6+

Общественно-государственная модель развития детского движения: опыт Республики Саха (Якутия)

Авторы


Председатель Союза детских общественных объединений Республики Саха (Якутия), руководитель Ресурсного центра молодежных и детских общественных объединений Республики Саха (Якутия), исполнительный директор Консультативно-методической платформы образования «Среда роста», аспирант
Россия, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
OkhlopkovG@mail.ru

Аннотация

В статье дано описание этапов становления и развития современного детского движения Республики Саха (Якутия), представлен подробный анализ механизмов создания организационно-педагогических условий для успешного функционирования детских общественных объединений, показан опыт региона по проектированию системы социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, также дается обоснование эффективности общественно-государственной модели развития детского движения. Официальные документы, в том числе нормативно-правовые акты, разработанные и предложенные детскими общественными объединениями, поддержанные и принятие органами государственной власти Якутии, имеют большое значение и для педагогической науки, и для практической деятельности образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, органов управления образованием.

Ключевые слова

детское общественное объединение/движение, социализация личности, взаимодействие социальных институтов, общественно-государственная модель, воспитание подрастающего поколения, государственная поддержка.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Финансирование

Работа выполнена в рамках мероприятия MES-2020 - Международный конкурс научных статей молодых исследователей “Management in Education and Science – 2020” (Организатор: Наука и образование ON-LINE)

Рекомендуемая ссылка

Охлопков Геннадий Иванович
Общественно-государственная модель развития детского движения: опыт Республики Саха (Якутия)// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (93). Номер статьи: 9302. Дата публикации: . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9302/

Введение

Общественно-государственная модель – эффективный метод и оптимальный механизм, обеспечивающий принятие управленческих решений для выполнения поставленных задач или разрешения проблемной ситуации. На наш взгляд, модельный подход является наиболее перспективным и дает новые возможности для развития детского движения как особого социального института воспитания подрастающего поколения.

Интегрированная модель определяет ответственность структур государственной власти: от органов местного самоуправления до федерального уровня, в частности создания благоприятных условий для развития детских сообществ и поддержки социальных инициатив детей, обеспечивая взаимовыгодное сотрудничество всех институтов воспитания и самих детей, детских общественных объединений на основе стратегий развития и долгосрочных планов.

При организации этой модели важно соблюдать баланс государственных механизмов и целостность (самостоятельное функционирование и развитие) детских общественных объединений. Статья 3 федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет, что государство должно принимать меры государственной поддержки детских общественных объединений, которые не могут быть использованы против законных интересов этих объединений, а также в целях изменения характера их деятельности.

Теоретический анализ взаимодействия государственных структур и детских общественных объединений, его особенностей в социальной действительности и образовательном пространстве стал одним из аспектов в исследованиях Е.Е. Чепурных, Родионовой Е.Л., Кирпичник А.Г., Трухачевой Т.В., Литвак Р.А., Волохова А.В., Фришман И.И., Мирошкиной М.Р., Евладовой Е.В., Тетерского С.В., Гусевой Н.А., Гринчук Г.В., где даны обоснования и аргументы, что «взаимодействие» представляет с собой педагогическое явление, обеспечивающее создание специальных условий для совместной деятельности участников детского движения и участников государственных структур-партнеров [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].

Вопросы создания условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности, в том числе поддержки детских общественных объединений, отражены в актуальных федеральных документах: Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года.

Как пишут исследователи И.В. Вагнер и И.И. Фришман, анализ состояния современных детских общественных объединений в регионах России показывает, что сегодня необходим системный подход к вопросам поддержи детских общественных объединений, основанный на принципах взаимного доверия, солидарности и партнёрских отношений [10].

Оглядываясь назад, можно вспомнить, что после распада союзного государства детские/пионерские организации выпали из поля государственных приоритетов, переживая этап переформатирования. Процесс был болезненным: в новой России не были приняты регламентирующие систему подготовки профессиональных кадров по работе с детьми, места базирования детских общественных объединений и вопросы по организации и финансировании их мероприятий документов.

Многие регионы, страны СНГ начали искать пути сохранения многолетней истории, продолжения добрых традиций и славных дел пионерской организации.

 

Результаты исследований

В данной статье обобщаются итоги исследования механизмов поддержки детских общественных объединений с 1992 по 2020 годы и выделяется три периода, где подробно рассматриваются меры, принятые Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия) в виде нормативных правовых актов, совместных действий органов государственной власти и детских общественных объединений, определивших стратегию развития детского движения республики на современный период [11; 12; 13; 14; 15; 16]. На основе опыта республики отслеживаются  этапы формирования и развития общественно-государственной модели.

I этап: 1990-е годы – период новых возможностей для функционирования и роста детских общественных объединений, основанных на стратегии вариативно-программного подхода

В Якутии 5 декабря 1992 года решением слета Якутской областной пионерской организации был создан Союз детских общественных объединений Республике Саха (Якутия) (председатель – Н.А.Барашкова), а на местах усилиями энтузиастов началась работа по формированию детских общественных объединений. Начался поиск идей, программного материала для объединения детей республики по интересам.

В 1990 году Правительством РС(Я) была принята Концепция обновления национальных школ РС(Я), а в 1992 году как инструмент реализации концепции была разработана Программа «Эркээйи» по приобщению детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии, инициированная СДОО РС(Я) и разработанная авторским коллективом при Министерстве образования РС(Я).

В 1995 год усилиями Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» и по инициативе председателя подкомитета по делам детей и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва Е.Е. Чепурных стал знаковым, были приняты два федеральных закона: «Об общественных объединений» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ.

Принятые федеральные законы стали базой для создания на региональном уровне основополагающих документов, выведших детское общественное движение Якутии приоритетным направлением социальной политики региона. Так, первым шагом стало принятие постановления правительства «О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я)» от 24 августа 1995 года № 384, создавшее возможность поддержки из государственного бюджета РС(Я) общественных инициатив, направленных на развитие детского движения.

Ключевым моментом в развитии детского движения стало принятие постановления правительства от 28 ноября 1995 года № 517 «О дополнении к постановлению Правительства РС(Я) от 24 августа 1995 года № 384 «О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я)», определившего структуру и штатное расписание аппарата Союза детских общественных объединений РС(Я) в количестве 11 единиц, утвердившего Программу «Эркээйи» в качестве республиканской базовой программы воспитания и развития ребенка. В целях реализации программного документа было обеспечено прямое финансирование деятельности СДОО РС(Я) из бюджета субъекта на основании долгосрочного договора между Министерством образования РС(Я), Министерством по делам молодежи, туризма, физкультуры и спорта РС(Я), Комитетом по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РСЯ), Союзом детских общественных объединений РС(Я) и Международным центром по исследованию проблем национальных школ коренных народов.

Этот этап стал началом возрождения и динамичного развития детского движения в Республике Саха (Якутия).

II этап: 2000-е годы – период расширения деятельности детских общественных объединений, создание конкурентной среды для поддержки лучших инициатив детей и молодежи

Как отмечают исследователи И.В. Вагнер и И.И. Фришман интерес к разработке региональных программ поддержки детских общественных объединения возрос, начиная с 2001 года, когда на коллегии Министерства образования РФ были приняты первые рекомендации «О взаимодействии органов управления образованием и детских общественных объединений» (решение коллегии от 29 мая 2001 года № 11/1, приказ от 18 июня 2001 года № 2419). Министерством был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями (приказ от 8 июня 2001 г. №2334). Эти ведомственные акты стали предметом обеспечения взаимодействия руководителей исполнительной власти в сфере образования и воспитания с представителями детских общественных объединений [10].

Время диктовало изменения в бюджетном законодательстве Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), что стало основой для принятия нового постановления «О мерах по государственной поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений в РС(Я)» от 21 марта 2002 года № 132, которым введена форма государственной поддержки социальных проектов общественных объединений путем проведения конкурсных процедур.

Министерством по молодежной политике РС(Я) с участием Союза детских общественных объединений РС(Я) был разработан и утвержден правительством Порядок отбора получателей и предоставления субсидий из государственного бюджета РС(Я) на реализацию проектов республиканских детских общественных объединений (постановление Правительство РС(Я) от 06 февраля 2008 года № 46). Исходя из положений новой методики предоставления финансовой поддержки СДОО РС(Я) стал одним из участников на получение государственной субсидии, направленной на реализацию проектов по развитию социальной активности подрастающего поколения. Также по предложению Союза детских общественных объединений РС(Я) Министерством образования РС(Я) были учреждены гранты Президента Республики Саха (Якутия) детским общественным объединениям» от 30 июня 2008 года № 1000, где имели возможность принять участие местные (районные, городские) детские общественные объединения, зарегистрированные на территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации.

