Главная страница » Публикации » 2020 » №4 (93/1) » Проблемы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения

Проблемы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения

Problems of regulating the turnover of agricultural land

Проблемы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения

Авторы

No items found

Аннотация

Постановка проблемы. Вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на сегодняшний день является проблемой, требующей решения. Приоритет в использовании имеют сельскохозяйственные угодья к ним относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, именно они подлежат особой охране. На практике мы имеем большое количество заброшенных, неиспользуемых земель, требующих не только мелиорации и восстановления, но и дополнительного правового регулирования. В данной статье рассмотрим основные проблемы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Целью исследования, является все стороннее рассмотрение проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации. Выявление проблем, связанных с вовлечением в оборот таких земель. Упрощение правовой процедуры возвращения в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, невостребованных долей и заброшенных земель.

Ключевые слова

регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, сфера земельных отношений, процедуры возвращения в оборот угодий, государственный и муниципальный контроль за использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Рекомендуемая ссылка

No items found. Проблемы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (93/1). Номер статьи: 93101. Дата публикации: 30.12.2020. Режим доступа: https://sovman.ru/article/93101/

Authors

No items found

Abstract

Formulation of the problem. Involvement in the turnover of unused agricultural land in the Russian Federation today is a problem that needs to be addressed. Priority in the use of agricultural lands, they include arable land, hayfields, pastures, fallow lands, lands occupied by perennial plantations, they are subject to special protection. In practice, we have a large number of abandoned, unused lands that require not only reclamation and restoration, but also additional legal regulation. In this article, we consider the main problems of regulating the turnover of agricultural land. The purpose of the study is an all-sided consideration of the problem of circulation of agricultural land in the Russian Federation. Identification of problems associated with the involvement in the circulation of such lands. Simplification of the legal procedure for the return to circulation of lands that are in shared ownership, unclaimed shares and abandoned lands.

Keywords

regulation of the turnover of agricultural land, the scope of land relations, procedures for the return of land to circulation, state and municipal control over the use of agricultural land

Suggested citation

No items found. Problems of regulating the turnover of agricultural land // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (93/1). Art. #  93101. Date issued: 30.12.2020. Available at: https://sovman.ru/article/93101/


Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы в сфере земельных отношений возникли давно, но решить многие так и не удалось в полной мере. Например, возникновение прав на земли сельскохозяйственного назначения. Исходя из судебной практики, только в последнее время юридические лица, которые прошли реорганизацию или стали правопреемниками, в судебном порядке возвращают земельные доли (паи), ранее переданные в уставный капитал колхозов, совхозов, обществ. Доли (паи), предоставленные работникам, были массово выделены в земельные участки, образованные в счет долей в праве долевой собственности. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности. Большинство из них прошли сделки купли-продажи, и используются не по назначению. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы обязаны были до 01.01.1993 г. провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах. Члены колхоза и работники совхоза наделялись правом на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года необходимо было принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (п. 6).
Порядок проведения земельной реформы установлен Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86«О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из форм использования пая:

  • получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий;
  • передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив;
  • продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», предусматривалось, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. С учётом принятого трудовым коллективом реорганизуемого совхоза решения о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РФ, в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, к которой прилагались списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», включая пенсионеров этих хозяйств.

Пунктом 9 Постановления № 708 от 04.09.1992г. определено, что трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий должны принять решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренный Земельным Кодексом Российской Федерации.

Согласно п.16 данного Постановления владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами:

  • получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив;
  • продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Согласно ст. 11 Закона РСФСР ««О предприятиях и предпринимательской деятельности» в редакции 1992 года акционерное общество закрытого типа представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд акционерного общества образуется только за счет вкладов (акций) учредителей.

В связи с указанными нормами, судами признаются отсутствующими права собственности на земельные участки, образованные в счет земельных долей (пая), исключаются сведений из Единого государственного реестра недвижимости, изымаются земельные участки из чужого незаконного владения. На принятия судебных решений и их исполнение, требуется значительное время, а земли сельскохозяйственного назначения остаются заброшенными, не участвуют в обороте и требуют мероприятий по восстановлению.

