6+

Совершенствование системы контейнерных перевозок на основе использования преимуществ цифровой экономики

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного права
Россия, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
makashinaev@mail.ru

Аннотация

Для решения задач возникающих при глобальном переходе к цифре в статье предложено понятие цифровизации системы контейнерных перевозок, оценка его уровня, а также проект комплексной цифровизации морских контейнерных терминалов. В заключении сделан вывод о необходимости ускоренного внедрения цифровых технологий, и невозможности роста контейнерного рынка без комплексной оценки всей рассматриваемой системы.

Ключевые слова

система контейнерных перевозок, цифровизация, индекс цифровизации системы контейнерных перевозок, цифровизация морских контейнерных терминалов

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Филатова Евгения Валентиновна
Совершенствование системы контейнерных перевозок на основе использования преимуществ цифровой экономики// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (91). Номер статьи: 9101. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9101/

Введение

Цифровые решения позволяют организациям адаптироваться к цифровым потребностям клиентов, и как следствие повышают эффективность процессов, становясь конкурентным на рынке предоставляемых услуг.

По мнению экспертов [8] Российская Федерация отстает от уровня цифровой экономики западных стран. В международных рейтингах, касающихся цифровизации, Россия занимает не ведущие места (например, по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index)  в 2017 г. − 45 место [23, 34]; по рейтингу конкурентоспособности в цифровой среде (IMD World Digital Competitiveness Ranking) в 2018 г. – 40 место в 2018 г. [14], по индексу цифровизации бизнеса в 2019 г. – 28 место [24] и др.). Несмотря на рассмотренные рейтинги, сегодняшнее движение страны в развития цифровой экономики является важным направлением.

Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере формирует новые задачи для участников системы контейнерных перевозок (СКП). Процесс перехода к цифровой экономике субъектами СКП в настоящее время находится в фазе непрерывного роста, что подтверждается возросшим количеством он-лайн проектов практически в 3 раза за период с 2017 г. по 2018 г. [40]. Кроме этого, субъекты СКП понимают возможные риски, поэтому в настоящее время ими активно принимаются меры по переводу бизнес-процессов в «цифру», обеспечивая удобные для использования в режиме реального времени интерфейсы для всех заинтересованных участников.

Контейнеры стали движущей силой в мультимодальных перевозках, позволяющие легко осуществлять перевозки между различными видами транспорта. Перевалка грузов в контейнерах является самым экономичным и динамично развивающимся способом доставки товаров из-за высокой скорости обработки грузов. Объем перевалки грузов в контейнерах увеличился в течение последних двух десятилетий, о чем свидетельствуют показатели роста контейнерооборота (в развитых странах до 98% от общего оборота составляет часть грузов, которые перевозятся в контейнерах) [9]. При этом необходимо учитывать, что объем перевалки грузов в контейнерах меняется под воздействием различных внутренних и внешних факторов.

 

Рынок морских контейнерных перевозок в России

Cерьезно пострадал в 2009 г., когда контейнерооборот сократился в 1,56 раз (по сравнению с 2008 г.) в связи с возникшим в стране финансово-экономическим кризисом. Начиная с 2010 г. можно наблюдать восстановление совокупного контейнерооборота. Улучшение макроэкономической ситуации, рост валового внутреннего продукта и стабильность на финансовых рынках привело к росту потребительской уверенности, и как следствие к восстановлению морских контейнерных перевозок в российских портах. Дальше ослабление курса рубля и санкции в 2015 г. значительно затронули контейнерный сегмент, сократив уровень контейнерооборота до 3,94 млн. TEU. Основной спад перевалки грузов в контейнерах пришелся на импорт и перевалку порожних контейнеров. В этот же период наблюдалось снижение перевалки во всех бассейнах РФ, кроме Арктического. Менее всего пострадали порты Азово-Черноморского бассейна, так как часть товаров из стран, попавших под санкции, заменила продукция из Египта, Пакистана, Бразилии и Южной Африки. Контейнерный рынок 2016 г. показал себя инертным приблизившись к цифре 3,99 млн. TEU. Начиная с 2017 г. контейнерный рынок начал свое восстановление на фоне роста российской экономики и основных макроиндикаторов.

 

Мировой контейнерный рынок

Улучшение конъюнктуры контейнерного рынка можно наблюдать с 2017 г. (рост по сравнению с 2015 г. – на 1,1%; рост по сравнению с 2016 г. – на 3,1%). Объем мировой контейнерной торговли увеличился на 6,4%, показав самые высокие темпы роста с 2011 г., что произошло благодаря различным позитивным тенденциям, и достигший показатель в 2017 г. 148 млн. TEU. К таким тенденциям можно отнести [31]: прекращение экономического спада в Бразилии и России; рост потребительского спроса в США; повышение цен на сырьевые товары; устойчивый импортный спрос со стороны Китая; быстрое увеличение торговли между азиатскими странами в результате усиления региональной интеграции; расширение участия в глобальных производственно-сбытовых цепочках и другие.

Мировой рынок контейнерной торговли в 2018 г. развивался на фоне некоторых неопределенностей, к которым можно отнести [32]: введение экологических ограничений IMO на содержание серы в бункере топлива в 2020 г.; существующие трения в международной торговле между странами (например, Китай – США); существующие тенденции в экономке Китая (например, удорожание импорта из Китая); слабость на потребительских рынках и неблагоприятные условия для развития мировой экономики и другие. Указанные факторы отрицательно сказываются на развитии контейнерной торговли, и как следствие можно наблюдать более медленные темпы роста, по сравнению, например, с 2017 г. Тем не менее 2018 г. в целом для мирового контейнерного рынка выдался удачным показав рост на 6% и превысив показатель роста мировой контейнерной торговли на 2,6 %, достигший показатель в 152 млн. TEU [32].

В 2019 г. на мировой контейнерный рынок продолжилось влияние тенденций, рассмотренных выше, а также [30, 32]: продолжающийся рост цены на нефть; пересмотр терминальными и линейными операторами (Maersk, DP World, Cosco, Contship Italia) стратегии развития (расширение своего присутствия на внутренних терминалах, складах, таможенно-логистических комплексах и т.п.); объединение перевозчиков в укрупненные альянсы; применение цифровизации (как средство повышения эффективности и создания большей ценности для глобальных цепочек поставок) и другие.

Проведя анализ контейнерооборота в России и в мире, необходимо отметить, что контейнерный рынок подвержен быстрому реагированию на изменение экономической ситуации. В связи с этим субъектам системы контейнерных перевозок необходимо предпринимать меры для наращивания контейнерооборота. Можно выделить различные препятствия (например, инфраструктура, таможенное оформление грузов, несоответствие законодательной базы и т.п.), на решение которых необходимо определенное время. Однако, существующий тренд развития перехода на цифровизацию может оказать положительное влияние на дальнейшее развитие контейнерных грузопотоков, а внедрение цифровых решений в деятельность субъектов системы контейнерных перевозок откроет для них ряд возможностей.

 

Результаты исследований 

Цифровизация системы контейнерных перевозок

Высокий уровень качества услуг, представляемых субъектами СКП является ключевым аспектом развития в целом логистической отрасли страны (75-е место России в рейтинге по индексу логистической эффективности в 2018 г.). Для того чтобы коренным образом изменить весь контейнерный бизнес, необходимо чтобы цифровизация затронула все элементы СКП. Цифровизация системы контейнерных перевозок (ЦКСП) – процесс усовершенствования СКП с помощью комплексной системы цифровизации, включая автоматизацию, компьютеризацию, информатизацию, с целью развития как в целом контейнерных перевозок, так и в частности повышения конкурентоспособности субъектов, оперирующих на контейнерном рынке, посредством увеличения скорости взаимообмена, доступности и защищенности информации.

Применение цифровизации в контейнерной системе перевозок позволит: упростить внутренние бизнес-процессы; повысить эффективность контейнерных перевозок; отслеживать местонахождение и состояние груза; управлять  расписанием захода судов; сократить время работы с грузом; оптимизировать работу персонала; снижать бизнес-риски за счет он-лайн платежей; расширить возможности для он-лайн маркетинга; увеличить рост пропускной способности контейнерных терминалов; быстро реагировать на форс-мажорные обстоятельства и другие.

Для оценки уровня цифровизации СКП может быть использован индекс цифровизации системы контейнерных перевозок (ИЦСКП) (Index of digitalization of container transportation system (IDCTS), состоящий из 6 субиндексов (текущий уровень цифровизации; готовность к цифровизации; нормативное регулирование; административная нагрузка; информационная безопасность; уровень компетенций)

Методика расчета индекса основана на применении экспертных оценок, с использованием балльного метода по формулам:

                                                   (1)

где Iс – значение субиндекса;
Qi – балл, присвоенный экспертом;
n – число экспертов, участвующих в эксперименте.

                                                    (2)

где Iцскп – значение индекса цифровизации системы контейнерных перевозок;
∑Iс – сумма субиндексов;
Nс – число субиндексов.

 

Индекс рассчитывается в диапазоне от 0 до 10 баллов. Оценка, близкая к 0, означает очень низкий уровень, около 5 – сбалансированный уровень, 10 – высокий уровень.

Индекс может быть использован как инструмент для проведения сравнительного анализа на различных уровнях (глобальный, региональный, национальный, на уровне союзов), а также для отдельных участников системы контейнерных перевозок.

 

Существующие цифровые решения и платформы

Разрабатываемые и внедряемые технологии объединяют крупных игроков контейнерного рынка, которые в той или иной степени влияют на их деятельность. В системе контейнерных перевозок разработано много интересных решений: автоматизированные, информационные и компьютеризированные системы (учет и слежение контейнеров, системы регулирующие движение транспортных средств, электронный документооборот, автоматические выпуски груза, интернет-вещей, big data, личные кабинеты пользователей, платформы и др.). В тоже время между субъектами СКП нет единого представления о необходимом цифровом продукте. Ниже на конкретных примерах рассмотрим существующие цифровые решения и платформы, их преимущества, перспективы и недостатки.

 

Блокчейн-платформа «TradeLens»

В 2018 г. A.P. Moller-Maersk и IBM объявили о создании и запуске блокчейн-платформы «TradeLens», являющейся программным продуктом, созданным на базе блокчейн-технологий Hyperledger Fabric и IBM Cloud, представляющая собой открытую и нейтральную отраслевую платформу, состоящую из блоков совершенных операций, соединенных в цепь, и позволяющая [1, 3,  6, 7]:

  • аккумулировать информацию о всех совершенных операциях;
  • хранить и обмениваться информацией и ценностями;
  • управлять морскими грузоперевозками и цепочками поставок;
  • отслеживать в режиме он-лайн перемещение грузов на каждом этапе;
  • обеспечить электронное взаимодействие всех участников цепи поставок;
  • снизить расходы;
  • укрепить сотрудничество и доверие;
  • стимулировать инновации;
  • сокращать сроки доставки грузов;
  • увеличить скорость обработки информации;
  • получать доступ к актуальной информации и др.

TradeLens объединяет все задействованные в цепочке поставок от грузовладельцев до государственных контролирующих органов, где процессы стандартизированы и в большинстве случаев автоматизированы. К данной платформе подключены более 100 участников в 20 странах мира (к примеру, CMA CGM, ZIM, MSC, Hapag-Lloyd, Ocean Network Express, таможня Тайланда, порт Лаем-Чабанг, порт Бангкока, Pacific International Lines, Североамериканский оператор контейнерных терминалов Global Container Terminals, Procter & Gamble, Служба таможенного и пограничного контроля США, WorldWide Alliance, таможенные органы в Сингапуре и другие). В России TradeLens начнет свою работу как пилотный проект в Большом порту Санкт-Петербург для морских внешнеторговых перевозок в 2020 г. К платформе возможно присоединиться группа FESCO, владеющая портом во Владивостоке [1, 3,  6, 7, 22].

Разработанная блокчейн-платформа в целом достаточно хороший программный продукт для развития системы контейнерных перевозок с учетом имеющихся преимуществ и возможностей, и как показал анализ, за рубежом ее активно принимают и внедряют. Однако для работы платформы в Российской Федерации в настоящее время существуют определенные неопределенности, к которым можно отнести [1, 2, 3, 48]:

  • отсутствие подписанных соглашений со многими контрольно-надзорных органов;
  • вопросы безопасности передачи цифровых данных (к примеру данные о стоимости и классификации товаров в целях таможенного декларирования, составляют коммерческую тайну и не могут быть переданы третьим лицам);
  • технология идет в разрез с установленной политикой создания сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
  • отсутствие определенности по вопросам интегрированности с цифровой платформой транспортного комплекса Российской Федерации;
  • использование субъектами СКП одновременно несколько платформ контрольно-надзорных органов (параллельно необходимо пользоваться платформами ФТС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и др.; нет ясности каким образом данные системы будут интегрированы);
  • большое количество субъектов СКП разрабатывают и внедряют собственные платформенные решения, соответственно возможно выполнение двойной работы, которая будет негативно сказываться на их эффективности работы;
  • необходимость изменения большого числа законодательства;
  • нет определенности в использовании единых документов субъектами;
  • работа системы нуждается в надежных технических ресурсах;
  • вопросы обучения персонала, вовлеченных в процесс;
  • подключение к платформе осуществляется на платной основе.

Технология в настоящее время является перспективной, но недостаточно изученной. На решение указанных проблем необходимо большое количество времени. Однако в случае устранения существующих несоответствий и работы по принципу «одного окна» система может быть эффективна для субъектов СКП.

 

Блокчейн-платформа Vostok Trade

«Vostok Trade» представляет собой международную логистическую платформу, разработанную компанией Vostok на основе систем распределенного реестра для транспортировки грузов, о начале разработки которой было объявлено 05 сентября 2019 г. Ожидается, что к платформе будут подключены порты и операторы терминалов, грузоотправители, перевозчики, транспортные экспедиторы, финансовые и страховые организации, таможенные органы, таможенные брокеры и конечные потребители. Основными компонентами блокчейн-платформы являются [14]:

  • отслеживание транспортировки грузов;
  • цифровизация документооборота;
  • автоматизация бизнес-процессов;
  • API для интеграции с существующими системами для отправки/получения информации о событиях, обмена документацией;
  • удобный интерфейс.

Разработка и внедрение «Vostok Trade» позволит [14]:

  • автоматизировать документооборот;
  • обеспечить верификацию и неизменяемость данных;
  • повысить уровень отслеживаемости грузов и достоверности данных о условиях поставки;
  • интегрироваться с существующими платформами;
  • улучшить позиции Российской Федерации в мировом рейтинге эффективности логистической инфраструктуры;
  • обеспечить экономическую безопасность;
  • не быть зависимым от иностранных цифровых разработок.

Кроме этого, разработчиками называются особенности блокчей-платформы, а именно [14]:

  • прозрачность модели управления;
  • распределение интеллектуальных прав между участниками;
  • наличие понятной и доступной ценовой политики для пользователей продукта.

Разработка и внедрение единой платформы «Vostok Trade» на базе технологии распределенного реестра будет выступать перспективным направлением как для развития транспортно-логистической отрасли России в целом, так и для субъектов СКП в частности. Однако нужно учитывать, что эффективное внедрение подобной разработки в деятельность субъектов СКП зависит от вопросов квалификации кадров, и повышения их компетентности, а также урегулирования вопросов, касающихся нормативного регулирования такого цифрового решения. Кроме этого необходимо решить вопросы, связанные с повышением эффективности и рентабельности всех операционных процессов платформы, что является важным показателем глобальной конкуренции, тем самым позволив успешно проводить международную экспансию.

 

Система обслуживания судов «Цифровой порт»

Крупный экспедитор с агентской сетью в морских портах АО «Инфотек Балтика» и российский блокчейн-интегратор ICONIC построили и внедрили систему обслуживания судов «Цифровой порт». Система построена на технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав, позволяющая переводить документооборот судна с портом в электронный вид, тем самым сократить/снизить [14, 20]: производственные нагрузки на участников портовой деятельности; время работы портовых агентов; время обработки судна; спорные моменты в деятельности участников портовой деятельности. В целом представленная система создаст доверенную среду между заинтересованными участниками; увеличит пропускную способность порта на 3-5%; повысит качество предоставляемых услуг.

Механизм использования блокчейн-платформ является очень обсуждаемым среди субъектов СКП. Механизм использования блокчейн-платформ может стать значительно эффективнее при использовании смарт-контрактов (компьютерные программы, выполняющие операцию в зависимости от действий другого объекта без вмешательства человека). Примером использования смарт-контрактов может служить использовании технологии страховой компании как субъекта СКП, а именно немецкой страховой компании Allianz, использующей смарт-контракты для автоматизации страховых выплат в случае природных катаклизмов. Безусловно «умные контракты» обладают значительными преимуществами (например, отказ от посредников и как результат снижение финансовых расходов; быстрое исполнение условий контракта за счет автоматизации процессов; высокий уровень защищенности сторон и др.), однако наряду с преимуществами можно выделить и недостатки [19]:

  • отсутствие функциональной гибкости;
  • пробелы либо отсутствие правового регулирования;
  • возможно некорректное функционирование контракта из-за допущенных ошибок в программном коде;
  • проблемы безопасности функционирования «умных контрактов» и другие.

 

Единая контейнерная платформа (Containers.Guide)

Платформа представляет собой международный центр коммуникации с неограниченными возможностями для поиска, аренды, продажи или приобретения контейнеров любой модификации, работающей по трем основным направлениям, и не вмешивающаяся в отношения между продавцом и покупателем [4, 11]:

  • предоставление порожних контейнеров с определенным маршрутом следования для транспортировки груза;
  • продажа контейнеров в наличии и под заказ;
  • аренда на определенный период без привязки к маршруту следования.

Преимуществами платформы являются:

  • ускорение темпов коммерческой деятельности;
  • создание безопасных условий для участников сделки;
  • сокращение сроков заключения договоров;
  • оперативное обновление информации и постоянно расширяющийся круг участников;
  • возможность использования платформы в тестовом режиме;
  • доступный режим отслеживания положения контейнеров в режиме реального времени и другие.

В то же время можно выделить определенные недостатки разработанной платформы, к которым можно отнести:

  • отсутствие англоязычной версии платформы;
  • система включает информацию только об одном объекте СКП;
  • нет опции по отслеживанию срока временного ввоза контейнера.

 

Информационная система «Интеллектуальный контейнерный терминал»

Запущенная в 2017 г. совместно с компанией «СОЛВО» и ПАО «ТрансКонтейнер» на станции Клещиха, представляющая собой единое информационное пространство для участников технологического процесса, с целью реализации комплексного решения, объединяющие все существующие информационные системы, используемые на терминале [39], а именно:

  • автоматизированная система планирования и управления работой контейнерного терминала;
  • система документооборота;
  • система распознавания и регистрации входящих и исходящих грузовых потоков;
  • система оптимизации управления железнодорожными фронтами;
  • система оптимизации управления автомобильными фронтами.

К преимуществам системы можно отнести [39]:

  • снижение роли человеческого фактора в выполнении технологических операций;
  • повышение достоверности информационного сопровождения;
  • повышение уровня оперативности и качества принятия управленческих решений;
  • рациональность использования вагонного и контейнерного парков, в том числе на основе применения технологии тайм-слотирования;
  • рациональность использования терминального оборудования;
  • рациональность использования человеческих ресурсов;
  • снижение эксплуатационных расходов и другие.

Анализ показал, что представленная система имеет ряд преимуществ, однако учитывает деятельность не всех субъектов СКП.

 

Системы интеллектуального мониторинга транспорта на основе технологии «Интернет вещей»

Развитие технологии «Интернет вещей», представляющая собой сеть различных устройств (датчики, камеры, показатели температуры/влажности, GPS-навигаторы и другие мобильные системы, передающие напрямую информацию о состоянии груза, а именно: целостность, температурный режим, маршрут следования, местоположение на складе и другое), объединённых между собой и способных к взаимодействию. В контейнерной системе перевозок технология получила достаточно большое развитие, позволяющая контролировать всю цепочку поставок, а также отслеживать состояние самого груза. Например, при осуществлении автомобильной контейнерной перевозки (на данном виде транспорте технология получила наиболее широкое развитие) возможно использовании различных систем: UberCargo, Trucker path, GoCargo, iCanDrive, Платон, ЭРА-ГЛОНАСС и другие. Примечательно, что разработано достаточно большое количество отечественных решений. Еще одним интересным примером  − является использование беспилотного электрогрузовика Volvo Vera (о коммерческом запуске было объявлено в июне 2019 г.), работающего на основе сложного комплекса радаров и камер, с грузоподъемностью 32 тонн, которыми управляет программное обеспечение (Uber), и которые призваны помочь субъектам СКП в транспортировке грузов на небольшие расстояния на регулярной, частой основе (в порту, на заводе, на терминале и т.п.) [14, 18].

Интересно использование электронных датчиков и других субъектов СКП. Так, судоходной компанией NYK Group, разработаны сенсоры, позволяющие участникам (производитель судов, судоходная компания, судовладелец, оператор судна, классификационные общества) отслеживать в режиме реального времени состояние узлов и агрегатов судна, необходимые для работы автономных судов. Морскими контейнерными перевозчиками используются электронные пломбы для рефрижераторных контейнеров (точные данные о поддерживаемой температуре внутри контейнера, время подключения/отключения рефрижераторного контейнера и т.п.). Такие датчики показали свою эффективность, но имеет определенный недостаток – а именно стоимость услуги. Рефрижераторный контейнер является специализированным контейнером, использование которого и так подразумевает повышенную ставку фрахта, а использование подобных датчиков – увеличивает стоимость перевозки, к чему не всегда готовы грузоотправители/грузополучатели.

Еще одним интересным примером внедрения и использования технологии «Интернет-вещей» является использование датчиков портом Роттердам, позволяющие прогнозировать наилучший сценарий захода в порт при наиболее благоприятных условиях [12, 41]. Кроме этого, в партнерстве  с администрацией порта Роттердам и другими зарубежными IT-разработчиками (IBM, Cisco, Esri и другие) создан и отправлен в путешествие интеллектуальный контейнер «Container 42», оборудованный датчиками и коммуникационным оборудованием, дающие возможность записи о всех данных о пути следования, погрузо-разгрузочных работ контейнера. Такой проект реализуется в рамках политики порта Роттердам по превращению его в «самый интеллектуальный порт» в мире [10].

Интернет вещей и Big Data используются на железнодорожном транспорте, являющиеся также частью СКП. Например, использование такой технологии для управления ремонтными работами основным итальянским железнодорожным оператором Trenitalia, позволяет ей экономить  ежегодно 100 млн. евро [29]. Российские железные дороги также последовательно перенимают подобные практики. Использование такой технологии для российских железных дорог позволит подключать к товарным вагонам специальные датчики, устанавливаемые на контейнеры, с помощью которых возможен мониторинг движения грузов по всему пути следования контейнерного поезда. Примечателен тот факт, что «Российские железные дороги» (РЖД) и «РТ-Инвест» (дочерняя компания Ростеха) создают специализированную совместную компанию (Центр разработки устройств сети LPWAN XNB и технологий в сфере интернета вещей (IoT)) для разработки технологий в сфере «интернета вещей» для российской транспортно-логистической отрасли. Центром будет создаваться инновационное цифровое оборудование,  а также решаться вопросы, связанные с интеграцией решений «интернет-вещей» с существующими системами железнодорожного транспорта, повышением отраслевых компетенций и экспортного потенциала [14, 47].

Проведя анализ готовых цифровых решений на основе использования технологии «Интернет вещей» можно сделать вывод о широком ее применении на рынке. В целом к преимуществам использования технологии для СКП можно отнести:

  • сокращение затрат;
  • контроль целевого использования и функционирования объектов СКП в режиме он-лайн;
  • контроль функционирования субъектов СКП;
  • анализ и оптимизация маршрутов движения;
  • контроль функционирования терминалов;
  • возможность передачи информации о грузах в налоговую и таможенную службы;
  • мониторинг движения грузов по всему пути следования;
  • возможность регулярного отслеживания параметров состояния груза и другое.

«Интернет вещей» открывает большие возможности для развития СКП, повышая эффективность деятельности субъектов СКП. Однако процесс внедрения в их деятельность является сложным процессом, требующим наличия стратегии и оценки возможных выгод и рисков. Более того, для эффективного функционирования технологии должны быть адаптирована инфраструктура, задействованная в такой системе, а также [25] решены вопросы, связанные с:

  • энергоснабжением(обеспечение бесперебойной работы приборов);
  • раздробленностью перевозок;
  • зависимостью элементов системы друг от друга;
  • совершенствованием законодательных требований по внедрению технологий, налоговых льгот и кредитных линий, субсидий и другое.

Проведенный анализ цифровизации в контейнерной системе перевозок является далеко не полным, однако подтверждают вышесказанные слова о большом количестве разработанных/внедренных/используемых цифровых решений и платформ рассматриваемой системы.

 

«Цифровой морской контейнерный терминал» как элемент управления системой контейнерных перевозок

Морские контейнерные терминалы являются важным инфраструктурным элементом в глобальной цепочке поставок. Увеличение числа и размеров контейнерных судов, ровно как и увеличение объемов контейнерных перевозок привели к расширению морских контейнерных терминалов и увеличения их мощностей. Сверхбольшие контейнерные суда, требуют большего числа погрузочно-разгрузочного оборудования, а также большего пространства для хранения контейнеров, и увеличения пропускной способности вспомогательных инфраструктур. Для решения указанных сложных задач в условиях глобальной конкуренции необходим поиск комплексных эффективных решений. Одним из таких решений может выступать проект комплексной цифровизации морских контейнерных терминалов, основанной на использовании: высоко-стеллажной системы хранения контейнеров; комбинированной морской системы беспроводной зарядки и автоматической швартовки судов; дронов; автоматических кранов; автоматических автомобильных ворот; беспилотного транспорта.

 

Высоко-стелажная система хранения контейнеров. Примером использования высоко-стелажной системы хранения контейнеров может выступать High Bay Storage System, разработанная немецкой компанией AMOVA, входящая в группу компаний SMS Group. Изначально система была предназначена для хранения металлических катушек, а в последствии была предложена для портовой отрасли. Реализация проекта в настоящее время идет в порту Джебель-Али, Дубаи, Объединенные Арабские Эмираты. High Bay Storage System является автоматизированным решением для хранения ISO контейнеров в контейнерных портах. Система состоит из автоматического высоко-стеллажного склада с 11 уровнями хранения и прямой связью с прибрежными и наземными погрузочными площадками, обеспечивая максимальное использование пространства − до 3000 стандартных контейнеров на гектар со всеми преимуществами полностью автоматизированной работы (энергосбережение и охрана труда).

Высоко-стеллажная система является модульной и может быть адаптирована к потребностям терминала, как для «застроенных», так и для «свободных» участков. Кроме этого, система обеспечивает непревзойденную устойчивость благодаря чисто электрическому оборудованию, регенерации энергии и минимальному воздействию на окружающую среду.

 

Комбинированная морская система беспроводной зарядки и автоматической швартовки судов на примере системы, разработанной компаниями Cavotec и Wartsila [37, 38]

Представляет собой автоматическую вакуумную технологию швартовки судна и индуктивную передачу электроэнергии.

 

Беспилотные летательные аппараты (система дронов)

Использование беспилотных летательных аппаратов необходимо с целью обеспечения безопасности и повышения операционной эффективности морских контейнерных терминалов. Интересны разработки компании Airobotics в данной сфере [35].

 

Автоматизированное крановое оборудование

Перемещение грузов с использованием различных видов транспорта являются дорогостоящими и отнимающие много времени. Производительность кранового оборудования – один из важнейших компонентов производительности терминала. Использование автоматизированного кранового оборудования является способом повышение скорости и эффективности обработки контейнеров.

 

Автоматизация ворот морского контейнерного терминала

Морской контейнерный терминал является зоной ограниченного доступа, из-за регулируемых операций государственного сектора (таможня, иммиграция, карантин, национальная безопасность), поэтому ворота служат ключевой контрольной точкой для целей идентификации и регистрации каждого объекта, входящего/выходящего из такой зоны. Автоматизация работы ворот терминала делает процедуру доступа безопасным, экологичным и производительным. Технологиями по автоматизации кранов, ворот терминалов занимаются компании АВВ, Cavotec, Kalmar,  и др.

 

Автоматизированные высоко-стеллажные распределительные LCL центры

В связи увеличивающейся стоимостью доставки партии груза, на рынке наблюдается рост перевозок сборный контейнерных грузов. Решением является размещение и интеграция автоматизированных распределительных LCL центров использующих высоко-стеллажную систему хранения, управляемых либо 3PL операторами, либо крупными грузоотправителями, на территории автоматизированного морского контейнерного терминала. Таким образом «уменьшается цепочка поставок как по длине, так и по времени», обеспечивая максимально эффективное использование пространства морского контейнерного терминала.

 

Беспилотные электро-сидельные тягачи

Использование беспилотных сидельных тягачей для внутренних перемещений контейнерного оборудования  между высоко-стеллажной системой и распределительным LCL центром обеспечат безопасность, а также повысят операционную эффективность морского контейнерного терминала. Примером разработок могут служить разработки компании Volvo.

 

Выводы

Рассмотренные системы должны работать в едином цифровом пространстве морского контейнерного терминала, в том числе с использованием технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав, интеренета-вещей, интеллектуального анализа данных, включая обработку больших данных и другое. Предложенный проект позволит повысить эффективность бизнес-процессов морского контейнерного терминала в условиях развития контейнерного рынка.

Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в различных сферах формирует новые вызовы для проведения исследований и разработок в области цифровой экономики. Без цифровизации всей СКП и ее комплексной оценке не возможно добиться роста контейнерного рынка. Проведенное исследование показало, в СКП уже успешно применяются на практике различные цифровые решения, однако нет общего понимания об управлении комплексной системы контейнерной перевозок на  основе использования преимуществ цифровой экономики Такое положение дел можно связать с наличием высоких трансакционных издержек, связанных с бумажным документооборотом, разрозненностью цифровых решений, недостатком прозрачности цепочек поставок и др. Поэтому объединив усилия для создания единой целостной цифровой системы (исследования, разработки, инвестиции, усилия государства, бизнеса, образовательных организаций и т.п.), выступающие ключом развития рынка контейнерных перевозок, можно обеспечить новый уровень эффективности как на уровне СКП, так и в целом на уровне транспортно-логистической отрасли.


Библиографический список

  1. Эксперт: блокчейн-платформа Maersk шикарна, но оторвана от российской действительности [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://logirus.ru/news/transport/ekspert-_blokcheyn-platforma_maersk_shikarna-_no_otorvana_ot_rossiyskoy_deystvitelnosti.html (дата обращения 01.12.2019)
  2. В ФТС России обсудили внедрение логистической блокчейн-платформы TradeLens в России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://vch.ru/event/view.html?alias=v_fts_rossii_obsudili_vnedrenie_logisticheskoi_blokchein-platformy_tradelens_v_rossii (дата обращения 01.12.2019).
  3. Кейсы использования Maersk Blockchain [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://merehead.com/ru/blog/maersk-blockchain-use-cases/ (дата обращения 01.12.2019).
  4. Таможня Таиланда присоединилась к блокчейн-платформе TradeLens [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://news.ati.su/news/2019/08/31/tamozhnya-tailanda-prisoedinilas-k-blokcheyn-platforme-tradelens-163200/ (дата обращения 01.12.2019).
  5. В России запущена единая контейнерная платформа [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://news.ati.su/news/2019/07/16/v-rossii-zapushchena-edinaya-konteynernaya-platforma-173600/ (дата обращения 01.12.2019).
  6. В ФТС России обсудили внедрение логистической блокчейн-платформы TradeLens в России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://s-standard.ru/news?view=7079286 (дата обращения 01.12.2019).
  7. Maersk вводит блокчейн для контроля контейнеров: платформа увидит половину грузов планеты [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://summarynews.ru/2019/05/28/maersk-vvodit-blokchejn-dlya-kontrolya-kontejnerov-platforma-uvidit-polovinu-gruzov-planety/ (дата обращения 01.12.2019).
  8. Цифровизация и ее место в мире [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizatsiya (дата обращения 27.11.2019).
  9. Контейнерные перевозки грузов [Электрон. ресурс] // Официальный сайт TransSphere. URL: http://transsphere.com/ru/info/konteinernye-perevozki-gruzov (дата обращения 03.11.2019 г.).
  10. PortNews [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://portnews.ru/news/277473/ (дата обращения 01.12.2019).
  11. Containers.Guide. Все контейнеры на одном сайте [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://containers.guide/containers/sale (дата обращения 01.12.2019).
  12. IBM проведет масштабную цифровизацию порта Роттердам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://iot.ru/promyshlennost/ibm-provedet-masshtabnuyu-tsifrovizatsiyu-porta-rotterdam (дата обращения 01.12.2019).
  13. Statista Research & Analysis [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.statista-research.com/en (дата обращения 28.11.2019)
  14. TADviser: государство, бизнес, ИТ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения 28.11.2019).
  15. The Global Innovation Index (GII) 2019. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/Home (дата обращения 28.11.2019).
  16. The World Economic Forum [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.weforum.org/ (дата обращения 28.11.2019).
  17. Top 50 World Container Ports [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldshipping.org/about-the-industry/global-trade/top-50-world-container-ports (дата обращения 28.11.2019).
  18. Volvo Vera: беспилотный электрический грузовик без кабины [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.popmech.ru/vehicles/news-440952-volvo-vera-bespilotnyy-elektricheskiy-gruzovik-bez-kabiny/ (дата обращения 01.12.2019).
  19. Аналитический обзор по теме «смарт-контракты», октябрь 2018 г. Центрального банка РФ [Электрон. ресурс].
  20. АО «Инфотек Балтика» внедрило блокчейн-решение для обслуживания морских портов [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=77091 (дата обращения 01.12.2019).
  21. Ведомственная целевая программа «Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации» (утв. Минтрансом России 05.09.2019).
  22. Внедрение блокчейна в контейнерные перевозки перенесли на 2020 год [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/22/11/2019/5dd6ea5d9a7947b0d1b704f1 (дата обращения 01.12.2019).
  23. Индекс цифровизации бизнеса в 2019 г. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2019/02/27/1193920132/NTI_N_121_27022019.pdf (дата обращения 28.11.2019).
  24. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019.
  25. Интернет вещей (в примерах) − что это такое и как он работает [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://finfocus.today/internet-veshhej.html (дата обращения 01.12.2019).
  26. Информационно-аналитическое агентство SeaNews [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://seanews.ru/2019/11/26/ru-kontejnerooborot-liderov-12/ дата обращения 28.11.2019.
  27. Исследование ООН: электронное правительство 2018 [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Департамента по экономическим и социальным вопроса ООН. – Режим доступа: https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-Government%20Survey%202018%20Russian.pdf (дата обращения 28.11.2019).
  28. Логистика будущего: пять примеров цифровых решений на транспорте [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://media.mts.ru/business/175864#top (дата обращения 01.12.2019).
  29. Мировой рынок контейнерных перевозок [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://ar2018.trcont.com/ru/30/10 (дата обращения 28.11.2019).
  30. Обзор морского транспорта. Отчет ЮНКТАД 2018 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2018_ru.pdf (дата обращения 28.11.2019).
  31. Обзор морского транспорта. Отчет ЮНКТАД 2019 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2563 (дата обращения 28.11.2019).
  32. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018).
  33. Отчет международного союза электросвязи 2017 г. [Электрон. ресурс] // Официальный сайт МСЭ. – Режим доступа: https://www.itu.int/ru/Pages/default.aspx (дата обращения 28.11.2019).
  34. Порты переходят на цифру [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=77721 (дата обращения 01.12.2019).