6+

Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Магистр кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности
Россия, Ульяновский государственный университет
damirqwerty@gmail.com


кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности
Россия, Ульяновский государственный университет
surap99@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается понятие семьи с различных точек зрения. Установлено, что механизм реализации социальной поддержки семей с детьми выражается через систему социального обеспечения и социальных услуг. Приводятся результаты анализа всероссийского (ВЦИОМ, Росстат) и проведенного нами исследования. Выявлено, что в нашей стране во многом социальная поддержка семей с детьми осуществляется в виде финансовой поддержки: пособия, ежемесячные выплаты, компенсации, материальная помощь и т.п. Социальная поддержка во многом направлена стимулирование рождение ребенка, не беря во внимание его развитие и воспитание. Краткосрочный характер выплат не способствует искоренению детской бедности и усугубляет ситуацию экономический спад в нашей стране. В целях совершенствования механизма реализации социальной поддержки семей с детьми предлагается ввести новую меру социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «социальная няня».

Ключевые слова

социальная поддержка, семьи с детьми, государство, социальные выплаты, материальная помощь, социальная работа

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Мухаметов Дамир Алмазович , Смолькин Валерий Петрович
Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (92). Номер статьи: 9213. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9213/

Введение

Российская социальная политика каждый год направляется на одну из основных целевых групп нашей страны – семьи с детьми и дети.  На поддержку данной группы – семей с детьми направлены общегуманитарные задачи. Важным для долгосрочного развития страны остаются инвестиции в человеческий капитал детей: уровень жизни, качество питания, здоровье и образование в детском возрасте влияют на социальный и экономический потенциал человека на протяжении всей его жизни. Объявленное десятилетие детства в России, которое стартовало в 2018 году и будет длиться до 2027 года включительно, нацелено на формирование и усиление государственной политики по улучшению положения детей в стране, а значит и на семьи, в которых они растут и воспитываются. Национальные цели, поставленные Президентом страны в 2018 году (двукратное снижение уровня бедности населения до 2024 года и обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны, в том числе за счет увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 рождения в расчете на одну женщину репродуктивного возраста к 2024 году) [12], подчеркивают актуальность данного направления. Достижение данных целей во многом возможно только при реализации эффективной социальной поддержки семей с детьми на общефедеральном уровне и на уровне отдельных регионов РФ. Всё это придает актуальность поставленной проблеме.

 

Результаты исследований

Никто не станет отрицать, что семья, даже в 21 веке, является важной социальной единицей, которая строилась годами или несколькими поколениями. Понимание семьи можно рассматривать с разных точек зрения и с позиций разных научных дисциплин, поэтому не сложилось  в науке однозначного и четкого определения семьи.

В психологическом словаре семья описывается как «социальная группа, связанная браком или кровными отношениями, ответственностью и взаимопомощью» [11]. В социологии термин семья означает наименьшую единицу социальной организации. Это первичная социальная группа, с которой ребенок сталкивается после рождения [14]. В отечественной литературе мы встречаем различные толкования и определения термина «семья». Социологи, психологи и другие российские эксперты говорят, что понимание концепции семьи является сложным, поскольку с течением времени семья значительно изменяется в прямой зависимости от того, как выглядит семья с точки зрения структуры. По мнению специалистов, семья больше не может быть определена как «группа родителей и детей» [10]. Если мы посмотрим, как семейное право определяет обязанности по содержанию в семье, мы обнаружим, что не только родители обязаны содержать детей, детей по отношению к родителям, но также говорят об обязательствах по содержанию братьев и сестер, бабушек и дедушек, а также их внуков. Поэтому в состав семьи могут быть включены близкие родственники родителей и детей, бабушки и дедушки, внуки и внучки [10].

Основатель советской семейной социологии Анатолий Георгиевич Чарчев в 1970-х годах определил семью как «историческую форму особых отношений между супругами, между родителями и детьми, формируя небольшую социальную группу, члены которой связаны семейными или кровными отношениями и взаимной моральной ответственностью, и чья потребность в обществе заключается в физическом и духовном воспроизводстве населения» [3].

В 1980-х годах мы познакомились с новым взглядом на определение семьи. По словам российского демографа Карела Карловича Баздырева, семью можно назвать «сосуществованием мужчины и женщины, партнерством между мужчиной и женщиной» [2], то есть о семье можно говорить, даже если мужчина и женщина не женятся, а являются партнерами.

Российские социологи провели исследования по изучению семей в 90-е годы 20-го века. С этого периода мы даем, например, определение социолога А.И. Антонова, который определяет семью как «общность людей, которые связаны браком, родством и семейными отношениями. Это сообщество способствует воспроизводству населения, продолжению семейных традиций, социализации детей и существованию отдельных членов семьи» [1]. По словам А.И. Антонова, брак, родство и семейные отношения являются важной основой для каждой семьи.

В начале 21-го века в определениях понимания семьи ссылаются на ситуацию в обществе, где больше внимания уделяется развитию приемных семей и поддержке семей с детьми. С социологической точки зрения семья воспринимается как «общность людей, основанная на родстве, браке или семье, образованной усыновлением ребенка. Как правило, его члены разделяют общую ответственность и ответственность за воспитание детей» [1].

С точки зрения экономики, российские эксперты смотрит на семью как институт, который был сформирован вместе с развитием других социально-экономических институтов, среди которых находится институт частной собственности. Стандарты считаются основным элементом институтов [4]. С этой точки зрения мы можем интерпретировать семью как сообщество людей, которые руководствуются нормами, особенно социальными нормами, которые регулируют поведение и сосуществование людей в семье, или нормами экономического поведения. Российские экономисты также делят семью на три основные группы. Семьи различаются в зависимости от стадии жизненного цикла, в котором семья находится в настоящее время. Кроме того, в нем говорится о классификации в зависимости от размера дохода семьи и, в конечном счете, в зависимости от места проживания семьи, независимо от того, проживает она в городе или в сельской местности [7].

Очень важен в размере дохода семьи механизм реализации социальной поддержки семей с детьми, который выражается через социальное обеспечение и систему социальных услуг.

Социальное обеспечение можно определить как меры, связанные с денежными выплатами семьям, имеющим детей (пособие при рождения ребенка, материнский капитал, выплаты при многоплодной беременности, в случае потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение направлено на полное или частичное содержание семей, имеющих детей, в зависимости от их положения.

Система социальных услуг для семей с детьми состоит из сферы здравоохранения, образования, профессиональной подготовки, службы занятости и др. Услуги могут финансироваться как государством, так и внебюджетными фондами, пополняемыми за счет граждан и организаций (их налоговых поступлений). Услуги предоставляются и государством, и частными организациями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [13] государство обеспечивает, при наличии оснований, семьи такими услугами, как: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги.

Среди негосударственных практик можно выделить: 1) помощь в лечении детей: снабжение медикаментами, применение нетрадиционных методов (например, иппотерапии — лечебной верховой езды); 2) поддержка социализации детей-инвалидов: помощь в выработке различных навыков, таких как: двигательные, коммуникативные и другие; 3) организация летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями. Родители в таких лагерях как правило, получают консультации специалистов, дети ходят в походы, участвуют в соревнованиях и пр.; 3) арт-терапия для ребят с особенностями развития. НКО предлагают детям занятия живописью, керамикой, лепкой. Практикуются занятия по архитектуре и дизайну, музыке, литературе, флористике, театру; 4) кружки и секции: занятия по боевым искусствам, танцы, граффити, изучение иностранных языков и пр. [8].

Реализация социальной поддержки семей с детьми выражается в поддержании и развитии института семьи.

С целью изучения механизма реализации социальной поддержки семей с детьми нами были проанализированы исследования проведенные Росстатом и ВЦИОМ, а также проведены собственные исследования: через анкетирование (опрос) респондентов и анализ фокус-групп.

Проведенные выборочные обследования населения России показывают, что по разным оценкам 20 — 50% населения считают, что в настоящее время государство выделяет недостаточное количество денежных средств для поддержки семьи, материнства и детства. Результаты тематических опросов, проведенных ВЦИОМ в 2008 и 2017 гг., показывают, что за последние годы повысилось количество опрошенных респондентов, отмечающих снижение положения матерей в стране. К основным проблемам материнства и детства в России относят: 24% опрошенных считают, что это низкий размер детских пособий; 21% за недостаточное число детских воспитательных учреждений; низкий уровень жизни и высокие цены (15%); а также 14% выбрали «низкий уровень медицинского обслуживания, недостаток врачей». Вместе с тем при ответе на вопрос «Как вы считаете, сейчас хорошее время, чтобы рожать детей, или нет?», респонденты в 2017 г. посчитали, что это время хорошее для рождения детей (42% опрошенных), когда как в 2008 г. такой же ответ дали 25% респондентов [5]. Респонденты также оценивали ряд возможных мер, способных улучшить положение женщин при уходе в декретный отпуск. Предполагаемое введение социальной поддержки в виде места в детском саду, организованного работодателем, респонденты восприняли позитивно (72% опрошенных отметили, что мера скорее улучшит положение, 4% — скорее ухудшит), меру «гибкий график работы», как влияющую скорее положительно, отметили 69% респондентов, а 8% — скорее отрицательно. Слабее поддержали «возможность работать удаленно» — 61% опрошенных; затруднительно для респондентов было оценить меру «предоставление средств для найма няни работающим женщинам», как влияющую на матерей. В связи с чем 18% опрошенных затруднились в оценке, 54% опрошенных положительно её оценили, а 10% выбрали другие меры [5].

В 2017 года Росстатом было проведено исследование «Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения, 2017 г.»[6], которое является еще одним источником сведений об отношении граждан к действующей социальной поддержке семей с детьми. Из результатов данного исследования видно, что на решение родить ребенка в большей степени повлияли программы МСК федерального и регионального уровня (55% и 50% соответственно). Пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, как мера влияющее на рождение ребенка, получила меньше всего поддержки (33% опрошенных). Такие результаты могут связаны с размером различных выплат и тем, какие возможности он предоставляют родителям. Наибольший позитивный отклик из предложенных дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми имели: региональная (дополнительная к федеральной) программа МСК (действующая примерно в 75% субъектах России) и возможность как частичного, так и полного погашения кредита (ипотеки) на приобретение жилого помещения при рождении первого или последующих детей.

Проведенное авторами исследование на территории Ульяновской области показывает, что из наиболее значимых мер поддержки семей с детьми, актуальных и введенных к концу 2017 г., респонденты выделяют продление срока действия материнского капитала до 2025 г. – почти 38% граждан. Респонденты из полных семей с детьми позитивно оценивают данную меру (44% в полных семьях против 34% в неполных семьях). Уровень поддержки решения о продлении программы материнского (семейного) капитала практически инвариантен к уровню доходов населения (составило около 36%). Также в проводимом нами анкетировании предлагалось выбрать, как и в опросе ВЦИОМ, ряд возможных мер, способных улучшить положение женщин при уходе в декретный отпуск. Так, за «место в детском саду, организованное работодателем» как и за «предоставление средств для найма няни» высказались ровное количество опрошенных – 80%. «Гибкий график работы» — 63%; «возможность работать удаленно» — 59%.

В фокус-группах для обсуждения были предложены следующие государственные меры поддержки семей, имеющих детей: программа федерального материнского (семейного) капитала, пособие по беременности и родам («декретное» пособие), единовременные выплаты в связи с рождением ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, выдача земельного участка, помощь по сопровождению беременности, а также меры поддержки детей дошкольного возраста.

Материнский капитал является наиболее известной мерой по результатам обсуждения в фокус-группах. Респонденты отмечают, что данная мера является весьма полезной и используется в основном как вложение в улучшение жилищных условий (приобретение жилья). Направление средств материнского капитала на образование детей практикуется редко, опция «пенсия матери» воспринимается критически. Декретное пособие, как отмечают опрошенные, является важной «инвестицией» в общий семейный бюджет при рождении ребенка. Выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет воспринимаются респондентами как обязательное проявление «внимания» со стороны государства, они — «опора» семейному бюджету. Респонденты отмечают, что рады тому, что до 1,5 лет выплата утратила силу и появилась единая до 3-х лет. Предоставление бесплатного земельного участка для строительства своего жилья воспринимается негативно, респонденты не воспринимают данную поддержку, как помощь со стороны государства, так как она плохо реализуется на практике и предоставляется с ограничениями. Земельный участок предоставляется в удаленных частях города, выбрать его местоположение нельзя, часто не проведено снабжение (газо-, свето-, водо-), необходимость завершить строительство в определенные сроки, трудно получить ипотеку.

Женщины, участвующие в фокус-группе, отметили «несерьезной» выплату за раннюю постановку на учет в женской консультации, относящуюся к мерам, направленным на сопровождение беременности: размер выплаты (675,15 рублей), периодичность (единовременная выплата), неосведомленность о возможности получения такой поддержки. Однако принимается как «приятная забота» от государства.

Поддержка детей молочной кухней воспринимается позитивно. В Ульяновске такая мера предоставляется малообеспеченным семьям и многодетным семьям, чьи дети посещают 1 — 4 классы школ города в объеме — 1 пакет молока (200 мл.) на 1 учащегося.

Материалы фокус-групп в рамках исследования «Будущее для семей» позволяют подчеркнуть потребности семей с детьми, которые не включены в реализуемые меры. Участники фокус-групп выделяют проблемы с наличием детских садов и дополнительного образования; недостаточная осведомленность о своих правах на пособия; недостаточная поддержка семей с детьми в возрасте от полутора до трех лет; отсутствие государственной поддержки отцов; трудности в получении/приобретении жилья; отсутствие ясельных групп для детей от полутора лет; проблемы с социальной адаптацией женщин с маленькими детьми и низкий уровень качества услуг в родильных домах.

Можно сделать вывод, что основная проблема семей с детьми — отсутствие поддержки семей, имеющих детей в возрасте до трех лет: нет полноценных яслей, практически отсутствует материальная помощь. В следствии чего в целях усовершенствования механизма социальной поддержки семей с детьми нами была предложена мера по предоставлению социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком «муниципальная няня».

Таким образом, предлагается ввести новую меру социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «муниципальная няня».

Введение данной меры приведет к тому, что у семей появится больше времени на самореализацию, получение доходов для поддержания высокого уровня жизнедеятельности; дети будут получать не менее качественное дошкольное образование.

Целью меры является социальная поддержка семей с детьми, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, для обеспечения развития таких детей в домашних условиях и предоставления их родителям (законным представителям) свободного времени.

Задачи, решаемые при введении данной меры:

  • расширение охвата социальным обслуживанием детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, не интегрированных в социум;
  • оказание помощи в уходе на дому для детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • организация кратковременного присмотра за детьми, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, для предоставления их родителям (законным представителям) свободного времени;
  • обучение детей и взрослых, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, навыкам самообслуживания;
  • профилактика отказов от детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и помещения их в стационарные организации;
  • профилактика «эмоционального выгорания» у членов семьи, имеющей детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Данная мера является новой в практике применения. Такой меры нет ни в одном регионе Российской Федерации.

Вместе с тем, на территории Ульяновской области реализуется другой схожий и новый проект – «Социальная няня», который заключается во временном присмотром за детьми в возрасте 1-3 года на период отсутствия родителей однократно (разово) не менее 1 часа, но не более 4 часов, либо на долгосрочный период (на максимальный срок до 6 месяцев) не более 3 раз в неделю, каждое посещение не более 4 часов. На предоставление данной услуги установлен тариф – 102,49 руб. за 1 час. В бесплатной форме данная услуга может быть предоставлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг, утвержденная территориальными органами социальной защиты населения [9].

Новизна новой меры социальной поддержки заключается:

  • в расширении охвата социальным обслуживанием детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, за счет предоставления социальных услуг родителям детей, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, которым не рекомендованы реабилитационные мероприятия;
  • в привлечении большого количества семей;
  • в организации предоставления кратковременного присмотра за детьми, нуждающимися в постороннем уходе, не травмируя психическое и эмоциональное состояние;
  • в создании условий родителям и остальным членам семьи в решении проблем личного характера;
  • в профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в стационарном социальном обслуживании детей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Таким образом, данная мера социальной поддержки семей с детьми считается весьма актуальной в настоящее время, имеет перспективы на будущее развитие.

 

Заключение

С нашей точки зрения, в целях совершенствования механизма реализации социальной поддержки семей с детьми следует улучшить стоящую в основе данного механизма систему социального обеспечения (система выплат) дополнив её ежемесячной выплатой на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «муниципальная няня». Что в свою очередь активизирует негосударственные организации к реализации социальных услуг по уходу за ребёнком, предоставит родителям возможность для самореализации.


Библиографический список

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. — 304с
  2. Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке. — М.: Мысль, 1987. – 219 c.
  3. Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 232 с.
  4. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
  5. Быть матерью в России-2017 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116546
  6. Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения 2017 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/RPN17/index.html
  7. Долбик-Воробей Т.А., Воробьева О.Д. Статистика населения и демография + Приложение: тесты: учебник. — Москва: КНОРУС, 2018. — 314 с. — (Магистратура).
  8. Новые социальные услуги для семей с детьми в Москве: потребности и практика реализации / О. Б. Савинская, А. Г. Истомина, К. В. Чалых; [под общ. ред. Савинской О. Б., Карандашовой О. В.]; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва : Акварель, 2016.– 132с.
  9. Постановление Правительства Ульяновской области от 06.08.2018 № 385-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ульяновской области»
  10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 06.02.2020 № 10-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. № 1. ст. 16. 01.01.1996.
  11. Семья как социальная группа [Электронный ресурс] // Онлайн-школа Фоксфорд. – Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/semya-kak-sotsialnaya-gruppa
  12. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  13. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  14. Фролов С.С. Социология. Издание 3-е, дополненное: Учебник. – М.: ГАРДАРИКИ, 2002. – 344 с.