Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов
Development of an educational course using technologies for launching and developing innovative and social projects
Авторы
Аннотация
Представлен проект по Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов. Целью проекта является формирование посредством «Проектополиса» у школьников точного представления о создании, развитии и продвижении собственных проектов в различных сферах деятельности с дальнейшим выдвижением готового продукта на платформу грантовых систем и конкурсов, а также его воплощение в жизнь по окончании курса.
Ключевые слова
проектная деятельность, повышение мотивации учеников, образовательный курс, проекты.
Финансирование
Работа выполнена при поддержке мероприятия VP-2021 III Международный конкурс исследовательских работ молодых ученых «Время перемен 2021» (Организатор: Stars of Science and Education)
Рекомендуемая ссылка
Цыбенко Валерия Александровна,Кафиятуллина Юлия Насиховна. Разработка образовательного курса с использованием технологий запуска и развития инновационных и социальных проектов // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (94). Номер статьи: 9403. Дата публикации: 04.02.2021. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9403/
DOI 10.24412/2226-9339-2021-194-3
Authors
Abstract
A project on the Development of an educational course using technologies for launching and developing innovative and social projects is presented. The aim of the project is to form, through Proektopolis, schoolchildren have an accurate idea of the creation, development and promotion of their own projects in various fields of activity with the further promotion of the finished product on the platform of grant systems and competitions, as well as its implementation at the end of the course.
Keywords
project activities, increasing student motivation, educational course, projects
Project finance
This work was supported by the event VP-2021 III International competition of research papers for young scientists "Time for change 2021" (Organizer: Stars of Science and Education)
Suggested citation
Tsybenko Valeria Alexandrovna,Kafiyatullina Yulia Nasikhovna. Development of an educational course using technologies for launching and developing innovative and social projects // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (94). Art. # 9403. Date issued: 04.02.2021. Available at: https://sovman.ru/article/9403/
Введение
В настоящем 2020 году система образования подверглась значительным изменениям. Внедрение новых технологий и подходов в рамках программы стандартизации образования способствовало изменению образования, методов его реализации и организации самого образовательного процесса. Модернизация коснулась непосредственно и школ сельских поселений и малых городов. По данным доступных источников, около 70% всех школ являются отдалёнными от мегаполисов [1].
Непременное условие модернизации содержания образования – повышение активности обучаемого. Этому в наибольшей степени соответствует проектная деятельность школьника, на которую в современной системе образования Российской Федерации сегодня делаются большие ставки, проводятся различные конкурсы и форумы. Однако, в основном, данные нововведения направлены лишь на крупные города и большие учебные заведения, а в регионах, как правило, недоступны все опции качественного образования, поэтому дети там в большей степени нуждаются в мероприятиях, позволяющих раскрыть их потенциал. В провинциальных городах живут и учатся не менее одаренные школьники, чем в столицах, но не у всех есть возможность участвовать в государственных конкурсах и форумах, а большинство учащихся вообще не знает о потенциальных возможностях и остается в неведенье. У многих даже нет представления, что такое, например, проект и на какие платформы с ним можно выйти.
В российской школе проектная деятельность – это что-то новое, как для самой организации, так и для тех, кто вовлечён в процесс, особенно для учебных заведений, находящихся в отдалении от центра. В связи с этим, обучающимся не дают полной свободы на этом поле. Как правило, все проекты школьников создаются просто для отчётности и подтверждения реализации требований образовательных стандартов и не имеют дальнейшего развития и продвижения, а пылятся на полках. Именно поэтому у учащихся не возникает интереса к проектной деятельности, как таковой, а уж тем более и к рассмотрению в ней чего-то большего, как, например, создания собственного бизнеса. Школьные учителя не имеют достаточного опыта и практики в проектировании, поэтому им самим сложно разобраться в преподаваемом материале и донести его до учеников. Об этом говорят и исследования, в результате которых были сделаны выводы, что большинство педагогов не понимает сути проектной деятельности и сводит её к выполнению обычных заданий. Причем эта тенденция характерна для всех кластеров (как города, так и сельской местности) [2]. Но метод проектного обучения актуален и эффективен, он дает школьникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Предлагаемый курс «Проектополис» направлен на повышение мотивации учеников в создании собственного дела, то есть проектов, и открытие, расширение границ их дальнейшей реализации и совершенствования. В основе программы курса будет заложена практика, а не теория, и общаться с участниками будут молодые студенты–предприниматели, которые сами прошли через различные конкурсы и успешно защитили проекты, построив на них свой бизнес, что поможет достигнуть полного понимания и повысить мотивацию школьников.
