Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


магистрант
Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет
forcakate@mail.ru


кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономического анализа
Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет
okrioni@mail.ru

Аннотация

В статье дается сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов. Сделан вывод, что наиболее простыми для расчетов является методика с использованием нормативов, а также методики, основанные на расчете индексов, но также данные методики не в полном объеме отражают уровень социального развития регионов в динамике. А методика, основанная на расчете динамических показателей даже при достаточной громоздкости расчетов, отражает состояние социального развития регионов за несколько лет и в разрезе групп показателей.

Ключевые слова

методика оценки социально-экономического развития регионов, методика с использованием нормативов, расчет динамических показателей, индексы развития

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Крупина Екатерина Юрьевна , Криони Ольга Валерьевна
Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (88). Номер статьи: 8804. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/8804/

Оценка социального развития региона с учетом нормативов обеспеченности объектами социальной инфраструктуры

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт; энергетика, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации [1].

Перечень и расчетные показатели минимальной обеспеченности объектами социальной инфраструктуры по выбранным для анализа субъектам РФ приведены в таблице 1.

Как видим, большинство нормативов у рассматриваемых субъектов имеют одинаковые значения, однако нормативы в сфере образования различны. Различия наблюдаются как в самих значениях нормативов, так и в методе их расчета.

 

Таблица 1 — Нормативы обеспеченности объектами общественной инфраструктуры в некоторых регионах РФ

Учреждения, предприятия, сооруженияЕдиницы измеренияРеспублика БашкортостанРеспублика ТатарстанСамарская область
Общеобразовательные организацииколичество учащихся на 1000 жителей100Расчет по демографии с учетом уровня охвата школьников для ориентировочных расчетов
91           |         61
в том числе для X – XI классов
14          |           7
110
Дошкольная организацияколичество учащихся на 1000 жителей35Расчет по демографии с учетом численности детей
53-62      |     52-55
55
Продовольственные магазиным2 торговой площади на 1000 жителей7070
Непродовольственные магазины товаров первой необходимостим2 торговой площади на 1000 жителей3030
Стационары всех типов с вспомогательными зданиями и сооружениями1 койка на 1000 жителейПо заданию на проектирование,
определяемому органами здравоохранения (фактическая обеспеченность -7,85)
По заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения, но не менее 13,4710,5
Амбулаторно-поликлиническая сеть, диспансеры без стационара1 посещение в смену22По заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения, но не менее 18,1518,15
Санатории-профилактории1 место0,30,3
Театры1 место55-85
Территория плоскостных спортивных сооруженийм2 общей площади на 1000 жителей195019502000
Плавательные бассейныквадратные метры зеркала воды на 1 тысячу человек757575

 

Таким образом, в некоторых регионах задаются фиксированные значения некоторых нормативов, в других регионах значения тех или иных нормативов будут варьироваться в зависимости от изменения определенных факторов.

Из таблицы 2 видно, что не все показатели можно рассчитать исходя из имеющихся в открытом доступе статистических данных.

К примеру, невозможно рассчитать количество квадратных метров плоскостных спортивных сооружений или плавательных бассейнов в расчете на 1000 жителей, так как имеются данные только о количестве данных сооружений. То же самое касается театров — при имеющихся данных количества посещений театров невозможно рассчитать фактическое значение норматива обеспеченности театрами.

Уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры каждого региона определяется путем сопоставления нормативных и фактических значений того или иного норматива. Данный метод учитывает особенности каждого региона и довольно прост в применении, однако сравнение различных регионов получается провести довольно неоднозначно.

 

Таблица 2 — Сравнение нормативных и фактических значений обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры за 2016 г.

Учреждения, предприятия, сооруженияЕдиницы измеренияРеспублика БашкортостанРеспублика ТатарстанСамарская область
норм.факт.норм.факт.норм.факт.
Общеобразовательные организацииколичество учащихся на 1000 жителей100108,63Расчет по демографии с учетом уровня охвата школьников для ориентировочных расчетов
91           |         61
в том числе для X – XI классов
14          |           7
97,1411094,01
Дошкольная организацияколичество учащихся на 1000 жителей3554,09Расчет по демографии с учетом численности детей
53-62      |     52-55
54,595546,92
Продовольственные магазиным2 торговой площади на 1000 жителей7070
Стационары всех типов с вспомогательными зданиями и сооружениями1 койка на 1000 жителейПо заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения(фактическая обеспеченность -7,85)7,88По заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения, но не менее 13,476,5210,57,62
Амбулаторно-поликлиническая сеть, диспансеры без стационара1 посещение в смену2225,94По заданию на проектирование, определяемому органами здравоохранения, но не менее 18,1524,0518,1524,87
Санатории-профилактории1 место0,30,010,30,01
Театры1 место55-85
Территория плоскостных спортивных сооруженийм2 общей площади на 1000 жителей195019502000
Плавательные бассейныквадратные метры зеркала воды на 1 тысячу человек757575

