Главная страница » Публикации » 2019 » №4 (90/1) » Изменение условий труда и требований к работнику в условиях развития технологий «Индустрии 4.0»

Изменение условий труда и требований к работнику в условиях развития технологий «Индустрии 4.0»

Changing working conditions and requirements for an employee in the context of the development of Industry 4.0 technologies

Изменение условий труда и требований к работнику в условиях развития технологий «Индустрии 4.0»

Авторы

No items found

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию процесса изменений условий труда и требований к работнику в условиях развития технологий «Индустрии 4.0». В статье приводится сравнительный анализ принципов организации рабочего места, а также ее влияние на существующие формы организации труда. Основные выводы и результаты исследования позволят учитывать существующие изменения условий труда и требований к работнику в условиях развития технологий «Индустрии 4.0» при управлении человеческим капиталом предприятия. Практическая значимость состоит в том, что правильная интерпретация изменений условий труда и их влияние на процесс формирования кадров создает серьезные вызовы для системы образования.

Ключевые слова

условия труда, требований к работнику, изменений условий труда и требований к работнику, Атлас новых профессий, принципы организации рабочего места, процесс формирования кадров.

Рекомендуемая ссылка

No items found. Изменение условий труда и требований к работнику в условиях развития технологий «Индустрии 4.0» // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (90/1). Номер статьи: 90107. Дата публикации: 30.12.2019. Режим доступа: https://sovman.ru/article/90107/

Authors

No items found

Abstract

This article is devoted to the study of the process of changes in working conditions and requirements for the employee in the context of the development of "Industry 4.0" technologies. The article provides a comparative analysis of the principles of workplace organization, as well as its impact on existing forms of labor organization. The main conclusions and results of the study will make it possible to take into account the existing changes in working conditions and requirements for an employee in the context of the development of Industry 4.0 technologies when managing the human capital of an enterprise. The practical significance lies in the fact that the correct interpretation of changes in working conditions and their impact on the process of personnel formation creates serious challenges for the education system.

Keywords

working conditions, requirements for the employee, changes in working conditions and requirements for the employee, Atlas of new professions, principles of workplace organization, the process of personnel formation

Suggested citation

No items found. Changing working conditions and requirements for an employee in the context of the development of Industry 4.0 technologies // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (90/1). Art. #  90107. Date issued: 30.12.2019. Available at: https://sovman.ru/article/90107/


Введение и постановка проблемы

С середины 70-х годов наблюдается ускорение изменений в технологической среде, которое легко заметить по частоте внедрения крупных инноваций в технологии «Индустрии 4,0» [2, с. 25; 8,9]. Растущая сложность среды и ускорение технологических изменений ведут к появлению новых форм социального взаимодействия. Под давлением быстрых технологических изменений, сложности и неопределенности среды общество движется в сторону стирания границ между сообществами, поколениями людей, между работой и личной жизнью. Технологический прогресс, развитие сетевого общества (в странах ОЭСР к глобальной сети уже подключено около 87% [3,6]) и распространение решений, основанных на блокчейне, формируют сетевое общество, которое проявляется в изменяющемся отношении людей к работе, потреблению, досугу и другим аспектам жизни. Это повлияет на функционирование и форму социальных институтов по мере их развития, а значит, и на требования работников, занятых в этих институтах.

Развитие автоматизированных систем, способных на сложные физические действия, высокие скорости изменений технологий и социальной среды трансформируют сущность человеческого труда во всех секторах экономики. Структура занятости будет меняться — появятся новые профессии, условия рабочей среды изменятся, а спрос на цифровую компетентность работников повысится.

 

Материалы и методика исследования

По оценкам экспертов Всемирного экономического форума [8], к 2022 г. в результате внедрения новых технологий исчезнут 75 млн рабочих мест. Например, цифровизация в сфере услуг может привести к сокращению кадров, занятых работой с клиентами и обработкой данных в бэк-офисах. Рабочие места сократятся в реальном секторе экономики и сфере административной работы. Однако технологические инновации создадут дополнительные 133 млн рабочих мест в интеллектуальных и высокотехнологичных сферах, связанных с новыми технологиями, например, мобильным Интернетом, искусственным интеллектом, большими данными и облачными технологиями. Надо заметить, что пока только 9% работников могут быть заменены автоматизированными решениями. Вместе с проникновением новых технологий ожидается, что будет расти производительность труда — в среднем на 30% за период 2015– 2022 гг. Автоматизация несет угрозу как низкоквалифицированным специалистам, так и специалистам средней квалификации — офисным работниками, строителям, операторам станков.  Вследствие технологического развития занятость растет среди низко- и высококвалифицированных работников, при этом сокращается среди работников средней квалификации. Низкоквалифицированный персонал пока еще дорого автоматизировать, а высококвалифицированный пока еще затруднительно из-за сложности решаемых задач. Это подтверждает отчет Организации экономического сотрудничества и развития. В странах ОЭСР доля работников средней квалификации сократилась с 49% до 40% за период 1995–2015 гг. Для сравнения: доля сотрудников высокой и низкой квалификации за тот же период выросла на 7,6% и 1,9% соответственно.

