Главная страница » Публикации » 2020 » №2 (92) » Внедрение интеллектуальных систем учета на розничных рынках электрической энергии – правовые последствия для населения

Внедрение интеллектуальных систем учета на розничных рынках электрической энергии – правовые последствия для населения

Introduction of intellectual accounting systems in retail electricity markets — legal implications for the population

Внедрение интеллектуальных систем учета на розничных рынках электрической энергии – правовые последствия для населения

Авторы

Бестужева Елена Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой
Россия, Международный юридический институт
Bestuzheva.lena@yandex.ru
Калинская Яна Игоревна
Россия, Международный юридический институт
yana08101998@mail.ru
Скорых Дарья Михайловна
Россия, Международный юридический институт
darja.yudina1999@yandex.ru
Сурнов Сергей Григорьевич
Россия, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
surnov.sergey@gmail.com
Сурнов Сергей Иванович
кандидат технических наук, старший преподаватель
Россия, Международный юридический институт
surnov53@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется регулирующее воздействие Федерального закона №522 от 27.12.2018 года, предписывающего создание интеллектуальных систем учета электрической энергии. Показано, что закон ведет к нарушению основополагающего принципа функционирования электроэнергетической отрасли, который предусматривает законодательный запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее купле-продаже, а также к монополизации на розничных рынках электрической энергии и счетчиков электрической энергии, росту коррупционных возможностей. Сделан вывод о том, что финансовое бремя создания и эксплуатации интеллектуальных систем необоснованно возложено на население. Полностью проигнорирована проблема конфиденциальности собираемых интеллектуальной системой данных. Применение закона будет иметь самые негативные последствия. Предложены меры по недопущению этих последствий.

Ключевые слова

розничный рынок электрической энергии, интеллектуальная система учета, интеллектуальный счетчик электрической энергии, Smart grid.

Рекомендуемая ссылка

Бестужева Елена Владимировна, Калинская Яна Игоревна, Скорых Дарья Михайловна, Сурнов Сергей Григорьевич, Сурнов Сергей Иванович. Внедрение интеллектуальных систем учета на розничных рынках электрической энергии – правовые последствия для населения // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (92). Номер статьи: 9217. Дата публикации: 10.07.2020. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9217/

Authors

Bestuzhevа Elena Vladimirovna
candidate of Law, associate Professor, head of department
Russia, International Law Institute
Bestuzheva.lena@yandex.ru
Kalinskaia Yana Igorevna
Russia, International Law Institute
yana08101998@mail.ru
Skorykh Daria Mihajlovna
Russia, International Law Institute
darja.yudina1999@yandex.ru
Surnov Sergey Grigorjevich
Russia, Bauman Moscow State Technical University
surnov.sergey@gmail.com
Surnov Sergey Ivanovich
candidate of Engineering, senior lecturer
Russia, International Law Institute
surnov53@gmail.com

Abstract

The article analyzes the regulatory impact of Federal Law No. 522 of December 27, 2018, which prescribes the creation of intelligent electric energy metering systems. It is shown that the law leads to a violation of the fundamental principle of the functioning of the electric power industry, which provides for a legislative ban on combining electric power transmission activities with its sale and purchase activities, as well as to monopolization of electric power and electricity meters in the retail markets, and the growth of corruption opportunities. It is concluded that the financial burden of creating and operating intelligent systems is unreasonably placed on the population. The privacy issue of the data collected by the intelligent system has been completely ignored. The application of the law will have the most negative consequences. Measures have been proposed to prevent these consequences.

Keywords

retail electric energy market, intelligent metering systems, intelligent electric energy meter, Smart grid.

Suggested citation

Bestuzhevа Elena Vladimirovna, Kalinskaia Yana Igorevna, Skorykh Daria Mihajlovna, Surnov Sergey Grigorjevich, Surnov Sergey Ivanovich. Introduction of intellectual accounting systems in retail electricity markets - legal implications for the population // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (92). Art. #  9217. Date issued: 10.07.2020. Available at: https://sovman.ru/article/9217/


«… любой закон (это неизбежная и привычная для нас практика)
рассматривается с точки зрения интересов граждан…»

сенатор Мезенцев Д.Ф.
Парламентские слушания 23.03.2018 г.