Союз детских общественных объединений РС(Я) (председатель – А.Д.Васильев), как объединяющая и связующая структура между властью и детским сообществом, взял ответственность за организацию семинаров и курсов повышения квалификации по вопросам государственной регистрации детских общественных объединений в виде социально ориентированных некоммерческих организаций, составления грантовых заявок, ведения бухгалтерских отчетностей, разработки и реализации социальных проектов.

Как показал анализ ситуации развития детского движения Республики Саха (Якутия), на втором этапе появились серьезные затруднения по росту количества зарегистрированных детских общественных объединений, что привело к снижению доли организаций, пользующийся государственной поддержкой. Основной причиной стало увеличение дополнительной нагрузки руководителей детских общественных объединений по ведению юридических лиц, проводящих работу, в большинстве случаев, на общественных началах, низкое качество подаваемых заявок и неконкуретноспособность социальных проектов детских сообществ наравне с другими СО НКО.

III этап: 2010-е годы – период объединения усилий государства и общества, создание единой платформы для обеспечения прорывного роста детских общественных объединений

По предложению председателя Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» А.В. Волохова в 2009 году в Совете Федерации РФ состоялось обсуждение перспектив развития детского движения России, а в 2012 году впервые состоялись парламентские слушания в Государственной Думе РФ с участием представителей детских общественных объединений России. На заседаниях Общественной палаты РФ неоднократно рассматривались предложения о разработки механизмов общественно-государственного взаимодействия в интересах детей [17; 18].

«Этот опыт свидетельствует о позитивных тенденциях в разработке механизмов в социально-педагогической поддержке деятельности детских общественных объединений. Так же актуализировалась проблема научно-практического обоснования приоритетных направлений деятельности детских общественных объединений исходя из динамики общественных процессов»,считает исследователь И.И. Фришман [5; 10; 19].

Озвученные и предложенные идеи о возможных путях развития и оказания поддержки деятельности детских сообществ обсуждались и на уровне субъектов России. В нашей республике при прямом участии Союза детских общественных объединений РС(Я) (председатель – Г.И.Охлопков) был проведен ребрендинг детского общественного движения.

Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов в 2013 году внес инициативу о создании обновленного масштабного детского общественного движения. В своем послании он отметил: «Мы будем поддерживать детское общественное движение во всем, чтобы оно развернулось и, сохраняя свою самостоятельность, отвечало главному требованию времени – воспитывало достойного, сильного духом, образованного гражданина ХХI века, патриота своей страны и республики» [11].

На территории Якутии процесс формирования современных подходов к деятельности детского общественного движения начался с поиска  инновационных механизмов развития. Если в начале при обсуждении этой проблемы в дискуссии практиков говорилось только об общественных инициативах, то после постановки задачи Главой РС(Я) появилась возможность выстраивать нормативно-правовое поле, межведомственные связи, структуру взаимодействия всех субъектов воспитания. Таким образом, в единстве детские общественные объединения имели возможность работать более качественно и результативно. Единство намерений определил функции детей и взрослых, которые позволили увидеть общее «поле действий» каждого ребенка и подростка.

Рабочей группой Союза детских общественных объединений РС(Я) при участии представителей министерств и ведомств, учитывая основные принципы устройства и функционирования детских организаций как общественного института, была разработана государственная стратегия, включающая  создание единой платформы, в том числе общественно-государственной модели и научно-методическое сопровождение системы образования и государственной молодежной политики на всех ее уровнях. Предложенные идеи и инициативы были поддержаны Правительством РС(Я) и стали основой к Концепции развития детского движения в РС(Я) и плана реализации («дорожной карты»), утвержденной отдельным распоряжением правительства от 23 июня 2015 г. №671-р.

В целях осуществления государственной поддержки детских общественных объединений, социальных инициатив, проектов и программ ежегодно в государственном бюджете предусматриваются денежные средства: в виде субсидий в рамках государственной программы «Реализация молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развития гражданского общества в РС(Я) на 2020-2024 годы» (указ Главы РС(Я) от 12 декабря 2019 года № 888); в виде грантов в рамках государственной программы «Развитие образования РС(Я) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года» (указ Главы РС(Я) от 15 декабря 2017 года № 2282).