 

В разных регионах устанавливаются различные нормативы обеспеченности, и они не всегда могут совпадать, поэтому составить полную картину сравнения обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры не всегда представляется возможным. Также данная методика с использованием большого количества нормативов не предусматривает интеграцию используемых нормативов или ранжирование их по степени значимости, что осложняет сравнение обеспеченности разных регионов объектами общественной инфраструктуры. К тому же не все показатели можно рассчитать исходя из имеющихся статистических данных или перевести в другие единицы измерения.

 

Использование методики динамических показателей для оценки социального развития региона

Методика позиционирования регионов по динамике комплексного развития социальной инфраструктуры, предложенная Боталовой М.Е., основана на системе оценочных показателей.

Данная система включает восемь предметных сфер оценки — жилье, образование, здравоохранение, транспорт, связь, физическая культура и спорт, культура, отдых и туризм.

В рейтинговой оценке используются статистические данные за период с 2012 по 2016 гг., обработка исходных данных проводится с помощью темпов роста и перевода их в коэффициентную форму для упрощения дальнейших вычислений.

Групповые динамические показатели рассчитываются по мультипликативной модели, основанной на средней геометрической. Интегральный показатель рассчитывается по технике расстояний путем определения сумм квадратов отклонения стандартизированных групповых динамических показателей сравниваемого региона от единицы, за которую принимается «эталонное» значение групповых динамических показателей оценки развития социальной инфраструктуры.

Стандартизация показателей проводится путем отношения величин групповых показателей по всем объектам сравнения к величине групповых показателей «эталонного» объекта.

В таблице 3 отображены результаты расчетов с выделенными «эталонными» регионами по каждой предметной сфере развития социальной инфраструктуры. Согласно данным таблице, наибольшее число раз среди трех анализируемых регионов оказывалась «эталонным» регионом Республика Татарстан.

 

Таблица 3 — Групповые динамические показатели оценки комплексного развития социальной инфраструктуры регионов

Субъекты ФедерацииПредметные сферы оценки развития социальной инфраструктуры
жильеобразованиездравоохранениетранспортсвязьфизическая культура и спорткультураотдых и туризм
Республика Башкортостан0,95261,00951,07961,00781,18241,00791,01910,8910
Республика Татарстан0,88580,97711,12120,82771,22681,05611,16391,1608
Самарская область1,03161,00570,98710,78771,11361,09251,05111,0213

 

В таблице 4 отображены групповые динамические показатели после стандартизации и регионы, являющиеся «эталонными» по каждой группе показателей.

 

Таблица 4 — Стандартизированные групповые динамические показатели оценки комплексного развития социальной инфраструктуры регионов

Субъекты ФедерацииПредметные сферы оценки развития социальной инфраструктуры
жильеобразованиездравоохранениетранспортсвязьфизическая культура и спорткультураотдых и туризм
Республика Башкортостан0,92341,00000,96291,00000,96380,92260,87560,7676
Республика Татарстан0,85860,96791,00000,82141,00000,96671,00001,0000
Самарская область1,00000,99630,88050,78160,90771,00000,90310,8799

 

Расчет интегральных показателей по каждому региону проводится по следующей формуле:

 

,                                             (1)

 

где ГСстij — групповые динамические стандартизированные показатели оценки развития социальной инфраструктуры j-того региона по i-й предметной сфере оценки;

n=8, по количеству оцениваемых предметных сфер.

 

По мнению автора предлагаемой методики все показатели, используемые в расчете, являются стимулянтами, стремящимися к росту, то «эталонным» объектом оценки в каждой предметной сфере определяется регион с максимальной величиной группового динамического коэффициента.

Ранжирование регионов проводится в обратном порядке, т.е. первое место присваивается региону с минимальной величиной показателя комплексного развития инфраструктуры. Ранжирование анализируемых регионов представлено в таблице 5.

 

Таблица 5 — Результаты рейтинговой оценки комплексного развития социальной инфраструктуры регионов за 2012-2016 гг.

Субъекты ФедерацииРейтинговая оценка
Интегральный показатель, коэффициентЗанимаемое место
Республика Башкортостан0,28992
Республика Татарстан0,23241
Самарская область0,30713

 

Согласно таблице 5 наилучший рейтинг по итогам расчетов выявлен у Республики Татарстан, у нее наблюдается наименьшее значение интегрального показателя. Республика Татарстан лидировала по трем из восьми групповым показателям. У Самарской области и Республики Башкортостан значения интегральных показателей довольно близки, но все же позиции лучше у второй.

Таким образом, данная методика позволяет выявлять лидирующие по динамике регионы как в комплексе учитываемых предметных сфер, так и в каждой по отдельности.

 

Использование методик, основанных на расчетах индексов развития социальной инфраструктуры региона

Следующие рассматриваемые методики основываются на расчетах индексов развития социальной инфраструктуры региона.

Методика, предложенная авторами Артемовой О.В. и Логачевой Н.М., рассматривает три блока показателей для оценки уровня развития социальной инфраструктуры региона. Первый блок характеризует базовые условия региона:

1) валовый региональный продукт на душу населения:

 

 Крврп= ВРПрр,                                                      (2)

где ВРПр — валовой региональный продукт соответствующего региона, Чр — численность населения региона;

 

2) плотность населения региона:

 

 Крпн= Чрр,                                                         (3)

где Пр — площадь региона чел./км2;

 

3) бюджетная обеспеченность региона на душу населения, тыс. руб./чел., которая определяется отношением доходов консолидированного бюджета региона к численности населения региона:

 Крбо= ДБр/Чр (4)

 

4) среднедушевые денежные доходы населения региона Крсд, руб.

 

В качестве базы для формирования сопоставимых индексов в методике используется соответствующие среднероссийские значения. Таким образом, индекс по каждому показателю для каждого анализируемого региона будет определяться как соотношение соответствующего регионального и среднероссийского показателя.

На основе рассчитанных индексов определяется интегральный показатель, для которого методом экспертных оценок были определены веса каждого относительного показателя. По мнению экспертов наибольший вес в первом блоке показателей имеет индекс валового продукта на душу населения — 0,4. Далее по степени убывания весомости следует индекс бюджетной обеспеченности региона на душу населения с весом 0,3; среднедушевых доходов населения с весом 0,2 и плотности населения региона с весом 0,1. Таким образом, интегрированный показатель по первому блоку рассчитывается по формуле (5):

 

 ИП1=0,4Иврп+0,1Ипн+0,3Ибо+0,2Исд (5)

 

Второй и третий блоки характеризуют уровни развития инфраструктуры в сферах здравоохранения и образования региона, так как именно эти две сферы авторы методики считают основополагающими.

Второй блок состоит из следующих относительных показателей:

1) мощность больничный учреждений региона Крмб (число больничных коек на 10 тыс. чел. населения региона);

2) мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений региона Крмп (количество посещений в смену на 10 тыс. чел. населения региона);

3) инвестиции региона в здравоохранение региона на душу населения:

 

Криз=ИЗрр (6)

где ИЗр — инвестиции  в здравоохранение региона, тыс. руб./чел.;

 

4) ввод в действие больничных учреждений региона Крвб (число коек на 100 тыс. чел. населения региона);

5) ввод в действие врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений региона Крвп (число посещений в смену на 100 тыс. чел. населения региона).

Третий блок характеризует уровень развития элементов инфраструктуры в сфере образования:

1) охват детей дошкольными образовательными учреждениями региона Крду;

2) охват общеобразовательными учреждениями региона:

 Кроу=ЧУрр,                                                     (7)

где ЧУр — численность учащихся общеобразовательных учреждений региона (доля учащихся общеобразовательных учреждений от общей численности населения региона);

 

3) обеспеченность общеобразовательных учреждений региона персональными компьютерами Крпк (число рабочих мест с ЭВМ на 100 учащихся);

4) охват региона учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования:

 Крпу=(ЧНУр+ЧСУр+ЧВУр)/Чр,                                       (8)

где ЧНУр — численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования региона, ЧСУр — численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования региона, ЧВУр — численность учащихся в учреждениях высшего профессионального образования региона, тыс. чел.;

 

5) инвестиции региона в образование на душу населения:

 Крио=ИОрр,                                                        (9)

где ИОр — инвестиции в образование региона, тыс. руб./чел.;

 

6) ввод в действие дошкольных учреждений региона Крвду (число мест на 10 тыс. детей дошкольного возраста региона);

7) ввод в действие общеобразовательных учреждений Крвоу (число ученических мест на 10 тыс. детей школьного возраста региона).

Индексы показателей второго и третьего блока рассчитываются аналогично индексам первого блока. Последующее интегрирование индексов осуществляется с помощью балльной системы. Если индекс региона:

  • равен 0, то регион получает 0 баллов;
  • менее 0,9, то 1 балл;
  • от 0,9 до 1,1, то 2 баллов;
  • более 1,1 — 3 балла.

Используемые для анализируемых регионов значения необходимых для расчета показателей первого блока данных представлены в таблице 6. Данные представлены согласно официальным статистическим источникам за 2016 год.

 

Таблица 6 — Оценка базовых условий развития регионов

Регион РФВРП на душу населенияЧисленность населения, тыс. чел.Площадь региона, тыс. кв.кмДоходы консолидированного бюджета, млн руб.Среднедушевые денежные доходы населения, руб.
Республика Башкортостан330,44 067,00142,95160 293,8728 125,00
Республика Татарстан499,83 885,0067,85261 982,2032 609,00
Самарская область397,93 203,0053,57173 301,8226 795,00
РФ472,2146 804,0017 125,1928 181 500,0030 744,00

 

В следующей таблице представлены рассчитанные показатели первого блока.

 

Таблица 7 — Коэффициенты базовых условий развития регионов

Регион РФКврпКпнКбоКсд
Республика Башкортостан330,4028,4539,4128 125,00
Республика Татарстан499,8057,2667,4332 609,00
Самарская область397,9059,8054,1126 795,00
РФ472,208,57191,9730 744,00

 

В таблице 8 представлены итоги расчетов индексов по первому блоку показателей.

 

Таблица 8 — Оценка базовых условий развития регионов

Регион РФИврпИпнИбоИсдИ1Ранг
Республика Башкортостан0,7003,3190,2050,9150,8563
Республика Татарстан1,0586,6800,3511,0611,4091
Самарская область0,8436,9750,2820,8721,2932
РФ1,0001,0001,0001,0001,000

 

Согласно данным таблицы 8, можно сделать вывод о том, что из трех анализируемых регионов Республика Татарстан набрала наибольший интегрированный показатель, что говорит о более развитом уровне социальной инфраструктуры.

Наименьший ранг присвоен Республике Башкортостан, так как значения почти всех индексов находятся ниже среднероссийского уровня.

В таблице 9 приведены официальные данные за 2016 год, касающиеся сферы здравоохранения.

 

Таблица 9 — Данные для расчета показателей, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения

Регион РФЧисло больничных коек на 10 тыс. чел.Посещения в смену на 10 тыс. чел.Инвестиции в здравоохранение, млн руб.Число коек на 100 тыс. чел.Посещения в смену на 100 тыс. чел.
Республика Башкортостан78,8259,44 361,27,8825,94
Республика Татарстан65,2240,55 580,56,5224,05
Самарская область76,2248,73 381,57,6224,87
РФ81,6266,6181 7868,1626,66

 

В следующей таблице отражены рассчитанные коэффициенты развития регионов в сфере здравоохранения для выбранных трех регионов и России в целом.

 

Таблица 10 — Коэффициенты, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения регионов

Регион РФКмбКмпКизКвбКвп
Республика Башкортостан78,8259,41,077,8825,94
Республика Татарстан65,2240,51,446,5224,05
Самарская область76,2248,71,067,6224,87
РФ81,6266,61,248,1626,66

 

В таблице 11 представлены рассчитанные индексы по показателям второго блока.

 

Таблица 11 — Индексы, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения регионов

Регион РФИмбИмпИизИвбИвп
Республика Башкортостан0,9660,9730,8660,9660,973
Республика Татарстан0,7990,9021,1600,7990,902
Самарская область0,9340,9330,8530,9340,933
РФ11111

 

В таблице 12 представлены итоговые данные, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения регионов. По итогом суммирования индексов второго блока показателей выяснилось, что все три анализируемые региона имеют одинаковое количество баллов, но при этом уровень некоторых индексов чуть ниже среднероссийского уровня.

 

Таблица 12 — Оценка уровня развития социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения, в баллах

Регион РФИмбИмпИизИвбИвпИ2
Республика Башкортостан221229
Республика Татарстан123129
Самарская область221229
РФ2222210

 

В таблице 13 предоставлены официальные статистические данные для расчета показателей третьего блока.

 

Таблица 13 — Данные для расчета показателей, характеризующих уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования регионов

Регион РФДоля от численности детей дошкольного возрастаЧисленность учащихся общеобразовательных учреждений, тыс. чел.Число рабочих мест с ЭВМ на 100 учащихсяЧисленность учащихся в учреждениях начального профессионального образованияЧисленность учащихся в учреждениях среднегопрофессионального образованияЧисленность учащихся в учреждениях высшего профессионального образованияИнвестиции в образование, млн руб.Число мест на 10 тыс. детей дошкольного возрастаЧисло ученических мест на 10 тыс. детей школьного возраста
Республика Башкортостан69,2441,81 13071,727,4105,44 197,660,522,88
Республика Татарстан67,9377,42 20071,714,21536 617,660,733,32
Самарская область67,9301,11 34058,37,8102,82 342,665,986,05
РФ66,514 596,31 3502 304,85634 399,5210 626,763,529,26

 

В таблице 14 отражены значения рассчитанных коэффициентов, характеризующих уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования анализируемых регионов.

 

Таблица 14 — Коэффициенты, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования регионов

Регион РФКдуКоуКпкКпуКиоКвдуКвоу
Республика Башкортостан69,20,10911300,0501,03260,522,88
Республика Татарстан67,90,09722000,0611,70360,733,32
Самарская область67,90,09413400,0530,73165,986,05
РФ66,50,09913500,0501,43563,529,26

 

В таблице 15 представлены рассчитанные значения индексов, характеризующих состояние социальной инфраструктуры в сфере образования регионов.

 

Таблица 15 — Индексы, характеризующие состояние социальной инфраструктуры в сфере образования регионов

Регион РФИдуИоуИпкИпуИиоИвдуИвоу
Республика Башкортостан1,041,090,841,020,720,950,78
Республика Татарстан1,020,981,631,241,190,961,14
Самарская область1,020,950,991,070,511,042,94
РФ1111111

 

В следующей таблице представлены итоговые данные, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры в сфере образования регионов.

По итогам суммирования индексов третьего блока показателей был выявлен лидер — Республика Татарстан, чей уровень развития сферы образования по некоторым показателям превысил среденероссийский. Уровень развития сферы образования Самарской области близок к среднероссийскому, а уровень Республики Башкортостан — ниже.

 

Таблица 16 — Оценка уровня развития социальной инфраструктуры в сфере образования, в баллах

Регион РФИдуИоуИпкИпуИиоИвдуИвоуИ3
Республика Башкортостан221212111
Республика Татарстан223332318
Самарская область222212314
РФ222222214

 

Таким образом, данная методика позволяет определить дифференциацию регионов по уровню развития социальной инфраструктуры и сравнить с среднероссийским уровнем, а также определить приоритетные направления развития социальной инфраструктуры [2]. Плюсами данной методики является относительно простые вычисления, использование официальных статистических источников в открытом доступе. Однако в методике учитываются только сферы здравоохранения и образования, а также несколько базовых показателей, которые не в полной мере отражают развитие социальной инфраструктуры региона. Также сравнение показателей регионов с среднероссийским уровнем не всегда может адекватно отражать состояние социальной инфраструктуры региона, так как каждый регион обладает своими особенностями. Возможно, следует выбрать за базу значения показателей одного из регионов федерального округа и анализировать значения показателей регионов именно из одного и того же федерального округа.

Следующая рассматриваемая методика предложена авторами Ильченко А.Н., Абрамовой Е.А. и Ивановой Н.А. и основывается на расчете индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ), который состоит из социально-демографической и производственной составляющих.