Проблемой является и вовлечение в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения. По статистике гектары земельных долей, которые должны быть выделены, являются невостребованными. Проблема невостребованных долей не решена на протяжении многих лет. Это земли, у которых есть владелец, но он не распорядился своей долей.

В настоящее время принимаются нормативно правовые акты, направленные на решение данной проблемы. Но надо учесть, что необходимо принятие мер, которые позволят достичь не только быстрых результатов. Но смогут вовлечь в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные земли с государственной поддержкой мелиорации земель. Без государственной поддержки провести мелиорацию, восстановить угодья сложно. Результат по итогу принятия нововведений и нормативно правовых актов, будет, но земли сельскохозяйственного назначения так и останутся не пригодными к использованию.

Еще одна проблема требующая внимания, является проведение государственного и муниципального контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, необходимо систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства путем проведения административного обследования земель сельскохозяйственного назначения, выявления не используемых земель, выявления земельных участков используемых не по назначению, проведению анализа правовых актов принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Необходима выработка качественной стратегии вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, совершенствование правовой базы, с учетом полного анализа, статистики отдельно по регионам России, проведение инвентаризации количества не вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения, причин и последствий их неиспользования, выработка мероприятий направленных на восстановление сельскохозяйственных угодий. Выявление земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых сельскохозяйственными угодьями и используемыми правообладателями не по назначению. Изучение судебной практики, в целях дальнейшего правового регулирования по делам, относящимся к выделу земельных долей сельскохозяйственного назначения, которые ранее были переданы в уставный капитал Обществ участниками долевой собственности.

 

Выводы

Вопрос изменения категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешенного использования земельных участков требует особого рассмотрения с принятием и усовершенствованием нормативно правовых актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения с учетом сложившейся ситуации, более жесткого контроля за изменением категории земель сельскохозяйственного назначения, занятых сельскохозяйственными угодьями, изменением разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, которое повлечет не возможность использования угодий. Необходимо сохранение целевого использования земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Агроэкологическая оценка земель и оптимизация землепользования / А.Л. Черногоров и др. — М.: Издательство МГУ,  — 272 c.
  2. Варламов, А. А. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 4. Оценка земель / А.А. Варламов. — М.: КолосС,  — 464 c.
  3. Мазуров, А. В. Комментарий к Федеральному закону » Об обороне земель сельскохозяйственного назначения» / А.В. Мазуров, В.В. Нахратов, В. Э.Чуркин. — М.: Частное право,  — 304 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Земельные участки сельскохозяйственного назначения. Предоставление, использование, особенности совершения сделок / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 144 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Комментарии к Федеральному Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в новой редакции / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 144 c.

References

  1. Agroecological assessment of land and optimization of land use [Agroekologicheskaya otsenka zemel’ i optimizatsiya zemlepol’zovaniya] / A.L. Chernogorov and others – M.: MSU Publishing House, 2014. – 272 p.
  2. Varlamov, A. A. Land cadastre. In 6 volumes. Volume 4. Land valuation [Zemel’nyy kadastr. V 6 tomakh. Tom 4. Otsenka zemel’] / A.A. Varlamov. – M.: KolosS, 2016. – 464 p.
  3. Mazurov, A.V. Commentary on the Federal Law “On the defense of agricultural land” [Kommentariy k Federal’nomu zakonu ” Ob oborone zemel’ sel’skokhozyaystvennogo naznacheniya”] / A.V. Mazurov, V.V. Nakhratov, V. E. Churkin. – M.: Private law, 2016. – 304 p.
  4. Tikhomirov, M. Yu. Agricultural land plots. Provision, use, features of transactions [Zemel’nyye uchastki sel’skokhozyaystvennogo naznacheniya. Predostavleniye, ispol’zovaniye, osobennosti soversheniya sdelok] / M.Yu. Tikhomirov. – M.: Edition of Tikhomirov M. Yu., 2014. – 144 p.
  5. Tikhomirov, M. Yu. Comments on the Federal Law “On the turnover of agricultural land” in the new edition [Kommentarii k Federal’nomu Zakonu “Ob oborote zemel’ sel’skokhozyaystvennogo naznacheniya” v novoy redaktsii] / M. Yu. Tikhomirov. – M.: Edition of Tikhomirov M. Yu., 2014. – 144 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх