Главная страница » Публикации » 2021 » №2 (95) » Инновационная тайминговая система SmartSpeed в оценке подготовленности хоккеистов

Инновационная тайминговая система SmartSpeed в оценке подготовленности хоккеистов

Innovation’s timing system SmartSpeed in assessing the fitness of hockey players

Инновационная тайминговая система SmartSpeed в оценке подготовленности хоккеистов

Авторы

Шишков И.Ю.
к.п.н., доцент кафедры теории и методики футбола и хоккея, Заслуженный тренер России
Московская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье рассматривается эффективность использования тайминговой системы SmartSpeed для оценки специальных навыков хоккеистов при выполнении контрольных и тестовых упражнений. Апробация австралийской системы SmartSpeed выполнена на студентах дневного отделения специализации «хоккей» МГАФК. Использование современной системы контроля позволила получить данные прохождения различных отрезков дистанций запланированных упражнений, в том числе: стартовую и дистанционную скорость, время прохождения виража на 180 градусов.

Ключевые слова

тайминговая система SmartSpeed, хоккей, студенческий спорт, тестирование, контрольное упражнение.

Рекомендуемая ссылка

Шишков И.Ю.. Инновационная тайминговая система SmartSpeed в оценке подготовленности хоккеистов // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (95). Номер статьи: 9505. Дата публикации: 08.06.2021. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9505/

DOI 10.24412/2226-9339-2021-295-4

Authors

Shishkov I.Yu.
Ph.D., Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Football and Hockey, Honored coach of Russia
Russia, Moscow State Academy of Physical Culture

Abstract

The article discusses the effectiveness of using the SmartSpeed timing system to assess the special skills of hockey players when performing control and test exercises. The Australian SmartSpeed system was tested on the students of the daytime department of the hockey specialization of the Moscow State Academy of Physical Culture. The use of a modern control system made it possible to obtain data on the passage of various segments of the distances of the planned exercises, including: starting and distance speed, the time of passing a turn of 180 degrees.

Keywords

timing system SmartSpeed, hockey, student sports, testing, control exercise.

Suggested citation

Shishkov I.Yu.. Innovation’s timing system SmartSpeed in assessing the fitness of hockey players // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (95). Art. #  9505. Date issued: 08.06.2021. Available at: https://sovman.ru/article/9505/


Введение

Актуальность исследования вызвана необходимостью введения в процесс подготовки хоккеистов различных возрастных групп, в том числе и студентов, методов текущего педагогического тестирования и получения достоверной информации об уровне их подготовленности [1,3]. Специальные тесты на льду должны быть основой комплексного контроля хоккеистов [2,4,5]. Среди таких тестов для оценки отдельных показателей уровня подготовленности хоккеистов используется хронометрирование исключительно методом ручного контроля. Данный метод субъективен. Достоверность полученных результатов в этих случаях всегда должна подвергаться сомнению [1,6]. Использование инновационной технологии «SmartSpeed»–позволяет тренеру получать мгновенный результат без каких-либо погрешностей. Все данные считываются и обрабатываются с помощью программы.

Цель исследования: сравнить ручное и электронное хронометрирование используя систему тайминга SmartSpeed и оценить перспективу её использования в педагогическом контроле хоккеистов.

Задачи исследования:

  1. Апробация системы скоростного контроля в простых и сложных контрольных упражнениях;
  2. Выявить индивидуальные особенности скоростных передвижений на коньках студентов дневного отделения МГАФК направление подготовки: физическая культура, профиль подготовки- спортивная тренировка в ИВС (хоккей);
  3. Выявить возможность оценки различных сторон подготовленности хоккеистов используя инновационную технологию тайминга SmartSpeed;
  4. Сравнить ручное и электронное хронометрирование;

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс студентов 1-4 курсов дневного отделения, направление подготовки: физическая культура, профиль подготовки: спортивная тренировка в ИВС (хоккей).