Уже сейчас крайне востребованы разного рода специалисты, работающие с ИТ-системами, например: дизайнер клиентского опыта (UX-дизайнеры), мобильный и фронтенд-разработчик, scrum-мастер и agile-тренер, владелец продукта (product owner), fullstack-разработчик, инженер в области машинного обучения, DevOps-инженер. Учитывая быстрые темпы изменений, компании все чаще будут взаимодействовать со сложными цифровыми экосистемами, охватывающими целый ряд предприятий и технологий, использовать в своей работе искусственный интеллект, Интернет вещей или автоматизированные устройства. Все это приведет в ближайшей перспективе к появлению новых сфер занятости и новых профессий, часть которых еще даже не существуют.

 

Полученные результаты и их обсуждение

В «Атласе новых профессий» прогнозируется, что к 2030 г. исчезнет 57 «традиционных» профессий и появится 186 новых [1]. По прогнозам, 65% сегодняшних школьников и студентов будут занимать должности, которые еще не существуют [4, с.87; 7]. К 2025 г. будут востребованы такие профессии, как дизайнеры виртуальной среды обитания, адвокаты по технологической этике, интерпретаторы цифровой культуры, биохакеры на фрилансе, аналитики IoT-данных. В более позднее время появятся еще более технологичные профессии: гиды по космическим турам, персональные контент-менеджеры, дизайнеры человека.

С ростом автоматизации будет резко возрастать спрос на создание новых секторов, и можно выделить по крайней мере четыре сферы, где могут произойти значительные изменения:

  • технологический сектор в результате разработки технологий нового поколения для промышленного и потребительского применения (например, проектирование и программирование интеллектуальных энергетических сетей и других интеллектуальных систем для городов и домашних хозяйств, или производство городской робототехники и беспилотных автономных транспортных средств, или проектирование и производство возобновляемых биоинжиниринговых материалов);
  • сервисы, ориентированные на человека, которые затронут сферы, неподвластные автоматизации — персонализированные сервисы в сфере образования, здравоохранения, проектирования опыта, развлечений и т.д.;
  • виртуальная — сферы деятельности, находящиеся в различных виртуальных средах (например, виртуальная реальность, социальные сети);
  • креативная экономика, направленная на создание нового в результате творческого процесса на базе новых технологий, в частности, различных ПО для обработки контента, виртуальной реальности и т.д.

В зависимости от отрасли показатели автоматизации могут варьироваться. Например, в области обработки данных автоматизировано в настоящее время около 47% всех процессов (62% — к 2022 г.), а в области принятии управленческих решений всего 19% (до 28% — к 2022 г.) (см. рис. 1).

 

Уровень автоматизации отраслей промышленности по видам работ в % соотношения рабочих часов

Рис.1. Уровень автоматизации отраслей промышленности по видам работ в % соотношения рабочих часов [9]

 

Очевидно, что наибольшая доля автоматизированного труда требуется в деятельности по сбору информации и обработке данных – 62% к 2022 году.

 

Выводы

Изменения, вызванные автоматизацией и цифровизацией среды, меняют принципы организации рабочего места:

  • от четко определенных рабочих обязанностей к проектной работе. Организации нанимают большинство людей на четко определенные рабочие позиции, когда характер обязанностей существенно не меняется. Но постепенно подразделения в области маркетинга, финансов, R&D и других функций перестают ограничиваться рамками определенных функциональных требований и переходят на проектный подход и командную самоорганизацию. В результате организационная структура меняется — новые рабочие задачи, определяемые технологиями, выходящими за рамки функций подразделений, имеют гораздо более короткие, ориентированные на проект временные рамки и могут кардинально менять подход к работе в зависимости от того или иного проекта.
  • от наемной работы к независимости от определенного работодателя. Результаты исследования McKinsey [6] показывают, что около 25% людей, которые занимают традиционные рабочие места, предпочли бы быть независимыми работниками с большей автономностью и меньшей подконтрольностью рабочему расписанию. Цифровизация значительно облегчает переход на самостоятельную или гибридную занятость (сочетающую традиционную и независимую работу) [5, с. 280].
  • от оценки квалификации работников по внешним признакам (образование и профессиональный опыт) до инсайтов из глубокой аналитики. Уровень образования — особенно в области науки, технологий, инженерии и математики (Science, Technology, Engineering and Mathematics — STEM) — до сих пор считается «маркером» для найма даже в эпоху цифровых технологий. Однако исследования не находят подтвержденной корреляции между наличием учебных степеней и профессиональным успехом в работе. При этом новые изменения предъявляют требования не только к образованию и овладению неким набором навыков, но и к креативности, инициативности, критическому мышлению, которые в меньшей степени связаны с формальным образованием, даже в области STEM. В результате подбор персонала меняется и базируется на основе систем оценки при помощи методов анализа больших.

Правильная интерпретация изменений условий труда и их влияние на процесс формирования кадров создает серьезные вызовы для системы образования.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Андреева, Г.Н., Бадальянц, С.В., Богатырева, Т.Г. и др. Развитие цифровой экономики России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения, 2018. [Электронный ресурс] // URL:  http://scipro.ru/conf/monograph_digital_economy.pdf
  2. Кельчевская, Н.Р., Ширинкина, Е.В. Особенности управления человеческим капиталом на предприятиях в условиях цифровой экономики // Инновации в менеджменте. 2018. №18. C. 24-31.
  3. Николенко, Ю.В. Зарубежный опыт и российская практика в поддержке предпринимательства с помощью технопарка // Научный альманах.   № 11/1(13). С.125-140.
  4. Ширинкина, Е.В. Оценка востребованности цифровых компетенций в отраслях экономики // Экономика и менеджмент систем управления. 2019. Т.3. № 1. С. 86-91.
  5. Ширинкина, Е.В., Короленко, В.В. Развитие человеческих ресурсов на этапе развития цифровых технологий: семантический анализ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 10A. С. 279-287.
  6. Rethinking work in the digital age, 2016. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/ rethinking-work-in-the-digital-age
  7. Future Proof Yourself. Tomorrow’s jobs, 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://enterprise.blob.core.windows.net/whitepapers/futureproof_ tomorrows_jobs.pdf
  8. United Nations. World Population Prospects, 2017. [Электронный ресурс] // URL:  https://population.un.org/wpp/DataQuery/
  9. The Future of Jobs, 2018. [Электронный ресурс] // URL:  https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018

References

  1. Andreeva, G.N., Badal’yants, S.V., Bogatyreva, T.G. et al. Development of the digital economy of Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life of the population [Razvitiye tsifrovoy ekonomiki Rossii kak klyuchevoy faktor ekonomicheskogo rosta i povysheniya kachestva zhizni naseleniya], 2018. [Electronic resource] // URL: http://scipro.ru/conf/monograph_digital_economy.pdf
  2. Kelchevskaya, N.R., Shirinkina, E.V. Features of human capital management at enterprises in the digital economy [Osobennosti upravleniya chelovecheskim kapitalom na predpriyatiyakh v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki] // Innovations in Management. 2018. No. 18. C. 24-31.
  3. Nikolenko, Yu.V. Foreign experience and Russian practice in supporting entrepreneurship with the help of a technopark [Zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika v podderzhke predprinimatel’stva s pomoshch’yu tekhnoparka] // Scientific almanac. 2015. No. 11/1(13). pp.125-140.
  4. Shirinkina, E.V. Assessment of the demand for digital competencies in the sectors of the economy [Otsenka vostrebovannosti tsifrovykh kompetentsiy v otraslyakh ekonomiki] // Economics and management of control systems. 2019. V.3. No. 1. S. 86-91.
  5. Shirinkina, E.V., Korolenko, V.V. Development of human resources at the stage of development of digital technologies: semantic analysis [Razvitiye chelovecheskikh resursov na etape razvitiya tsifrovykh tekhnologiy: semanticheskiy analiz] // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 8. No. 10A. pp. 279-287.
  6. McKinsey. Rethinking work in the digital age, 2016. [Electronic resource] // URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/ rethinking-work-in-the-digital-age
  7. Microsoft. Future Proof Yourself. Tomorrow’s jobs, 2018. [Electronic resource] // URL: https://enterprise.blob.core.windows.net/whitepapers/futureproof_ tomorrows_jobs.pdf
  8. United Nations. World Population Prospects, 2017. [Electronic resource] // URL: https://population.un.org/wpp/DataQuery/
  9. WEF. The Future of Jobs, 2018. [Electronic resource] // URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх