6+

Использование современных информационно-коммуникационных технологий для проведения цикла просветительских мероприятий по современному искусству для людей пожилого возраста

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


Россия, Екатеринбургская академия современного искусства
tverday@mail.ru


кандидат экономических наук, доцент кафедры социокультурного развития территории
Россия, Екатеринбургская академия современного искусства
aigor55@mail.ru

Аннотация

В статье проводится анализ просветительской деятельности в сфере современного искусства в контексте социальной работы с людьми пожилого возраста, выявляются проблемы и препятствия для работы с этой категорией участников, исследуются побудительные мотивы и последствия приобщения к трендам современного искусства для пожилых людей. Демонстрируются возможности современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют сделать доступным и привлекательным приобщение людей пожилого возраста к современному искусству, что повысит качество жизни и поможет их культурному развитию.

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, социальная работа с людьми пожилого возраста, качество жизни, популяризация современных культурных ценностей, просветительская работа

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Работа подготовлена в рамках Международного конкурса научных работ и проектов молодых исследователей «Умный город – 2020». Код мероприятия: SC-2020 (Организатор: Наука и образование on-line)

Рекомендуемая ссылка

Твердова Анна Дмитриевна , Аликперов Игорь Мирзамович
Использование современных информационно-коммуникационных технологий для проведения цикла просветительских мероприятий по современному искусству для людей пожилого возраста// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (92). Номер статьи: 9207. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9207/

Введение

В современной социально-культурной ситуации наблюдается активное развитие информационно-просветительских технологий, которые оказывают благоприятное влияние на все уровни коммуникации и передачи информации, в том числе и на просветительскую деятельность среди людей пожилого возраста. Современные технологии играют значительную роль в процессе создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, что является одной из задач по улучшению качества жизни пожилых граждан РФ [1].

Актуальность проблемы заключается в том, что люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в общении, в реализации своего нерастраченного жизненного потенциала, творческих возможностей. В процессе исследования необходимо решить ряд задач и доказать, что жизнь пожилых людей — это не только удовлетворение материальных потребностей, но и полноценное существование, которое предполагает удовлетворение социальных и духовных запросов.

Обращение к необходимости организации досуга и отдыха лиц пожилого возраста. является исходным моментом в разработке, обозначенной выше проблемы. Активное взаимодействие с окружающими, общение, расширение социально-культурных контактов — одно из условий достойной жизни для любого человека. Досуг и отдых являются важными в жизни людей пожилого возраста, особенно, когда их участие в трудовой деятельности затруднено [2].

Организация социальной работы с пожилыми людьми в указанной сфере имеет ряд препятствий.

Первое препятствие — это стереотипное отношение людей к пожилым (не могут понять молодое поколение, обязаны заниматься внуками, не в состоянии нести ответственность).

Второе препятствие — пассивность самих пожилых людей.

Третьим препятствием является низкая социальная активность. Членом какой-либо организации являются 7,79% пожилых и 8,36% принимают участие в мероприятиях городского значения. Огромное количество пожилых людей не испытывают никакого желания и не имеют заинтересованности заниматься какой-либо общественной деятельностью [3].

Для эффективной и беспрепятственной работы с группой людей пожилого возраста необходимо решить ряд вопросов:

  • экономические — возможна организация только безоплатной системы работы с населением, оплачивать дополнительные занятия у пожилого населения нет возможности;
  • физиологические – особенности изменений со стороны общего уровня здоровья и физиологии требуют особого подхода, люди нуждаются в постоянной реабилитации и поддержке;
  • ограниченные возможности – психоэмоциональные и социальные проблемы, которые не помогают социализации пожилого населения в современных реалиях, существует необходимость в поддержке;
  • боязнь и отсутствие или недостаточное умение в использовании современных информационных технологий.

Целью реализации проекта стало создание принципов преодоления обозначенных выше препятствий. Популяризация современных культурных ценностей может осуществляться различными средствами. Одним из них является – цикл просветительских мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В исследуемой проблематике просветительской работы не последним является вопрос: почему занятия современным искусством помогают предотвратить психические расстройства у пожилых людей. Пожилой возраст несет с собой много заболеваний, от которых никто не может застраховаться в молодости. Хотя существуют способы предотвращения инволюционных отклонений. От органических расстройств личности, которые ведут к развитию старческого слабоумия, у людей в возрасте от 65 лет существуют методы профилактики. Чтобы помочь населению пожилого возраста как можно дольше сохранить ясность ума, нужно понимать основные факторы, которые могут быть стрессором.

В связи с этим рекомендовано:

  • находить новые круги общения, увлекать рукоделием, посильной физкультурой;
  • не допускать одиночества пожилого человека;
  • помочь пережить потерю близких;
  • заранее готовиться к выходу на пенсию, искать единомышленников, варианты более легкой работы, либо увлечения;
  • помочь пожилому человеку в поддержании уровня жизни [4].

Мероприятия, направленные на исполнение рекомендаций для сохранения психического здоровья пожилых людей, выполняют практические функции для улучшения качества жизни.

 

Результаты исследования

В российской действительности на фоне всеобщей цифровизации экономики и жизни общества существует ещё одна очень важная проблема —   информационная поддержка досуговой деятельности престарелых людей. Мероприятия в области цифровой поддержки людей пожилого возраста с целью появления равных возможностей доступа к цифровой информации проходят крайне редко [5].

Факт, но данная ситуация начала меняться в позитивном русле и в нашей стране. Обеспечением информационной поддержки начали заниматься многие корпорации и компании во всем мире. В России это стало происходить относительно недавно. Таким образом, система современной досуговой деятельности пожилого населения в РФ развивается, но очень медленно, постепенно превращаясь в абсолютно самостоятельную, многоуровневую отрасль народного хозяйства.

Тенденции во нашей стране, не отличаются от общемировых, происходит неизбежное увеличение доли пожилого населения. Доля лиц в возрасте старше 65 лет в 2018 г. составила 13,5% всей численности населения страны, а в соответствии с прогнозом Росстата к 2036 г. ее значение увеличится до 19-20%. Соотношение между численностью трудоспособного населения и численностью лиц старшего возраста изменится еще сильнее в сторону последних. В 2018 г. на 100 человек в возрасте от 20 до 65 лет приходилось 19 человек в возрасте старше 65 лет, а к 2036 г. это число увеличится до 28-32 человек. Прогнозы ООН дают сходные цифры [6].

На сегодняшний день существует актуальный запрос на формирование профессиональных сообществ, стремящихся к тому, чтобы в России менялся образ старости, заработала система межведомственной поддержки пожилых людей, поддерживались модели заботы силами региональных НКО, но в то же время развивался рынок услуг для пожилых людей.

В 2019 году на открытии VII Национальной конференции «Общество для всех возрастов» состоялось пленарное заседание «Тенденции социального государства: семья, дом, сообщество», на котором обсуждались вопросы организации поддержки и ухода за старшим поколением в условиях роста продолжительности жизни и повышения нагрузки на социальную систему. В рамках пленарного заседания Антониос Антониадис, вице-премьер-министр, министр здравоохранения и социального обеспечения, регионального развития и ЖКХ Восточной Бельгии поделился мнением, что организовывать жизнь людей старшего поколения надо как на государственном уровне, так и в рамках локальных сообществ: финансирование — задача государства, но и сообщество может многое сделать. В свою очередь Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ сообщила, что по продолжительности жизни мы отстаём от многих стран, которые развиваются в сопоставимых условиях и тратят примерно те же деньги на это. Она считает, что надо сделать манёвр в сторону человеческого капитала [7].

Что касается проблем адаптации пожилого населения к современной информационной среде, то они изучаются в российской науке более 15 лет. При переходе к информационному обществу проблема встает особенно остро. Наша забота о пожилых людях должна сводиться не только к бытовой, социальной, медицинской и материальной помощи. Необходимо обеспечить пожилым людям ощущение полезности и сопричастности к обществу, прежде всего, изменить их отношение к своему возрасту. Нельзя, чтобы слово «старость» звучало как приговор. Важно привлечь пожилых граждан к активной деятельности, познанию нового для социального самочувствия и удовлетворения своим свободным временем [8].

«Стартапы для пожилых людей – это новый огромный рынок технологий» — под таким заголовком в 2018 году вышла статья на Crunchbase [9]. Там рассматривают американский контекст: в США больше половины людей старше 65 пользуются интернетом, а в ближайшие 20 лет число людей этого возраста в стране удвоится – до 85 млн человек, и Facebook совсем не исчерпывает цифровые сервисы, которые им понадобятся. А вообще старение человечества – это глобальный демографический тренд.

Медленно, но верно пожилые люди познают и мир новых технологий. Надо же что-то делать со смартфоном, доставшимся от внука. Бабушки и дедушки регистрируются в социальных сетях, начинают общаться в мессенджерах. Многие останавливаются на этом, не понимая, нужно ли им что-то еще.

Покупки в интернет-магазинах, заказ такси, оплата платежей онлайн – все эти сервисы упростят жизнь пожилому человеку, которому трудно выходить на улицу. Правда, работать с приложениями будет тяжело: та же всплывающая реклама может сбить с толку, а дизайн, шрифт чаще всего вообще не учитывают возможные проблемы со зрением. Те, кто создадут сервисы, максимально адаптированные к потребностям пожилых, смогут попасть на новый рынок будущего [10].

В приближении российские перспективы выглядят следующим образом. По оценкам В.Бараусова, основателя проекта Vozrastech, полноценный рынок aging tech в России еще не сформирован. Количество реально внедренных и доступных потребителям решений пока невелико, как и обороты такого бизнеса. Самые распространенные проекты в этой области пока — носимые устройства для пожилых с GPS-трэкингом и функцией тревожной кнопки, интернет-сервисы для организации надомного ухода и устройства, помогающие с наблюдением за состоянием человека — как себя чувствует, не закружилась ли голова, не упал ли: устройства информируют близких и лечащего врача. Все это охватывает пока относительно небольшую группу пользователей — в основном жителей крупных городов.

Но российские стартаперы не остаются в стороне от мировых трендов и уже предлагают старшему поколению свои решения, и необязательно в сфере медицинского ухода или безопасности. Например, сервис интерактивных тренажеров и игр для развития интеллекта «Викиум» разработал программы, помогающие держать развитие когнитивных функций специально для пожилых. Готовясь к демографическим и культурным изменениям, IT-компании присматриваются к новой для себя аудитории: к пожилым. Программный продукт для людей в возрасте и так существовал, но в отдельных нишах. А теперь постепенно перемещается в мейнстрим [11].

В данной статье уделено особое внимание использованию современных информационно-коммуникационных технологий для проведения цикла просветительских мероприятий по современному искусству для людей пожилого возраста в рамках проекта «Клуб для новых старших МЕГА Екатеринбург».

Важным для исследования является положение о том, что приоритетными задачами просветительской деятельности  являются: содействие росту культуры и образования сограждан, адаптация их к условиям жизни в процессе реформ и изменений, формирование их активной гражданской позиции и социального оптимизма; своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений; содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни; способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях; содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан; формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу [12].

Опираясь на труды социологов, психологов, дидактиков и методистов, в той или иной мере исследовавших проблему в целом и отдельные её аспекты в частности, а также основываясь на собственные теоретические поиски, была выдвинута гипотеза, что знакомство с современным искусством посредством информационно-коммуникационных технологий позволит людям пожилого возраста избежать проблем с психологическим состоянием здоровья. Благодаря новым знаниям люди старше 65 лет могут быть в тренде —  это способствует стабильной коммуникаций с младшим поколением родственников, с другими субъектами общения. Было высказано предположение, что обучение современным навыкам взаимодействия с технологиями повысит самооценку, позволит преодолеть стереотипы старческого поведения, расширятся границы возможностей для самореализации и творческого самовыражения [13].