Участники «Проектополиса» сделают первые шаги в реализации собственного проекта, в онлайн-формате: видеоуроки, прямые эфиры с экспертами и выполнение различных заданий – познакомятся с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научатся работать в команде и овладеют инструментами личностного развития, а также получат поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы, которые помогут им подняться на новый уровень.
Цель проекта: Формирование посредством «Проектополиса» у школьников точного представления о создании, развитии и продвижении собственных проектов в различных сферах деятельности с дальнейшим выдвижением готового продукта на платформу грантовых систем и конкурсов, а также его воплощение в жизнь по окончании курса.
Задачи для создания проекта:
- Проведение конкурентного анализа;
- Продумывание характеристик разрабатываемого образовательного курса;
- Описание структурных элементов образовательного курса;
- Планирование количественных и качественных показателей;
- Определение потенциальных партнёров проекта;
- Создание плана реализации проекта.
Задачи для реализации проекта:
- Систематизация образовательного курса «Проектополис»;
- Внедрение и реализация курса в школы сельских поселений и малых городов Новгородской области;
- Формирование группы лидеров по итогам проектного обучения;
- Отбор победителей и награждение;
- Дальнейшее консультационное сопровождение участников курса.
Основная целевая аудитория: Обучающиеся 14-18 лет сельских школ в Новгородской области.
География проекта: Россия, Новгородская область (населенные пункты с Точками Роста; с 01.09.2020 г. уже доступно 52 Точки Роста в Новгородской области).
Сроки реализации проекта: 2020 – 2023 гг.
1. Исследование имеющихся образовательных проектов в Новгородской области
Новгородская область является одним из тех регионов России, который всегда стоит на пути включения в новые стратегические инициативы, особенно связанные со сферой образования. Ежегодно в Великом Новгороде и во всей области проходят местные конкурсы и различные мероприятия, открываются новые учреждения. Разберем некоторые из них, которые имеют схожие функции с разрабатываемым мной проектом.
1.1 Бизнес-школа «Поколение Z»
«В Новгородской области «Поколение Z» будет предоставлять уникальные в своем роде образовательные услуги для детей. Уверена, потребность в получении детьми знаний в сфере предпринимательства очень высока. Знания по финансовой грамотности и запуску первого бизнеса чаще всего хотят получать сами подростки, не говоря уже о желании каждого из родителей вырастить успешного, уверенного в себе ЧЕЛОВЕКА. Немало важным фактором развития и востребованности обучения в Бизнес–школе является финансовая доступность услуг. Все вышеперечисленные факторы говорят о высоких перспективах развития «Поколения Z»» – Ловчая И.И., руководитель бизнес-школы «Поколение Z» в городе Великий Новгород.
Данная бизнес-школа появилась в Великом Новгороде в начале учебного 2019 года, однако особой популярности не приобрела, даже несмотря на то, что тематика является весьма актуальной.
Проведем сравнительный анализ данного конкурента с будущим образовательным курсом для школьников по созданию, развитию и продвижению проектов «Проектополис».
Критерий | «Поколение Z» | «Проектополис» |
Доступность | –
Реализация проходит только по одному физическому адресу в г. Великий Новгород |
+
Реализация предполагается в онлайн-формате с наличием очных встреч в «Точках роста», расположенных почти в каждой части всей Новгородской области |
Конкретика | –
Бизнес-курс представляет собой охват всевозможных трендовых тематик, что не гарантирует подробного и хорошего усвоения хотя бы одной сферы деятельности |
+
«Проектополис» специализируется на всестороннем развитии личности конкретно через проектную деятельность и предполагает изучение материала о проектах, их создании, развитии и продвижении |
Актуальность | + | + |
Перспектива развития | «Поколение Z» представляет собой стандартные бизнес-курс для подростков. Является франшизой сети.
На территории Новгородской области развитие, расширение и масштабирование не предполагается |
«Проектополис» является этапным образовательным курсом с итоговым конкурсом, что позволяет его делать ежегодным. Более того, ввиду того, что «Проектополис» является новой развивающейся инициативой, предполагается масштабирование на другие регионы нашей страны |
Формат | +/ –
В центре преподают опытные, но взрослые люди, что может затруднить взаимопонимание между школьниками и коучами. Формат = очные занятия. |
+
Все занятия и тренинги практико-ориентированные, максимум практических упражнений и тематических интерактивов. В нашей команде нет теоретиков, только опытные практики, желающие привнести свой вклад в развитие нового поколения. Обучать школьников будут студенты, что позволит находится на одной волне. Формат = видеокурс, очные занятия + конкурс |
Финансовый аспект | –
Занятия в центре проходят за денежную плату. |
+
На начальном этапе реализации проекта курс будет бесплатным, при поддержке партнеров. |
Итак, можно понять, что «Проектополис» обладает несомненным преимуществом.
1.2 Школа Лидеров «ДетиДела»
«Школа Лидеров – проект, который призван стимулировать молодежь Новгородской области к занятию предпринимательской деятельностью, позволит сформировать положительный образ предпринимателя, а также развить важные компетенции у подростков для успеха в бизнесе»
– описание проекта с Фонда Президентских Грантов.
Подробный анализ организации – реализатора – «Солнце внутри тебя», показал, что данный проект, получивший грант, не был реализован в Новгородской области.
Отсутствие публичных материалов, подтверждающих наличие «Школы Лидеров» документов, элементарно – страничек в социальных сетях, без сомнений говорит о том, что данной инициативы не существует.
Таким образом, «Школа Лидеров» не является конкурентом для «Проектополиса» и не обладает качественными характеристиками для сравнительного анализа.
Вывод по разделу
Новгородская область всегда поддерживает различные инициативы и стремится к развитию образования, однако проведенный конкурентный анализ показал, что имеющиеся в Новгороде курсы, организации, направленные на деятельность в сфере школьного проектирования, не находятся на высоком уровне и в принципе почти отсутствуют.
Поэтому создание «Проектополиса» просто необходимо. В сельских поселениях вообще нет рассматриваемого типа образования, а разрабатываемый проект, будучи институтом социализации, позволит учащимся сельских поселений и малых городов Новгородской области быстрее адаптироваться к современным трендам, развить личностные качества, soft-skills и даст толчок для поднятия на новый уровень, к тому же, поспособствует выявлению лидеров и повышению уровня образования Новгородской области в целом.
2. Описание проекта
2.1 Характеристика разрабатываемого образовательного курса
В сельских образовательных учреждениях уже имеются благоприятные условия для осуществления интеграции усилий школы, местного производства, ресурсов социума, средств учебной и внеурочной деятельности школьников, развития интегративных вертикальных и горизонтальных связей, поскольку существуют центры «Точка роста» — специальные оборудованные современным техническим и программным обеспечением образовательные центры, создаваемые на базе школ в селах и малых городах, открытие которых было предусмотрено федеральным проектом «Современная школа», входящим в национальный проект «Образование».
Однако имеющаяся площадка и возможность для развития школьников не используются несмотря на то, что проектная деятельность стала бы отличным методом для реализации и образовательных стандартов, и потенциала обучающихся.
Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию с отсутствием должного применения метода проектного обучения в школах сельских поселений и малых городов, необходимо создать и внедрить образовательный курс для школьников по созданию, развитию и продвижению проектов «Проектополис», который будет направлен на повышение мотивации учеников в создании собственного дела, то есть проектов, и открытие, расширение границ их дальнейшей реализации и совершенствования. В основе программы курса будет заложена практика, а не теория, и общаться с участниками будут молодые студенты–предприниматели, которые сами прошли через различные конкурсы и успешно защитили проекты, построив на них свой бизнес, что поможет достигнуть полного понимания и повысить мотивацию школьников.
Участники образовательного курса смогут сделать первые шаги в реализации собственного проекта в онлайн-формате: видеоуроки, прямые эфиры с экспертами и выполнение различных заданий – познакомиться с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научаться работать в команде и овладеть инструментами личностного развития, а также получить поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы, которые помогут им подняться на новый уровень.
2.2 Описание структурных элементов образовательного курса
В рамках программы курса ожидается:
- Презентация «Проектополиса» (видео для Министерства образования Новгородской области, учителей и учеников школ сельских поселений и малых городов Новгородской области), в которой будет представлена краткая аннотация курса.
- Информационный ролик про конкурсы, форумы и гранты, на которых можно представлять свои проекты.
- Серия 5 мотивационных видеоинтервью с победителями/участниками конкурсов, форумов и грантов.
- 10 видеоуроков о проектной деятельности по темам (каждые два урока предполагают практическое воплощение):
-
- — Что такое проект и его жизненный цикл?
- — Формирование команды и поиск единомышленников
- — Идея проекта: как её найти и сопоставить с проблемой?
- — Целевая аудитория или «кому это вообще нужно?»
- — Создаём продукт. Что такое оффер и дескриптор, и с чем их едят?
- — Сегментация рынка. Конкуренты: поиск, анализ, сравнение
- — Построение бизнес-модели и планирование
- — Основы презентации или «забываем про Power Point»
- — Искусство выступления. Самопрезентация. Защита проекта.
