Методологические основания оценки качества управления социально-экономической системой

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры   корпоративной экономики
Россия, Поволжский институт управления  имени П.А. Столыпина
tstrelnik@mail.ru

Аннотация

В статье исследуется эволюция концепции устойчивого развития социально-экономических систем, международная и национальная  институциональная база для ее практического применения.

Цель проведенного исследования состоит в выявлении причин медленного внедрения корпоративной социальной ответственности на российских предприятиях.

В результате проведенного исследования автором статьи получен вывод о том, что внедрение корпоративной социальной ответственности не мотивируется должным образом, чтобы стать приоритетным направлением для российских предприятий (организаций).

Ключевые слова

качество управления, социально-экономическая система, устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность, социальные отчеты предприятий и организаций, базовые индикаторы результативности.

Рекомендуемая ссылка

Стрельникова Татьяна Александровна
Методологические основания оценки качества управления социально-экономической системой// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (61). Номер статьи: 6104. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6104/

Введение

Для целей написания данной статьи под социально-экономической системой понимается целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг [1].

В условиях глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество [2].

Американский специалист У.Е. Деминг в 1980-е годы предложил четырнадцать принципов для менеджмента относительно руководства, в числе которых принцип, запрещающий оценивать бизнес только ценовыми показателями, является уникальным основанием  для создания ценности потребителям товаров, продукции, услуг [3].

Для того, чтобы реализовать на практике данный принцип У.Е. Деминга необходимо понять, что является главной ценностью для человека и мирового сообщества в целом.

Мировое сообщество осознало, что объективно необходимым условием повышения качества жизни является переход социально-экономических систем всех уровней на принципы  устойчивого развития.

Методологические основы корпоративного управления устойчивым развитием изложены автором данной статьи в докладе на международной научно-практической конференции «Местное самоуправление в системе публичной власти» в январе 2015 года [4].

Рассмотрим институциональную базу для практической реализации концепции устойчивого развития. 

Добровольные системы управления и оценки корпоративной социальной ответственности на международном уровне

Эволюция развития концепции устойчивого развития.

В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), созданная Генеральной Ассамблеей ООН, выдвинула концепцию устойчивого развития. Термин «Устойчивое развитие — (sustainable development)» и его определение впервые прозвучали в 1987 году в докладе Гру Харлем Брунтланд «Наше общее будущее». Устойчивое развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Данное определение содержит в себе два ключевых понятия: «потребности» и ограничение [5].

Рио-де-Жанейрская декларация  по окружающей среде и развитию в 1992 году провозгласила ключевые принципы устойчивого развития: забота о людях; искоренение бедности; право на развитие; защита окружающей среды;  ограничение и ликвидация нежизнеспособных моделей производства и потребления; сотрудничество государств в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития [6].

Понимание лидерами бизнеса своей ведущей роли в содействии устойчивому развитию привело к рождению в конце двадцатого века понятия «корпоративной социальной ответственности» (КСО). Под КСО понимается готовность бизнеса на добровольные социальные инвестиции, то есть вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и иных ресурсов для реализации социальных программ [7].

Институциональная база применения концепции устойчивого развития на международном уровне.

На международном уровне добровольные системы управления и оценки корпоративной ответственности включают в себя Глобальный договор ООН (декларация), международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» (Guidance on social responsibility), GRI (Global Reporting Initiative – Глобальная инициатива по отчетности), Стандарты серии AA1000 (SES, AS), стандарт SA 8000 (Social Accountability), стандарт IQNet SR 10.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 31 января 1999 года  Генеральным секретарем Организации объединенных наций Кофи Аннаном, была выдвинута идея Глобального договора. Генеральный секретарь ООН обратился к лидерам крупнейших компаний мира с призывом присоединиться к Глобальному договору для сотрудничества бизнеса с учреждениями ООН, профсоюзами, неправительственными организациями, чтобы претворить в жизнь всеобщие принципы социального равенства и сохранения окружающей среды [8].

Глобальный договор ООН является крупнейшей в мире добровольной инициативой в области корпоративного устойчивого развития и объединяет почти 12 000  компаний из 145 стран. Каждая компания-участник взяла на себя обязательство по согласованию своих стратегий и деятельности с универсальными принципами в области прав человека, труда, окружающей среды и борьбы с коррупцией, а также информированию общественности о достигнутых результатах.

