Главная страница » Публикации » 2019 » №4 (90/1) » Анализ качества услуг по перевозке грузов на основе метода 5М

Анализ качества услуг по перевозке грузов на основе метода 5М

Analysis of the quality of cargo transportation services based on the 5M method

Анализ качества услуг по перевозке грузов на основе метода 5М

Авторы

Сухова Надежда Александровна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет
nad_suhova@mail.ru
Бармина Анастасия Павловна
магистрант
Россия, Уфимский государственный авиационный технический университет
nas1248@yandex.ru

Аннотация

Работа проводится на основе метода оценки качества 5М, который позволяет определить возможные причины возникновения проблемы, проанализировав и оценив которые, в дальнейшем можно выявить слабые места и сделать вывод по дальнейшим действиям, направленным на их устранение. По итогу получаем основные факторы и их значимость, которые можно взять для оценки качества транспортных компаний.

Ключевые слова

перевозка грузов; транспортные услуги; методы оценки качества услуг по перевозке грузов; транспортные компании; метод 5М; факторы, определяющие качество услуг транспортных компаний; диаграмма Исикавы.

Рекомендуемая ссылка

Сухова Надежда Александровна, Бармина Анастасия Павловна. Анализ качества услуг по перевозке грузов на основе метода 5М // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (90/1). Номер статьи: 90108. Дата публикации: 30.12.2019. Режим доступа: https://sovman.ru/article/90108/

Authors

Sukhova Nadezhda Alexandrovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Ufa State Aviation Technical University
nad_suhova@mail.ru
Barmina Anastasia Pavlovna
Master student
Russia, Ufa State Aviation Technical University
nas1248@yandex.ru

Abstract

The work is carried out on the basis of the 5M quality assessment method, which allows you to determine the possible causes of the problem, analyzing and evaluating which, in the future, you can identify weaknesses and draw a conclusion on further actions aimed at eliminating them. As a result, we obtain the main factors and their significance, which can be taken to assess the quality of transport companies.

Keywords

transportation of goods; transport services; methods for assessing the quality of cargo transportation services; transport companies; method 5M; factors determining the quality of services of transport companies; Ishikawa diagram.

Suggested citation

Sukhova Nadezhda Alexandrovna, Barmina Anastasia Pavlovna. Analysis of the quality of cargo transportation services based on the 5M method // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (90/1). Art. #  90108. Date issued: 30.12.2019. Available at: https://sovman.ru/article/90108/


Введение и постановка проблемы

Перевозка грузов в настоящее время стала неотъемлемой частью нашей жизни. Этой услугой пользуются все, от физических лиц до крупных предприятий.

На рынке транспортных услуг функционируют множество компаний, но не каждая может похвастаться качеством выполненной работой. Для оценки их работы, выявления ошибок и дальнейшей работы по их устранению существует десяток методов, основные из них: контрольный листок; диаграмма Парето; диаграмма разброса (рассеивания, корреляции); расслоение данных (группировка данных, стратификация); контрольная карта. В рамках данного анализа был применён метод 5М, который позволяет определить возможные причины возникновения проблемы, проанализировав и оценив которые, в дальнейшем можно выявить слабые места и сделать вывод по дальнейшим действиям, направленным на их устранение [1].

Цель исследования: оценка качества работы транспортных компаний путем применения метода 5М.

 

Материалы и методика исследования

К ключевым элементам, определяющим качество услуг транспортных компаний, осуществляющих перевозку грузов, относятся 5 групп факторов [2]:

  1. Man (персонал)

Неотъемлемой частью работы транспортных компаний является персонал, который обеспечивает гарантированную и своевременную доставку груза с момента принятия заказа до передачи товара на конечный пункт.

Причинами второго порядка данного фактора выступают:

1.1 Профессиональный уровень

Как и в любой другой сфере деятельности, уровень профессиональной подготовки кадров в транспортных компаниях играет немаловажную роль. Для этого персонал получает профильное образование или проходит дополнительные курсы повышения квалификации, а также перед принятием на работу нового сотрудника, работодатель обращает внимание на опыт работой в данной сфере.

1.2 Мотивация

Для успешной работы и получения необходимых результатов, руководство организации непременно должно мотивировать своих подчиненных, выплачивая достойную зарплату, по результатам хорошей работы выписывать премии, давать сотрудникам расти по карьерной лестнице, проводить корпоративные мероприятия для сплочения коллектива.

1.3 Условия труда

Немаловажным является безопасность и комфортность рабочего места, обеспечение всем необходимым работников организации, а именно: предоставлять рабочие места, обеспечить комфортной температурой рабочее помещение и исправной техникой, предоставить по необходимости рабочую форму и канцелярские принадлежность, соблюдать трудовой кодекс.

  1. Material (материально-техническая база)

Для полноценного функционирования предприятие должно быть полностью укомплектовано.

Причинами второго порядка данного фактора выступают:

2.1 Информационная база

Каждый офисный сотрудник должен быть обеспечен компьютером и необходимым компьютерным обеспечением. Необходимо стараться перевести все на электронную версию для удобства и ускорения рабочего процесса. На более крупных предприятиях ввести систему электронного документооборота и электронно-цифровую печать.

2.2 Инфраструктура

В автопарке каждой транспортной компании должны быть исправные автомобили, которые проходят ежегодное техническое обследование, и по необходимости обновляется. Также необходимо в пользовании компании должны быть склады.

2.3 Упаковка

Неотъемлемая часть перевозки грузов – упаковка. Не каждая транспортная компания упаковывает товар, но если есть такая услуга, то необходимо закупить специальное оборудование и упаковочный материал в зависимости от размера и веса груза.

  1. Machine (оборудование, транспорт)

Основное средство любой транспортной компании – транспорт. В зависимости от размера фирмы определяется количество автомобилей.

Причинами второго порядка данного фактора выступают:

3.1 Наличие транспорта

Для перевозки различных типов грузов существует ряд машин различной грузоподъёмности. Перевозка в черте города и в пределах 100 км удобнее осуществлять на легковых машинах и небольших фургонах, для дальних поездок и перевозок многокиллограмовых грузов целесообразней использовать фуры и автомобили с большой грузоподъёмностью.

3.2 Состояние транспорта

Состояние транспорта должно быть идеальное и поддерживаться, начиная от ежедневного осмотра заканчивая ежегодным техническим осмотром в автомобильных сервисах. При изнашивании каких-либо деталей или полностью автомобиля, необходимо произвести замену.

3.3 Оснащенность транспортом

Оснащение всем необходимым транспортные средства значительно облегчает работу водителей. Большегрузные машины дальнего следования должны быть оборудованы тахографами. В случае перевозки опасных или секретных грузов, автомобиль должен быть бронированный и сопровождаться сотрудником с боевым оружие (пример, ФГУП «Главный центр специальной связи») [3].

  1. Method (метод)

Для работы компания использует различные методы для достижения результатов, а именно:

4.1 Своевременность и точность

Это во многом зависит от того, на сколько эффективно выстроена работа в самой организации и на сколько верно был выполнен расчет построения маршрута.

4.2 Безопасность

Важно доставить груз не только вовремя, но и в целостности, поэтому безопасность на протяжении всего маршрута играет немаловажную роль. В большинстве случаев это относится к перевозке специальных грузов [4]. Для этого проводятся различные мероприятия, такие как упаковка груза в непрозрачную упаковку, сопровождение вооруженного сотрудника, передвижение исключительно на бронированном автомобиле, неприкосновенности со стороны проверяющих служб.

4.3 Логистика

Продуманная логистика – одна из составляющих компонентов оперативной и малозатратной доставке. Для этого в штате должны работать опытные и имеющие образование в логистической сфере сотрудники.

  1. Milieu (внешняя среда)

Данный фактор в основном влияет на спрос услуги, а именно кто и за какую цену готов воспользоваться предложениями компаний-перевозчиков.

Причинами второго порядка данного фактора выступают:

5.1 Потребители

На сегодняшний день почти каждый хоть раз пользовался услугами транспортных компаний. Потребителями могут выступать как физические, так и юридические лица.

С каждым годом у людей все больше становиться запросов к получению более качественных услуг, поэтому для устойчивого сохранения на рынке данных услуг компаниям необходимо соответствовать всем требованиям клиентов (своевременная доставка, невысокая цена, развитость филиальной сети, сохранность груза и т.д.).

5.2 Конкуренты

На российском рынке существует порядка 1000 транспортных компаний, предлагающие свои услуги в разном ценовом диапазоне, поэтому с каждым годом конкуренция становится только выше. Чтобы удержаться в этой сфере, приходится предлагать более низку цену, новые виды услуг, систему лояльности и т.д.

5.3 Нормативно-правовая система

Существует ряд правил, нормативных документов, уставов и ГОСТов по перевозке грузов, которым необходимо придерживаться, чтобы законным образом осуществлять деятельность.