«… произошла чудовищная подмена понятий»

Селезнев В.С.
Первый зампред комитета по энергетике Госдумы
Парламентские слушания 23.03.2018 г.

Введение

Федеральный закон №522-ФЗ от 27.12.2018 года (далее – Закон) предписывает сетевым организациям и гарантирующим поставщикам создание интеллектуальных систем учета электрической энергии (далее – ИСУЭ), основным элементом которых является интеллектуальный счетчик электрической энергии [1].

Здесь и далее мы будем придерживаться терминологии Федерального закона №35 от 26.03.2003 года.

Также мы, в основном, ограничимся рассмотрением последствий принятия Закона для одного из участников розничного рынка электрической энергии – населения.

Системы с интеллектуальными счетчиками относятся к области Интернета вещей [2] и являются составной частью более общего понятия – Smart grid (умная сеть) [3]. Разработка и внедрение интеллектуальных счетчиков и сбор детализированных данных о потреблении энергоресурсов является мировым трендом и при правильном подходе имеют очень хорошие перспективы. Фактически речь идет об открытии нового рынка – рынка данных (далее – Рынок-Д) о поведении конечного потребителя при потреблении им энергоресурсов и, соответственно, появлении новых информационных сервисов, направленных, в первую очередь, на ресурсосбережение и повышение качества жизни людей.

Поэтому интерес законодателей к этой теме является оправданным.

Однако подходить к решению этой проблемы следует с осторожностью, т.к. поспешное и необдуманное внедрение интеллектуальных счетчиков может привести к резко отрицательным и, возможно, необратимым последствиям. На это было обращено внимание еще в 2017 году, когда обсуждение проекта Закона только начиналось [4]. В этом плане поучительным является опыт Англии [1], где на подобный проект было потрачено из бюджета 11 млрд. фунтов стерлингов. Проект оказался неокупаемым, что привело к росту тарифов для населения и началу расследования со стороны контрольных органов.

Президиум Совета законодателей прямо определил, что целью принятия Закона является снижение потребления и повышение эффективности использования энергетических ресурсов, а также снижение тарифов на коммунальные ресурсы [5]. При этом расходы на создание ИСУЭ было рекомендовано возложить на поставщиков энергоресурсов и сетевые организации без повышения тарифов на электрическую энергию.

На деле в результате обсуждения и принятия Закона были достигнуты цели, прямо противоположные поставленным:

  • все финансовое бремя по созданию и эксплуатации ИСУЭ было возложено на население;
  • население при этом не получает за свои деньги сколько-нибудь внятных услуг;
  • происходит монополизация рынка вместо демонополизации;
  • закрывается сама возможность создания рынка детализированных данных о потреблении электрической энергии и др.

Рассмотрим более подробно проблемы, возникшие с принятием Закона.

 

Розничные рынки до принятия Закона

До принятия Закона кроме розничного рынка электрической энергии (далее – Рынок-Э) существовал еще один важный для темы данной статьи рынок – розничный рынок счетчиков электрической энергии (далее – Рынок-С). На нем потребители электрической энергии (далее – Потребители) покупали счетчики электрической энергии (далее – Счетчики), выпущенные заводами – изготовителями Счетчиков (далее – Заводы). Рынок-С был полностью свободным и функционировал в интересах Потребителей. На нем определялось, какие именно Счетчики попадут на Рынок-Э, т.е. будут установлены у Потребителей. Цены на Счетчики и их качество определял Рынок-С. По утверждению Долгих В.М. (председателя совета директоров группы компаний «Системы и технологии») [6, с.62] в настоящее время на Рынке-С присутствует более 300 типов Счетчиков, применяемых в электроэнергетике.

Расходы на приобретение Счетчиков, их установку и поверку были возложены на Потребителя.

Гарантирующие поставщики электрической энергии (далее – Поставщики) не могли оказывать непосредственного влияния на Рынок-С, хотя иногда опосредованно и пытались это сделать в интересах одного или нескольких Заводов (механизмы такого влияния выходят за рамки данной статьи).

Для проведения расчетов за потребленную электрическую энергию Потребитель один раз в месяц снимал показания установленного у него Счетчика и тем или иным способом передавал их своему Поставщику, получал счет и производил его оплату.