Глобальный договор является сугубо добровольной инициативой, преследующей две цели:

1)интеграция десяти принципов в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе;

2)стимулирование действий в поддержку более широких целей развития ООН, таких как Цели развития тысячелетия (ЦРТ).

Десять принципов Глобального договора из области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией почерпнуты из:

Всеобщей декларации прав человека;

Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах на производстве;

Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию;

Конвенции ООН против коррупции.

Принципы Глобального договора ООН имеют следующее структуру и содержание:

1.Права человека

1.1 Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека;

1.2 Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.

2.Трудовые отношения

2.1 Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров;

2.2 Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда;

2.3  Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда;

2.4  Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.

3.Окружающая среда

3.1 Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности;

3.2  Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;

3.3 Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.

4.Противодействие коррупции

4.1 Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество [8].

В 2015 году исполнилось 70 лет Организации Объединенных Наций и 15 лет инициативе «Глобальный договор ООН».

Деятельность Сети Глобального договора ООН в Российской Федерации осуществлялась с целями: внедрения и интеграция десяти принципов Глобального договора ООН в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции; институционального развития Сети; продвижения лучших практик и результатов деятельности участников Сети в России и за рубежом, активное вовлечение российских деловых кругов в инициативу.

В 2014 году среди участников Сети Глобального договора ООН в Российской Федерации лидерами были признаны: «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»; ОАО «Лукойл»; Фонд «БАТАНИ»; РСПП;  ПРООН/ ГЭФ-Минприроды России; ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»; МОО «Комитет по борьбе с коррупцией»; ГК «Внешэкономбанк»; Секретариат Сети Глобального договора ООН в России; Группа компаний АКИГ.

Другие основные организации, ориентированные на бизнес и инвестиции и корпоративное устойчивое развитие, включают: Глобальную инициативу по отчетности (GRI), Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию (ВСПУР) и поддерживаемые ООН Принципы ответственного инвестирования (ПОИ) [8].

Посредством Форума Глобальный договор ООН и его партнеры намеревались достигнуть следующих основных результатов:

  • доказать, что корпоративное устойчивое развитие играет важнейшую роль в достижении устойчивого развития;
  • привлечь частный сектор в качестве ключевого партнера развития;
  • подчеркнуть, что не может быть устойчивого развития без уважения прав человека;
  • продемонстрировать передовые технологические и социальные инновации;
  • показать, что национальные сети Глобального договора являются надежной платформой для действий бизнеса на местном уровне;
  • продемонстрировать решающее влияние инвесторов, фондовых бирж, бизнес-школ, университетов, городов в стимулировании корпоративного устойчивого развития;
  • мотивировать все большее число компаний к принятию универсальных принципов устойчивого развития и предоставлению отчетности о деятельности, как предложено Глобальным договором ООН;
  • обеспечить мотивацию и поощрение Правительств для перехода к «зеленой экономике»;
  • принять меры по поддержке ответственной коммерческой деятельности во всем мире [8].

Экспертами отмечено: несмотря на достигнутые результаты, корпоративное устойчивое развитие еще не стало неотъемлемой частью деятельности большинства компаний мира и не достигло той глубины понимания, которая необходима для решения наиболее острых проблем. Для достижения необходимого масштаба система экономических стимулов должна быть перестроена таким образом, чтобы устойчивое развитие стало выгодным и приносило прибыль [8].

В июне 2012 г. был проведен Корпоративный форум по устойчивому развитию «Рио+20», призванный обеспечить основу для более активного участия частного сектора и инвесторов в обеспечении устойчивого развития и призвать правительства к принятию мер, поддерживающих корпоративное устойчивое развитие во всем мире [9].

Конференция «Рио+20» призвана направить мир по курсу более устойчивого развития в экологической, социальной, экономической и управленческой сферах и предлагает всем участникам процесса развития — правительствам, корпорациям, инвесторам, гражданам, потребителям, работникам и академическому сообществу перейти от существующего положения вещей к более устойчивому будущему.

Бизнесу отводится ведущая роль в создании компаниями долгосрочных ценностей в финансовой, социальной, экологической и этической сферах посредством реализации программ корпоративного устойчивого развития [9].

Руководящим документом для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения по концепциям, терминам и определениям, принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности является Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» (Guidance on social responsibility). Данный стандарт не являясь стандартом системы менеджмента, дает организациям рекомендации относительно социальной ответственности и может использоваться в качестве элемента реализации государственной политики [10].

