Главная страница » Публикации » 2019 » №4 (90/1) » Полномочия органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования и их реализация

Полномочия органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования и их реализация

The powers of local governments in the field of additional education and their implementation

Полномочия органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования и их реализация

Авторы

Арутюнова А.Е.
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
Россия, Кубанский государственный технологический университет
aru-asya@yandex.ru
Гейко А.С.
Россия, Кубанский государственный технологический университет
alina-geiko@mail.ru

Аннотация

Образование является одним из главных социальных институтов в жизни человека. Оно удовлетворяет потребности общества в передачи и сохранении знаний, норм. Данный институт является необходимым условием для социализации личности в обществе, способствует ее формированию, росту. Будущее любого региона зависит от уровня предоставленных знаний населения. В этой связи развитию образования уделяется повышенное внимание на всех уровнях власти - государственной (федеральной, региональной) и местной (муниципальной). В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. к числу вопросов местного значения, которые должны решаться в муниципальных образованиях, относятся следующие: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Однако в деятельности дошкольных и школьных образовательных учреждений, как показывает практика, возникает много проблем. Во многих отдаленных уголках нашего края школы центры внешкольного образования могут находиться только в районных центрах. Внедрение интеллектуальных механизмов управления, вероятно, можно осуществить в рамках финансирования на имеющиеся сетевые структуры, путем преобразования районных организационно-методических центров, методических отделов районных Домов культуры, в которых следует развивать дополнительное внешкольное образование.

Ключевые слова

местное самоуправление, полномочия органов местного самоуправления, дополнительное образование, учреждения дополнительного образования, образовательные системы.

Рекомендуемая ссылка

Арутюнова А.Е., Гейко А.С.. Полномочия органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования и их реализация // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (90/1). Номер статьи: 90105. Дата публикации: 30.12.2019. Режим доступа: https://sovman.ru/article/90105/

Authors

Arutyunova A.E.
Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration
Russia, Kuban State Technological University
aru-asya@yandex.ru
Geiko A.S.
Russia, Kuban State Technological University
alina-geiko@mail.ru

Abstract

Education is one of the main social institutions in human life. It satisfies the needs of society in the transfer and preservation of knowledge and norms. This institution is a necessary condition for the socialization of the individual in society, contributes to its formation, growth. The future of any region depends on the level of knowledge provided by the population. In this regard, increased attention is paid to the development of education at all levels of government - state (federal, regional) and local (municipal). In accordance with the Federal Law "On the general principles of organizing local self-government in the Russian Federation" dated October 6, 2003, the following are among the issues of local importance that must be resolved in municipalities: organizing the provision of public and free primary general, basic general, secondary ( full) general education in basic general education programs, with the exception of the powers to financially support the educational process, which are attributed to the powers of state authorities of the constituent entities of the Russian Federation; organization of the provision of additional education and public free pre-school education on the territory of the municipality, as well as the organization of children's recreation during the holidays. However, in the activities of preschool and school educational institutions, as practice shows, many problems arise. In many remote corners of our region, schools, out-of-school education centers can only be located in district centers. The introduction of intelligent management mechanisms can probably be carried out within the framework of funding for existing network structures, by transforming regional organizational and methodological centers, methodological departments of regional Houses of Culture, in which additional out-of-school education should be developed.

Keywords

local self-government, powers of local self-government bodies, additional education, institutions of additional education, educational systems.

Suggested citation

Arutyunova A.E., Geiko A.S.. The powers of local governments in the field of additional education and their implementation // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (90/1). Art. #  90105. Date issued: 30.12.2019. Available at: https://sovman.ru/article/90105/


Введение и постановка проблемы

В современном социуме образование несёт важную функцию передачи следующему поколению наработанных научных знаний, социальных норм для культивирования личности. Образование должно формировать не только научное, но и духовное развитие в любом субъекте Российской Федерации, независимо от его удалённости от административного центра.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. органами местного самоуправления успешно решается вопрос организации и координации необходимых условий для получения бесплатного начального и среднего общего образования по основным общегосударственным программам. Исключением являются полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса, находящихся в зоне ответственности государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям местного самоуправления также не относится оказание услуг в рамках дополнительного образования, широко распространённого бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования [1]. Вне компетенции местного самоуправления остаётся и организация отдыха детей в период каникул. Но в действительности получается, что в дошкольных и школьных образовательных организациях существует ряд проблем, возникающих из-за недостаточного финансирования, что приводит к невозможности приобретения новых образовательных технологий, привлечение к работе квалифицированных специалистов, создания условий для гармоничного развития детей. Недоработки в нормативно – правовой базе ограничивают деятельность муниципальных органов.

С другой стороны, недоработки в нормативно – правовой базе, определяющей полномочия органов местного самоуправления по координации работы детсадов и школ, сдерживают работу муниципальных органов управления образованием. Частые и довольно весомые изменения в законодательных актах, особенно в Законе РФ «Об образовании» в вопросах прав и обязанностей местных властей в образовательной системе не дают возможности органам местного самоуправления разработать долгосрочный и эффективный проект. Федеральные власти вынуждены заниматься подгонкой законодательства субъектов Российской Федерации и правовых актов под федеральные законы. Важное внимание в образовании направлено на систему усовершенствования дополнительного образования. В данный период развития общества дополнительное образование должно быть направлено на расширение интересов, способностей и склонностей детей, помогать детям и молодёжи самоопределяться, формировать социальное и профессиональное становление.

В утверждённой приказом Минобразования России от 24.09.2007 № 06-1549 межведомственной программе развития системы образования чётко отмечено, что дополнительное образования является приоритетным направлением образовательной политики РФ.

Для мотивации личности к познанию, творчеству, профессиональной самореализации и самоопределении ребёнка, важно предоставить возможность выбора не только образовательной области, но и срок освоения курса, вид деятельности, охватывающий различные интересы подрастающего поколения. По статистическим данным, в Краснодарском крае 275 организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования. Среди них многопрофильные учреждения с разноплановыми образовательными программами (116), учреждения спортивной направленности (94). Далее, организации с технической программой дополнительного образования (17), эколого-биологической (13) и туристско-краеведческой (9) ориентацией. Существуют даже учреждения (8) с военно–патриотическим курсом.  [1]

Есть предложения — есть спрос. Дополнительное образование готово набирать обороты. Но снова встаёт вопрос о высоких материальных затратах. Спортивно – технические и технические кружки, авиа-, авто-, судомодельные, мотоспортивные секции остро нуждаются в финансовой поддержке.  Очевидно, что именно развитие технического направления в дополнительном образовании является фундаментом социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала государства.

Особые требования ставятся перед педагогами дополнительного образования. В данной сфере недостаточно только профессионализма. Заинтересованным каким–либо направлением деятельности ребёнком должен руководить человек с высоким уровнем психолого–педагогической подготовки, творческий, эрудированный, культурный и гуманный по отношению к окружающим. На базе ККИДППО проходят курсы «Профессиональные компетенции управленческих и педагогических кадров учреждений дополнительного образования детей» для повышения квалификации педагогов. Существует и профессиональный конкурс на лучшего педагога дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

 

Материалы и методика исследования

Учреждения дополнительного образования ставят перед собой достаточно высокие требования. В их задачу входит, не просто, пройти с ребёнком курс по определённому направлению, но и взрастить высоко грамотного и профессионально заинтересованного человека. Для этих целей проводится научно – исследовательская работа, экспедиции, конференции. Ребята имеют возможность со своими проектами выступать на краевом фестивале «Инновационный поиск». Несколько учреждений дополнительного образования уже получили статус краевых инновационных площадок. В данное время охват занятости в различных массовых мероприятиях составляет примерно 70% детей. Приоритетом развития организационно–массовой деятельности является интерес обучающихся к творчеству, саморазвитию и самоуправлению.

Чётко высвечиваются основные ориентиры работы в системе дополнительного образования:

  • необходимо слияние всех организаций дополнительного образования муниципалитетов в единое образовательное общество, где можно познакомиться с инновационными методами и идеями;
  • в рамках внеурочной деятельности создание блока дополнительного образования во всех образовательных учреждениях для преемственности основного и дополнительного образования;
  • важно в организациях дополнительного образования расширить работу социальной направленности. Социальные модели деятельности, опыт гражданского поведения, выбор будущей профессии помогут легче адаптироваться в обществе детям, находящимся в сложных жизненных ситуациях;
  • в рамках реализации проекта «Доступная среда» увеличить количество кружков, приемлемых для детей с ограниченными возможностями. Уже существуют отряды волонтёров, посещающих интернаты для детей – инвалидов с мастер–классами. В клубах по месту жительства создать программу индивидуальных занятий для детей, обучающихся на дому;
  • поддерживая социальный заказ, развивать программы обучения по экологии, иностранным языкам, психологии, журналистике, экономике, информатике. [3]

Для реализации задач в сфере дополнительного образования, органам местного самоуправления важно расставить приоритеты и выделить перспективные направления деятельности, а в дальнейшем добиться, чтобы на любом уровне образовательных систем выбор дополнительных образовательных услуг был богаче и опережал интересы детей.