В таблице 17 представлены данные официальных статистических источников за 2016 год, характеризующие развитие социально-экономической инфраструктуры.

 

Таблица 17 — Данные для расчетов социально-демографической составляющей индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)

Регион РФУровень ВРП на душу населения, руб.Численность учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних общеобразовательных учреждений), на 1000 чел. населенияЧисленность врачей всех специальностей, на 1000 чел. населенияОбщая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.мСреднегодовая численность занятых в экономике на 1000 чел. экономически активного населения
Республика Башкортостан330 4008,584,1124,8875,28
Республика Татарстан499 8008,424,0225,7954,54
Самарская область397 9006,244,5925,6989,40

 

Экономические возможности личности оцениваются реальным ВВП на душу населения (автор использует методику экспертов ООН):

  (10)

где Pfix – зафиксированный в регионе уровень ВВП на душу населения; Pmax = 40000, Pmin = 100 (долл.США) – нормативы, рекомендуемые экспертами ООН для всех стран.

 

Расчет частных индексов  Ik , Ic, Ih,  проводится на основе общей формулы (11):

(11)

где Pfix  —  фактическое значение показателя в регионе;

Pmax, Pmin — соответственно максимальное и минимальное значения среди всех исследуемых регионов.

 

Показатель развития транспортной сети оценивается по протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием — TRa, а также по протяжённости железнодорожных магистралей  — TRb,  (км на  1000 кв. км территории):

,                            (12)

где максимальное, минимальное и зафиксированное значения показателей определяются аналогично формуле (13).

 

Экологический потенциал окружающей среды Iz рассчитывается на основе опубликованных ежегодных данных о количестве промышленных выбросов в атмосферу  –  Z1  , а также об объемах неочищенных сточных вод  –  Z2    (тонн на  1 кв. км территории в год).

Будет вычитаться полученная сумма из  1, чтобы сохранить «позитивную» направленность всех частных индексов:

(13)

 

Уровень пресноводного водоснабжения территории – индекс Iw — рассчитывается на основе климатогеографического положения территории: годовой водосток  W из бассейнов рек и озер (куб. км на 1 кв. км территории).

В таблице 18 отражены рассчитанные индексы социально-демографической составляющей.

 

Таблица 18 — Индексы социально-демографической составляющей уровня развития социально-экономической инфраструктуры регионов РФ

Регион РФИндекс экономических возможностей личности IpИндекс обеспеченности населения медицинскими и образовательными услугами IcИндекс обеспеченности населения минимально благоустроенным жилищем IhИндекс деловой активности бизнеса Ik
Республика Башкортостан0,6690,5790,0000,000
Республика Татарстан0,7380,4651,0000,695
Самарская область0,7000,5000,8891,000

 

В таблице 19 отражены рассчитанные индексы производственной составляющей.

 

Таблица 19 — Данные для расчетов производственной составляющей индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)

Регион РФПротяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км на 1000 кв.кмПротяженность железнодорожных магистралей, км на 1000 кв.кмИспользование свежей воды, куб. м на 1 кв. км территорииВыбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн на 1 кв. км территорииСброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, тонн на 1 кв. км территории
Республика Башкортостан3011025 484,553,221 979,75
Республика Татарстан43012910 965,854,984 790,19
Самарская область31025612 844,214,726 870,16

 

В таблице 20 отражены рассчитанные индексы производственной составляющей.

 

Таблица 20 — Индексы производственной составляющей уровня развития социально-экономической инфраструктуры регионов РФ

Регион РФИндекс развития транспортной сети ItrИндекс обеспеченности пресной водой IwИндекс экологической чистоты окружающей среды Iz
Республика Башкортостан0,0000,001,00
Республика Татарстан0,5880,740,21
Самарская область0,5351,000,07

 

В таблице 21 представлены расчеты по указанным ранее формулам (1, 2, 3) ИРСЭИ.

 

Таблица 21 — Значения интегрального индекса уровня развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)

Регион РФIsocIterИРСЭИ
Республика Башкортостан0,310,330,3262
Республика Татарстан0,720,520,5848
Самарская область0,770,540,6149

 

Итоговая величина ИРСЭИ варьируется в интервале от 0 до 1 и отражает привлекательность региона для населения и бизнеса в целом. Таким образом, данная методика позволяет комплексно охарактеризовать социально-экономическое развитие регионов с различных сторон: оценить привлекательность региона для трудовых ресурсов с точки зрения комфортности проживания, что отражает социально-демографическая составляющая, а также может служить индикатором для обоснования притока частных инвестиций (производственно-территориальная составляющая) [3]. Плюсами данной методики являются доступность расчетов, так как используются данные официальных статистических источников, и относительная простота вычислений, а также возможность отслеживания динамики ИРСЭИ для последующего анализа. Однако минусом данной методики является довольно небольшой и довольно ограниченный набор показателей, который может не в полной степени характеризовать уровень развития социальной инфраструктуры регионов.

Таким образом, по итогам расчетов уровня развития социальной инфраструктуры регионов были выявлены следующие положительные и негативные качества анализируемых методик (Таблица 22):

 

Таблица 22 — Сравнительный анализ выбранных методик

МетодикаПлюсыМинусы
Региональных нормативов обеспеченности объектами социальной инфраструктуры— простота вычислений (в основе метод сравнения);
— использование данных в открытом доступе;
— невозможность привести фактические показатели к нормативным из-за различных единиц измерения;
— использование в разных регионах несовпадающих нормативов;
Динамических показателей— большое количество показателей, выделение групповых показателей;
— использование статистических данных в открытом доступе;
— выделение регионов, лидирующих в динамике как комплексно, так и в разрезе различных сфер;
— громоздкость расчетов;
— невозможность проведения расчета за конкретный год, а не за несколько периодов;
Индексов с тремя блоками показателей— возможность определения приоритетного направления развития социальной инфраструктуры;
-простота вычислений;
— использование статистических данных в открытом доступе;
— учитываются только две сферы — здравоохранение и образование;
— использование в качестве базы среднероссийского уровня при большой дифференциации регионов;
Индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ)— использование статистических данных в открытом доступе;
— использование показателей, отражающих качество жизни населения региона;
— небольшое количество используемых показателей для отражения полной картины развития социальной инфраструктуры регионов.

 

Выводы

В качестве анализируемых регионов выбраны Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Самарская область. В методике, основанной на нормативах обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, сравниваются фактические показатели, достигнутые в регионах за 2016 г., с нормативными значениями. Однако при использовании данной методики не удается составить полную картину обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры регионов из-за различия нормативов, установленных в разных регионах, которые не всегда одинаковы для каждого региона. Также данный метод не позволяет ранжировать сравниваемые регионы и рассматривать их социальное развитие в динамике.

Использование методики динамических показателей основано на выявлении лучших регионов в каждой из восьми предметных сфер оценки социального развития регионов и расчета интегрального показателя для дальнейшего рейтингования. Согласно данной методике, лучшим среди анализируемых регионов стала Республика Татарстан.

При практическом применении методики, основанной на расчете индекса развития социальной инфраструктуры региона по трем блокам показателей (базовые условия региона, развитие сферы здравоохранения и образования региона) оказалось, что также Республика Татарстан является регионом с наиболее развитой социальной инфраструктурой.

Далее рассматривалось практическое применение методики расчета расчете индекса развития социально-экономической инфраструктуры (ИРСЭИ), который состоит из социально-демографической и производственной составляющих. Согласно полученным результатам, наиболее привлекательным для населения и бизнеса регионом является Самарская область.

Таким образом, наиболее простыми для расчетов является методика с использованием нормативов, а также методики, основанные на расчете индексов, но также данные методики не в полном объеме отражают уровень социального развития регионов в динамике. А методика, основанная на расчете динамических показателей даже при достаточной громоздкости расчетов, отражает состояние социального развития регионов за несколько лет и в разрезе восьми групп показателей.


Библиографический список

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/. – Загл. с экрана.
  2. Артёмова О.В., Логачёва Н.М. Методические подходы к оценке уровня развития социальной инфраструктуры регионов // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — №20. — с. 12-17.
  3. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А., Иванова Н.А. Статистический анализ развития регионов на основе интегральной оценки социально-экономической инфраструктуры // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-6. – С. 1440-1445.
  4. Крупина Е. Ю., Криони О. В. Инвестиционное развитие Республики Башкортостан // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции (24 сентября 2018г.): в 4-х ч. Ч 4. – Ростов-на-Дону: изд-во Южного университета ИУБиП, 2018. – 357 с. — с. 317-322.