Систему отчетности в области устойчивого развития для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения предложила Миссия Глобальной инициативы в области отчетности (Руководство GRI). В состав принципов составления отчета включены существенность, охват заинтересованных сторон, сбалансированность, полнота, сопоставимость,  точность, своевременность, ясность, надежность. Социальные отчеты не содержат оценку результатов социальной деятельности, достигнутых организацией. Предполагается, что любая заинтересованная сторона  на основании информации в социальном отчете сама проведет такую оценку. Показатели, которые предлагаются Руководством GRI для постановки целей и оценки результатов  деятельности организации в   экономике, в экологии и в социальной области сгруппированы по разделам: экономическая результативность; экологическая результативность, результативность подходов к организации труда, результативность в области  соблюдения прав человека, результативность взаимодействия с обществом, результативность в части  ответственности за продукцию [11].

Международная сеть органов по сертификации IQNet разработала и в 2012 году опубликовала стандарт IQNet SR 10 Система менеджмента социальной ответственности. Требования. Стандарт основывается на инновационных подходах к системе менеджмента социальной Ответственности, изложенных в ISO 26000, охватывает собой все заинтересованные стороны, основывается на системном и процессном подходах, интегрировался с другими системами менеджмента (качества, экологии, охраны труда), дает возможность проводить сертификацию и выдавать Сертификаты соответствия. Стандарт IQNet SR 10 основывается на цикле непрерывного совершенствования Деминга (система PDCA — PLAN, Do, Check, Act). Данный стандарт применим в деятельности любой организации, является системой менеджмента, которая позволяет интегрировать социальную ответственность в стратегию и менеджмент организации [12]. 

Добровольные системы управления и оценки корпоративной ответственности на национальном уровне

Эволюция развития концепции устойчивого развития.

Рассмотрим Российские инициативы по добровольным системам управления и оценки корпоративной ответственности.

В 1999 году была основана Ассоциация менеджеров России —  независимая общественная организация, представляющая интересы российского профессионального делового сообщества. Основные сферы содействия: международные стандарты и этические нормы ведения бизнеса, конструктивный диалог бизнеса и власти, позитивное отношение к российскому бизнесу в общественной среде и за границей. В состав Ассоциации входят руководители крупных российских компаний и предприятий среднего и малого бизнеса.

17 ноября 2004 года Программа развития ООН (ПРООН) и Ассоциация менеджеров России представили подготовленный в рамках совместного проекта «Доклад о социальных инвестициях в России», в котором было раскрыто понятие корпоративной ответственности перед обществом:

«Корпоративная ответственность перед обществом — философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям:

  • производство качественной продукции и услуг для потребителей;
  • создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;
  • соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового;
  • эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
  • учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
  • вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества» [13].

В целях содействия продвижению и внедрению в корпоративную практику принципов ответственного ведения бизнеса Российский союз промышленников и предпринимателей выступил инициатором разработки Социальной хартии российского бизнеса. Она была принята в 2004 году, обновлена и дополнена с учетом современных тенденций в 2007 году (принята в новой редакции на съезде РСПП в феврале 2008 г.).

Социальная хартия российского бизнеса – это новый формат оценки совместного вклада бизнеса и его партнёров в устойчивое развитие страны и социальное благополучие. Хартия опирается на принципы Глобального договора ООН и развивает их с учетом современной роли бизнеса в обществе. В своде основополагающих принципов ответственной деловой практики прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью [14].

Институциональная база применения концепции устойчивого развития на национальном уровне.

В 2008 году Российский союз промышленников и предпринимателей разработал базовые индикаторы  результативности, которые рекомендуются для использования при подготовке корпоративных нефинансовых отчетов (социальных, в области устойчивого развития, экологических), а также в системах управления компаниями для организации мониторинга, контроля и оценки ключевых результатов деятельности [15].

Базовые индикаторы разработаны с учетом международных стандартов, российского законодательства, практики российских и международных компаний по отражению результатов деятельности и специфики развития бизнеса в России в целом.

Использование базовых индикаторов позволяет компаниям достаточно убедительно представить информацию о своей деятельности по «триединому итогу» — экономическая, социальная и экологическая результативность — в соответствии с принципами отчетности по устойчивому развитию.

