6+

Взаимодействие образования, науки, бизнеса как инновационной структуры региона

Авторы


старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Россия, Тувинского государственного университета
[email protected]

Аннотация

Актуальность и важность поставленной проблемы следует из того факта, что зарубежное и отечественное научное сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции науки, образования и производства. Вместе с тем в отечественной и зарубежной науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания интегрированных структур в этой сфере. Проведенные ранее исследования анализируют и решают проблемы комплексного формирования и развития науки, образования и производства в контексте их взаимодействия, не используя соответствующий аппарат системного воздействия (путем создания интегрированных региональных учебно-научно-инновационных комплексов). Определено, что одним из вариантов организационного обеспечения развития инновации в республике может стать создание Тувинского объединенного учебно-научного центра на базе Тувинского государственного университета и организаций академической науки в республике, основными целями которого могут стать консолидация научных исследований по проблемам развития республики, инициирование создания малых инновационных предприятий, формирование инфраструктуры рынка инноваций, привлечение финансовых ресурсов для поддержки научных разработок на принципах фандрайзинга.

Ключевые слова

образование, наука, бизнес, инновационная структура региона, научно-образовательный комплекс, опытно-экспериментальное производство, учебно-научный центр, Тувинский государственный университет.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Чульдум Аяна Эрес-ооловна
Взаимодействие образования, науки, бизнеса как инновационной структуры региона// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (95). Номер статьи: 9507. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9507/

Введение

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности высших учебных заведений является образование единых научно-образовательных комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «образование – наука – производство» [1].

Университетский научно-образовательный комплекс – модель широкой интеграции образовательных и научных учреждений с развитой инновационной инфраструктурой; это организованные в систему информационных и экономических связей звенья и структуры сферы науки и образования, а также звенья опытно­-экспериментальных производств [2]. Он способствует созданию единой образовательной системы, разрушает межведомственные барьеры; использованию интеллектуальной базы университета, а его ведущая профессиональная роль в регионе открывает возможности решения вопросов образования, исходя из приоритетных направлений, характерных для культуры данного региона. Отличительной особенностью университетского научно-образовательного комплекса является интеграция с научными организациями, профильными для данного университета. Процесс интеграции достигается за счет добровольного объединения кадровых, интеллектуальных, материально-технических, информационных и административных ресурсов на основе ассоциативного или договорного объединения партнеров (вузов, институтов РАН, отраслевых НИИ и инновационно ориентированных малых предприятий технопарков и инновационно-­технологических центров). Создаваемый научно-образовательный комплекс должен строиться как открытая многоукладная по формам интеграции система с распределенной структурой и гибкими коллегиальными формами управления.

Научно-образовательный комплекс состоит из трех блоков.

Учебный блок охватывает кафедры, учебно-научно-методические центры, курсы повышения квалификации и систему дистанционного образования.

Научный блок включает научно-исследовательские институты, лаборатории, группы, центры, конструкторские бюро, научно­-инновационные структуры университета.

Инновационно-инвестиционный блок объединяет обслуживаю­щие подразделения (отделы научно-технической информации, матери­ально-технического обеспечения, кадров, патентный), планирующие органы (учебное управление, научно-исследовательский отдел и руко­водство вуза), а также инновационные формирования.

В инновационную инфраструктуру научно-образовательного комплекса включаются технологические парки, студенческие и технологические бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, конструкторские бюро, высшие учебные заведения (учебные и научные лаборатории, кафедры), а также различные инновационные (венчурные) фирмы (рис. 1)

Технопарк – это организация, основной задачей которой является формирование и обслуживание максимально благоприятной среды для развития наукоемких инновационных предприятий­ клиентов.

Технопарк, как пространственная среда, представляет собой динамично развивающийся научно-производственный территориаль­ный комплекс, включающий исследовательский центр и прилегающий к нему компактную производственную зону, в которой на условиях аренды размещаются малые наукоемкие фирмы. Объединяет научные, проектно-конструкторские организации, учебные заведения, производ­ственные объединения (предприятия, фирмы) или их структурные подразделения. Создаются для ускорения разработки и использования научно-технических (технологических) прорывов с помощью объеди­нения усилий высококвалифицированных специалистов, использова­ния производственной, опытно-экспериментальной, научной и инфор­мационной базы. Очень часто имеет льготное налогообложение.

 

Инновационная инфраструктура научно-образовательного комплекса

Рис. 1. Инновационная инфраструктура научно-образовательного комплекса

 

В более широком смысле слова это центр по разработке и производству наукоемкой продукции. Технопарки включают собственно научные парки, регионы науки, технополисы и бизнес-­инкубаторы. Все эти структуры главным образом отличаются размерами. Регион науки – это крупный научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий значительную территорию, границы которой приблизительно совпадают с административными границами подразделения типа района или округа. Технополис – это научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Бизнес-инкубатор – это здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются вновь создаваемые малые фирмы-клиенты.

В основе технопарков лежат четыре принципа: создание максимально благоприятных условий для наукоемкого производства, инновационного бизнеса и, таким образом, научно-технического прогресса; максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки, производства и коммерции; объединение фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обменами идеями и опытом; создание для развития идей благоприятных условий для их выживания на российском рынке.

Структурными компонентами технопарка являются территория и здания; научно-исследовательский центр и с его кадровым и идейным потенциалом; промышленные фирмы, преобразующие потенциал исследовательского центра в рыночную продукцию; административно-управленческая структура, обеспечивающая функционирование всего комплекса как единого целого; учреждения инфраструктуры поддержки производственной и бытовой базы.

 

Результаты исследования

Проводимые Правительством Российской Федерации мероприятия по модернизации науки и образования включают большой перечень вопросов, требующих решения в ближайшее время, в том числе и вопрос о формировании университетских комплексов.

Принципы создания и функционирования региональных комплексов науки и образования, как единого целого, связаны с формированием и использованием интегрированных правовых, организационных, нормативных и информационно-образовательных сред и способов управленческого воздействия и требуют внедрения известных и новых технологий и моделей интеграции соответствующих структур.

Разработка модели интеграции образования, науки и производства является в нашей стране существенной теоретической и практической проблемой. Причина заострения внимания этому вопросу состоит в том, что интеграция способствует финансированию науки и образования, управлению научной и образовательной деятельностью, повышению качества образования и научных разработок, их внедрению в сферу бизнеса и управления.

Высшая школа участвует в проведении совместных исследований с другими секторами науки и осуществляет подготовку специалистов для отраслей народного хозяйства и, соответственно, научных и педагогических кадров. В связи с этим основные направления государственной поддержки интеграции высшего образования и науки заключаются в развитии совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых и общественных академиях наук и государственных научных центрах РФ; в обеспечении взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях; в формировании информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях. Предусматривается развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; проведение экспедиций и полевых исследований с участием сотрудников, преподавателей, студентов высших учебных заведений и ученых Российской академии наук.

Средствами интеграции достигается максимальный вклад ученых системы образования в создании наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, структурные преобразования производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, решение социальных и экологических проблем, тесное партнерство с отраслями, регионами, межрегиональными соглашениями и ассоциациями экономического сотрудничества, корпорациями и другими хозяйствующими субъектами.

Имеющийся опыт функционирования высшего образования в мире свидетельствует о наличии в зарубежных странах небольшого числа высших учебных заведений, непосредственно подчиненных центральным властям и финансируемых государством. Большая часть вузов подчинены местным органам власти или являются частными.

Судя по зарубежному опыту, интеграция науки, образования и производства способствует получению значительных дополнительных средств для вузов и научных учреждений системы образования от коммерциализации результатов научных исследований (которая при интеграции может проводиться в более короткие сроки), развития маркетинговой и коммерческой деятельности, из различных источников, других форм, позволяющих эффективно вовлечь интеллектуальный потенциал в экономику и социальную сферу страны.