Сегодня старость неправильно ассоциируется с бедностью и болезнями. Они не только удел старости. Сегодня мы видим большую группу людей, у которых есть материальные возможности, интерес и необходимость развиваться личностно и даже менять профессию. Видим 75-летних людей, которые идут в университеты, чтобы наконец-то сделать то, что они не могли себе позволить в молодости. Потому что тогда им нужно было зарабатывать деньги, ставить на ноги детей. А сейчас они изучают историю, киноискусство, получают права на управление самолетами.

Обучение – очень важный процесс, который позволяет тренировать память и другие когнитивные функции. Обучение позволяет чувствовать себя пожилому человеку наравне с молодыми в освоении новых технологий, часто — воплотить в жизнь свою мечту [14].

Цифровые технологии и обучение новым видам онлайн общения дают неоспоримые преимущества, особенно в части расширения круга общения и доступности информации для людей пожилого возраста и маломобильных граждан.

В первую очередь – возможность как индивидуального, так и группового общения, и обучения, но в условиях домашнего комфорта, во-вторых — экономия времени и средств на поездки. В особых условиях, таких как пандемия, этот навык получил особую актуальность.

Важнейшим условием для начала функционирования данного проекта стало обучение пожилых людей особенностям пользования технологиями связи, как многофункциональными цифровыми продуктами. На стартовом этапе работы с пожилыми людьми выяснилось, что далеко не у всех участников проекта в доступе современные мобильные устройства, порядка 35-40% слушателей занятий продолжали пользоваться обыкновенными кнопочными устройствами. Но в процессе обучения более 85% участников, а в абсолютных цифрах это около – 150 человек, перешли на современные типы мобильных устройств. К показала практика, около 30% участников не знали и не умели пользоваться цифровыми продуктами, а научить их было не кому, хотя само устройство, чаще всего было в наличии.

За период работы проекта с июня по ноябрь 2019 года было организовано около шести уроков по работе с цифровыми продуктами и технологиями, активности в сети интернет и по взаимодействию в социальных сетях. В процессе обучения более 150 пожилых людей приобрели навыки работы в текстовом редакторе MSWord, как с помощью персональных компьютеров, так и с помощью мобильных устройств, научились создавать и редактировать тексты. Участники проекта освоили использование нескольких интернет браузеров (Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla Firefox), отточили практику по созданию собственных почтовых ящиков на различных почтовых серверах, затем научились создавать свои страницы в социальных сетях: VK, FB, Instagram.

Участники научились пользоваться и скачивать на свои смартфоны необходимые для улучшения качества жизни программы, смогли использовать мессенджеры в реальной жизни.

Особо полезным навыком стало – создание и редактирование цифровых фотографий и видео. Дополнительным форматом занятий стали дистанционные формы обучения: вебинары, онлайн уроки и мастер-классы.

После каждого занятия новым старшим давали задание, с постепенным усложнением, в результате все участники проекта должны были научиться размещать регулярные публикации и фотоотчеты об участии в проекте на собственных страницах в социальных сетях, также важной задачей было содействовать друг другу в новом виде деятельности. Пожилые люди научились отражать эмоции и ощущения от непривычной для себя информации, и на деле демонстрировать приобретенные навыки.

Обратная связь от слушателей к организаторам поступала регулярно в виде общения в чатах, переписке в сообщениях групп в социальных сетях. Важнейшим фактором обратной связи в общении участников проекта с внешним миром было создание открытых страниц в социальных сетях VK, FB, INSTAGRAM.  Участникам проекта была поставлена задача адаптации в цифровом мире.

Процесс обучения людей пожилого возраста проходил при поддержке федеральной компании сотовой связи Yota на уровне отдельного подразделения в г. Екатеринбург, заинтересованной в продвижении своих продуктов для целевой аудитории. Таким образом, произошел результативный вариант кооперации реального бизнеса и просветительского проекта. Сотрудники компании сотового оператора получили неоценимый опыт индивидуального общения и проведения занятий по сопровождению людей пожилого возраста в мир цифровых технологий.  Тем самым было доказано, что старость каждого человека индивидуальна и неповторима, поэтому и подходы в социальной работе с пожилыми людьми должны быть строго индивидуальны.

В чем же ещё заключается особенность просветительской работы с пожилыми людьми? Так как средняя продолжительность жизни растёт, доля пожилых людей в населении тоже увеличивается. Именно поэтому проблемы, связанные с их общественным положением, ролью в семье, медико-социальной реабилитацией, обслуживанием и обеспечением очень важны, а социальная работа с пожилыми людьми имеет особую значимость. Всемирная организация здравоохранения считает лиц 60-74 лет пожилыми, 75-89 — старшими, а тех, кому больше 90 – долгожителями.

Проект начал свою работу в представленном в данном исследовании формате благодаря инициативе частного бизнеса и профессионального партнерства. Торговый центр МЕГА в Екатеринбурге выступил инициатором появления клуба по интересам для определенной возрастной аудитории, обратившись с предложением о партнерстве к Анне Твердовой. Изначально было необходимо создать формат и подготовить методику работы клуба. В интересах обеих сторон было найти партнеров и спикеров, кто обладал бы экспертными знаниями по направлениям работы будущего проекта.

Организация работы «Клуба для новых старших» в Екатеринбурге стартовала в ТЦ МЕГА в середине мая 2019 года с того, что был найден партнер проекта. Идеологическим партнером проекта стала Академия осознанного долголетия «КомУза» под руководством Натальи Кадешниковой.

Н.Кадешникова — эксперт по мотивации людей в возрасте 45+. В течение шести лет изучает и аккумулирует информацию о возрастных изменениях. Она создала авторскую методику мотивации и профилактики возрастных изменений, адаптации пожилых людей к современным реалиям [15].

По данным предварительных исследований выяснилось —  на системном уровне практически не затрагиваются вопросы, доказывающие, что пожилые люди являются важнейшим ресурсом для общества. В связи с этим фактом было решено развивать индивидуальные стратегии старения и просвещения, направленные на то, чтобы жизнь в возрасте старше 60 лет была максимально активной и самодостаточной. Однако, мало изучено, как меняется у нас в стране портрет пожилого человека, каким он станет в будущем, и как важно это заранее учитывать.

Известно, что социально-культурная деятельность является одним из способов адаптации пожилых людей, в процессе которой удовлетворяются духовные потребности и реализуются творческие способности. Такая деятельность положительно влияет на социально-психологическое состояние людей пожилого возраста [16].

Изначально целью работы «Клуба для новых старших в МЕГА Екатеринбург», была профилактика возрастных изменений на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, генеративном уровнях. В рамках проекта цикл занятий по современному искусству позволил объединить людей с активной жизненной позицией в возрасте 65+ в сообщество единомышленников и друзей.

В ситуации, когда пожилые люди не готовы воспринимать современное искусство как что-то цельное и заслуживающее внимания, необходимо уделить особое внимание просветительской деятельности с обязательным использованием современных цифровых инструментов.

В исследовании важное значение уделено социальной и культурной активности представителей пожилого поколения в жизни общества. Но необходимо отметить, что поколение, рожденное в послевоенные годы, не имело возможности осознанно получить представление о нюансах и эстетике современного искусства. У послевоенного поколения были в почете традиционные представления о прекрасном. К современному искусству отношение было предвзятое, неразрывно связанное с пропагандой социалистического реализма на протяжении всей сознательной жизни с 50-х до середины 90-х годов 20 века. Одновременно происходило отторжение всего, что было связано с международными творческими поисками новых форм.

Люди живут в определенное время, а для того, чтобы его осознавать, нужно слушать музыку определенного времени, нужно читать современную литературу, чтобы не жить в прошлом, а знать, что происходит здесь и сейчас. Так же и с визуальным искусством. Не только современное искусство, а в принципе искусство по стандартной формулировке – это отражение действительности в художественных образах, соответственно это действительность, которую переживают люди, но поданная через интерпретацию художника.

Важным для исследования является положение о том, что традиционная эстетика концентрировала собственное внимание по преимуществу вокруг проблемы прекрасного и в основном понималась как философия красоты, эстетизируя и сущность искусства, а современные теории пытаются противопоставить себя классической эстетике в качестве философии нового искусства. Не случайно сегодня в эстетических исследованиях все больше внимания обращается на реальную практику искусства и новый художественный опыт, а сами художники сопровождают свои творения теоретическими изысканиями, пытаясь, тем самым, обосновать возможность нового видения окружающего мира [17].

Первостепенное значение для решения поставленных задач, имеют исследования, которые смогут ответить на вопрос: а как понять современное искусство пожилому человеку, воспитанному на образцах соцреализма и коллективном бессознательном. Чтобы понять пожилого человека и найти с ним общий язык, необходимо увидеть его в контексте всей жизни, включающей в себя все проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жизненного пути.

Пожилой человек, приходит на выставку и видит, например, банан, прикрепленный к стене скотчем. И не понимает, что это и как воспринимать? С опытом понимание не пришло, то есть теперь этому нужно учиться. Любая случайная композиция предметов – гора конфет, пятно на стуле, видео, снятое летящей уткой — вызовет в пожилом зрителе те же два процесса, как и у молодого человека: использование знаний и личное отношение к результату. Но у пожилого человека совершенно иной набор знаний и отношение к финальному выводу о том, что перед ним. И вывод в корне отличается от всего того, что является современным искусством.  Обучение пожилых людей основам современного искусства, знакомство с представителями из прошлого и ныне живущими, это – большая социальная работа, которая на сегодня невозможна без использования информационных технологий.

Организатор цикла мероприятий по современному искусству для людей пожилого возраста — студентка выпускного курса ЕАСИ, по направлению «Технологии управления в сфере культуры». В трудовой жизни индивидуальный предприниматель А. Твердова более 10 лет является продюсером независимых театральных коллективов и основателем продюсерского центра TVERDAY©. В создании концепции она использовала принцип добровольной деятельности и объединила в серии просветительских мероприятий, как событийное волонтёрство, которое стало одним из основных направлений теоретических занятий, так и арт-волонтёрство, связанное с проведением различных культурных практик с участием людей в возрасте от   60 лет.

Выявление специфических особенностей информационно-просветительской практики является тем основанием, на котором строятся все остальные аспекты исследования. Исходя из этого применялись определенные способы работы с пожилыми людьми и были запланированы следующие результаты:

  1. Актуальные навыки и современные знания по использованию цифровых технологий должны были стимулировать деятельность пожилых людей, поддержать ощущение интеграции и целостности жизни.
  2. Изучение основ и базовых направлений современного искусства на конкретных примерах, что должно было не позволить пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения, декларирующий не способность к обучению.
  3. Детальный разбор нюансов и объяснение причин именно такого способа самовыражения современных авторов должен был способствовать пониманию участников, что источник проблем и неинформированность лежит в ситуации, но не в них самих.
  4. Участие в культурных практиках, творческое самовыражение на основе современных тенденций в развитии театрального, хореографического и изобразительного искусства должно было позволить продемонстрировать пожилым людям, что можно брать ответственность за свою жизнь.

Автор и руководитель проекта привлекли к просветительской работе в качестве спикеров специалистов по театру, хореографии и изобразительному искусству. В рамках проекта прошли семинары по современной моде и актуальным тенденциям в создании имиджа и гардероба для людей в возрасте 60 и старше. Каждую неделю проходили семинары с использованием актуальных культурных практик по театру, хореографии и изобразительному искусству. Участники занятий открыли для себя богатейший по визуальному ряду и образному переживанию мир комиксов, попробовали себя в качестве графических дизайнеров, а также примерили на себя роли актеров театра горожан.

Теоретические семинары по современному театру провела непосредственно А.Твердова и познакомила участников встреч с формами современного театра. Акцент был сделан на описание перформанса как прародителя всех форм современного театра. В частности, было дано развернутое объяснение и расшифрованы особенности иммерсивного театра. На примерах из международной и российской практики рассказано, что происходит во взаимоотношениях со зрителем у актеров и режиссёров, какие мультимедийные технологии используются для создания эффекта присутствия. Оказалось, что многие из присутствующих на занятии, участников в возрасте 60+ никогда ранее не сталкивались с такой формой взаимодействия в рамках театрального действия.

В качестве преподавателя и режиссера практические занятия по современному театру провела Ольга Стаина, кандидат педагогических наук, доцент ЕАСИ, театральный педагог. Театральный день в «Клубе для новых старших МЕГА Екатеринбург» проходил в формате практических семинаров, участники учились держаться свободно на сцене, узнали, что такое сценическое движение. Выяснили что такое мобилизация, лёгкий вес, тяжёлый вес, пристройка по степени зависимости и подчинения. В результате играли на сцене этюды.

На первом занятии пожилые люди получили задание – написать рассказ, описать случай из собственной жизни, который нужно было напечатать в любом доступном текстовом редакторе и отправить организаторам по электронной почте. Это было одним из практических занятий по освоению сети интернет и использованию цифровой техники.

На следующем занятии участники  читали рассказы  без  указания  автора, никто не имел  представления, чей  это  мог  быть  случай из жизни.  Новые  «актеры»    примерили на  себя роли,  которые в  обычной жизни  им  не свойственны.  Пожалуй впервые,   смогли почувствовать нереальную свободу  самовыражения,  пожилые  люди  осознали,   что они  авторы  своей  собственной жизни. Зрители ТЦ МЕГА Екатеринбург увидели совершенно уникальную постановку, в формате Театра горожан (подвид социального театра). Это был документальный театр, театр о том, как люди жили и что чувствовали на самом деле.

Социальный театр всегда направлен на осведомление о социальных проблемах, в которое вовлечено общество. В связи с этим в перформативных постановках почти всегда происходит контакт со зрителем посредством взаимного участия в создании той или иной ситуации, рассматривается проблема и находится ее решение, зритель становится не только участником, но также и «драматургом», предлагая свой вариант развития постановки.

В «Клубе для новых старших» данная театральная форма прошла наравне с профессиональной постановкой, где есть драматург, режиссер, актеры и ориентация на зрителя, но эта форма ранее использовалась в качестве арт-терапии, что одновременно полезно для пожилой аудитории.

Социальный театр от любых других его форм отличается тем, что он не преследует коммерческие цели. На первый план выходят социальные проблемы, о которых театр хочет и может говорить, а не эстетическая составляющая, а участниками постановок могут быть как актеры, так и зрители или социальные группы, на которые театр ориентируется, в нашем случае – пожилые люди [18].

На встречах по хореографии участники изучили основы создание собственного перформанса «здесь и сейчас» по направлению «Современный танец».  Теорию и практику, форму и содержание объясняла и показывала волонтер Марина Матушкина. Сама Марина танцует с 1995 года, более 11 лет преподает современный танец и хореографию, автор курсов: «Contemporay dance для чайников» и «Грамматика танца».

В рамках изучения современного изобразительного искусства и литературы состоялись две встречи с Еленой Ясной. Е.Ясная — художник, педагог, преподаватель Молодежного центра МИР, руководитель Студии комиксов InComics специально для участников «Клуба для новых старших МЕГА Екатеринбург» провела лекцию о комиксах и всем, что с ними связано. Спикер рассказала в простой форме, что же такое графические романы, как их правильно читать. Участники мастер-класса узнали, как придумать и развить сюжет, как написать сценарий и нарисовать собственный комикс. Е.Ясная поделилась секретом, как можно обучиться основам создания комиксов познакомиться с единомышленниками.

Для спикеров участие в проекте по современному искусству – это прежде всего объект исследования новой «старшей» аудитории. Для педагога-режиссёра О.А.Стаиной это изучение актуальных методов театральной педагогики, способах воздействия на возрастную аудиторию, возможность получить данные о вариантах организации процесса обучения для людей предпенсионного и пенсионного возраста. В итоге проведённых практикумов О.Стаина получила дополнительные данные для своего исследования «Социальная ответственность театра и современные практики», по результатам которого, она выступила с докладом на «Международной Бахтинской научно-практическая конференция» в октябре 2019 года.

Участие в проекте стало эмоциональным открытием новой аудитории для хореографа М.Матушкиной. В рамках проекта был проведен мастер-класс по свободной хореографии с одновременным участием в танцевальных практиках более 80 пожилых людей. М.Матушкина изучила возможность преподавания основ современной хореографии для представителей пожилого населения. Удалось апробировать новый подход в подготовке хореографического материала для аудитории старше 60 лет, учитывая особенности физиологических и психоэмоциональных изменений (Отзывы в Приложении 2).

Для преподавателя по графическому искусству Е.Ясной было важно раскрыть возможности для пожилых людей, ведь изучение правил прочтения и искусства создания графических романов является уникальным шансом выйти на качественный уровень понимания между поколениями, найти общие темы для общения с внуками и правнуками. Е.Ясная развенчала миф о том, что комикс – это просто картинки.

Ставя своей целью практическое изучение проблемы, стоит отметить, что работа клуба для людей пожилого возраста стала разносторонней.

Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане показали, что для эффективной реализации проекта потребуется взаимодействие с активными взрослыми детьми потенциальных участников занятий. Как выяснилось в дальнейшем, многие пожилые люди ранее принимали участие в событиях Академии осознанного долголетия «КомУза», связанных с активным образом жизни и профилактикой возрастных изменений.

Направления активностей, содержание и темы занятий в сфере современного искусства создавались на основании предварительного анкетирования потенциальных участников, особое внимание уделялось тем направлениям и темам, которые оказались наименее знакомы и вызвали наибольший поток вопросов и недоумения, таким образом, спровоцировали необходимость изучить предмет, практически с нулевой позиции.

В процессе исследования выяснилось, что в огромном потоке информации пожилым людям достаточно сложно выбрать объективные источники и самостоятельно разобраться в основах. Пожилые люди считают, что им уже поздно учиться новому, старость – не время для просвещения. Разрушить данную негативную установку стало базовой целью просветительского движения по созданию цикла мероприятий о современном искусстве для людей пожилого возраста в рамках проекта «Клуб для новых старших МЕГА Екатеринбург».

Основные этапы цикла мероприятий по современному искусству отражены в Приложении 1.

За время проекта участники показали отличные результаты: приобрели новые привычки в творческом образе жизни, научились применять достижения цифровых технологий в практической жизни, рисовать, танцевать, заниматься искусством документального театра, побороли свои страхи и стереотипы в области современной моды. В течение проекта участников поддерживали родные и близкие, их пример вдохновил заняться творчеством и личным развитием друзей от 60 и старше. Благодаря дневникам, которые участники серии просветительских занятий вели в социальных сетях, многие из окружения пожилых людей оказались вовлеченными в действие. Участники нашли общие увлечения с младшим поколением. Дети и внуки стали активно помогать в освоении современных навыков общения в Интернете.

В итоге участия в серии безоплатных занятий все новые старшие от 60 лет и старше приобрели навыки творческого нестарения и активного долголетия. Прежде всего самим себе пожилые люди смогли доказать, что возраст – это не приговор.

Для профессионалов в сфере культуры важным опытом стало — создание методологии по организации мероприятий досуга и культурного развития людей пожилого возраста с использованием всех доступных ресурсов, способствующий улучшению качества жизни и культурному развитию людей пожилого возраста.

Повышение качества жизни пожилых людей является государственной задачей, для этих целей утверждена «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [19]. Реализуется федеральный проект «Старшее поколение». Важно, чтобы диалог между людьми, которые её решают, продолжался, осуществлялось межведомственное взаимодействие, вовлечение некоммерческих структур и самих пожилых граждан.

Практическая значимость проекта заключается в разработке методики и готовности работы с пожилыми людьми даже в условиях пандемии с помощью цифровых технологий, материалы данного исследования могут быть использованы:

  • при разработке новых цифровых продуктов, адаптированных для людей пожилого возраста;
  • при разработке программ социальной поддержки пожилых людей в части культурного развития;
  • для использования в практике культурно-досуговых и образовательных учреждений по работе с пожилыми людьми.

По итогам организации подобных проектов могут появляться клубы по интересам, образовательные программы, социальные предприятия, которые должны быть профинансированы на постоянной основе, как со стороны муниципальных властей, так и на уровне губернаторских грантов.

В свою очередь данный вид просветительской деятельности является основанием для появления специализированных региональных НКО.

Региональные НКО могут принимать участие в федеральных конкурсах. С одной стороны, любой конкурс, поддерживает конкретных людей и их инициативы. С другой стороны – это практическая база для разработки методологии, внедрение системы и реализация программ по новым технологиям.

 

Результаты и выводы

В результате исследования был получен материал, анализ которого позволил заключить, что:

  1. При создании программ, необходимо учитывать специфику территории, ее возрастную структуру и потребности, и интересы её жителей.
  2. Требуется наладить системное инвестирование из разных источников.
  3. Ресурсные организации, которые получают стабильное финансирование, должны иметь возможность для реализации потенциала, они помогают преодолеть системные трудности другим участникам.
  4. Людям стоит не стесняться и рассказывать о своих идеях и проектах в любом возрасте – именно так укрепляется культурное общество.

В результате исследования был проведен анализ информационно-просветительской деятельности в сфере современного искусства в контексте социальной работы с людьми пожилого возраста с использованием цифровых продуктов, технологий и оборудования. Были выявлены проблемы и препятствия для работы с этой категорией участников. Были получены данные для продолжения исследований побудительных мотивов и последствий приобщения к трендам современного искусства для пожилых людей. Проведенные исследования имеют практическую пользу для реализации просветительских проектов, в том числе для работы в сфере современных технологических изысканий.

Проведенный анализ позволил обосновать наиболее важные проблемы организации просветительских мероприятий и сферы досуга в целом для людей пожилого возраста, выяснить заинтересованность указанной группы населения в саморазвитии и перспективы в изучении современных технологий и цифровых продуктов.

Несмотря на важные положительные решения, реализуемые в настоящее время в рамках «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», до сих пор многие вопросы остаются нерешенными. Выделим основные направления, которые необходимо реализовать с целью обеспечения условий для эффективного функционирования и развития цифрового образования для людей пожилого возраста.

Первое направление. Расширение сфер межведомственного взаимодействия, особенно в практической части реализации просветительских проектов на территории Российской Федерации. Общая заинтересованность позволит реализовать проекты, которые будут курироваться специалистами учреждений культуры и образования с привлечением НКО и частного бизнеса в рамках частно-государственного и муниципального партнерства.

Второе направление. Совершенствование методологии в работе с людьми пожилого возраста с целью обеспечения эффективности результатов, единства терминологии и создания единой, открытой, достоверной, сопоставимой и доступной информационной базы на всех уровнях управления, в т.ч. в сфере цифровых технологий.

