Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне: опыт города Волгограда
Small business support at municipal level: experience of Volgograd City
Авторы
Аннотация
Статья посвящена актуальности и необходимости государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России. Рассмотрены критерии отнесения предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства. Описана система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России. Рассмотрена ситуация с развитием малого и среднего предпринимательства в городе Волгограде, описаны текущие проблемы его функционирования и муниципальной поддержки.
Ключевые слова
субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка, муниципальная поддержка предпринимателей.
Рекомендуемая ссылка
Зипунникова Оксана Сергеевна. Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне: опыт города Волгограда // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (88). Номер статьи: 8801. Дата публикации: 22.03.2019. Режим доступа: https://sovman.ru/article/8801/
Authors
Abstract
The article is devoted to the actuality and necessity of state support of small and medium business entities in modern Russia. The criteria of the entrepreneur's classification to small and medium enterprises are considered. The system of State support of small and medium business in Russia is described. The situation with the development of small and medium enterprises in the city of Volgograd is considered, current problems of its functioning and municipal support are described.
Keywords
Subjects of small and medium business, state support, municipal support of entrepreneurs.
Suggested citation
Zipunnikova Oksana Sergeevna. Small business support at municipal level: experience of Volgograd City // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (88). Art. # 8801. Date issued: 22.03.2019. Available at: https://sovman.ru/article/8801/
Введение
В современной России большое внимание уделяется системе государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП далее).
СМСП занимают в экономике особе место, поскольку выполняют ряд важных и специфических функций, Атамазова А.А. в их числе выделяет [1]: экономическую, финансовую, ресурсную, инновационную, организаторскую, социальную и политическую. В свою очередь, Пляшник О.В. выделяет такие функции СМСП в современной экономике страны как [3]: создание необходимой конкурентной среды, посредством насыщения рынка широким спектром товаров, работ, услуг; стимулирование инновационной деятельности; формирование рабочих мест; повышение экономической активности населения; обеспечение условий для формирования среднего класса; и др.
Выполняемые СМСП функции способствуют снижению социально-экономических угроз и обеспечивают укрепление экономической безопасности страны. Важность СМСП для социально-экономического развития любой страны признано безоговорочно.
Однако, функционирование СМСП связано с целым рядом проблем [3]: административные барьеры; высокая конкуренция; низкая финансовая и правовая грамотность населения вообще и предпринимателей в частности; недоступность источников финансирования, доступных крупному бизнесу; тяжелое налоговое бремя. Отметим, что с последним пунктом мы не согласны, поскольку в России для СМСП предусмотрены специальные налоговые режимы, альтернативные общему режиму налогообложения, основная цель которых снизить налоговую нагрузку на мелкий и средний бизнес. Хотя большинство исследователей необоснованно считают, что СМСП несут высокое налоговое бремя.
Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Одним из инструментов решения указанных проблем СМСП выступает система их государственной поддержки. Поддержка СМСП, согласно закону № 209-ФЗ, представляет собой «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ».
В России для отнесения хозяйствующего субъекта к числу СМСП необходимо, чтобы он соответствовал установленным законом критериям численности работников (среднесписочная численность за предшествующий текущему году календарный год) и объему его годового дохода. К хозяйствующим обществам и хозяйствующим партнерствам применяется дополнительный критерий, связанный со структурой уставного капитала.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к СМСП относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, представленные тремя группами субъектов: микро, малыми и средними предприятиями. Перечень СМСП внесен в общероссийский Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
СМСП могут функционировать в форме хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Для каждой группы СМСП установлены свои критерии по среднесписочной численности работников, объему годового дохода и некоторым другим критериям. Так, на микропредприятии должно быть в среднем занято до 15 человек в год, на малом – до 100 чел в год, на среднем – от 100 до 250 чел в год. Среднегодовой доход микропредприятия д.б. менее 120 млн. руб., малого — до 800 млн руб., среднего – до 2 млрд. руб. Кроме того установлены сферы деятельности, в которых могут функционировать СМСП.
Система государственной поддержки СМСП направлена на создание в стране, регионе и городе эффективной предпринимательской среды (см.рис.1) и, традиционно, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку их деятельности. Некоторые исследователи говорят о возможности включения в эту систему так же нормативно-правовой базы по оказанию поддержки СМСП; государственного аппарата, осуществляющего государственную политику в части развития СМСП; организаций, образующих инфраструктуру поддержки [3].
Рисунок 1 – Формирование предпринимательской среды [2]
Поскольку функционирование СМСП прежде всего способствует развитию регионов и территорий присутствия, то, следовательно, при разработке муниципальных и региональных мероприятий их поддержки необходимо брать в расчет географическое положение этой территории, уровень доходов населения и другие особенности, влияющие на ведение предпринимательской деятельности [3].
При государственной поддержке СМСП власти исходят из нескольких позиций:
1) целесообразно поддерживать впервые созданные и «молодые» СМСП, поскольку именно в первые три года от момента создания большинство субъектов банкротятся. Согласно законодательству, поддержка предоставляется СМСП функционирующим менее 2-х лет;
2) целесообразно поддерживать СМСП, функционирующих в приоритетных для всей страны отраслях экономики и видах деятельности. К приоритетным отраслям относятся: производство товаров первой необходимости; услуги экологического туризма; различные направления народного творчества; агропромышленный сектор; жилищно-коммунальное хозяйство; социальное предпринимательство; научно-техническая сфера;
3) целесообразно поддерживать СМСП, функционирующих в приоритетных для данной территории отраслях экономики и видах деятельности. Приоритетность отрасли, вида деятельности должна определяться на региональном и муниципальном уровне индивидуально для каждой конкретной территории (в том числе, исходя из фактической финансовой возможности данного уровня власти).