- Образовательный блок по бизнес-терминологии в проектной деятельности.
- По мере усвоения каждого тематического блока участникам будут представлены задания по конкретной области, необходимой для проработки проектов.
- Каждые две недели проходят воркшопы с представлением наработанных результатов по проектам.
- Работа в «Проектополисе» осуществляется через сообщество в социальной сети Вконтакте и платформу видеоконференций.
По завершении всех образовательных блоков курса на территории Новгородский области по результатам обучения будут отобраны лучшие 20 проектов, команды которых отправятся на проектную сессию в Великий Новгород. На основе результатов финального воркшопа определятся 5 команд победителей, 3 из которых получат возможность поехать в Москву на открытие Международного конкурса «Мой первый бизнес». Все участники «Проектополиса» получат консультационное сопровождение при дальнейшей работе с проектами.
2.3 Качественные и количественные показатели образовательного курса
В рамках первого этапа проекта не менее 100 школьников проходят образовательный курс «Проектополис», создают собственные проекты.
На втором этапе 20 лучших проектных команд (до 3-х человек) отбираются на проектную сессию в Великом Новгороде. В рамках заключительного этапа по результатам финального воркшопа победители (3 команды) отправляются на 3-х дневный тур в Москву.
Участие в проекте позволит школьникам сделать первые шаги в реализации собственного проекта, познакомиться с технологиями запуска и развития инновационных и социальных проектов, научиться работать в команде и овладеть инструментами личностного развития, а также получить поддержку и сопровождение при подаче готового проекта на грантовые платформы и конкурсы.
Включение школ сельских поселений и малых городов Новгородской области в программу курса «Проектополис» поспособствует распространению новых образовательных практик в регионе, развитию системы наставничества, улучшению положения региона за счет сотрудничества с федеральными платформами и общему повышению образовательных результатов школьников.
2.4 Дальнейшая реализация и мультипликативность проекта
Проект позволяет сформировать команду региональных лидеров. Выявить ошибки в реализации школьной проектной деятельности в ее текущем состоянии. После проведения курса и получения обратной связи от первой волны участников курс будет предложен для внедрения в остальных школах, не принявших участие в этом сезоне. Для школьников будут разработаны программы дальнейшего проектного сопровождения по развитию и реализации проектов после предполагаемого участия в конкурсах и грантах.
«Проектополис» предполагает масштабирование на другие регионы, помимо Новгородской области, и допускает возможность становления обязательным курсом для школьников. Образовательный курс по созданию, развитию и продвижению проектов станет ежегодным и будет проходить с увеличением числа участников, партнеров, спонсоров, экспертов.
2.5 Партнёры и сопровождение проекта
Партнёры проекта:
Государственный Университет Управления (ГУУ, г. Москва) – Материальная поддержка (предоставление доступа к Точке Кипения), консультационная поддержка (преподаватели, эксперты).
Министерство образования Новгородской области – Материальная поддержка (предоставление доступа к Точке Кипения), информационная поддержка (содействие в привлечении образовательных учреждений к участию в образовательном курсе «Проектополис»).
Благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны» (г. Москва) – Консультационная поддержка (эксперты), организационная поддержка (предоставление возможности участия в открытии конкурса «Мой первый бизнес»).
ОГАУ «Агенство Информационных Коммуникаций» (г. Великий Новгород) – Информационная поддержка (освещение инициативы в СМИ).
Планируемое информационное освещение проекта в СМИ | Наименование и характеристика СМИ |
Медиа-холдинг Новгородской области «ОГАУ «Агенство Информационных Коммуникаций»: Новгородское областное телевидение, Радио 53, интернет-издание 53 Новости, областная газета Новгородские ведомости и 18 районных газет (охват около 400 тыс. человек) | |
Пресс-центры школ сельских поселений, малых городов Новгородской области: публикации на сайтах/в сообществах |
3. План реализации проекта
№ | Решаемая задача | Метод/мероприятие и его описание | Показатели результативности |
1. | Задача 1
Систематизация образовательного курса «Проектополис» |
Проведение круглых столов со специалистами по обеспечению реализации курса. Утверждение программы Проектополиса | Утвержденная программа образовательного курса «Проектополис» с методическими указаниями |
2. | Создание информационного ресурса, проверка его функциональности | Корректно функционирующий Интернет-ресурс | |
3. | Запись необходимых видеоматериалов | Готовые обучающие ролики, презентации, видеоинтервью | |
4. | Задача 2 Внедрение и реализация курса в школы сельских поселений и малых городов Новгородской области |
Рассылка информационных писем в комитеты образования муниципальных районов и в школы сельских поселений, малых городов Новгородской области | Предметная рассылка по образовательнымцентрам «Точка Роста», созданных на базе школ и в комитеты образования |
5. | Презентация курса и реклама в сети Интернет | 100 лидов | |
6. | Заключение соглашения с заинтересовавшимися школами | Не менее 20 соглашений | |
7. | Старт образовательного курса Проектополис в школах | Не менее 100 участников | |
8. | Обучение в рамках Проектополиса | 10 вебинаров, 5 видеоинтервью, 2 прямых эфира, 3 воркшопа; Разработка не менее 20 проектов | |
9. | Задача 3 Формирование группы лидеров по итогам проектного обучения |
Анализ показательных результатов воркшопов по каждому проекту | Список лидеров проектного обучения |
10. | Задача 4
Отбор победителей и награждение |
Выбор 20 лучших проектов и приглашение команд-победителей на проектную сессию в Великий Новгород, организация трансферов, проживания, питания, бронирования залов для мероприятия, подготовка раздаточного материала | Подтвержденное участие 60 учеников в проектной сессии |
11. | Трехдневная проектная сессия | Доработка проектов с экспертами, 2 тренинга, финальный воркшоп, награждение | |
12. | Награждение образовательной поездкой в Москву команд, занявших первые три места | Вручение наград | |
13. | Организация образовательной поездки в Москву на открытие международного конкурса «Мой первый бизнес», организация трансферов, проживания, питания, экскурсионной программы | Поездка в Москву |
Заключение
Важным условием модернизации содержания образования является повышение активности обучаемого. Этому в наибольшей степени соответствует проектная деятельность школьника. Умение самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовность находить решения технологических и социальных проблем, потребность и способность к саморазвитию успешнее всего формируются и осуществляются в процессе проектной деятельности школьников.
В сельском образовательном учреждении имеются благоприятные условия для создания среды развития молодежного предпринимательства в России и повышения мотивацию к самостоятельной деятельности и формированию активной жизненной позиции.
Внедрение курса «Проектополис» позволило бы разнообразить жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, повысить эффективность проектной деятельности, которая по сути является интегративной, объединяющей различные виды и сферы деятельности учащихся.
Реализация образовательного курса «Проектополис» даст уникальную возможность обучить сельскую молодежь методике проектной деятельности и ораторского искусства, развить лидерские качества и презентационные навыки участников проекта, тем самым увеличить количество лидеров среди сельской молодежи. Повысить качество образования и инициативность молодёжи.
Читайте также
Библиографический список
- Байбородова, Л. В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: монография [Текст] / Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004.
- Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н. Проектная деятельность школьников [Текст]. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.
- Лаврентьева, И. В., Сысуева, Л. Ю. Преемственность образования: применение технологии проблемного диалога на всех уровнях образования как средства реализации ФГОС общего образования [Текст] / И. В. Лаврентьева, Л.Ю. Сысуева // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М., 2016.
- Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2009.
- Тихонов, А.С. Творческий потенциал учебного проектирования [Текст] // Школа и производство, 1995 №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
References
- Bayborodova, L. V. Education and training in a rural small school: monograph [Vospitaniye i obucheniye v sel’skoy malochislennoy shkole: monografiya] / L. V. Bayborodova. – Yaroslavl: Publishing house of YAGPU im. K. D. Ushinsky, 2004.
- Bayborodova, L. V., Serebrennikov, L. N. Project activities of schoolchildren [Proyektnaya deyatel’nost’ shkol’nikov]. – Yaroslavl: YAGPU Publishing House, 2012.
- Lavrent’yeva, I. V., Sysuyeva, L. YU. Continuity of education: application of the problem dialogue technology at all levels of education as a means of implementing the Federal State Educational Standard of General Education [Preyemstvennost’ obrazovaniya: primeneniye tekhnologii problemnogo dialoga na vsekh urovnyakh obrazovaniya kak sredstva realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya] / IV Lavrentyeva, L.Yu. Sysueva // Materials of the interregional scientific-practical conference. – M., 2016.
- Design tasks in primary school [Proyektnyye zadachi v nachal’noy shkole [Tekst]: posobiye dlya uchitelya]: a guide for teachers / ed. A. B. Vorontsov. – M .: Education, 2009.
- Tikhonov, A.S. The creative potential of educational design [Tvorcheskiy potentsial uchebnogo proyektirovaniya] // School and production, 1995 №1.
- Federal state educational standard of primary general education [Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya]. – 2nd ed. – M .: Education, 2011.