Подготовка данных рекомендаций является частью комплекса мероприятий, проводимых РСПП, в целях продвижения идей Социальной хартии российского бизнеса, содействия внедрению принципов ответственного ведения бизнеса в корпоративную практику.

Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ) разработан и утвержден стандарт «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации» [16].

Стандарт подготовлен с учетом базовых принципов международных стандартов корпоративной социальной отчетности АА 1000, разработанных Британским Институтом по социальной и этической отчетности, и Стандарта, именуемого «Руководство по отчетности устойчивого развития», разработанного в рамках Глобальной инициативы по отчетности.

Содержащиеся в Стандарте ТПП РФ положения рекомендуется использовать при подготовке предприятиями и организациями всех форм собственности и любого правового статуса социальных отчетов — документов, в которых содержится аналитический материал и фактические данные о выполнении предпринимательскими структурами своих социальных функций в условиях рыночной экономики. Стандарт включает в себя семь разделов:

  1. Обеспечение высокого качества и конкурентоспособности товаров и услуг;
  2. Утверждение принципов честного, цивилизованного бизнеса;
  3. Стратегия и тактика компании в социальной сфере;
  4. Забота компании о благосостоянии своих сотрудников;
  5. Создание безопасных условий труда, укрепление здоровья общества;
  6. Участие в развитии интеллектуального и духовного потенциала общества;
  7. Вклад компании в охрану окружающей среды.

В феврале 2014 года Агентство политических и экономических коммуникаций и газета «Труд» представили рейтинг социальной ответственности российских компаний. Сто компаний, вошедших в рейтинг, разделены на три группы: с очень высоким уровнем социальной ответственности; с высоким уровнем социальной ответственности; со средним уровнем социальной ответственности. В состав группы компаний с очень высоким уровнем социальной ответственности в порядке убывания места в рейтинге вошли: «Роснефть», «РусГидро», «Северсталь», «Сбербанк России», «Росатом», «Газпром», «Транснефть», «ЛУКойл», РЖД, «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «КамАЗ», Магнитогорский металлургический комбинат, «Нижнекамскнефтехим», Объединенная металлургическая компания«ЧТПЗ», «Сибур», «ТАИФ-НК», «ВТБ» «Уралвагонзавод» [17].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 423 учреждены Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Согласно Положению о премиях, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.99 № 206, в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 9, от 13.01.2005 № 18, от 10.05.2006 № 279, «премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества» [18].

Ежегодный конкурс на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии, учрежденной Европейским фондом менеджмента качества, предоставил российским организациям современный инструмент целенаправленного инновационного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности [18].

Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности [18].

Любая организация, не участвуя в конкурсе, может применять критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью предприятия удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования[18].

В Докладе о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества (Санкт-Петербург 2014) сделан вывод о том, что в целом можно говорить о неразвитости российской экономики, ориентированной в первую очередь на краткосрочные выгоды вместо устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Системный подход к взаимодействию с заинтересованными сторонами в российских компаниях находится еще в стадии формирования. Только 5% компаний трактуют КСО как создание ценности. Объемы КСО в России пока не сопоставимы с мировыми и общий процесс интеграции принципов устойчивого развития в деятельность компаний характеризуется своим замедлением. Современное состояние КСО ведущих российских компаний характеризуется двумя особенностями: формированием устойчивой группы компаний-лидеров, соответствующих лучшим мировым образцам корпоративной социальной деятельности, и общим замедлением процесса интеграции принципов КСО в корпоративную стратегию [19].

В Докладе о социальных инвестициях в России — 2014 даны рекомендации частному сектору: рассматривать все многообразие корпоративной социальной деятельности, направленной на создание ценности для бизнеса и общества, в рамках единого «портфеля», включающего в себя корпоративную благотворительность, интеграционную и инновационную составляющие, ориентированные на темы социальной ответственности в соответствии со стандартом ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» [19]. Даны рекомендации государству: совместно с предпринимательским и профессиональным сообществами разработать и утвердить Национальную концепцию устойчивого развития и социальной ответственности, включающую меры по совместному индикативному прогнозированию и планированию, а также государственному стимулированию корпоративной социальной деятельности [19].

Заключение

Проведенное исследование показало, что методология оценки качества управления предприятием (организацией)  строится на принципе вклада в устойчивое развитие страны и социальное благополучие.