Следует сделать акцент на развитии дополнительного образования не только в специализированных учреждениях, но и просто в школе. На базе общеобразовательных школ, возможно, организовать работу не только творческих объединений, но и социальное направление. Ученики после уроков будут посещать секции по своим интересам и учиться создавать проекты, реализовывать творческие замыслы. Заинтересованность детей дополнительным развитием, однозначно сократит уровень преступности среди подростков. Для решения проблем развития, социализации, укрепления здоровья, социальной защиты детей, в школах и организациях дополнительного образования необходимо организовать работу психологической, социально – педагогической и здоровьесберегающей служб. [3]

Большое внимание в нашем крае уделяется развитию приоритетной задачи формирования у учащихся гражданской культуры. Развитие молодёжного общественного движения нашло поддержку не только в Управлении по делам молодежи администрации муниципального образования г. Краснодар, но и общеобразовательных учреждениях, в клубах по месту жительства и в организациях дополнительного образования. Реализацией молодежной политики в нашем городе занимается управление по делам молодежи вместе с подведомственными учреждениями — МКУ МО город Краснодар «Центр патриотического воспитания молодёжи», МБУ БО «Дубрава», МУП «Молодежный центр», МКУ МО город Краснодар «Центр молодёжной политики». Волонтёрское и тимуровское движение, школьное ученическое самоуправление, школьная лига КВН, молодёжный патруль и масса других предложений помогут подросткам развивать своё мировоззрение, поднимать важные нравственные и социальные вопросы на форумах и дискуссионных площадках различного уровня. [2]

Недостаточно оснащённая материально – техническая база и слабое финансирование учреждений дополнительного образования значительно затормаживает развитие данной сферы деятельности. Необходимо создать механизм многоканального финансирования, привлечение внебюджетных средств, налаживание партнёрских отношений с предприятиями и организациями. Юридически правомерно – создание попечительских советов, заключение договоров на взаимное сотрудничество с партнёрами.

Следует не забывать, что кроме краевого центра в состав Краснодарского края входят муниципалитеты разного уровня. Каждый, в рамках своей компетенции решает вопросы, в том числе и вопросы организации образовательной деятельности, дополнительного образования, досуга и культуры. Около 5,2% Кубани задействовано в различных коллективах самодеятельного творчества и клубах по интересам, которые помогают развивать личность детей и подростков. Они остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей населению реализовать свои интересы и увлечения, творческие способности. Но не во всех муниципалитетах развивается внешкольное образование на нужном уровне и не существует возможности развивать общедоступную образовательную деятельность для всех детей.

Наиболее развитыми в предоставлении внешкольного образования, где дети могут найти и проявить свои таланты сфере являются такие муниципалитеты как: город Краснодар, город-курорт Геленджик, город-курорт Сочи, Туапсинский район, Усть-Лабинский район и т.д.

Но есть и муниципалитеты, где эта отрасль плохо развивается. Во многих Администрациях сельских поселений даже не существует отдела по развитию дополнительного образования детям и подросткам. Состояние домов культуры как снаружи, так и внутри желает лучшего. Полное отсутствие кружков для творческой и образовательной деятельности молодежи, связано с отсутствием квалифицированных преподавателей и наличием необходимых для этого материалов, инноваций, техники.

К неразвитым культурно и образовательно относятся, например, такие муниципалитеты, как: станица Новоивановская, Новопокровский район; станица Бесленеевская, Мостовской район; село Кулешовка, Белоглинский район; село Долиновское, Калининский район и т.д.

Помимо того, на территории края имеются хутора, районы, села и т.д., которые не имеют домов культуры. Местным жителям приходится ездить по 40 км. до центра для того, чтобы отвести своего ребенка в кружок, сходить на концерт в честь какого-либо праздника, посетить мастер-класс, посмотреть кинофильм. Но, к сожалению, не все жители таких поселений имеют возможность добраться до районного центра с целью посещения ДК.

К сожалению, список этих фактов можно продолжать все больше и больше, что говорит о том, что на территории Краснодарского края непропорционально развита система обеспечения дополнительного образования детям и подросткам.

 

Полученные результаты и их обсуждение

Для разработки программы по организации дополнительного внешкольного образования Краснодарского края, мы предлагаем взять опыт администрации МО Гулькевического района. Проект «Маршрут развития» реализуемый в Гулькевическом районе, на сегодняшний день не имеет аналогов в России, он призван охватить детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и вообще всех детей, проживающих в отдалённых населённых пунктах и не имеющих возможности посещать учреждения внешкольного образования в районном центре.

Проект представляет собой мобильную развивающую лабораторию, под названием «Воображариум», выполненную на базе школьного автобуса. Инновационное оборудование позволяет проводить инклюзивные занятия в любом приспособленном помещении или даже на открытом воздухе. В рамках праздника предполагается красочная театрализованная презентация как самого «Воображариума», как арт-объекта, шоу-стоппера, так и его возможностей.

«Воображариум» предполагает делать три выезда в неделю, успевая за один день проехать два-три населенных пункта. Педагоги и волонтёры приезжают, чтобы бесплатно учить детей рисованию и театральному мастерству, проводить с ними мастер-классы, треннинги. Для школьников в деревнях сейчас это единственная возможность узнать о современных направлениях в различных сферах науки. Сам автобус предоставлен администрацией района.

«Маршрут развития» рассчитан на жителей хуторов, станиц, поселок, расположенных на территории края. Нами предлагается запустить автобус под названием «Шаг навстречу» с целью поддержания культурно-массового развития детей, проживающих в отдаленных местах, где нет возможности посещать различного вида кружки. В качестве педагогов будут выступать волонтеры.

В программе предполагаются театральные постановки настольных кукольных театров по русским народным сказкам, что позволит привить детям дошкольного и младшего школьного возраста любовь к русскому литературному искусству. В рамках выездных мероприятий планируется привлечение учеников различных детских творческих коллективов района, для показательных выступлений, и пропаганды вовлечения детского населения района во внешкольное дополнительное образование.

Реализация программы будет, осуществляется на основе контрактов (договоров) с организациями, определенными в установленном законодательством порядке.

Подобная идея позволит краю реализовать проведение досуговых мероприятий для детей и взрослых в удаленных населенных пунктах от районного центра. Программа будет действовать в летнее время года с июня по август, тем самым позволит охватить большое количество детей, находящихся на каникулах, а также взрослому населению провести свой досуг, не стандартным для сельской местности способом. Программа будет представлять собой передвижной автобус с оборудованием, которое монтируется всего за 1 час, в любом подходящем помещении – в клубе, актовом зале, спортзале, школе или вообще под открытым небом, благодаря тому же мобильному куполу. Для обеспечения проведения мероприятий в рамках реализации проекта предполагается привлечение волонтеров.

Нами предлагается привлечь инвесторов для реализации данного проекта. В свою очередь, для повышения заинтересованности инвесторов, мы предлагаем установить для частных предпринимателей, имеющих земли под бизнес в муниципальных районах, где неразвита культурно-досуговая деятельность, льготы по уплате налогов.

Высвобожденные деньги, предприниматели, должны будут потратить на улучшение внешнего вида Домов культуры, покупки необходимых материалов для открытия различных секций, кружков и проведения мастер-классов.  Инвесторы, также, на определенный срок, а именно на год, будут освобождены от налоговых обязательств. Высвобожденные деньги от уплаты налогов будут идти на строительство новых Домов культуры в тех поселениях, где их и никогда не было.

В реализации программы могут принимать участие государственные учреждения культуры, организации культуры, искусства и кинематографии, творческие союзы, учреждения культуры, искусства и кинематографии муниципальных образований. Программа предусматривает распределение затрат на организацию и проведение мероприятий между бюджетами разных уровней: краевого, районного, поселенческого, а также привлечение средств из других источников (гранты, благотворительные пожертвования, спонсорские взносы и др.).

 

Выводы

Приоритетный национальный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (2017-2025 гг.) (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) предлагает поэтапную реализацию проекта. Так, в 2018 году планировалось переоснастить порядка 400 тыс. учебных мест дополнительного образования, из них 150 тыс. в сельской местности, а к 2025 году – более 1,8 млн. учебных мест, из них 600 тыс. в сельской местности.  В 2019 г. программами дополнительного образования будет охвачено детей в возрасте от 5 до 18 лет на 1,5 млн. больше, чем в 2017 году. В каждом субъекте РФ будет работать модельный центр дополнительного образования детей. Будет создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам. Будет создана система многоэтапных и разноуровневых конкурсных, выставочных и других мероприятий для детей, призванная помочь выявить выдающиеся способности и мотивировать раскрывать и развивать способности каждого ребёнка, а также формировать их профессиональную ориентацию. Во всех субъектах РФ заработают современные системы дополнительного технического и естественнонаучного образования.

Только совместная работа всех субъектов Российской Федерации приведёт к высоким результатам и взрастит для общества полноценного, культурно развитого гражданина.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также



Библиографический список

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 3 мая 2011 г)// СПС Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ// СПС Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Управление по делам молодежи администрации МО г. Краснодар — http://molodej.info

References

  1. Federal Law of October 6, 2003 No. 131 – FZ “On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation” (as amended on May 3, 2011) / / ATP Consultant Plus. – Access mode: http://www.consultant.ru.
  2. Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated December 29, 2012 No. 273-FZ// SPS Consultant Plus. – Access mode: http://www.consultant.ru.
  3. Department of Youth Affairs of the Administration of the Moscow Region of Krasnodar – http://molodej.info