Инфраструктуру государственной поддержки СМСП составляют органы власти в лице Администрации субъекта Федерации, Администрации муниципалитета, специализированные государственные и муниципальные организации (например, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», бизнес-инкубаторы), специальные фонды, союзы и объединения предпринимателей; и др.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Волгограде
Основными инструментами государственной поддержки СМСП являются: льготные кредиты; гранты (научные и сельскохозяйственные); субсидии; льготное налогообложение или специальные налоговые режимы; прямое финансирование и др.. Эти виды господдержки могут осуществляться на трех уровнях бюджетной системы: федеральном, регионально и местном, исходя из того, за счет средств какого бюджета они финансируются. Для полномасшабной поддержки приоритетных направлений развития экономики часто создаются соответствующие государственные программы, в рамках которых финансируется господдержка СМСП.
Система поддержки СМСП в городе Волгограде реализуется в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства», базирующейся на стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2017 №53/1539 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года» (стратегия), и в плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденном постановлением от 31.10.2018 №1695 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года» (план реализации стратегии).
Согласно данным, в 2017 году в г.Волгограде было зарегистрировано 45,5 тыс. СМСП, из них 59% или 26,8 тыс. ед. это индивидуальные предприниматели, 39,3% или 14,2 тыс.ед. – микропредприятия, и менее всего – средние предприятия (см.рис.2).
Рисунок 2 — Динамика основных показателей деятельности СМСП в г. Волгограде в 2013-2017 годы, шт. [4]
Для сравнения в соседних городах – региональных центрах в 2017 г. в Ростове-на-Дону было 35,9 тыс. ИП, в Краснодаре – 41,4 тыс. ИП.
Средняя численность работников СМСП в г.Волгограде в 2017г. составила – 166,2 тыс. человек, из них 30,3% — средняя численность работников ИП, 32,1% — работников микропредприятий, 11,0% — работников средних предприятий [4].
СМСП г.Волгограда сталкиваются с проблемами: высокие процентные ставки банков и низкий объем предоставленных кредитов в сравнении с другими регионами; высокая совокупная фискальная нагрузка; проверки контрольно-надзорных органов; недостаточная информированность предпринимателей о действующих государственных и муниципальных программах поддержки; недостаточная квалификация для ведения предпринимательской деятельности; отсутствие позитивного отношения в обществе к предпринимательству.
Стратегией развития г. Волгограда до 2030 г предусмотрены такие механизмы решения проблем субъектов МСП как: нормативно-правовой, организационно-управленческий, финансовый, информационно-коммуникационный, образовательный.
Ключевыми направлениями муниципальной поддержки СМСП г.Волгограда являются [4]:
- централизованная на уровне муниципалитета организация мест торговли (8 розничных рынков, из них 2 сельскохозяйственных и 6 универсальных; 33 места для проведения ярмарок);
- предоставление СМСП налоговых преференций (рассматривается возможность введения в 2019 году ставки ЕНВД для с 1 января 2019 года созданных СМСП на уровне 7,5%);
- информационная поддержка СМСП (в том числе путем создания властями интернет-сайта с перечнем всех организаций и их услугами и производимой продукции);
- формирование положительного предпринимательского имиджа города путем проведения конкурса «Царицынский бизнес».
В течение 2019-2024 гг. на финансовую поддержку впервые созданных СМСП из бюджета города Волгограда будет выделяться ежегодно по 1 млн руб., на предоставление налоговых преференций 12 млн.руб., на предоставление грантов молодым предпринимателям 6 млн.руб., на проведение конференций 5,4 млн руб., и др.
Наиболее востребованной среди СМСП является финансовая поддержка [3].
Заключение
В заключении стоит отметить, что государственная поддержка СМСП имеет разветвленную структуру и, с одной стороны, опирается на общегосударственную стратегию социально-экономического развития, а с другой стороны, опирается на территориальную стратегию и ресурсообеспеченность конкретной территории.
Читайте также
Библиографический список
- Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 450-452.
- Гоз С.М., Хорев А.И., Богомолова И.П., Овчинникова Т.И. Самоорганизация предприятия в современных условиях // Воронеж: ВГТА, 2003.-126 с.
- Пляшник О.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Молодой учёный. 2018. № 14 (200). С. 196-198.
- Постановление администрации Волгограда от 31.10.2016 № 1660 № Об утверждении муниципальной программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2017-2019 годы» // http://www.volgadmin.ru/d/branches/econom/business
References
- Atamazova A. A. Essence of Small Business [Sushhnost’ malogo predprinimatel’stva]//young scientist. 2016. -№ 3. -P. 450-452.
- Goz S.M., Horev A.I., Bogomolova I.P., Ovchinnikova T.I. Self-organization of the enterprise in modern conditions [Samoorganizacija predprijatija v sovremennyh uslovijah] // Voronezh: Vgta, 2003.0-126 s.
- Pljashnik O.V. State support of small and medium business entities [Gosudarstvennaja podderzhka sub”ektov malogo i srednego predprinimatel’stva]//Young scientist. 2018. № 14 (200). P. 196-198.
- Resolution of the Volgograd administration from 31.10.2016 № 1660 №On approval of the municipal program «Support of small and medium business entities in Volgograd» For 2017-2019 years» [Ob utverzhdenii municipal’noj programmy «Podderzhka sub”ektov malogo i srednego predprinimatel’stva v Volgograde» na 2017-2019 gody»] //http://www.volgadmin.ru/d/branches/econom/business