Недостатки:

  1. Показания Счетчиков передаются Потребителями неодновременно один раз в месяц. Поставщику сложно в такой ситуации сводить балансы закупленной и проданной электрической энергии.
  2. Отсутствует Рынок-Д, т.к. невозможно собрать детализированные данные о потреблении электрической энергии каждым Потребителем.
  3. Сетевые организации несут потери, которые в значительной степени могли бы быть устранены установкой Счетчиков с расширенными функциями.

Основные положения Закона

Для удобства дальнейшего рассмотрения сведем основные положения Закона в две группы:

Группа А. Основной функцией ИСУЭ является дистанционный сбор показаний Счетчиков и дистанционный контроль входящего в ИСУЭ оборудования.

На Поставщика возлагается обязанность создания ИСУЭ и ее эксплуатация, в том числе приобретение, установка, замена, ремонт и обслуживание входящего в ИСУЭ оборудования, включая Счетчики и нематериальные активы.

Владельцем ИСУЭ, а значит и Счетчиков, становится Поставщик.

ИСУЭ предназначена для коммерческого учета потребления электрической энергии и расчетов между Поставщиками и Потребителями.

Группа Б. Расходы, понесенные Поставщиком при создании ИСУЭ и ее эксплуатации, включаются в состав сбытовой надбавки, т.е. в цену электрической энергии для Потребителя.

Постановлением Правительства РФ должны быть утверждены требования к Счетчикам, минимальный набор функций ИСУЭ и правила доступа к нему.

 

Последствия принятия Закона

Рассмотрим последствия ввода в действие основных положений Закона.

Заметим, что требование дистанционного снятия показаний Счетчиков сразу определяет структуру ИСУЭ: «Центр сбора данных – Система передачи данных – Счетчики».

Группа А. Последствия для розничного рынка счетчиков

Владелец ИСУЭ объективно заинтересован в повышении ее надежности и упрощении эксплуатации. Одним из важнейших условий достижения этого является сокращение номенклатуры используемых в ИСУЭ Счетчиков. Разумный проектировщик ИСУЭ оставит в системе (для сохранения влияния на Заводы) два, максимум три типа Счетчиков одного назначения.

Это приведет к монополизации Рынка-С выбранными проектировщиком Заводами, уничтожению на нем конкуренции, расширению поля коррупции и замедлению прогресса в дальнейшей модернизации Счетчиков. Тем более что Закон не накладывает на Поставщика никаких ограничений ни в принятии решений по структуре ИСУЭ, ни в стоимости включаемого в ИСУЭ оборудования и программного обеспечения. Закон разрешает включить все произведенные расходы в тариф (Потребитель оплатит все желания Поставщика).

Группа А. Последствия для розничного рынка электрической энергии

Установка неким Поставщиком у Потребителей своих Счетчиков сделает невозможным появление на Рынке-Э его конкурентов. Обоснованные опасения на этот счет на Парламентских слушаниях выразил Есяков С.Я. (первый зампред комитета по энергетике Госдумы) [6, с.70]: Рынок-Э, и без того сильно монополизированный, будет монополизирован окончательно.

Группа А. Последствия для рынка данных

Ограничение функций ИСУЭ сбором данных для коммерческих расчетов и управления самой системой является неоправданным, противоречит мировым трендам и направлено против создания Рынка-Д в силу следующих причин:

в функции ИСУЭ изначально не входит сбор детализированных данных о потреблении (только имея такие данные можно говорить об извлечении из них информации, имеющей ценность на рынке данных, например, полезной для целей ресурсосбережения);

сбор данных поручен Поставщику, который объективно не заинтересован в ресурсосбережении. И поэтому собирать данные для целей ресурсосбережения Поставщик не будет.

Группа Б. Что получит Потребитель?

Данная группа положений Закона фактически определяет, какие услуги будут получены Потребителем в обмен на оплату расходов Поставщика на создание и эксплуатацию ИСУЭ. Перечень этих услуг должен быть утвержден Постановлением Правительства РФ и в настоящее время существует только в проекте Постановления [7]:

  • дистанционная передача показаний Счетчиков;
  • предоставление Потребителю информации о количестве и иных параметрах потребленной им электрической энергии;
  • полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, а также возобновление подачи электрической энергии;
  • установление и изменение тарифных зон суток;
  • предоставление данных о настройках Счетчика;
  • предоставление архива данных.

Из проекта Постановления следует, что фактически никаких новых услуг от внедрения ИСУЭ население не получит.

Декларируемая услуга дистанционной передачи показаний Счетчиков не является услугой Потребителю. Это просто одна из функций ИСУЭ.

С натяжкой можно считать услугой предоставление Потребителю информации о количестве потребленной им электрической энергии. Эту информацию он имел и до появления ИСУЭ.

Нельзя также всерьез считать жизненно необходимой услугой ограничение подачи электрической энергии Потребителю в случае неоплаты им счетов Поставщика.

Фактически Потребитель получает только освобождение от обязанностей по установке и поверке Счетчиков, а также ежемесячной передаче их показаний.

Интересно было бы послушать ответ Потребителя на вопрос «готов ли он оплачивать создание и эксплуатацию ИСУЭ по несогласованным с ним ценам в обмен на снятие с него обязанностей по установке и поверке Счетчиков, а также ежемесячной передаче их показаний (которые Потребитель должен будет оплачивать по несогласованным с ним ценам?».

Следует отметить, что уже появились случаи установки Поставщиками счетчиков у населения. Так, Липецкэнерго устанавливает Счетчики, вводя жителей в заблуждение утверждением, что «затраты по установке приборов учета, на приобретение пультов несет Липецкэнерго, никаких дополнительных расходов со стороны жителей не требуется» [8]. О том, что жители потом через тариф оплатят все затраты Поставщика, стыдливо умалчивается.

Группа Б. О требованиях к Счетчикам

Справедливости ради следует отметить, что в проекте Постановления [9] очень подробно описаны требования к Счетчикам, которые сетевые организации могут устанавливать, например, на входе в многоквартирный дом [6, с. 34-35]. Счетчик здесь является довольно сложным, многофункциональным и дорогим устройством. И это действительно представляется целесообразным, т.к. Счетчик в этом случае является частью сетевого хозяйства и, чем больше функций он будет выполнять, тем эффективнее будет вестись управление сетью в целом и тем меньше будут потери в сетях. Именно об этом говорил руководитель ПАО «Россети» Ливинский П.А. в своем выступлении на Парламентских слушаниях [6, с. 31], утверждая, что таким образом можно снизить потери с 15,3% до 4%.

Там же его поддержал Васильев Д. А. (начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС), отметив, что установка Счетчиков сетевыми организациями может окупаться за счет полученной экономии без увеличения тарифа [6, с. 67]. А срок окупаемости ради этого можно законодательно увеличить до 10-15 лет.

В то же время в проекте Постановления полностью отсутствуют требования к Счетчикам, которые могут устанавливаться в квартирах.

Кроме того, как совершенно правильно обратила внимание Невмержицкая Н.В. (председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний), если у сетевых компаний есть резерв для экономии, то у Поставщиков такого резерва нет, а установка Счетчиков может вестись только за счет повышения тарифа [6, с. 57].

С ней полностью солидарен и Ковальчук Б. Ю. (председатель правления ПАО «Интер РАО»), который привел интересный расчет: для установки Счетчиков по этому Закону «… сбытовые компании должны изыскать минимально 30 млрд. рублей в год» [6, с. 49]. И это, не считая затрат на эксплуатацию ИСУЭ, что увеличит затраты в 2-3 раза. И все это придется из года в год оплачивать населению.

Что интересно, ни Невмержицкая Н.В., ни Ковальчук Б.Ю. вообще не упомянули о том, что Счетчики решат какие-либо проблемы Поставщиков или Потребителей.

Группа Б. «Чудовищная подмена понятий»

На слушаниях в ходе обсуждения проекта Закона выявилось то, что Селезнев В.С. (первый зампред комитета по энергетике Госдумы) метко назвал «чудовищной подменой понятий» [6, с. 72]: в одном Законе смешали проблемы сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, забыв, что это субъекты двух разных рынков и подходить к решению их проблем нужно с учетом особенностей этих рынков.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что функции интеллектуальных счетчиков для сетевых организаций и гарантирующих поставщиков будут различаться. Соответственно будут различаться их сложность и стоимость. Это, в общем-то, разные Счетчики, устанавливаемые с разными целями. Объединяет их только слово «интеллектуальные». Если основная задача первых повышение управляемости электрических сетей, то назначение вторых, в соответствии с мировыми трендами, сбор данных о поведении Потребителей в процессе потребления электрической энергии с целью мотивации их к ресурсосбережению.

 

Что не учтено в Законе

  1. Дистанционный сбор данных о потреблении энергоресурсов ведет к сбору более детализированной информации о Потребителе, чем это было ранее. В этой связи возникает вопрос конфиденциальности собираемых данных, которые нельзя отнести к категории персональных, но и конфиденциальность их нельзя игнорировать [10].

Проблема конфиденциальности в Законе не рассматривается совсем.

  1. Если уж проблема интеллектуального учета решается на федеральном уровне, то непонятно, почему ее решение касается только электрической энергии. И не касается холодной и горячей воды, тепловой энергии и газа. Ведь это все энергоресурсы, которые человек потребляет в своей квартире. Проблема сложная, однако подходы к ее решению в последнее время начали появляться [4, 11, 12, 13].

 

Выводы

В результате анализа Федерального закона №522 от 27.12.2018 года можно сделать следующие выводы:

  1. Закон прямо противоречит Решению Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ от 24.04.2017 года о недопустимости увеличения финансового бремени для населения при создании ИСУЭ. Все затраты на создание и эксплуатацию ИСУЭ возложены Законом на Потребителя через увеличение тарифа.
  2. Закон ведет к нарушению основополагающего принципа функционирования электроэнергетической отрасли, который предусматривает законодательный запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее купле-продаже [14].
  3. В Законе сделана попытка путем установки интеллектуальных счетчиков решить проблемы сетевых организаций и гарантирующих поставщиков. При этом не принято во внимание, что они являются субъектами разных рынков, имеют клиентов разных типов и разные проблемы. Поэтому и решать эти проблемы, скорее всего, нужно разными инструментами.
  4. Закон возложил на Поставщиков обязанность создания и эксплуатации ИСУЭ. Объективная необходимость в уменьшении номенклатуры оборудования при создании ИСУЭ расширит коррупционные возможности для «договоренностей» между Поставщиками (владельцами ИСУЭ) и заводами – изготовителями Счетчиков. В результате произойдет монополизация на розничном рынке Счетчиков.
  5. Установка Поставщиком Счетчиков у населения окончательно закроет саму возможность сделать розничный рынок электрической энергии конкурентным, т.к. смена Поставщика будет требовать замены всех Счетчиков у населения, что на практике сделать невозможно.
  6. Несмотря на то, что в ИСУЭ предусмотрен сбор конфиденциальных данных о потреблении электрической энергии Потребителем, вопрос использования этих данных в Законе не отрегулирован.
  7. Закон исключил Потребителей из числа участников розничного рынка Счетчиков, поэтому они не могут влиять на стоимость Счетчиков, включаемых в ИСУЭ.
  8. Поставщик, покупающий Счетчики для ИСУЭ, не заинтересован в снижении их цены, т.к. все затраты Поставщика на их покупку оплачиваются Потребителем через увеличение тарифа.
  9. Положение Закона, которое предписывает Потребителю оплачивать все затраты Поставщика по созданию и эксплуатации ИСУЭ, включая закупку оборудования, принятие тех или иных технических решений и т.п., по несогласованным с Потребителем ценам выглядит крайне сомнительным (перефразируя известную поговорку, получаем: «любой каприз Поставщика за счет Потребителя»). У Потребителя при таких условиях есть только обязанность платить и нет никаких прав.
  10. Поручение Поставщику решения задачи создания ИСУЭ прямо противоречит решению задачи ресурсосбережения. Поставщик объективно не заинтересован в использовании собираемых детализированных данных для выработки рекомендаций Потребителю по сокращению потребления электрической энергии.

 

Рекомендации

Учитывая резко негативное регулирующее воздействие Закона, авторы считают разумным, пока не началось массовое применение Закона, внести в него следующие изменения:

  1. Вывести из-под действия Закона гарантирующих поставщиков.
  2. Рассмотреть и внести в Закон положения, которые позволят сетевым организациям устанавливать общедомовые Счетчики с целью повышения управляемости сетевого комплекса и снижения потерь электрической энергии. Эти положения должны позволять окупать произведенные затраты за счет снижения потерь. При этом купля-продажа электрической энергии должна остаться за гарантирующими поставщиками.
  3. Никакого повышения тарифов от установки сетевыми организациями Счетчиков быть не должно.

Что касается установки интеллектуальных счетчиков у населения, то этот вопрос, ввиду его сложности, должен рассматриваться отдельно и не решаться простым перекладыванием финансового бремени на население. ИСУЭ должна предоставлять такие услуги, которые пользуются платежеспособным спросом. Кроме того, рассматривать нужно не только потребление электрической энергии, но и воды, тепловой энергии и газа. Фактически речь должна идти о мониторинге потребления населением энергоресурсов в стране с учетом конфиденциальности собираемых данных. Современные исследования показывают, что это возможно.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также



Библиографический список

  1. Smart meter // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Smart_meter
  2. Perry L. Internet of Things for Architects // Publisher: Packt Publishing. January 2018. 524 p.
  3. Smart grid // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Smart_grid
  4. Бычковский И.А. SMART MONITORING: больше, чем «умный учет» в ЖКХ / И.А. Бычковский [и др.] // Энергосбережение. 2017. №6. С.38-41.
  5. О законодательном обеспечении государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Решение Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ. 24.04.2017 года. Санкт – Петербург // URL: http://szrf.km.duma.gov.ru/upload/site53/7._Ob_obespechenii_gos.politiki_v_oblasti_energosberezheniya_(1).pdf
  6. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Проблемы развития интеллектуальных систем учета и пути их решения». 23 марта 2018 года // URL: http://council.gov.ru/media/files/tQ7g2ALr98am9A5IJ3E2bXLYvxbJSZ7a.pdf
  7. Проект постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N02/07/12-18/00087050 «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)». Ред. от 31.05.2019 //

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=47922-0&rnd=15C27AB2B91B056A50987E0B9E70818E&req=doc&base=PNPA&div=PRJ&n=43874&diff=47922#23fwxn591mj

  1. Умные счетчики электроэнергии: семь достоинств и ни одного недостатка. 24.07.2019 // URL: https://gorod48.ru/news/1863510/
  2. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» (подготовлен Минэнерго России 18.02.2019) // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56684087/#review
  3. Бестужева Е.В. Детализированные данные о потреблении энергоресурсов в ЖКХ: вопросы конфиденциальности / Е.В. Бестужева [и др] // Безопасность бизнеса. 2019. №5. С. 53-57.
  4. Бычковский И.А. Технология SMART MONITORING: результаты натурных испытаний / И.А. Бычковский [и др] // Энергосбережение. 2018. №2.С. 32-33.
  5. Surnov S. Smart Monitoring: remote-monitoring technology of power, gas, and water consumtion in Smart Cities / S. Surnov [и др] // URL: https://arxiv.org/abs/1910.08759
  6. Логинов В.Н. Smart Monitoring – технология дистанционного мониторинга потребления электроэнергии, воды, тепловой энергии и газа в Smart City / В.Н. Логинов [и др] // Труды МФТИ. 2020. Том 12 №1. С. 90-99.
  7. Заключение № 21734-ВЖ/Д26и от 04.07.2019 об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)». // URL: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=30491

