Новые подходы финансового обеспечения государственной молодежной политики в регионе

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


аспирант
Россия, Белгородский национальный исследовательский университет
yuliya.fliginskih@mail.ru

Аннотация

В статье показано, что в условиях возрастания социальной, экономической и политической роли молодежи необходимо в полной мере задействовать ее потенциал в реализации стратегии инновационного развития страны. Решать эту непростую задачу следует новыми методами, адекватными современной ситуации, тем возможностям роста, которые наметились в работе с молодежью и его финансовым обеспечением, в том числе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов и принятием государственной молодежной политики Российской Федерации.

Ключевые слова

социальная политика, молодежная политика, финансовое обеспечение, регион.

Рекомендуемая ссылка

Флигинских Юлия Николаевна
Новые подходы финансового обеспечения государственной молодежной политики в регионе// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (14). Номер статьи: 1405. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1405/
Реализация социальной политики в отношении молодежи стала обеспечиваться финансовыми ресурсами по остаточному принципу, что отрицательно сказалось на демографическом состоянии общества. В рыночной экономике государственные расходы трансформируются в различные новые формы финансирования, обеспечивая эффективность управления развитием отрасли.

Важной составляющей механизма реализации ГМП является финансово-экономическое обеспечение, которое должно исходить не из идеи финансирования решения проблем молодежи, а из идеи вложения средств в молодежь как основной потенциал развития территорий и государства в целом. При таком подходе эти вложения рассматриваются как инвестиции в настоящее и будущее экономики страны.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств местных бюджетов, предусмотренных для участия в реализации государственной молодежной политики; добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области обеспечивает финансирование областных программ в пределах расходов, предусмотренных в областном бюджете по разделу «Молодежная политика». Наблюдалась тенденция роста расходов до 2008 года. Ярко выражены последствия финансового кризиса, где расходы в 2009 году снизились на 37% в сравнении с предшествующим годом. Однако в сложных финансово-экономических условиях государственными органами власти молодежная политика выделена приоритетом, о чем и свидетельствует значительное увеличение расходов последующие за 2009 годом.

Первоочередное решение молодежных проблем реализуется в рамках областной программы «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области». К примеру, на 30 декабря 2009 года средства федерального бюджета в сумме 18521,62 тыс. руб., областного – в сумме 287,0 тыс. руб. и местных бюджетов в сумме 8522,91 тыс. руб. использовались на приобретение жилья для 50 молодых семей. На оставшиеся денежные средства выданы 7 свидетельств о праве на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья [3].

Белгородская область является «пионером» по направлению 2% отчислений от объемов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, на финансирование мероприятий в сфере молодежной политики региона на работу по месту жительства, с подростками из групп социального риска, на развитие материально-технической базы клубов и секций, строительство спортивных и площадок для отдыха. Второй бюджет муниципальных образований по «молодежной политике формируется на основе развития новых рыночных подходов к  системе финансирования. На муниципальном уровне доля совокупных внебюджетных, спонсорской помощи, отчислений предприятий по результатам финансово-хозяйственной деятельности, 2% отчислений ЖКХ, прочих привлеченных, составляет около половины всех источников финансирования расходов на реализацию ГМП.

Перспективным направлением финансового обеспечения отрасли является развитие областных структур по делам молодежи, которыми дополнительно к ассигнованиям областного бюджета привлекается ежегодно более 130 % средств. При этом объем платных услуг ОГУ «Центр молодежных инициатив» в сравнении с 2002 годом  вырос в 11 раз.

Динамика и структура источников поступлений консолидированного молодежного бюджета отрасли характеризует сферу молодежной политики области как приоритет регионального развития, где темпы роста расходов на нее превышают все другие социальные расходы. Основную долю источников финансирования составляет бюджетное финансирование. Динамично развивается внебюджетное финансирование. Первым опытом в этом направлении стала форма автономных некоммерческих организаций, которая результативна в плане повышения административной и финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов, возможностей конкурентного развития услуг, привлечения дополнительных инвестиций, что необходимо учитывать и в дальнейшем.

В целом тенденция финансирования системы государственной молодежной политики региона – позитивная, сбалансированная, отвечающая принципам полноты, своевременности поступления средств и их строго целевого использования. Целенаправленная, системная и адресная государственная поддержка; контроль казначейской системы по принципу единой кассы позволили оптимизировать финансирование по разделу 0707 областного бюджета «Молодежная политика».

Качественно новый этап развития отрасли характеризуется совершенствованием основных видов деятельности. Активно апробируется передовой опыт, разрабатываются новые подходы в работе с молодежью и ее финансовому обеспечению. Реализация целевых программ позволяет возвести работу с молодежью на новый уровень, который можно именовать молодежной политикой в полном смысле этого слова, даже если речь идет о муниципальном образовании [2].

Реализация программно-целевого метода оптимизирует организационную структуру и четкое разграничение полномочий субъектов молодежной политики, включая органы государственной власти и местного самоуправления. Большинство решений поддержки молодежи принимаются в муниципальных образованиях, сельских и городских поселениях. Бюджеты муниципальных образований в области реализации мероприятий молодежной политики стали полноценными, о чем показало проведенное исследование. Повысилась ответственность в области управления бюджетными расходами органов местного самоуправления.

Белгородская область со сложившейся системой молодежной политики и целым рядом авторских проектов получила признание за пределами региона. Условия, обеспечивающие поддержку и развитие молодежи, создаются на межведомственной основе (образования, занятости, социальной защиты, здравоохранения, строительства, агропромышленного комплекса и другие при координирующей роли органов молодежной политики) и охватывают все целевые группы молодежи.

Исследование системы финансового обеспечения ГМП Белгородской области выявило, что из всего комплекса мер социальной поддержки безработных граждан наиболее эффективной является программа посредничества в трудоустройстве. Результативность активных программ и услуг содействия занятости молодежи выражается, прежде всего, в показателях трудоустройства молодежи. Важно создание в сфере непрерывного образования гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработной молодежи.

Существующий механизм бюджетного финансирования программ и проектов в молодежной сфере пока еще не вполне соответствует принципам усиления роли негосударственной составляющей. В этой связи необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении разных источников (бюджеты органов по делам молодежи; бюджеты отраслевых ведомств; бюджеты комплексных программ; бюджетные фонды; внебюджетные фонды; бюджеты разных уровней; межмуниципальные целевые финансовые пулы); принципов финансирования (конкурсный, целевой); объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования учреждений молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации, гранты).

В перспективе увеличение финансовых ресурсов связано с поиском нетрадиционных новых направлений, в том числе: финансирование конкурсных программ, представляемых на гранты  по молодежной политике в Министерство образования и науки Российской Федерации; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов; поиск спонсоров, осуществляющих благотворительную деятельность в отношении различных групп молодежи при условии соответствующего нормативно-правового обеспечения, в частности, предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям-спонсорам молодежных государственных структур и организаций; развитие на областном уровне системы государственных социальных заказов в сфере государственной молодежной политики.

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе через усиление роли экономических рычагов привлечения ресурсов, совершенствование налогообложения доходов юридических и физических лиц, направляемых на реализацию государственной молодежной политики, расширяя формы и механизмы привлечения социально ответственного бизнеса.

В условиях возрастания социальной, экономической и политической роли молодежи необходимо в полной мере задействовать ее потенциал в реализации стратегии инновационного развития страны. Решать эту непростую задачу следует новыми методами, адекватными современной ситуации, тем возможностям роста, которые наметились в работе с молодежью и его финансовым обеспечением, в том числе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов и принятием государственной молодежной политики Российской Федерации.


Библиографический список

  1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Сборник организационно-распорядительных документов по реализации системы мер государственной молодежной политики в Белгородской области. – 2008.
  2. Бабинцев В.П. Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении: проблемы реализации // Социальные технологии в современном управлении: сборник научных трудов. – Белгород: Российское общество социологов, Белгородское отделение, 2006. – С. 22-38.
  3. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Белгородской области 2008 г. Доклад управления по делам молодежи Губернатору Белгородской области. – Белгород, 2009. – 265с.