Рост цифровых кинотеатров и платформ как альтернатива телевидению
Авторы
Мачкарина Оксана Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, Дальневосточный институт управления РАНХиГС
[email protected]
Гайко Юлия Витальевна
Россия, Дальневосточный институт управления РАНХиГС
[email protected]
Аннотация
В статье рассматривается воздействие технологического прогресса на современную реальность в сфере развития информационных технологий. На конкретных примерах авторы показывают, как используются новые условия, диктуемые «цифровой революцией» в сфере кино, как новые технологии делают мир более доступным для изучения и осмысления.
Ключевые слова
интернет-технологии, культура, цифровые кинотеатры, онлайн-кинотеатры, медиа-контент, альтернативы телевидению.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Финансирование
Работа выполнена в рамках мероприятия DR-2021: II Международный конкурс научных работ и проектов молодых исследователей «Цифровой регион 2021» (Наука и образование on-line)
Рекомендуемая ссылка
В настоящее время, в связи с глобальной цифровой революцией, берущей свое начало в середине 20 века, появляется множество новых форм производства и потребления различных материальных и духовных благ. Прародителями этих форм производства и потребления являются цифровые технологии, которые вместе с тем меняют и все сферы жизни человека (быт, коммуникацию, профессиональную деятельность, культуру, политику и т.д.).
Мы живем в эпоху развития информационных технологий, где интернет становится важнейшим фактором производства. Практически любой бизнес, на сегодняшний день, так или иначе связан с использованием всемирной паутины. Не исключением стало и кино.
Одно из основных изменений, произошедших по причине появления и развития таких интернет-технологий, как онлайн-кинотеатры, это то, что человек стал потреблять гораздо больше медиа контента, чем это было раньше. Так, например, исследование, посвященное изучению медиа-потребления в России за период с 2012 года по 2015 год, проведенное исследовательским центром «Делойта», показало, что за эти 3 года объем медиа-потребления среди жителей России увеличился (37% опрошенных отмечают увеличение собственного потребления медиа-контента), 61% опрошенных связывают этот факт с внедрением посредством интернета новых технологий. Также причинами такого роста могут послужить: во-первых, то, что выпускаемого съемочными студиями контента стало в разы больше, появилось невероятное множество различных сериалов, а новые фильмы появляются чуть ли не каждый день; во-вторых, возможностей просмотра стало гораздо больше, мобильные устройства такие, как: ноутбуки, планшеты, смартфоны помогают людям смотреть кино, где бы они не находились и чем бы не занимались.
О стремительном росте онлайн кинотеатров, в последнее время, можно свидетельствовать, опираясь как минимум на два источника. Во-первых, исследование интернет-портала «LiveInternet.ru», являющегося сервисом для сбора статистики интернет ресурсов, показало, что за период новогодних праздников в 2016 году проект, созданный компанией «Афиша.ru», под названием «Новогодний Кинозал», который объединил 11 онлайн-кинотеатров, посетило на 17% больше человек, чем за тот же период в 2015 году. Во-вторых, Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» результатом своего исследования показало, что аудитория онлайн-кинотеатров, пользующаяся платными подписками, по итогам 2020 года выросла на 52%, общая аудитория – на 16%, а в целом российский рынок онлайн-кинотеатров за год вырос на 66%. Эти два исследования одни из множества фактов, показывающих заинтересованность людей в потреблении контента на просторах онлайн-кинотеатров.
По праву одним из первых онлайн-видеосервисов, предоставляющим просмотр продуктов кинематографа по запросу является американская компания Netflix. Эта компания была основана в 1997 году ученым и математиком Ридом Хастингсом и директором по маркетингу Марком Рудольфом на часть суммы, вырученной за продажу Хастингсом своей компании Pure Software. Изначально компания Netflix занималась сдачей в аренду дисков с фильмами. Происходило это следующим образом – любой желающий мог заказать на сайте любой фильм на DVD, взяв его напрокат и заплатив за это 6 долларов (4 доллара за сам прокат, 2 доллара за пересылку). Спустя время появляется новый способ оплаты – месячная подписка, но стоимость ее уже значительно дороже — 18 долларов. Любой подписавшийся заказывает тот или иной диск с фильмом на сайте, и по прошествии определенного времени отсылает его обратно, после чего получает другой. Так происходит до того момента, пока не закончится подписка.
Весь контент, представленный на Netflix, полностью принадлежит этой компании и производится ей же почти во всех странах мира. Эта практика нацелена на то, чтобы угодить всем желаниям и потребностям людей разных культур и ментальностей. В свою очередь для того, чтобы контент был понятен всем потребителям из любого уголка земного шара, контент должен быть переведен на разные языки и иметь субтитры. В Netflix эта проблема решилась путем создания в 2017 году платформы для онлайн-тестирования переводчиков, которую назвали – Hermes.
В России первые видеосервисы, предоставляющие легальный просмотр фильмов онлайн, начали появляться еще в 2008 году, одним из первых был «Рамблер.Кинозал», который, используя рекламный тип монетизации в своей деятельности, не завоевал доверия, и не стал востребованным среди пользователей. Так, в настоящие время основные игроки на российском рынке онлайн-видеосервисов используют другие типы монетизации, отличающиеся от типа монетизации свойственного «Рамблер.Кинозал»:
С приходом на российский рынок платных услуг онлайн-кинотеатров начинается их стремительный рост. Это активное развитие начинается с запуска в феврале 2010 года онлайн-кинотеатра «ivi.ru», который в первый же день привлек на свой сайт около 180 тысяч человек. На данный момент этот сайт является крупнейшим интернет видео-сервисом в России, аудитория которого достигает 48 миллионов человек. Владельцем данной платформы является кипрская компания Ivi.ru Media Limited. Данный сервис сотрудничает с такими студиями, как Paramount Pictures, Sony Pictures, 20th Century Fox, Universal Studios, Walt Disney Pictures, Warner Bros., Columbia Pictures, Централ Партнершип, Базелевс, СТС, НТВ и т.д. Отличительной особенностью данного «онлайн-кинотеатра» является появление новинок российского проката, после их премьеры в кинотеатрах, до релиза их на DVD, а в некоторых случаях и совместно с прокатом в кинотеатрах.
В ноябре 2011 года свою работу начал сервис «Megogo.net». Владельцем этой платформы является кипрская компания Magavin Enterprises Limited. Видеосервис вышел на рынок в тот момент, когда в сети интернет активно были развиты «пиратские» сайты, по причине чего, первым типом монетизации Megogo выбрал бесплатный просмотр фильмов с рекламой. В последствии основной моделью стала ежемесячная подписка, отличающаяся по количеству предоставляемого контента и качеству изображения.
В 2011 году появляется еще один онлайн-видеосервис – «ökko», позиционирующий себя, как премиальный. Владельцами данного кинотеатра являлись «Rambler Group» до того момента, пока их не выкупил «Сбербанк». По данным официального сайта «okko.tv», в каталоге этого онлайн-кинотеатра 35000 фильмов, мультфильмов и сериалов. «Ökko» — первый онлайн-кинотеатр, в котором используются передовые технологии звука и изображения такие, как: 4K, Ultra HD, 3D, Dolby, Dolby Atmos. Все эти форматы качества создают ощущения кинотеатрального просмотра.
В 2013 году компания ЗАО «Амедиа» совместно с компанией «SPB TV» запустили сервис под названием «Амедиатека». Он объединяет в себе контент телекомпании «Амедиа», а также специализируется на показе сериалов от телесети «HBO». В июле 2017 года онлайн-кинотеатр «Амедиатека» получил статус «Home of HBO», это означает то, что теперь все сериалы данной телесети будут выходить в России в то же время, что и в США.
Рассмотрев основных игроков на рынке онлайн видеосервисов, предоставляющих на своих просторах контент не собственного производства, стоит также выделить видеосервисы, которые полностью переняли модель Netflix. Одним из таких сервисов является онлайн-кинотеатр START. Запущен данный видеосервис был в октябре 2017 года. Контент, представленный на данной площадке, также как и Netflix, принадлежит и производится самой компанией. Сам же контент включает: кино, сериалы и мультфильмы. Единственным типом монетизации сервиса является ежемесячная подписка с фиксированной ценой. Данный онлайн-кинотеатр по данным с официального сайта, доступен по всему миру, и каталог его сериалов меняется в зависимости от страны пользователя.
Вторым видеосервисом, построенным на наиболее похожей модели Netflix, является онлайн-кинотеатр «Premier», основанный 16 августа 2018 года и принадлежащий компании Газпром-медиа. Контент, представленный на площадке, принадлежит и производится этой компанией (Газпром-медиа) и включает в себя: сериалы, фильмы, спортивные матчи и шоу телеканалов, которыми владеют («ТНТ», «ТНТ4», «2×2», «ТВ3», «Матч ТВ» и «МАТЧ ПРЕМЬЕР»).
Еще одним видеосервисом, который также построен на близкой Netflix бизнес-модели, выступает More TV. Эта онлайн платформа была создана в 2019 году. Владельцами сервиса являются «Национальная медиа группа» и принадлежащая ей «СТС медиа». Часть контента, представленного на просторах этой площадки, является ее собственностью. Также контент онлайн-видеосервиса включает в себя: зарубежные премьеры, одновременно со всем миром, 42 телеканала, российские сериалы, до премьеры на ТВ, турниры UFC, а также классика мирового кино. Тип монетизации видеосервиса – ежемесячная подписка с фиксированной ценой. Аналогично двум вышеописанным онлайн-кинотеатрам, данный сервис также работает по всему миру, предоставляя контент в зависимости от страны пользователя.
Таким образом, по итогу рассмотрения функционирования онлайн-видеосервисов в России, становится явным, что их бизнес-модель, позаимствованная у Netflix и в некоторых моментах модернизированная под российский рынок, имеет плодотворное развитие и в наших отечественных реалиях, она не стоит на месте и с каждым годом своей деятельностью доказывает свой потенциал на новом рынке, что в свою очередь дает возможность предполагать о появлении и развитии нового типа потребительских практик – онлайн потребления.
Онлайн-платформы создают качественно новый уровень ведения бизнеса, способствуя созданию новых практик и областей интереса, возникновению массового потребления онлайн контента, улучшению процесса предоставления и производства услуг, а также удовлетворению потребностей своих пользователей. Работа онлайн-видеосервисов нацелена на привлечение все большего количества пользователей, а также на создание лояльности своих пользователей, для дальнейшего увеличения продолжительности проводимого ими времени на цифровых площадках. Описанное выше функционирование онлайн-видеосервисов способствует созданию новых практик потребления, вызывая изменения в культуре этого потребления.
В связи с цифровизацией производства и дистрибуции услуг кинематографа, происходят изменения в сфере потребления кино, по этой причине важно уделить внимание рассмотрению процесса изменения потребления кино в обществе. До появления в России широкополосного доступа в интернет, проводить досуг за просмотром кино люди имели возможность либо дома, либо непосредственно в самом кинотеатре. Домашний способ просмотра подразумевал наличие телевизора, подключенного к аналоговому телевидению, либо видеопроигрывателя, подключаемого к телевизору. Просмотр любого контента ограничивался тем, какие фильмы, шоу или сериалы были в программе телеканала, либо тем, какие кассеты или DVD-диски с записанными на них фильмами или сериалами имелись в наличии. Для того, чтобы посмотреть желаемый фильм приходилось либо ждать его показа в определенный день или определенного времени, когда его будут транслировать по телевизору, либо искать его «DVD» версию в магазине, что могло доставлять трудности при поиске нужного «диска» с фильмом, вынуждая людей обходить несколько магазинов в поиске такового. При этом, наиболее почитаемым людьми вариантом просмотра кинокартин был кинотеатр. Кинотеатр выступал тем местом, в котором человек мог полностью погрузиться в мир, показанный на экране. Походы в кинотеатр стали целой культурой, сам процесс получения информации о фильмах и показах требовал выхода на улицу и изучения киноафиш. Для того, чтобы приобрести билет на киносеанс требовалось много времени, чтобы отстоять в очереди, нередко людям приходилось сталкиваться со «сложными ситуациями коммуникации и конфликтами с другими потенциальными зрителями». Таким образом, раньше поход в кинотеатр представлял собой многоступенчатую модель, преодоление которой, требовало много времени, а также «напряжения физических и душевных сил, была связана с преодолением пространства, с ожиданием и волнением». Иными словами, существовала особая культура потребления кино, где поход в кинотеатр имел большую значимость для людей, а просмотр кино был чем-то особенным.