5.4 Состояние в стране

Политическая и экономическая ситуации в стране в целом большую роль оказывают на все сферы деятельности, в частности на транспортные перевозки. Из-за санкций стали закрыты многие международные маршруты, которые приносили значительную часть доходов фирмам-перевозчикам.

 

Полученные результаты и их обсуждение

На основе вышеприведенных факторов была построена диаграмма Исикавы (рис. 1).

 

Диаграмма Исикавы

Рисунок 1. Диаграмма Исикавы

 

Далее экспертным методом проранжируем по значимости каждый фактор диаграммы и выявим более значимые показатели.

Для этого каждый фактор был проранжирован по значимости, а причины были оценен экспертами по пятибалльной шкале (таблица 1).

 

Таблица 1 – Определение значимого фактора

Показатели Ранг Баллы Сумма
1 2 3 4 5
Персонал 0,2           0,2*(5+2+3)=2
1.1 Профессиональный уровень *
1.2 Мотивация *
1.3 Условия труда *
Материально-техническая база 0,15           0,15*(3+4+3)=1,5
2.1 Информационная база *
2.2 Инфраструктура *
2.3 Упаковка *
Транспорт 0,3           0,3*(4+5+5)=4,2
Оснащенность транспорта *
Состояние транспорта *
Наличие транспорта *
Метод 0,2           0,2*(5+5+5)=3
Логистика *
Безопасность *
Своевременность и точность *
Внешняя среда 0,15           0,15*(3+3+4)=1,5
Ситуация в стране *
Нормативно-правовая система *
Конкуренты *

 

В результате, проранжировав все факторы, видно, что в основном все они находятся на одном уровне, так как для выполнения работы качественно, необходимо задействовать полностью каждый этап процесса производства, но все же больше выделяются элементы «Транспорт» и «Метод» (рис. 2).

 

Результаты оценки факторов, влияющих на перевозку грузов

Рисунок 2. Результаты оценки факторов, влияющих на перевозку грузов

 

Выводы

Из проведенного анализа можно сделать следующий вывод: чтобы успешно функционировать и получать прибыль, транспортным компаниям необходимо иметь исправное оборудование, в первую очередь, это транспортные средства, которые отвечают всем правилам безопасности [5]. Далее необходимо выстроить четкую последовательность действий каждого этапа работы, в частности, проработать логистическую сеть, чтобы не было простоев и задержек, а также обеспечить безопасность и грузам, и водителям, которые доставляют этот груз. Затем поставить четкую задачу персоналу, мотивировать их, чтобы те выполняли работу лучше. Также необходимо вкладывать деньги в материально-техническое снабжение, которое в дальнейшем сократит потери и увеличит прибыль организации. И, безусловно, не забывать про внешнюю среду, для этого необходимо анализировать ситуацию в стране, заниматься маркетингом для продвижения и проводить бенчмаркинг, основываясь на работе конкурентов.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также




Библиографический список

  1. Идрисова, З.Н., Ситдиков, А.Т. Финансовое моделирование инвестиционного развития//В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XVI Международной научной конференции. 2016. С. 346-349.
  2. Ефимов, В.В. Статистические методы в управлении качеством. Ульяновск: УлГТУ, 2015
  3. Официальный сайт ФГУП ГЦСС https://www.cccb.ru/.
  4. Касаткин, Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организации перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса. М.: Академия, 2017 – 342 с.;
  5. Окрепилов, В.В. Управление качеством. СПб.: Наука, 2015

References

  1. Idrisova, Z.N., Sitdikov, A.T. Financial modeling of investment development [Finansovoye modelirovaniye investitsionnogo razvitiya] // In the collection: Economic Management: Methods, Models, Technologies Materials of the XVI International Scientific Conference. 2016. S. 346-349.
  2. Efimov, V.V. Statistical methods in quality management [Statisticheskiye metody v upravlenii kachestvom]. Ulyanovsk: UlGTU, 2015
  3. The official website of the Federal State Unitary Enterprise GTSSS https://www.cccb.ru/.
  4. Kasatkin, F.P., Konovalov S.I., Kasatkina E.F. Organization of transportation services and safety of the transport process [Organizatsii perevozochnykh uslug i bezopasnost’ transportnogo protsessa]. M.: Academy, 2017 – 342 p.;
  5. Okrepilov, V.V. Quality control [Upravleniye kachestvom]. St. Petersburg: Nauka, 2015