Инструментарий оценки бюджетных рисков Удмуртской Республики

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»
Россия, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
kristina-zhelnova@yandex.ru

Аннотация

В настоящей статье исследована сущность бюджетного риска и проблемы управления бюджетным процессом. Рассмотрен инструментарий определения бюджетных рисков на основе исполнения доходов и расходов бюджета. Представлен расчет бюджетных рисков на примере консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2013-2014гг., который не выявил случаев высокого уровня риска исполнения бюджета по доходам и расходам. Полученные результаты оценки будут важны и полезны для органов исполнительной и законодательной власти, в том числе способствуя повышению уровня качества бюджетного управления.

Ключевые слова

бюджетный риск, стандартное отклонение, коэффициент вариации, консолидированный бюджет, Удмуртская Республика.

Рекомендуемая ссылка

Желнова Кристина Владимировна
Инструментарий оценки бюджетных рисков Удмуртской Республики// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №5 (53). Номер статьи: 5303. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5303/
Согласно Приказа Минфина РФ от 19 октября 2011г. № 383 «под бюджетным риском понимается возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде» [1].

Особо следует отметить работы В.В. Гамукина, содержащие глубокое исследование и анализ по бюджетному риску, который выделяет две группы, различающиеся подходом к формализации бюджетного риска:

  • к 1-й группе: отнесены труды авторов, разбирающихся больше в специфике именно бюджетного механизма, но в меньшей степени готовых найти подходящие способы его измерения методами рискологии (М.У. Сатаев, А.А. Айвазов, В.А. Гребенникова, Е.А. Степанова, А.Д. Шуваева, О.А. Кирикова, И.М. Соломко и др.).
  • ко 2-й группе: публикации посвящены поиску новых путей определения и измерения риска, в т. ч. и не четко формализуемыми инструментами (В.В. Янов, С.А. Коробко, Е.И. Иванова, В.А. Юрга и др.) [2].

Для современной экономической системы характерны возникновение множества социально-экономических проблем, решение которых становится трудным в результате высокого уровня неопределенности, что приводит к повышению степени бюджетного риска. На всех уровнях власти ведется реформирование общественных финансов с целью обеспечения высокого качества управления государственными финансами и повышения эффективности бюджетных расходов.

Хочется отметить, что в большинстве субъектах РФ уровень качества управления бюджетным процессом достаточно низкий, о чем свидетельствует наличие высокой просроченной кредиторской задолженности и недостаточное применение современных методов управления бюджетным процессом.

В условиях экономического кризиса субъекты РФ столкнулись с такими проблемами как обеспечение сбалансированности бюджетов и риском возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.

Основная задача бюджетного управления состоит в выявлении и минимизации риска бюджета. В целях повышения качества управления бюджетами территорий предлагается рассмотреть методику определения бюджетных рисков на основе исполнения доходов и расходов консолидированного бюджета на примере Удмуртской Республики, основными инструментами которого являются:

1) Стандартное отклонение () показателя исполнения бюджета применим для определения изменения бюджета, величина которого чем больше, тем выше изменение и риск бюджета.

Стандартное отклонение () бюджета определим по формуле 1:

                   (1)

где     — показатель собираемости i-го доходного источника бюджета (показатель финансирования i-го вида расходов бюджета);
 — средний показатель собираемости доходов (финансирования расходов бюджета);
 — доля i-го доходного источника (финансирования i-го вида расходов).

2) Коэффициент вариации () для определения относительного риска, приходящегося на единицу исполнения бюджета. При этом, величина коэффициента может изменяться от 0 до 100%, чем больше величина коэффициента вариации, тем сильнее колеблемость и больше относительный риск бюджета. Коэффициент вариации () определим по формуле 2:

                    (2)

Если коэффициент вариации меньше 10%, то изменчивость вариационного ряда принято считать незначительной, от 10% до 20% — средней, больше 20% и меньше 33% к значительной и если коэффициент вариации превышает 33%, то это говорит о неоднородности информации и необходимости исключения самых больших и самых маленьких значений. В нашем случае, качественная оценка различных значений коэффициента вариации представлена следующим образом:

  • до 5% — низкий риск;
  • от 5% до 10% — средний риск;
  • свыше 10% — высокий уровень риска.

Согласно данных отчетов об исполнении консолидированного бюджета за 2013г. и 2014г. рассчитаем стандартные отклонения и коэффициент вариации исполнения доходов и расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики [3].

Для начала определим риск исполнения доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Исходные данные для оценки представлены в таблице 1. Выделим поступления в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и рассчитаем удельный вес (долю ), таблица 2.

Таблица 1 — Доходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2013г. и 2014г.

Наименование показателя

2013г.

2014г.

план, тыс. руб.

исполнено, тыс. руб.

% исполнения бюджета

план,
тыс. руб.

исполнено, тыс. руб.

% исполнения бюджета

Налог на прибыль, доходы

32875452

31624913

96

36120999

33534515

93

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

4967562

5137585

103

5617313

4776810

85

Налоги на совокупный доход

2291061

2331903

102

2566612

2565666

100

Налоги на имущество

5582378

5936932

106

7196755

7040522

98

Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами

19607

24351

124

18121

20044

111

Государственная пошлина

136977

177523

130

186774

233178

125

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам

776

3468

447

241

1144

474

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

801370

905327

113

913599

868437

95

Платежи при пользовании природными ресурсами

328961

284256

86

261867

268461

103

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

86067

120867

140

105083

134442

128

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

798798

802270

100

800386

881903

110

Административные платежи и сборы

1500

4099

273

2001

3483

174

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

294842

509966

173

616650

836545

136

Прочие неналоговые доходы

19987

31498

158

29369

42345

144

Безвозмездные поступления

13256048

13095837

99

13590049

12719999

94

Всего доходов

61461386

60990795

99

68025819

63927494

94

Таблица 2 — Распределение десяти наиболее доходных источников консолидированного бюджета Удмуртской Республики в порядке убывания их доли в общем объеме фактических доходов, 2013г. и 2014гг.