Новые возможности просмотра, возникшие благодаря стремительному росту онлайн-кинотеатров, изменяют процесс потребления кинематографа, и тем самым трансформируют культуру просмотра кино.
Выбирая контент, который смотрит большинство (рейтинг которого выше), пользователь онлайн-видеосервисов, сам того не осознавая, потребляет ценности, навязанные большинством. При этом данные ценности могут не перениматься, что связанно с описанным выше увеличением потребления контента.
Анализ того, какие ценности в основном транслируются российскому потребителю услуг онлайн-видеосерисов, проведен на примере наиболее популярного контента онлайн-видеосервиса – ivi, с помощью классификации ценностей. Используемый для анализа контент в свое число будет включать: наиболее просматриваемые фильмы и сериалы российского и зарубежного производства.
В таблице приведен перечень наиболее популярных фильмов и сериалов, рейтинг которых на 2021 года является наиболее высоким. Также определены жанры и транслируемые ценности этих продуктов кинематографа.
Таблица 1. Наиболее популярный контент среди российского потребителя
Название | Год | Жанр | Транслируемые ценности | |
Российские фильмы | Спутник | 2020 | фантастика, триллер, драма | героизм |
Марафон желаний | 2020 | комедия, мелодрама | любовь, самореализация | |
Т34 | 2019 | драма, военный, боевик, история | героизм | |
Один вдох | 2020 | драма, спорт | спортивные достижения | |
Гудбай Америка | 2020 | мелодрама, комедия | самореализация | |
Российские сериалы | Мажор | 2014 | Детектив, криминал | любовь, семья |
Нежность | 2020 | мелодрама, комедия | любовь, карьера, самореализация | |
Триггер | 2020 | Драма | карьера, самореализация | |
Тест на беременность | 2014 | Мелодрама | здоровье, любовь, семья, самореализация | |
Метод | 2015 | триллер, криминал, драма | самореализация | |
Зарубежные фильмы | Гарри Поттер и философский камень | 2001 | фэнтези, приключения, семейный | дружба, семья, героизм |
Джокер | 2019 | триллер, драма, криминал | самореализация, толерантность | |
Алладин | 2019 | мюзикл, фэнтези, мелодрама, приключения, семейный | дружба, любовь, семья | |
Покемон. Детектив Пикачу | 2019 | фантастика, фэнтези, детектив, приключения, семейный | дружба, семья, героизм | |
Форд против Феррари | 2019 | биография, спорт, драма, боевик | дружба, спортивные достижения, семья | |
Зарубежные сериалы | Теория большого взрыва | 2007 | комедия, мелодрама | самореализация, дружба, любовь, статус в обществе |
И повсюду тлеют пожары | 2020 | Драма | статус в обществе, семья | |
Викинги | 2013 | история, драма, боевик, мелодрама, приключения, военный | дружба, любовь, семья | |
Хороший доктор | 2017 | Драма | образование, любовь, семья, толерантность |
Так можно обнаружить, что существует определенная иерархия ценностей, транслируемая российским и западным контентом. Самыми популярными ценностями среди этого контента являются: семья, любовь, самореализация и дружба. Подобный результат может говорить о том, что для подавляющего большинства пользователей онлайн-видеосервиса жизненными целями и нравственными ориентирами являются создание ячейки общества и дальнейшая счастливая семейная жизнь, взаимопонимание и поддержка в кругу родных людей, постоянная работа над собой и достижение поставленных целей, развития себя как личности, а также наличие хороших и верных друзей.
Сравнивая транслируемые ценности российского и зарубежного контента, можно наблюдать, что число транслируемых ценностей западного контента включает «толерантность», одновременно отсутствующая в продуктах кинематографа отечественного производства, что может быть объяснено тем, что странам Запада в большей степени свойственны ценности самовыражения, в то время как, посткоммунистическим странам свойственны ценности выживания.
Таким образом, цифровые платформы становятся движущими силами, запускающими трансформации различных аспектов жизни людей. Новая культура потребления кино, порожденная онлайн-видеосервисами способствует трансформации различных социальных практик, которые, в свою очередь, способны влиять на производимый контент. Обосновав теоретический подход к изучению этих практик, возникает необходимость проведения эмпирического исследования, с целью их детального рассмотрения.
Библиографический список
Интернет-ресурсы: