические проблемы. Право и политика. 2016. №2. С. 287 – 295.
  5. Степаненко Р.Ф. Каузальная природа маргинального поведения: философско – правовые аспекты. Философия права. 2013. №2 (57). С. 112 – 116.
  6. Степаненко Р.Ф. Особенности правового сознания и правовой культуры маргинальной личности. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №24. С. 25-30.
  7. Степаненко Р.Ф. Общеправовая теория маргинальности о проблеме правового регулирования социально – экономических отношений. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 4. С. 43-53.
  8. Хасбулатова Р. И. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры — М.: Издательство Юрайт, 2014. С.489.
  9. Боброва В.В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. —№1 (49). Номер статьи: 4946. Дата публикации: 2017-03-28. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4946/
  10. IIC Report. Constitution of the International Chamber of Commerce 2011/ https://iccwbo.org/constitution . Дата обращения02.17