2013г.

2014г.

Наименование показателя

Наименование показателя

Налог на прибыль, доходы

0,519

Налог на прибыль, доходы

0,525

Безвозмездные поступления

0,215

Безвозмездные поступления

0,199

Налоги на имущество

0,097

Налоги на имущество

0,110

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

0,084

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

0,075

Налоги на совокупный доход

0,038

Налоги на совокупный доход

0,040

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0,015

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0,014

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0,013

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0,014

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,008

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,013

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,005

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,004

Государственная пошлина

0,003

Государственная пошлина

0,004

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

0,002

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

0,002

Прочие неналоговые доходы

0,001

Прочие неналоговые доходы

0,000

Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами

0,000

Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами

0,000

Административные платежи и сборы

0,000

Административные платежи и сборы

0,000

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам

0,000

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам

0,000

Всего доходов

1

Всего доходов

1

Далее рассчитаем стандартное отклонение за 2013г.:

Коэффициент вариации за 2013г.:

Стандартное отклонение за 2014г.:

Коэффициент вариации за 2014г.:

Далее определим риск исполнения расходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Исходные данные для оценки представлены в таблице 3. Рассчитаем удельный вес (долю ), по каждому показателю в общем объеме расходов за 2013-2014гг., таблица 4.

Таблица 3 — Расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2013г. и 2014г.

Наименование показателя

2013г.

2014г.

план,
тыс.руб.

исполнен, тыс.руб.

% исполнения бюджета

план, тыс.руб.

исполнено, тыс.руб.

% исполнения бюджета

Общегосударственные вопросы

4424693

4189909

95

5292424

4603169

87

Национальная оборона

25235

23915

95

26024

24729

95

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1098898

1054272

96

807173

787857

98

Национальная экономика

14584430

10942685

75

14562722

13757220

94

ЖКХ

3441907

2684314

78

3816462

2952908

77

Охрана окружающей среды

110744

91018

82

148164

84686

57

Культура, кинематография

2682007

2585080

96

3589174

3492145

97

Образование

25378716

24802081

98

26909558

26549163

99

Здравоохранение

10795336

10645339

99

11549637

11179513

97

Социальная политика

9421561

9047243

96

10057382

9582199

95

Физическая культура и спорт

1696261

1676598

99

1435985

1410432

98

Средства массовой информации

184072

183797

100

190126

187599

99

Обслуживание государственного и муниципального долга

2184301

2064923

95

2783152

2516830

90

Межбюджетные трансферты

220047

48749

22

76075

28181

37

Всего расходов

76248208

70039923

92

81244058

77156631

95

Таблица 4 — Распределение расходов консолидированного бюджета в порядке убывания их доли в общем объеме фактических расходов, 2013г. и 2014г.

2013г.

2014г.

Наименование показателя

Наименование показателя

Образование

0,354

Образование

0,344

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

0,156

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

0,178

Здравоохранение

0,152

Здравоохранение

0,145

Социальная политика

0,129

Социальная политика

0,124

Общегосударственные вопросы

0,060

Общегосударственные вопросы

0,060

ЖКХ

0,038

Культура, кинематография

0,045

Культура, кинематография

0,037

ЖКХ

0,038

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,029

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,033

Физическая культура и спорт

0,024

Физическая культура и спорт

0,018

Национальная оборона

0,015

Национальная оборона

0,010

Средства массовой информации

0,003

Средства массовой информации

0,002

Охрана окружающей среды

0,001

Охрана окружающей среды

0,001

Межбюджетные трансферты

0,001

Межбюджетные трансферты

0,001

Национальная экономика

0,001

Национальная экономика

0,001

Всего расходов

1

Всего расходов

1

Далее рассчитаем стандартное отклонение за 2013г.:

Коэффициент вариации за 2013г.:

Стандартное отклонение за 2014г.:

Коэффициент вариации за 2014г.:

Полученные результаты расчетов и их интерпретация представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Оценка исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики, 2013г. и 2014г.

Год

Наименование показателя

% исполнения бюджета

качественная оценка значений коэффициента вариации

низкий риск (от 0 до 5%)

средний риск (от 5 до 10%)

высокий риск (свыше 10%)

2013

доходы

99

8,36

расходы

92

6,91

2014

доходы

94

6,96

расходы

95

5,75

Таким образом, за рассмотренный период 2013-2014гг. выявлено, что исполнение бюджета по доходам и расходам отклоняется незначительно от плановых показателей, также не установлено высокого уровня риска исполнения бюджета по доходам и расходам.

Владение информацией о результатах оценки рисков исполнения бюджета по доходам и расходам дает возможность представителям исполнительной и законодательной власти принимать управленческие решения, позволяющие повысить уровень эффективности управления бюджетами всех уровней, в том числе:

  • проводить планирование доходов и расходов бюджета с учетом риска;
  • совершенствовать учет поступлений платежей в бюджет;
  • осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств и т.п.

На сегодняшний день, область бюджетных отношений не имеет достаточного методического и организационно-правового обеспечения в сфере оценки и учета бюджетного риска.


Библиографический список

  1. Приказ Минфина РФ от 19 октября 2011г. № 383 «О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента». URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/10/19/72476/ .
  2. Гамукин В.В. Бюджетные риски: введение в общую аксиоматику // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11. № 3. — С. 52-61.
  3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской Республики. URL: http://www.mfur.ru/budjet/ispolnenie/otchet/2014.php