Третье направление. Использование нового подхода к классификации видов активной деятельности и досуга для людей пожилого возраста в зависимости от их роли в повышении общего культурного уровня и улучшения качества жизни, посредством применения новых технологий и знаний цифровых продуктов.

Четвертое направление. Использование описанного в исследовании прецедента – проведение проекта на территории и в партнерстве с торговым центром, как базы для создания сетевого информационно-коммуникационного продукта. Возможность тиражирования подобных просветительских проектов на территории РФ в партнерстве с торговыми центрами и IT-компаниями. Становится доступен сбор объективных данных для тестирования новых цифровых продуктов и технологий для людей пожилого возраста.

Данный подход позволит перейти к более широкому взаимодействию сферы культуры и сферы образования в партнерстве с IT-сферой в процессе предоставления просветительских и образовательных услуг для людей пожилого возраста, что создаст условия для совершенствования действующего механизма расширения цифровых знаний для людей пожилого возраста и появления новых источников финансирования совместных проектов в сфере культуры и образования, а в перспективе участия данных совместных проектов в фандрайзинговой и грантовой деятельности.

Таким образом, могут быть найдены дополнительные источники финансирования, за счет этого будет обеспечена практическая занятость сотрудников учреждений культуры и образования в реализации программ повышения цифровой грамотности и общего уровня культуры для людей пожилого возраста, на основе практической работы появятся материалы для научных исследований в указанных областях.

 

Приложение 1. Основные этапы цикла мероприятий по современному искусству

Названия этапов Цель этапа Количество участников за проект, чел.
1. Цифровые технологии и интернет грамотность
  1. Защищать себя и свои персональные данные
  2. Развивать навыки с помощью цифровых ресурсов
  3. Общаться в социальных сетях
  4. Использовать электронные программы
  5. Обучаться онлайн
150
2. Театр
  1. Изучить и объяснить терминологии, технологических особенностей организации работы современного театра.
  2. Сформировать и развить творческие умения и навыки средствами современного театрального искусства, организовать досуг пожилых людей путем вовлечения в театральную деятельность, основанную на актуальных тенденциях.
  3. Создать постановку Театра горожан.
260
3. Изобразительное искусство и литература

 

  1. Изучить теоретические основы создания произведений современного изобразительного искусства и литературы. Знакомство с терминологией.
  2. Сформировать понимание современной художественной культуры, приобщить к современным эстетическим ценностям, овладеть общекультурным наследием в сфере современного изобразительного искусства и литературы.
  3. Создать собственное произведение, как изобразительного искусства, так и литературы.
195
4. Хореография
  1. Ознакомить и изучить основы современной хореографии, адаптировать существующие методики современного танца к работе с людьми пожилого возраста.
  2. Овладеть основными движениями и законами современных танцевальных систем.
  3. Сформировать навыки: координации, чувства ритма, свободы тела, ориентации в сценическом пространстве.
  4. Развить творческое мышление участников проекта через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца.
182
5. Мода
  1. Привлечь внимание участников к своему внешнему виду.
  2. Способствовать расширению кругозора, развитию эстетического вкуса, умения одеваться в соответствии с событием и ситуацией.
  3. Ознакомить с секретами привлекательности.
  4. Разрушить стереотипное мышление о том, что мода имеет возраст.
  5. Создать индивидуальный стиль.
326

 

Приложение 2. Отзывы участников проекта

Галина Манусевич, 66 лет (стиль и содержание от автора сохранены):

«2019 год для меня стал годом участия в проекте «Клуб для новых старших МЕГА Екатеринбург». Пять месяцев по два раза в неделю в прекрасном окружении кураторов и участников. Круг направлений для участников был и очень широким, а главное новым, интересным, захватывающим.

Про социальные сети, скажу сразу —  до проекта состояла только в Одноклассниках. В проекте была обязательная регистрация и активное участие в Инстаграмм, Facebook, в ВК, благодаря обучению в проекте, освоила. Проект необъятно расширил мои знания по многим вопросам и направлениям: современная культура и искусство, новые направления театра, современный танец. Узнала о социальном театре, его ещё называют «Театром горожан». Училась свободно держаться на сцене, раскрепощаться, двигаться, говорить не просто, а с чувством и эмоциями, оказывается, я была такой зажатой, но мне помогли. Узнала, что главное в театре интонации, неважно что говорить, важно как. Удалась попытка написать рассказ. Узнала много новых терминов. Перформанс — форма современного искусства, новое направление. Честно скажу — только слышала. Ознакомилась ещё с одним видом современного изобразительного и литературного искусства — комиксы. Это не только смешно, они бывают грустные, философские, познавательные, обучающие, и даже страшные. Для меня это искусство оказалось далеко не лёгким. Проект очень много дал для меня, научил, помог преодолеть комплексы, расширил знания, развил интерес. Впереди будут ещё проекты, но они будут другие. Этот для меня стал важным и полезным во всем.»

Валентина Эберле, 67 лет (стиль и содержание от автора сохранены).

«В прошлом году я приняла участие в проекте «Клуб для новых старших МЕГА Екатеринбург». Я благодарна организатору цикла мероприятий по современному искусству Анне Твердовой, которая организовала для нас множество разных мероприятий для личностного роста и самореализации пожилых людей. Особенно были полезными занятия по освоению современных компьютерных технологий. Я узнала новые возможности мобильных устройств, поняла, как работают мессенджеры, научилась пользоваться разными социальными сетями. Я узнала, как велики возможности интернета. В результате я купила себе более современный смартфон, и начала обгонять взрослую дочь по некоторым вопросам современных технологий.

Кроме того, очень запомнились занятия по современному искусству. Я узнала о работах Петра Михайловича Ершова, как автора целостного учения о театральном искусстве. Узнав некоторые приёмы П. М. Ершова, я научилась более глубоко понимать других людей, наблюдая за их позой, голосом, поведением.

Не забуду и уроки рисования углем. Раньше я никогда не рисовала. А здесь за полчаса у всех участников проекта получились красивые рисунки, и все радовались, как дети. Я открыла в себе новые грани и таланты, ресурсы и желание учиться дальше. Благодаря проекту, я поняла, как важен для человека его личностный рост, духовность и его окружение. Я рада, что познакомилась с таким интересным многогранным и творческим человеком, как Анна Твердова.»

Татьяна Репьева, 63 года (стиль и содержание от автора сохранены):

«Прежде всего хочу поблагодарить Анну Твердову за пунктуальность, отзывчивость, готовность делиться знаниями, помогать осваивать навыки цифрового будущего, и это не просто слова. Благодаря знакомству на проекте, мы до сих пор встречаемся с некоторыми участниками и продолжаем общаться в сети интернет и часто вспоминаем, по поводу пунктуальности и других позитивных качествах нашего организатора. Больше всего ценю это в людях, не зря говорят, что точность вежливость королей.

Мысли бегут вперёд, так много хочется написать. Так много нового было узнано: современный театр, театр Горожан. Узнали о технике словесного воздействия, программировании голосом и прочее с Ольгой Стаиной. Елена Ясная учила создавать современный графический роман. И это оказалось возможным. Танцевальные практики с Мариной Матушкиной. Все возможно, главное умение и желание обучаться. Это был толчок к действию. Возраст не отменяет жизненных вызовов, неудач, не исполненных целей. Но это значит, что мы живём, мы можем придумывать новое и двигаться вперёд. Встречи со спикерами помогли встряхнуться, вспомнить про амбиции, жизнь продолжается».


Библиографический список

  1. Караева А.К. Информационная грамотность пожилых людей // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018014436</a> (дата обращения: 05.2020 ).
  2. Галанова В.В. Логачева Л. Р. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми людьми. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46413/ (дата обращения: 12.05.2020).
  3. Онлайн-университет социальных наук «Dobro.университет»: [сайт]. [2018]. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/72d/72d1745ef88b268505a26ad9e214a64e.pdf
  4. Евсеева Я.В. Актуальные вопросы социологии старения: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sotsiologii-stareniya-vvedenie-k-tematicheskomu-razdelu (дата обращения: 11.05.2020).
  5. Леонидова О.В., Мирошниченко Е.В. Потенциал информационно-просветительских технологий в процессе популяризации культурных ценностей // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018013735 (дата обращения: 05.2020 ).
  6. Горюнов Е. Л. Прогноз социальных расходов бюджета: роль демографического фактора // Экономическое развитие России. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoz-sotsialnyh-rashodov-byudzheta-rol-demograficheskogo-faktora (дата обращения: 26.04.2020).
  7. Сайт VII Национальная конференция «Общество для всех возрастов» в партнёрстве с форумом «Россия– территория заботы» [Электронный ресурс] РФ, 2013–2020. URL: https://www.ageing-forum.org/local/templates/main/files/4_konferenciya_obshchestvo_dlya_vsekh_vozrastov.pdf (дата  обращения: 12.05.2020)
  8. Даринская Л.А., Молодцова Г.И., Москвичева Н.Л. Пожилой человек и цифровое пространство: точки соприкосновения // ЧиО. 2016. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozhiloy-chelovek-i-tsifrovoe-prostranstvo-tochki-soprikosnoveniya (дата обращения: 11.05.2020).
  9. Сайт «Информационная платформа для профессионалов — Crunchbase», США, 2016-2020, URL: https://www.crunchbase.com/ (дата  обращения: 12.05.2020)
  10. Сайт-платформа для предпринимателей VC.ru  // Будущее [Электронный ресурс] «Стартапы для пожилых людей – это новый огромный рынок технологий» РФ, 2015–2020. URL: https://vc.ru/future/45481-startapy-dlya-pozhilyh-lyudey-eto-novyy-ogromnyy-rynok-tehnologiy (дата обращения: 12.05.2020).
  11. Сайт АО «Издательский дом «С.-Петербургские ведомости» // газета «Санкт-Петербургские ведомости» [Электронный ресурс] IT-компании начинают осваивать рынок цифровых услуг для пожилых РФ, 2020, URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/it_kompanii_nachinayut_osvaivat_rynok_tsifrovykh_uslug_dlya_pozhilykh_lyudey/
  12. Биттер М.В., Симбирцева Н.А. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) // Человек в мире культуры. 2017. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-k-voprosu-o-soderzhanii-ponyatiya (дата обращения: 11.05.2020).
  13. Сайт Агентство социальной информации // Интервью [Электронный ресурс] Исследователи и общественные деятели — о культуре старости в России и за рубежом РФ, 1994–2020. URL: https://www.asi.org.ru/article/2016/10/14/eksperty-konferentsii-obshhestvo-dlya-vseh-vozrastov-o-kulture-starosti/ (дата  обращения: 12.05.2020)
  14. Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2959 (дата обращения: 07.02.2019).
  15. Сайт KOMUZA, РФ 2014-2020. URL: https://www.komuza.net/avtory/ (дата обращения: 11.05.2019).
  16. Козина Г. Ю., Герасимова Ю. М. Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми /. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52923/ (дата обращения: 26.04.2020).
  17. Рубцова Е. В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности: автореферат дис. / Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. — Екатеринбург, 2004. — 23 с. [Электронный ресурс] // Электронный научный архив УрФУ: [сайт]. [2004]. URL http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/331/2/urgu0262s.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
  18. Стаина О.А., Петрова Е.М Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания. // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 1 (25). С. 107-113.
  19. Минтруда России // Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [сайт]. [2020]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/37/2