На международном уровне разработаны и предложены мировому сообществу концепция и принципы устойчивого развития. Крупнейшей в мире добровольной инициативой в области корпоративного устойчивого развития является Глобальный договор ООН. Принципы Глобального договора ООН интегрируются в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе. Ведущая роль в создании компаниями долгосрочных ценностей в финансовой, социальной, экологической и этической сферах отводится программам корпоративного устойчивого развития. В качестве инструмента реализации концепции устойчивого развития предлагается использовать международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» (Guidance on social responsibility). Система отчетности в области устойчивого развития для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения предложена Миссией Глобальной инициативы в области отчетности (Руководство GRI). Стандарт IQNet SR 10 дает возможность проводить сертификацию системы менеджмента социальной ответственности и выдавать сертификаты соответствия.

Для оценки совместного вклада бизнеса и его партнёров в устойчивое развитие страны и социальное благополучие  Российским союзом промышленников и предпринимателей на основе принципов Глобального договора ООН разработана Социальная хартия российского бизнеса, базовые индикаторы  результативности для оценки ключевых результатов деятельности в системах управления компаниями.

Для подготовки корпоративных нефинансовых отчетов Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработан и утвержден стандарт «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации».

Агентство политических и экономических коммуникаций и газета «Труд» ежемесячно представляют рейтинг социальной ответственности крупных российских компаний.

Для российских предприятий, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу, важным мотивом для внедрения корпоративной социальной ответственности могло бы стать льготное долгосрочное кредитование на проектной основе при наличии нефинансовых отчетов в системах управления предприятиями.


Библиографический список

  1. Социально-экономические системы. URL: http:// www.economicwind.ru/ecowins-34-1.html.
  2. Социально-экономическая система. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%EE-%FD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E
  3. Управление качеством: в 2-х кн. Кн.2 / под общ. ред. Азарова В.Н.- М., МГИЭМ, 2000. С. 167.
  4. Стрельникова Т.А. Оценка качества управления социально-экономической системой: методологические аспекты // Местное самоуправление в системе публичной власти: сб. науч. трудов. Саратов, 2015. С.49-52.
  5. Our Common Future, Chapter 2: Towards Sustainable Development (Наше общее будущее: доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Глава 2. На Пути к устойчивому развитию). URL: http://www.un-documents.net/ocf-02.htm#I .
  6. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992г. URL: un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml.
  7. URL: http: http://www.ksovok.com/index.php.
  8. Глобальный договор. // URL: http: //www.undp.ru/global-compact.pdf.
  9. Обзор и результаты: инновации и сотрудничество, рекомендации в отношении государственной политики, обязательства к действиям: Корпоративный форум по устойчивому развитию «РИО+20», Рио-де-Жанейро, 2012. 21 июня. URL: http: //www.dossier.org.ua/en/node/678.
  10. URL: http: //www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:26000:en.
  11. URL:http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-GRI-G4_Guidelines-report-Newsletter-Rus/$FILE/EY-GRI-G4%20Guidelines-report-Newsletter-Rus.pdf.
  12. URL: http: //www.rusregister.ru/iq-net/.
  13. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общ. ред. Литовченко С.Е.. М., 2004. URL: http: //www.undp.ru/index.php?cmd=publications1&id=35&iso=RU&lid=2.
  14. URL: http: //rspp.ru/simplepage/474.
  15. Базовые индикаторы результативности: рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / под общ. ред. Шохина А. М., 2008.
  16. Стандарт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации»: утв. и введен в действие с 1 марта 2006 г. постановлением Правления ТПП РФ 22 дек. 2005 г. № 135-11. URL: http://www.tpprf.ru.
  17. Рейтинг социальной ответственности российских компаний в феврале 2014 г. URL: http:// http://www.regcomment.ru/articles/reyting-sotsialnoy-otvetstvennosti-rossiyskikh-kompaniy-v-fevrale-2014-g/.
  18. URL:http://www.vniis.ru/file/filemanager1/DEFAULT/org.stretto.plugins.filemanager.core.Node/fileData/233834.
  19. Доклад о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества. СПб., 2014. URL: http://www.amr.ru/wp-content/uploads/2014/10/«Национальный-доклад-о-социальных-инвестициях-в-России-2014-к-созданию-ценности-для-бизнеса-и-общества».pdf.