В рыночной экономике для обеспечения интеграции науки, образования и производства и для развития инновационных процессов в непосредственной близости от университетов создаются инжиниринговые фирмы, научные центры, научные парки, технопарки, научно-исследовательские институты, инновационные центры, инкубаторы технологий и бизнеса, малые внедренческие (венчурные) и инновационные предприятия, компании и фирмы, предприятия для апробации «рисковой» технологии, которые не только оказывают инженерно-консультационные услуги, но и обеспечивают разработку проектов и внедрение нововведений. Для решения задач комплексного развития науки и образования необходимо создание инновационных научно-образовательно-технологических  парков и образовательных центров на базе университетов (университетских комплексов).

Своеобразие высшей школы состоит во включении в состав университетских комплексов и исследовательского университета высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, экспериментальных и опытных производств, технопарков при университетах, инкубаторов технологий и бизнеса, инновационно-технологических центров, малых предприятий, сервисных предприятий и фирм, банков, фондов и других структур.

По мнению профессора А.И. Шадрна [3], функционирование системы образования Красноярского (Южно-Сибирского — в составе объединенного Красноярского края, республик Хакасия и Тыва) региона обусловлено процессами реформирования экономики, стабилизации социальных процессов, сохранения качества среды обитания и устойчивого развития  региональной социо-эконом-экологической системы в целом.

Правовые, организационные, инфраструктурные и информационные  механизмы функционирования региональной системы образования и науки должны быть подвергнуты анализу и возможности их использования. Опыт взаимодействия науки и образования Красноярского региона и их дальнейшая интеграция способствуют созданию новых интегрированных структур. На базе Тувинского регионального комплекса науки и образования, включающего вузы и академические институты РАН,  исследовательского и отраслевых университетских комплексов произойдет консолидация науки и высшего образования в единую научно-образовательную инфраструктуру региона.

Формируемый образовательный и научный потенциал региона должен войти в единое образовательное и научное пространство России и, соответственно, в мировое научно-образовательное сообщество.

Ондар С.О., д.б.н., профессор кафедры биологии и зоологии Тувинского государственного университета (ТувГУ) в программу развития университета предложил внести механизм интеграцию ТувГУ с ведущими научными школами, для обеспечения единого республиканского и регионального информационного пространства и создание университетского пояса малых инновационных предприятий [4]. По мнению С.О. Ондара республиканский учебно-научный центр (РУНЦ), объединяющий университет и академические институты РАН способствует созданию и сохранению ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала республики в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров, чтобы они стали одной из важнейших составляющих государственного сектора науки (рис. 2).

 

Структура Тувинского объединенного учебно-научного центра Тувинского государственного университета

Рис. 2. Структура Тувинского объединенного учебно-научного центра Тувинского государственного университета

 

Заключение

Такое объединение будет обладать уникальной исследовательской, производственной и испытательной базой и оно в наибольшей степени отвечает требованиям инновационного развития. Во взаимодействии с организациями РАН и других государственных академий, ведущими университетами и крупнейшими отраслевыми научными организациями, РУНЦ способен создавать и реализовывать на основе взаимосвязанного комплекса фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок научно-технологического задела по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.


Библиографический список

  1. Севек, В.К. Малые инновационные организации при вузе: проблемы и перспективы // Технологическое предпринимательство и коммерциализация инноваций в инвестиционно-строительной сфере (Част I): Матер. Межд. XX науч. конф. под ред. заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного строителя РФ, д.э.н., профессора А.Н. Асаула. – СПб. ИПЭВ, 2018. – 294 с. (С. 140-147).
  2. Севек, В.К., Чульдум, А.Э., Севек, Р.М. Опыт интеграции науки и образования Тувинского государственного университета: проблемы и перспективы развития / В.К. Севек, А.Э. Чульдум, Р.М. Севек // Научное обозрение. – 2014. — № 8 (1). – С. 185-191.
  3. Шадрин, А.И. Научно-методические основы формирования научно-образовательного комплекса региона // Региональные аспекты интеграции науки и образования: проблемы, перспективы развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В.К. Севек. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011. – 310 с. (С. 215-216).
  4. Ондар, С.О. Роль профессионального образования в технологических платформах // Региональные аспекты интеграции науки и образования: проблемы, перспективы развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В.К. Севек. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011. – 310 с. (С. 9-10).