Свидетельством особого внимания и заботы со стороны государства является учреждение Дня детского движения указом Главы РС(Я) от 6 марта 2014 года № 2526, который ежегодно отмечается 5 декабря во всех образовательных организациях. Традиционно в этот праздничный день подводятся итоги уходящего года, транслируются успешные практики и достижения детских общественных объединений, поощряются наиболее отличившиеся участники  республиканского движения. Этот день является символом единения и консолидации государства и общественного института детского движения.

Для систематизации и координации деятельности детских сообществ в 2017 году совместным решением Правительства РС(Я) и штабом детского движения был запущен республиканский проект – Марафон детских общественных объединений «Семь заданий Главы РС(Я)», который стал победителем всероссийского конкурса грантов Федерального агентства по делам молодежи. Министерством по делам молодежи и семейной политике РС(Я) для стимулирования лучших лидеров и активных организаторов были учреждены ведомственные знаки для лидеров «Дьулуур» («Стремление») (приказ от 29 декабря 2014 года № 573-ОД) и педагогов «За вклад в развитие детского движения РС(Я)» (приказ от 25 августа 2017 года № 268-ОД).

В 2017 году было создано ГБУ РС(Я) ДО «Республиканский центр развития детского движения» при Министерстве образования и науки РС(Я) по распоряжению главы от 22 декабря 2016 г. №1357-рг. Созданная отдельная структура в виде бюджетной организации стала уполномоченным органом государства по координации и оказанию методической, организационной, консультационной, юридической, научной и информационной поддержки деятельности детских общественных объединений; организации и проведении республиканских мероприятий; взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, координирующими деятельность детских общественных объединений муниципальных районов и городских округов; республиканскими и муниципальными образовательными организациями, реализующими программы детского общественного движения.

За годы проведенной работы достигнуты значительные результаты, обеспечившие рост детских общественных объединений и увеличение доли охвата детей, заинтересованных общественно полезными делами. На 2019-2020 учебный год деятельностью детского движения РС(Я) охвачено 58,6% детей от общего числа детского населения с 8 до 18 лет.

Развитие нормативной правовой базы республики, в части поддержки детских общественных объединений, стало основанием для инициирования принятия регионального закона «О развитии детского общественного движения в РС(Я)». Разработанный при активном участии лидеров и руководителей детских общественных объединений проект закона был одобрен на заседании Правительства РС(Я) (постановление от 22 декабря 2017 г. №404). Документ содержит 11 статей, направленных не только на совершенствование государственной политики в области  воспитания подрастающего поколения, но и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка через вовлечение в социально-значимую деятельность, определяет основные задачи, механизмы и меры, обеспечивающие государственную поддержку развития детского движения в республике. А также отдельные статьи отражают полномочия исполнительных органов государственной в сфере господдержки, механизмы формирования инфраструктуры детских общественных объединения, роль органов местного самоуправления в развитии детского общественного движения. Особое внимание было уделено подготовке квалифицированных кадров детских общественных объединений. В настоящее время работа над проектом закона продолжается с учетом актуальной повестки, продиктованной апробацией Примерной программы воспитания в образовательных организациях, разработанной Институтом развития стратегии образования РАО, и вносимых поправок Президента РФ в федеральный закон «Об образовании в РФ» об укреплении воспитательной составляющей российской системы образования.

Создание в 2013 году Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») РС(Я) стало первым региональным опытом в Российской Федерации в области создания современной модели детского движения через общественно-государственное взаимодействие на основе межведомственного плана реализации мероприятий, предусмотревшего организационные, правовые, методические, кадровые вопросы и вопросы материально-технического обеспечения детского движения.

Эффективность выбранного пути доказывает тот факт, что в стране 29 октября 2015 года Президентом РФ В.В.Путиным также было принято решение о создании единой объединяющей платформы – Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Сегодня РДШ  рассматривается как единая площадка взаимодействия созданных и создаваемых детских общественных объединений и как механизм для продвижения детских сообществ на федеральном уровне.

Далее публикуем полный реестр разработанной нами нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение общественно-государственной модели развития детского движения в Республике Саха (Якутия).

 

Таблица 1 — Меры и механизмы поддержки детских общественных объединений в Республике Саха (Якутия), выработанные на основе принципа общественно-государственного взаимодействия

Вид документа Наименование документа Год принятия документа и номер
Закон РС(Я) О правах ребенка (законом даны права на активное участие в жизни общества как самостоятельного субъекта права, определены меры поддержки по реализации государственной политики в интересах детей) 01 июля 1994 г. З №23-I
Постановление Правительства РС(Я) О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я) (взамен этому принято постановление Правительства РС(Я) «О мерах по государственной поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений в РС(Я)» от 21 марта 2002 г. №132) 24 августа 1995 г. №384
Постановление Правительства РС(Я) О дополнении к постановлению Правительства РС(Я) от 24 августа 1995 г. №384 «О государственной поддержке детских общественных объединений РС(Я)» (Программа развития личности ребенка путем приобщения его к родной культуре «Эркээйи» была принята как базовая республиканская программа воспитания и развития ребенка, утверждено штатное расписание работников СДОО РС(Я) и обеспечено прямое финансирование деятельности организации) 28 ноября 1995 г. №517

(утратило силу)

Закон РС(Я) О государственной молодежной политике в РС(Я) (статья 12 содержит основные положения о поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений) 3 декабря 1998 г. N 49-II
Постановление Правительства РС(Я) О порядке отбора получателей и предоставления субсидий из государственного бюджета РС(Я) на реализацию проектов республиканских детских общественных объединений (взамен этому принято постановление Правительства РС(Я) «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета РС(Я) на реализацию проектов (программ) детских общественных объединений в РС(Я) от 16 июня 2014 г. №165) 06 февраля 2008 г. №46
Указ Президента РС(Я) Об учреждении грантов Президента РС(Я) детским общественным объединениям» (взамен этому принят Указ Главы РС(Я) «Об учреждении грантов Главы РС(Я) на развитие детского движения» от 09 ноября 2016 г. №1507) от 30 июня 2008 г. № 1000
Распоряжение Правительства РС(Я) Об утверждении проектной программы развития воспитания детей и молодежи в РС(Я) на 2012-2016 годы» (в программе отражены отдельные меры и мероприятия по поддержке деятельности детских общественных объединений) 30 октября 2012 г. №1182-р
Указ Президента РС(Я) Об утверждении Стратегии действий в интересах детей РС(Я) на 2012-2017 годы» (в 6 направлении «Дети – участники реализации Стратегии» Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии определены меры по развитию детского движения в РС(Я)) 14 декабря 2012 г. №1769
Постановление Правительства РС(Я) Об утверждении Положений и Министерстве по делам молодежи и семейной политике РС(Я) и его коллегии» (согласно п.3.8 поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений относится к полномочиям министерства) 17 апреля 2013 г. №122
Решение учебно-методического совета Якутского педагогического колледжа имени С.Ф.Гоголева Программа профессионального модуля ПМ.04 «Организация детского движения» в рамках специальности 050148/44.02.03. «Педагогика дополнительного образования» в отделении ПДО (с получением сертификата организаторов детского движения) 30 мая 2013 г.
Указ Президента РС(Я) О Совете по развитию детского движения при Главе РС(Я) 14 июня 2013 г. №2106
Распоряжение Президента РС(Я) О реорганизации АУ РС(Я) «Сахапечать» в форме выделения из него ГАУ РС(Я) «Детское издательство «Кэскил» (детское издательство создано в целях воспитания, культурного развития и информационной безопастности детей, совершенствования тематических изданий для детей и юношества, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения) 04 июля 2013 г. №543-рп
Указ Президента РС(Я) О повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной социальной политики» (где одним из приоритетных направлений государственной поддержки некоммерческих организаций определено развитие детского движения) 13 августа 2013 г. №2206
Распоряжение Правительства РС(Я) О проведении Экспедиции детских общественных объединений «Энциклопедия замечательных людей РС(Я) – 2013» 20 августа 2013 г. №912-р
Письмо-рекомендация Министерства образования РС(Я) О кадрах детского движения РС(Я)

 

06 сентября 2013 г. №01-29/2439
Совместный приказ Министерства образования РС(Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) О развитии детского движения РС(Я) 23 сентября 2013 г. №№ 2580, 364-ОД
Совместное письмо-рекомендация Министерства образования РС(Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных организациях

 

 

23 сентября 2013 г. №№ 01-29/2628, 2296-01
Решение УМС Министерства образования РС(Я) Об одобрении Примерной  образовательной программы дополнительного образования «Движение юных граждан Следопыты-Искатели» (начальное и основное образование) 07 февраля 2014 г. №01-29/03
Указ Президента РС(Я) Об учреждении Дня детского движения в РС(Я) 6 марта 2014 г. №2526
Приказ Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) Ведомственная медаль для лидеров и активистов детских общественных объединений «Дьулуур» РС(Я) 29 декабря 2014 г. №573-ОД
Решение Учебно- методического совета Института развития образования и повышения квалификации Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации на тему «Роль детской общественной организации и вожатого (организатора детского движения) в создании единого воспитательного пространства в школе и социуме» (72 часа) 15 сентября 2014 г.
Приказ Министерства образования РС(Я) О внедрении программ детского движения РС(Я) в рамках часов, предусмотренных на внеурочную деятельность по ФГОС 02 марта 2015 г. №01-16/835
Распоряжение Правительства РС(Я) Об утверждении Концепции развития детского движения в РС(Я) 23 июня 2015 г. №671-р
Приказ Министерства образования РС(Я) Об утверждении плана мероприятий по укреплению кадрового состава педагогов – организаторов детского движения 31 мая 2016 г. №01-09/1953
Приказ Акционерной компании «АЛРОСА» (ПАО) Присвоение названия «Детское движение «Стремление» («Дьулуур») РС(Я) крупному алмазу ювелирного качества 07 июля 2016 г. №А01/195-П
Рекомендации «круглого стола» Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Рекомендации «круглого стола» Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) на тему «О проекте закона РС(Я) «О развитии детского движения в РС(Я)» 6 октября 2016 года
Распоряжение Главы РС(Я) О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 25-летию Союза детских общественных объединений РС(Я) 5 декабря 2016 г. №1278-рг
Распоряжение Главы РС(Я) О мерах по созданию ГБУ РС(Я) ДО «Республиканский центр развития детского движения» 22 декабря 2016 г. №1357-рг
Совместный приказ Министерства образования РС(Я) и Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) О развитии Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» в РС(Я) 03 апреля 2017 г. №137-ОД
Заместитель Председателя Правительства РС(Я) Запуск Марафона детских общественных объединений «Семь заданий Главы РС(Я)» 28 июля 2017 г.
Приказ Министерства по делам молодежи и семейной политике РС(Я) Об учреждении нагрудного знака «За вклад в развитие детского движения РС(Я)» 25 августа 2017 г. №268-ОД
Приказ Министерства образования и науки РС(Я) Об утверждении перечня школ РС(Я), реализующих Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «РДШ» 04 сентября 2017 г. №01-09/1674
Постановление Правительства РС(Я) О проекте закона РС(Я) «О развитии детского движения в РС(Я)» 22 декабря 2017 г. №404
Приказ Министерства образования и науки РС(Я) Об утверждении годовой формы статистической отчетности по детскому движению и патриотическому воспитанию 13 марта 2018 г. №01-09/356

 

Однако, в настоящее время на уровне субъектов РФ детское общественное движение переживает процесс переформатизации и укрепления позиций как субъекта социальных процессов. При этом на первый план отодвигаются вопросы формирования новых моделей и векторов развития детского движения, чтобы сохранить свою индивидуальность, автономность, в тоже время не терять истоков и традиций,  сочетать инновации и формат цифрового развития.

 

Выводы и предложения

Подводя итоги, можно сделать вывод, что опыт Республики Саха (Якутия), представленный в трех этапах, показал эффективность общественно-государственной модели при создании организационно-педагогических условий в развитии детского движения на современном этапе. Государство и институты гражданского общества в данный исторический период, отражая интересы и потребности общества, реально формировали отношения и связи в вопросах организации деятельности детских общественных объединений, реализации различных программ и проектов, содержания и подготовки кадрового корпуса и других.

Действуя совместно на системной и плановой основе, власть и общественные институты детского движения постепенно определили направления деятельности. Так, государственные структуры взяли ответственность за создание благоприятных условий для реализации идей и инициатив активных детей и взрослых, финансирования и продвижения их мероприятий, размещения и стимулирования деятельности активов и руководителей. Общественные институты реализуют помощь социального характера: помогают самым маленьким и ветеранам, занимаются социализацией детей с ОВЗ, сохранением исторических памятников наследия, озеленением и благоустройством, заботятся об окружающей среде и т.д. Она особо не регламентирована и действует там, где государственная помощь недостаточна или отсутствует вовсе. Властные и общественные усилия в сфере детского движения дополняют друг друга.

К основным инструментам общественно-государственной модели развития детского движения как наиболее результативной из действующих правовых форм управления можно отнести: механизмы партнёрства общественных институтов и государственных структур в различных формах и видах деятельности, меры государственной поддержки детских общественных объединений, принцип доверительного отношения и взаимодополняемости в осуществлении общих задач по самореализации и социализации подрастающего поколения, становлению самостоятельной личности в духе патриотизма и гражданственности, духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и молодежи.

Таким образом, как заметили исследователи и лидеры детского движения России А.В. Волохов и И.И. Фришман, перед учёными открывается  перспективное направление – организация совместной программы исследовательской деятельности в области отношений и поиска оптимальных основ взаимодействия детских общественных объединений и органов государственной власти в соответствии с требованиями и интересами общества [19].


Библиографический список

  1. Чепурных Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: автореферат дис. кандидата педагогических наук. – Ярославский педагогический университет. – Ярославль, 1997. – 18 с.
  2. Родионова Е.Л. Организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков: авт. канд. педагогически наук. – Нижний Новгород. – 2007. – 21 с.
  3. Кирпичник А.Г., Трухачева Т.В. Некоторые проблемы детского движения на современном этапе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=28&aid=706
  4. Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: авт. доктора педагогически наук. – Екатеринбург. – 1997. – 46 с.
  5. Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. – С. 63-70.
  6. Мирошкина М.Р., Евладова Е.В. Развитие детского общественного движения в современной России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. М.: ООО «Издательство «Современное образование». – 2019 (2). – С. 11-2.
  7. Тетерский С.В. Воспитание кадров России (сборник материалов по итогам «круглого стола» на тему: Общественно-государственное партнёрство в деле воспитания гражданина и патриота). Научно-методическое пособие для педагогов, специалистов по работке с молодёжью и родителей. – М. – 2017. – 226 с.
  8. Гусева Н.А. Условия взаимодействия детского общественного объединения с социальными партнерами // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.214-216.
  9. Гринчук Г.В. Пути и условия осуществления деятельности детской общественной организации: авт. канд. педагогических наук – Якутск – 2000. – 20 с.
  10. Вагнер И.В., Фришман И.И. Подходы к изучению состояния, проблем и основных направлений деятельности современных детских общественных организаций/объединений // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Сборник научных статей. – Том 1. – М. – 2019. – С. 75-84.
  11. Охлопков Г.И., Никифорова А.С., Васильев А.Д. Детское движение Якутии: партнерство во имя ребенка. Информационно-методическая брошюра. – Якутск. – 2016. – 40 с.
  12. Едисеева Т.О., Охлопков Г.И., Федорова С.Б. «Стремление»: новый этап в развитии и становлении детского движения Республики Саха (Якутия) (2013-2016 гг.). Информационно-аналитическая книга-брошюра. – Якутск. – 2016. – 97 с.
  13. Открывая новые горизонты. Сборник информационно-методических статей и материалов по детскому движению /Авт.-сост. Г.И. Охлопков; [редактор серии Г.В. Гринчук]. – Якутск: ООО РИЦ «Офсет». – 2018. – 270 с.
  14. Охлопков Г.И. Развитие детского движения Якутии в рамках реализации Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы // Вестник детского общественного движения Республики Казахстан. – №3-4 (53-54). – Астана, 2017. – С.8-17.
  15. Охлопков Г.И., Антоева А.А., Неймохова Н.С. Семь заданий Главы Республики Саха (Якутия). Марафон детских общественных объединений (на 2017-2018 учебный год). – Якутск. – 28 с.
  16. Охлопков Г.И. «Стремление» («Дьулуур»): единое движение, единая программа // «Перекресток»: сборник информационно-методических материалов. – Выпуск №12. – Санкт-Петербург. – 2015. – С.43-47.
  17. Рекомендации парламентских слушаний Совета Федерации ФС РФ на тему «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации» от 8 апреля 2009 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/29660/
  18. Состояние детского движения в России и перспективы его развития: материалы парламентских слушаний. 7 декабря 2012 года. Сост.: Покровская А.П., Т.В. Трухачева. – М.: Издание Государственной Думы. – 2013. – 240 с.
  19. Волохов А.В., Фришман И.И. Участие детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.upo-fco.ru/documents/item/52-dokumentyi-i-materialyi