Методы исследования: Система тайминга SmartSpeed PT австралийской корпорации Fusion Sport для одной линии тестирования с использованием беспроводных ворот и удалённого контроля с мобильного телефона или планшета. Использовалось мобильное приложение SmartSpeed для Android. Точность измерения до 0.001 сек. Интеллектуальная технология исправления ошибок SmartBim обеспечивала точные данные и позволяла фиксировать время как по первому пересечению, так и по корпусу «обрезая» пересечение луча руками или датчиком. После пересечения лазерного луча результат тут же регистрировался в системе, и передавался на привязанное устройство Android (смартфон).

Использовались стандартные методы статистической обработки данных: определение средней величины выборки (М), среднего-квадратического отклонения (Ϭ) и коэффициента вариации (V%). Корреляционный анализ и оценка взаимосвязи параметров путём расчёта коэффициента корреляции Пирсона. Вся обработка осуществлялась в среде электронной таблицы Excel.

 

Результаты исследований

Организация исследования: Исследования проводились во время учебных практических занятий на искусственной площадке ледового комплекса «Зенит», п. Томилино, Московская область, ул. Крылова. Период исследований февраль-март 2021 г.  В исследованиях приняли участие студенты 1-4 курсов дневного отделения, направление подготовки: физическая культура, профиль подготовки спортивная тренировка в ИВС (хоккей) n=16. Средний возраст испытуемых М=20.1±1.7 лет.   Использовались два контрольных задания. Тест по программе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» «Бег на коньках 36 м. лицом вперёд». Ворота электронного контроля 1,2.3 и 4 располагались по прямой пробегания дистанции (Рис.1). Ворота (2) располагались на расстоянии 5 м от стартовых ворот (1), третьи ворота последовательно на расстоянии 5 метров (3) и ворота финиша (4).

 

Бег на коньках 36 м

Рисунок 1. Бег на коньках 36 м

 

И разработанное нами второе контрольное упражнение «Пилон»: ведение шайбы, обводка 5 стоек на дистанции 24 м, поворот 180 градусов, обводка 5 стоек на дистанции 24 м, финиш. (Рис.2).

 

Контрольное упражнение «Пилон»: ведение шайбы, обводка 5 стоек на дистанции 24 м, поворот 180 градусов, обводка 5 стоек на дистанции 24 м, финиш.

Рисунок 2. Контрольное упражнение «Пилон»: ведение шайбы, обводка 5 стоек на дистанции 24 м, поворот 180 градусов, обводка 5 стоек на дистанции 24 м, финиш.

 

Особенностью данного контрольного испытания был контроль времени поворота на 180 градусов. Расположенные на въезде (2) и на выезде (3) электронные ворота создавали хоккеисту ограниченное пространство для выполнения поворота по большой или малой дуге в зависимость от индивидуальной техники. Ворота старта и финиша (1), (4) располагались на линии ворот.

 

Результаты исследований:

Тест «Бег на коньках лицом вперёд, 36 метров» является обязательным испытанием во всех возрастных группах в соответствии с требованиями Программы федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «хоккей». Учитывая, что в студенческой команде Академии идёт постоянный отбор игроков нам представлялись интересными результаты стартовой (5 м) и дистанционной (36 м) скорости ребят, а также промежуточный отрезок (10 м). Результаты тестирования студентов представлены в таблице 1. Не беря во внимание лучший и худший результаты, сразу виден значительный разброс времени стартового разгона М=1.169±0.12 сек. хоккеистов, о чем свидетельствует достаточно высокий коэффициент вариации 10.63%. Это говорит о разных скоростных возможностях студентов при начале выполнения технического действия. Результаты на промежуточном 10 метровом отрезке (М=0.815±0.04 сек.) как и результат на финише (М=5.005±0.25 сек.) не имели такого разброса результатов как в показателях на 5 метрах теста. Поэтому следует выделить студентов-хоккеистов, обладающих профессионально значимым быстрым стартовым рывком (№5 Са-ов и №6 Ко-як).

 

Таблица 1. Результаты теста «Бег на коньках лицом вперёд, 36 метров»

Фамилия время проката отрезков (сек.) общее время теста
сек.
изменение скорости проката отрезков (км/час)
5 м 10м 26м 5 м 10м 26м
1 Ко-ов 1.093 0.779 2.854 4.726 16.468 23.107 32.796
2 Пе-ин 1.285 0.826 2.980 5.091 14.008 21.792 31.409
3 Ку-ов 1.259 0,831 3.114 5.204 14.297 21.661 30.056
4 Су-ин 1.245 0.780 2.930 4.955 14.458 23.007 31.945
5 Са-ов 0.963 0.744 2.940 4.647 18.692 24.194 31.837
6 Ко-як 0.992 0.798 2.847 4.637 18.956 23.064 31.877
7 Ма-ов 1.081 0.883 2.892 4.856 20.461 22.789 31.765
8 Бу-ов 1.100 0.876 3.413 5.389 16.364 20.545 27.425
9 До-их 1.361 0.824 2.981 5.166 14.301 21.682 30.156
10 Ку-ий 1.259 0.829 3.112 5.200 14.299 21.761 30.256
11 Тр-ов 1.151 0.851 3.201 5.203 14.296 21.661 30.154
12 Но-ев 1.241 0.770 2.986 4.997 14.461 23.097 31.642
М
± Ϭ
V%
1.169 0.815 3.020 5.005
0.12 0.04 0.16 0.25
10.63 5.25 5.44 4.91

 

Для решения задачи сравнительной оценки ручного и электронного хронометрирования, а также оценки различных сторон подготовленности хоккеистов нами было предложено контрольное упражнение «Пилон». Выполнялось скоростное катание испытуемого без шайбы и с ведением шайбы, рисунок 2.

Как видно из таблицы 2 по сравнению с ручным контролем скорости передвижений система SmartSpeed выдаёт более быстрые результаты выполнения контрольного упражнения как в беге с ведением шайбы 11.25 +-0.69 с., так и без шайбы 12.16 +- 0.69 с. Разница составила 0,15 сек. (в упражнении без шайбы) и 0.17 сек. в упражнении с ведением шайбы. При этом в результатах электронного контроля средне квадратическое отклонение (Ϭ) и коэффициент вариации (V) были значительно выше чем при ручном хронометраже, что говорит о большей вариативности результатов контрольного упражнения у студентов. Также высокая вариативность выявлена на контрольном участке прохождения виража. Среднее значение по группе составило М=1.124±0,15 с. при высоком коэффициенте вариации 13.48%, что на наш взгляд может свидетельствовать об индивидуальном различии в технике прохождения виража.

 

Таблица 2. Результаты контрольного упражнения «Пилон» в гладком прокате с объездом 5 стоек, и с ведением шайбы и обводкой 5 стоек (24 м + поворот + 24 м)  студентов дневного отделения специализации «хоккей»

студент тест без шайбы тест с шайбой
ручной хронометр
(сек.)
Smart Speed
электронный хронометр
(сек.)
ручной хронометр
(сек.)
Smart Speed
электронный хронометр
(сек.)
1 Пе-ин 11.64 11.511 11.68 12.042
2 Ку-ов 11.08 10.905 12.39 12.105
3 Бу-ов 12.32 12.501 12.21 12.128
4 Са-ов 11.47 11.594 12.44 11.874
5 Ко-ов 11.23 10.750 12.37 12.109
6 Су-ин 11.31 10.080 12.09 11.789
7 Вы-ов 10.95 10.947 12.24 11.873
8 Ху-ов 10.85 10.916 11.96 11.292
9 До-их 10.73 10.605 11.23 11.593
10 Ко-як 11.93 11.917 12.98 13.962
11 Ни-ук 11.78 11.806 13.12 12.957
12 Се-ов 11.56 11.479 13.29 12.249
М 11.40 11.25 12.33 12.16
± Ϭ 0.47 0.69 0.59 0.69
V% 4.14 5.94 4.79 5.70

 

В связи с этим интерес представляла зависимость времени конечного результата упражнения от времени прохождения поворота. С этой целью нами был проведён корреляционный анализ, где за независимую переменную (x) был взят конечный результат упражнения, а зависимой переменной у нас выступило время прохождения поворота (у). Коэффициент корреляции (r) составил 0.480. Связь между исследуемыми признаками — прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – умеренная. Число степеней свободы (f) составляет 14 t-критерий Стьюдента равен 2.048. Зависимость признаков статистически не значима (p>0,05). Как мы видим на конечный результат упражнения скорость прохождения виража имеет прямое значение, но не достоверно значимое p>0,05 . Это является естественным, т.к. результат зависит и от других составляющих: скорости разбега, дистанционной скорости и ловкости прохождения обводки (объезда) стоек. Детальный анализ упражнения позволяет найти более слабые места в технике выполнения задания, и в дальнейшем работать над этим.

 

Таблица 3. Результаты контрольного упражнения «Пилон» ведение шайбы с обводкой 5 стоек (24 м +поворот на 180 град. + 24 м)

№ пп студент возраст
(лет)
старт-обводка 5 стоек (24 м)
t (сек.)
время с учётом поворота
t (сек.)
время прохождения поворота
t (сек.)
обводка 5 стоек (24 м) финиш
t (сек.)
1 Ко-ов 18 5.002 6.011 1.009 10.916
2 Вя-ов 21 7.930 9.161 1.231 16.460
3 Не-ук 21 7.356 8.704 1.348 15.111
4 До-их 21 5.252 6.340 1.088 11.479
5 Са-ов 19 5.554 6.672 1.118 11.873
6 Ку-ов 18 5.677 7.062 1.385 12.249
7 Су-ин 19 5.492 6.744 1.252 12.957
8 Пе-ин 18 5.446 6.661 1.215 11.593
9 Ко-як 21 6.371 7.474 1.103 13.692
10 Со-ов 21 5.542 6.837 1.295 12.098
11 Ху-ов 18 5.384 6.292 0.980 11.292
12 Бу-ов 19 5.677 6.691 1.014 12.143
13 Тр-ов 21 5.687 6.682 1.013 12.397
14 Се-ов 21 5.495 6.608 1.113 12.943
15 Ши-ов 23 5.758 6.733 0.975 12.254
16 Ку-ов 23 5.487 6.331 0.844 11.467
М
± Ϭ
V%
20.125 5.817 6.940 1.124 12.507
1.668 0.768 0.849 0.15 1.46
8.29 13.21 12.24 13.48 11.63

 

Результаты студентов на трёх участках контрольного упражнения «Пилон» позволили нам провести сравнительный индивидуальный анализ таблица 4 и 5. Имея хорошее стартовое ускорение студент Со-ов (Таблица 4) больше времени потратил на вираж, но показал лучший результат. Студент Тр-ов имея отличный результат в технике выполнения поворота значительно уступил в скорости Со-ову в стартовом разбеге и на финишной прямой.

 

Таблица 4. Индивидуальная сравнительная оценка результатов хоккеистов на трёх участках контрольного упражнения «Пилон», вариант 1

студент старт-обводка 5 стоек (24 м)
t (сек.)
время прохождения поворота
t (сек.)
обводка 5 стоек (24 м) финиш
t (сек.)
Со-ов 5.495 1.113 12.098
Тр-ов 5.677 1.014 12.397

 

Таблица 5. Индивидуальная сравнительная оценка результатов хоккеистов на трёх участках контрольного упражнения «Пилон», вариант 2

студент старт-обводка 5 стоек (24 м)
t (сек.)
время прохождения поворота
t (сек.)
обводка 5 стоек (24 м) финиш
t (сек.)
Ко-ов 5.002 1.009 10.916
Ку-ов 5.487 0.844 11.467

 

Во втором варианте студент Ко-ов (Таблица 5) имея лучший результат на финишной прямой 10.916 сек. и лучший разгон 5.487 сек., уступил Ку-ову в скорости прохождения виража 0.155 сек.

Использование системы SmartSpeed позволяет получить результат оценки техники выполнения виража, что в современном хоккее актуально.

Предложенное нами контрольное упражнение с использованием системы SmartSpeed вводится в практику впервые и требует дополнительных исследований в определении его надёжности и валидности. Упражнение «Пилон» позволило оценить нам такие характеристики подготовленности хоккеиста как:

  1. Специальная скоростно-силовая подготовленность;
  2. Уровень специальной координационной подготовленности;
  3. Технику владения клюшкой и шайбой;
  4. Стартовую скорость;
  5. Дистанционную скорость;
  6. Быстроту и технику выполнения виража на 180 гр.;

 

Выводы:

  1. В тесте «Бег на коньках 36 м. лицом вперёд» получен значительный разброс результатов стартового разгона М=1.169±0.12 с. при коэффициенте вариации 10.63%. Это свидетельствовало о разных скоростных возможностях студентов при начале выполнения технического действия. Результат 10 метрового отрезка (М=0.815±0.04 с.) как и время на финише (М=5.005±0.25 с.) такого разброса не имели;
  2. Тайминговая система Smart Speed показывает более быстрые результаты выполнения контрольного упражнения «Пилон» как в беге с ведением шайбы 11.25 +-0.69 с., так и без шайбы 12.16 +- 0.69 с. Разница с ручным хронометрированием составила 0,15 с. (в упражнении без шайбы) и 0.17 с. в упражнении с ведением шайбы;
  3. Выявлена прямая зависимость скорости прохождения виража на конечный результат упражнения «Пилон». Но эта зависимость не достоверно значимая p>0,05, что является естественным, т.к. результат зависел и от других составляющих: скорости разбега, дистанционной скорости и ловкости прохождения обводки (объезда) стоек;
  4. Предложенное нами контрольное упражнение «Пилон» с использованием системы скоростного контроля SmartSpeed вводится в практику впервые и требует дополнительных испытаний в определении его надёжности и валидности.

Читайте также






Библиографический список

  1. Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. — Москва: Физкультура и спорт, 1979. — 152 с. — 0.50. — Текст (визуальный): непосредственный.
  2. Занковец, В. Э. Энциклопедия тестирований / В. Э. Занковец. — Москва: Издательство «Спорт», 2016. — 456 c.
  3. Иорданская, Ф. А. Компьютерные тесты в мониторинге функциональной подготовленности высококвалифицированных спортсменов в процессе тренировочных мероприятий / Ф. А. Иорданская. — Москва: Издательство «Спорт», 2019. — 69 c.
  4. Павлов, А.С. Тестирование специальной скоростной выносливости хоккеистов / А.С. Павлов, Н.Н. Урюпин, Т.С. Кучава, А.А. Петров, С.Е. Павлов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-19. – С. 4309-4314;
  5. Савин, В.П. Хоккей, учебник для институтов физической культуры / В.П.Савин; М.: Альянс, 2021. — 399с.
  6. Смирнов, Ю.И. Основные свойства и показатели спортивной подготовленности /Ю.И.Смирнов, Учебное пособие. — Малаховка: МОГИФК, 1987.- 47 с.

References

  1. Zatsiorskiy, V. M. Fundamentals of sports metrology [ Osnovy sportivnoy metrologii] / V. M. Zatsiorskiy. – Moscow: Physical culture and sport, 1979 .– 152 p. – 0.50. – Text (visual): direct.
  2. Zankovets, V. E. Encyclopedia of testing [Entsiklopediya testirovaniy] / V. E. Zankovets. – Moscow: Publishing house “Sport”, 2016. – 456 p.
  3. Iordanskaya, F. A. Computer tests in monitoring the functional readiness of highly qualified athletes in the process of training activities [Komp’yuternyye testy v monitoringe funktsional’noy podgotovlennosti vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov v protsesse trenirovochnykh meropriyatiy] / F. A. Iordanskaya. – Moscow: Publishing house “Sport”, 2019. – 69 p.
  4. Pavlov, A.S. Testing of special high-speed endurance of hockey players [Testirovaniye spetsial’noy skorostnoy vynoslivosti khokkeistov] / A.S. Pavlov, N.N. Uryupin, T.S. Kuchava, A.A. Petrov, S.Ye. Pavlov // Fundamental research. – 2015. – No. 2-19. – S. 4309-4314;
  5. Savin, V.P. Hockey, textbook for institutes of physical culture [Khokkey, uchebnik dlya institutov fizicheskoy kul’tury] / V.P.Savin; Moscow: Alliance, 2021 .– 399p.
  6. Smirnov, Yu.I. Basic properties and indicators of sports readiness [Osnovnyye svoystva i pokazateli sportivnoy podgotovlennosti] /Yu.I.Smirnov, Textbook. – Malakhovka: MOGIFK, 1987.- 47 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх