Управление государством
Управление государством
Управление государством (Government)— деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.
Деятельность по управлению государством традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
Правительства, как правило, организованы в отдельные институты, составляющие ветви власти, каждая из которых обладает определенными полномочиями, функциями, обязанностями и ответственностью. Распределение полномочий между этими институтами различается между правительствами, равно как и функции и количество ветвей. Независимое, параллельное распределение полномочий между ветвями власти – это разделение властей. Совместное, пересекающееся или перекрывающееся распределение полномочий — это слияние сил.
Правительства часто объединяются в три ветви с отдельными полномочиями: законодательную, исполнительную и судебную; Иногда это называют моделью Trias Politica.
Основные принципы управления государством
В теории управления государством существуют три основных подхода к формулированию основных принципов управления государством :
- правовой подход;
- политический подход;
- управленческий подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность, результативность и социальная ответственность (см. принципы Глобального договора ООН), формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
- следования принципу верховенства права;
- следования воле народа (политический подход);
- следования цели получения нужного социально-экономического результата (управленческий подход).
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
Основные управленческие решения
Анализ управления государством возможен через следующую классификацию. Управление государством исчерпывающе сводится к принятию следующих трёх видов государственных управленческих решений:
- Решение, оформленное в форме нормативного правового акта: Конституции, закона и тому подобное;
- Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, действия (бездействия), принятое в соответствии с нормативным правовым актом;
- Решение, оформленное в форме ненормативного правового акта, во исполнение которого принимается решение первого вида.
Рекомендуемая литература
- Балашов А. И., Ушаков Е. В., История и методология науки государственного и муниципального управления: учебник. — М., Инфра-М, 2020. — 323 с. ISBN 978-5-16-014438-2.