References

  1. Smart meter // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Smart_meter
  2. Perry L. Internet of Things for Architects // Publisher: Packt Publishing. January 2018.524 p.
  3. Smart grid // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Smart_grid
  4. Bychkovskiy I.A. SMART MONITORING: more than “smart metering” in housing and communal services [SMART MONITORING: bol’she, chem «umnyy uchet» v ZHKKH]/ Bychkovskiy I.A. [et al.] // Energy Saving. 2017. No.6. S.38-41.
  5. On legislative support of state policy in the field of energy conservation and energy efficiency. Decision of the Presidium of the Council of Legislators of the Russian Federation at the Federal Assembly of the Russian Federation [O zakonodatel’nom obespechenii gosudarstvennoy politiki v oblasti energosberezheniya i povysheniya energeticheskoy effektivnosti. Resheniye Prezidiuma Soveta zakonodateley RF pri Federal’nom Sobranii RF]. 04.24.2017 year. St. Petersburg // URL: http://szrf.km.duma.gov.ru/upload/site53/7._Ob_obespechenii_gos.politiki_v_oblasti_energosberezheniya_(1).pdf
  6. Transcript of parliamentary hearings on the topic “Problems of the development of intelligent accounting systems and ways to solve them.” [Stenogramma parlamentskikh slushaniy na temu “Problemy razvitiya intellektual’nykh sistem ucheta i puti ikh resheniya”]. March 23, 2018 // URL: http://council.gov.ru/media/files/tQ7g2ALr98am9A5IJ3E2bXLYvxbJSZ7a.pdf
  7. Draft Decree of the Government of the Russian Federation of 12/19/2018 N02 / 07 / 12-18 / 00087050 “On approval of the rules for providing access to the minimum set of functions of intelligent systems for metering electric energy (power)” [Proyekt postanovleniya Pravitel’stva RF ot 19.12.2018 N02/07/12-18/00087050 “Ob utverzhdenii pravil predostavleniya dostupa k minimal’nomu naboru funktsiy intellektual’nykh sistem ucheta elektricheskoy energii (moshchnosti)”]. Ed. from 05/31/2019 //
  8. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=47922-0&rnd=15C27AB2B91B056A50987E0B9E70818E&req=doc&base=PNPA&div=PRJ&n=43874&diff=47922#23fwxn
  9. Smart electricity meters: seven advantages and not a single drawback [Umnyye schetchiki elektroenergii: sem’ dostoinstv i ni odnogo nedostatka]. 07.24.2019 // URL: https://gorod48.ru/news/1863510/
  10. Draft Decree of the Government of the Russian Federation “On Amending the Basic Provisions for the Functioning of Retail Electricity Markets and Other Regulatory Legal Acts of the Russian Federation on Improving the Organization of Electricity Metering” [Proyekt Postanovleniya Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii “O vnesenii izmeneniy v Osnovnyye polozheniya funktsionirovaniya roznichnykh rynkov elektricheskoy energii i inyye normativnyye pravovyye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam sovershenstvovaniya organizatsii ucheta elektricheskoy energii”] (prepared by the Ministry of Energy of the Russian Federation on February 18, 2019) // URL: https: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56684087/#review
  11. Bestuzheva Ye.V. Detailed data on energy consumption in housing and communal services: privacy issues [Detalizirovannyye dannyye o potreblenii energoresursov v ZHKKH: voprosy konfidentsial’nosti]/ Bestuzheva Ye.V. [et al.] // Business Security. 2019. №5. S. 53-57.
  12. Bychkovskiy I.A. SMART MONITORING technology: results of field tests [Tekhnologiya SMART MONITORING: rezul’taty naturnykh ispytaniy]/ Bychkovskiy I.A. [et al.] // Energy Saving. 2018. No2. S. 32-33.
  13. Surnov S. Smart Monitoring: remote-monitoring technology of power, gas, and water consumtion in Smart Cities / S. Surnov [et al.] // URL: https://arxiv.org/abs/1910.08759
  14. Loginov V.N. Smart Monitoring – technology for remote monitoring of electricity, water, thermal energy and gas consumption in Smart City [Smart Monitoring – tekhnologiya distantsionnogo monitoringa potrebleniya elektroenergii, vody, teplovoy energii i gaza v Smart City]/ V.N. Loginov [et al.] // Transactions of MIPT. 2020. Volume 12 No. 1. S. 90-99.
  15. Conclusion No. 21734-VZH / D26i of 04/04/2019 on the assessment of the regulatory impact on the draft decree of the Government of the Russian Federation “On approval of the rules for providing access to the minimum set of functions of intelligent systems for accounting for electric energy (power)” [Zaklyucheniye № 21734-VZH/D26i ot 04.07.2019 ob otsenke reguliruyushchego vozdeystviya na proyekt postanovleniya Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii pravil predostavleniya dostupa k minimal’nomu naboru funktsiy intellektual’nykh sistem ucheta elektricheskoy energii (moshchnosti)»] // URL: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=30491