6+

Особенности получения статуса резидента свободного порта Владивосток

Авторы


магистрант Юридической школы
Россия, Дальневосточный федеральный университет
[email protected]


Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конкурентного и предпринимательского права Юридической школы
Россия, Дальневосточный федеральный университет

Аннотация

В данной статье рассматриваются требования, предъявляемые к лицу, планирующему получить статус резидента свободного порта Владивосток, а также критерии отбора резидентов, перечень и содержание представляемых таким лицом документов. По результатам исследования автором сформулированы предложения по совершенствованию процедуры получения статуса резидента.

Ключевые слова

Свободный порт Владивосток, резидент, статус резидента свободного порта, критерии отбора резидентов, процедура получения статуса резидента

Print Friendly, PDF & Email

Категории статьи:

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Ярулин Никита Вячеславович , Корчагин Анатолий Георгиевич
Особенности получения статуса резидента свободного порта Владивосток// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (95). Номер статьи: 9506. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9506/

Введение

Для того, чтобы воспользоваться преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренным Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [1] (далее – Закон о СПВ), лицо должно получить статус резидента свободного порта Владивосток (далее – резидент).

Вместе с тем получение статуса резидента предполагает, что лицо, планирующее получить такой статус, должно соответствовать определенным критериям и требованиям. К тому же такому лицу необходимо подготовить и направить в управляющую компанию свободного порта Владивосток предусмотренный Законом о СПВ перечень документов. Не стоит также забывать, что имеются ограничения по видам деятельности, которые не вправе осуществлять резидент.

Указанное приводит к тому, что лица сталкиваются с отказами в присвоении им статуса резидента, так как представленный ими комплект документов является неполным или документы заполнены ненадлежащим образом (отсутствует необходимая информация или неверно выполнены расчеты).

Анализ норм Закона о СПВ и сложившаяся практика позволила выявить такие проблемные моменты, которые могут быть решены предложенным автором способами.

 

Результаты исследований

Согласно ст. 10 Закона о СПВ под резидентом понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Законом о СПВ соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Вместе с тем Закон о СПВ, в отличие от Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [2] (далее – Закон о ТОР) не предусматривает возможность получения статуса резидента крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ч. 4 ст. 13 и п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона о ТОР).

Учитывая схожесть правовых режимов свободного порта Владивосток и территорий социально-экономического развития в Российской Федерации, на наш взгляд указанное исключение является необоснованным сужением круга лиц, имеющих право получить статус резидента.

Помимо ключевого условия относительно организационно-правовой формы для приобретения статуса резидента необходимо соблюсти следующие требования:

  • осуществить государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя в муниципальном образовании, включенным в территорию свободного порта Владивосток;
  • заключить соглашение об осуществлении деятельности;
  • быть внесенным в реестр резидентов, так как согласно ч. 12 ст. 11 Закона о СПВ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо признается резидентом с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности.

Вместе с тем виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты, устанавливаются решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток (далее – Наблюдательный совет).

В частности, согласно решения Наблюдательного совета от 21.10.2015 № 1 [8] к таким видам деятельности относятся: добыча нефти и природного газа; производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива; деятельность административная и сопутствующих дополнительные услуги (за исключением: аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования; строительных машин и оборудования для гражданского строительства, транспортных средств; воздушных транспортных средств; водных транспортных средств; железнодорожных транспортных средств; двигателей, турбин и станков; прочих машин и оборудования, и материальных средств; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма); деятельность стоянок для транспортных средств.

Этим же решением Наблюдательного совета определены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых не применяются отдельные меры государственной поддержки: финансовая и страховая деятельность; деятельность по организации и проведению азартных игр; торговля оптовая и розничная, за исключением реализации товаров, произведённых резидентом свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток, в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток.

Если говорить о критериях отбора резидентов, то они установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2015 № 1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток» [3] (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2015 № 1123) и заключаются в следующем:

  1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует реализовать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект, либо указанные в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки.
  2. Объем капитальных вложений не может быть менее 5 млн. рублей в срок, не превышающий 3 лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Следующие «дополнительные» критерии содержаться в ст. 11 Закона о СПВ, предусматривающей, что компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а также у нее должны отсутствовать недоимки и задолженности по налогам и сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов за последний отчетный период.

Для получения статуса резидента, в случае, если заявитель соответствует требованиям Закона о СПВ, в управляющую компанию свободного порта Владивосток (далее – управляющая компания) подается заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности (далее – соглашение).

Анализ представленных сведений позволит управляющей компании оценить, насколько экономически оправданным будет такое соглашение, а также о том, какие затраты и усилия потребуются от заявителя.

Требования к содержанию заявки содержаться в ст. 11 Закона о СПВ, а сама форма заявки утверждена приказом Минвостокразвития России от 01.09.2015 № 170 [6].

В заявке должны быть указать следующие сведения:

1) виды предпринимательской деятельности, которые планирует осуществлять заявитель на территории свободного порта Владивосток;

2) адрес земельного участка или иного недвижимого имущества, где планируется осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность, а также права на указанное имущество;

3) срок, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности;

4) дата государственной регистрации юридического лица/дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

5) сведения о применении заявителем таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случае, если заявитель планирует применять указанную процедуру.

6) фамилия, имя, отчество (при наличии) ответственного лица, телефон и адрес электронной почты заявителя.

К заявке необходимо приложить следующие документы:

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) бизнес-план, требования к которому устанавливаются уполномоченным федеральным органом;

3) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Документы, указанные в пунктах 3 и 4 представляются заявителем по желанию и в случае их отсутствия управляющая компания получает по межведомственному запросу подтверждающую информацию.

Полагаем, что из перечня прилагаемых к заявке документов вообще необходимо исключить копии свидетельств о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет. Информация о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также о постановке на учет в налоговом органе должна содержаться непосредственно в заявке. В таком случае управляющая компания будет получать ее подтверждение исключительно по межведомственному запросу, как это принято в других административных процедурах, осуществляемых органами государственной власти.

Принципиально важно, что обязательным условием получения статуса резидента является положительная оценка показателей бизнес-проекта, представленного соискателем статуса. Такая оценка дается управляющей компанией при рассмотрении всего пакета документов, полученных от организации.

Требования к бизнес-плану, представляемому для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток, утверждены приказом Минвостокразвития России от 28.09.2015 № 187 [7].

Перечень сведений, которые должен содержать бизнес-план, достаточно обширный, и если кратко: это сведения о проекте, сведения о продукции (работах, услугах) и приложение к бизнес-плану (документы, подтверждающие сведения, представленные в бизнес-плане, а также бухгалтерская отчетность заявителя за 3 предыдущих года (при наличии).

По результатам рассмотрения заявки и оценки бизнес-плана управляющая компания принимает решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности или об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

Перечень случаев, когда управляющая компания принимает решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности содержится в ст. 11 Закона о СПВ и является закрытым.

Если рассматривать такой случай отказа в заключении соглашения, как несоответствие бизнес-плана критериям, установленным наблюдательным советом свободного порта Владивосток, то возникает закономерный вопрос, а что это за критерии?

Такие критерии утверждены решением Наблюдательного совета от 22.12.2015 № 2, размещенном на сайте акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» [15] (далее – КРДВ).

Если говорить предметно, то Наблюдательный совет принял решение, что оценка управляющей компанией бизнес-плана осуществляется в соответствии с критериями отбора резидентов, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2015 № 1123.

Идентичность двух рассмотренных документов позволяет сделать вывод, что норма о критериях оценки бизнес-планов является лишней и при последующих внесениях изменений в Закон о СПВ ее необходимо исключить.

Стоит обратить внимание на саму конструкцию правовой нормы. Словосочетание «принимает решение о возможности заключения соглашения» не подразумевает императивную обязанность заключить соглашение. Вместе с тем закрытый перечень случаев отказа в заключении соглашения свидетельствует о том, что если заявитель не подпадает под перечисленные случаи, то управляющая компания обязана заключить такое соглашение.

Из изложенного следует, что данная норма Закона о СПВ подлежит уточнению, так как создает правовую неопределенность и приводит к широте дискреционных полномочий, что является коррупциогенным фактором согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 [4].

Если говорить про саму процедуру подачи документов для получения статуса резидента, то стоит отметить, что на сайте КРДВ [15] предусмотрена возможность подачи следующих документов путем заполнения определенных форм (т.е. в электронной форме):

1) заявка (можно заполнить на сайте);

2) бизнес-план (можно заполнить на сайте);

3) учредительные документы (можно заполнить на сайте);

4) свидетельство о государственной регистрации/лист записи ЕГРЮЛ;

5) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Дополнительно необходимо представить дополнительные документы:

1) Финансовая модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей);

2) Бухгалтерская отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий);

3) Копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии).

Отдельно имеется указание, что необходимо проверить заявку на наличие типовых ошибок:

  • несоответствие и противоречивость данных в документах;
  • неверно рассчитаны суммы налоговых поступлений и взносов в течении 10 лет, показатели финансово-экономической эффективности проекта;
  • заявители неверно трактуют понятия «капитальные вложения», «инвестиции», «стоимость проекта»;
  • заявляются земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, или на которых невозможно реализовать инвестиционный проект, не предоставляются подтверждающие документы;
  • бизнес-план не соответствует требованиям, указанным в Приказах Минвостокразвития России (нет соответствующих разделов, план-графика реализации проекта, детализации инвестиций и т.д.);
  • недостоверность данных в бизнес-плане, отсутствие обоснования;
  • изменение параметров проекта в процессе рассмотрения заявки или подписания соглашения.

Возможность подать документы посредством сайта КРДВ свидетельствует о готовности государства снижать административные барьеры и максимально упрощает процесс получения статуса резидента.

Вместе с тем возникает ситуация, согласно которой подача документов в электронном виде не предусмотрена Законом о СПВ, и, соответственно, такой способ подачи документов является спорным с правовой точки зрения.

 

Выводы

Лицо, планирующее получить преференции, предусмотренные Законом о СПВ, должно получить статус резидента свободного порта Владивосток.

Резидентом может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированное на территории муниципального образования, входящего в состав территории свободного порта Владивосток, которое планирует:

  • реализовать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект либо осуществлять новые виды деятельности;
  • осуществить объем капитальных вложений в размере не менее 5 млн рублей в срок, не превышающий 3 лет со дня включения заявителя в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Учитывая, что Наблюдательным советом определены виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты, а также виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых не применяются отдельные меры государственной поддержки, субъекту предпринимательской деятельности стоит внимательно изучить все ограничения при рассмотрении вопроса о получении статуса резидента. Иначе он может получить отказ в получении статуса резидента или же не получить те государственные преференции, на которые рассчитывал.

Подать документы для получения статуса резидента можно посредством заполнения определенных форм на сайте управляющей компании свободного порта Владивосток, что представляется крайне удачным вариантом. Вместе с тем необходимо закрепить непосредственно в Законе о СПВ право на подачу документов в электронном виде.

Положительную оценку также заслуживает содержащийся на сайте КРДВ перечень типовых ошибок, которые допускают заявители при подготовке заявки, что позволяет более качественно подготовить документы.


Библиографический список

  1. О свободном порте Владивосток: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. 29 (ч. I). Ст. 4338.
  2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 2014 г. № 473-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток : постановление Правительства РФ от 20 октября 2015 г. № 1123. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») : постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента свободного порта Владивосток : приказ Минвостокразвития России от 31 августа 2015 г. № 163 (Зарегистрировано в Минюсте России 17 сентября 2015 г. № 38902). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток : приказ Минвостокразвития России от 01 сентября 2015 г. № 170 (Зарегистрировано в Минюсте России 09 октября 2015 г. № 39256). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. Об утверждении требований к бизнес-плану, представляемому для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток : приказ Минвостокразвития России от 28 сентября 2015 г. № 187. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  8. Регламент Наблюдательного совета свободного порта Владивосток : утв. Решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток (протокол заседания наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21 октября 2015 г. № 1). URL: https://erdc.ru/upload/iblock/83b/83b9142a8bbfab7a90e074a1183ba314.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
  9. Варавенко, В. Е. Защита интересов резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток (по материалам опубликованной практики арбитражных судов ДФО) / В. Е. Варавенко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1 (78). С. 64–
  10. Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России: монография / Л. В. Андриченко, М. М. Баранчикова, К. М. Беликова [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. Москва : ИЗиСП, 2018. 301 с.
  11. Красова, Е. В. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски / Е. В. Красова, Ма Исинь // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6 (42). С. 108–
  12. Леонов, С. Н. Негативный опыт создания зон с особыми условиями хозяйствования на Дальнем Востоке. Причины неудач / С. Н. Леонов, Е. С. Барабаш // Новая азиатская политика и развитие Дальнего Востока России : материалы международной научной конференции / под ред. П. А. Минакира ; Институт экономических исследований ДВО РАН ; Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Владивосток, 2020. С. 215–
  13. Наблюдательный совет СПВ. URL: https://erdc.ru/about-spv/spv-supervisory-board/ (дата обращения: 29.05.2021).
  14. Свободный порт Владивосток: тенденции и перспективы развития / А. В. Кутелева, П. О. Сальникова, К. Е. Чернилевская, Е. И. Шевчук // Россия и АТР. 2021. № 1. С. 104–
  15. Территории опережающего развития. URL: https://erdc.ru/about-tor/ (дата обращения: 10.06.2021).
  16. Пак, Сон Чжун. Специальные административно-налоговые режимы территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток: ошибки и риски для иностранного инвестора / Чжун Сон Пак, М. Е. Кривелевич, А. И. Фисенко // Трансграничная экономика. Владивосток, 2019. Ч. 3. URL: http://crossbordereconomy.ru/6_arhiv.html (дата обращения: 08.07.2021).