Главная страница » Публикации » 2020 » №3 (93) » Формирование компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного образования

Формирование компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного образования

Formation of students’ competencies through corporate interaction with the teaching staff in the context of digitalization of distance education

Формирование компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного образования

Авторы

Мансурова Анна Сергеевна
Россия, Уральский государственный медицинский университет
annamansurova1@yandex.ru
Гайсина Елена Фахаргалеевна
доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии
Россия, Уральский государственный медицинский университет

Аннотация

Цифровизация системы образования способствует развитию компетенций студентов, однако существует спорный вопрос о возможности формирования компетенций студентов высокого уровня в условиях дистанционного образования посредством взаимодействия с профессорско-преподавательским составом при использовании разных информационных технологий. Процесс внедрения дистанционных образовательных ресурсов для опосредованного взаимодействия преподавателей со студентами идёт с большой скоростью под влиянием вынужденного перехода обучения на дистанционный формат.
Уровень сформированных в условиях дистанционного обучения компетенций и качество предоставляемых учебной организацией услуг зависит от удовлетворённости студентов БРС, методиками и стратегиями преподавания, цифровизацией учебного процесса. Образовательные услуги, предоставляемые ВУЗами, должны отвечать некоторым требованиям: федеральным государственным образовательным стандартам, информация относительно сроков и форм проведения учебной деятельности должна быть доступна, необходимо осуществить методическую помощь студентам и преподавателям при внедрении новых информационных ресурсов, стратегия преподавания и отношение преподавателя должны способствовать повышению мотивации студентов для получения необходимых компетенций.
Уровень сформированности компетенций студентов зависит от методов, посредством которых осуществляется их формирование. Преподаватель должен отлично понимать, чему необходимо учить будущих специалистов и как лучше организовать учебный процесс для полноценного формирования всех видов компетенций, упоминаемых в федеральном государственном образовательном стандарте. Технология и стратегия обучения должны быть направлены на оптимизацию учебного процесса, который предполагает достижение учебных целей с минимальными затратами сил профессорско-преподавательского состава и студента на фоне улучшения качества обучения и уменьшения временных затрат. Роль оптимизирующего фактора и берёт на себя цифровизация образования.
Таким образом, пути повышения качества компетенций кроются в совершенствовании всех уровней преподавания: и практических, и теоретических, и практико-педагогических, преимущественно связанных с расширением возможностей формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации.

Ключевые слова

формирование профессиональных компетенций, компетенции студентов, профессорско-преподавательский состав, цифровизация дистанционного образования, дистанционные образовательные ресурсы

Финансирование

Исследование выполнено в рамках мероприятия CO-2020-С1 III Международного интеллектуального марафона корпоративного успеха (3 сезон) «Corporate Olympus – 2020» (Stars of Science and Education, РусАльянс Сова)

Рекомендуемая ссылка

Мансурова Анна Сергеевна, Гайсина Елена Фахаргалеевна. Формирование компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного образования // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (93). Номер статьи: 9306. Дата публикации: 06.10.2020. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9306/

Authors

Mansurova Anna Sergeyevna
Russia, Ural State Medical University
annamansurova1@yandex.ru
Gaysina Yelena Fakhargaleyevna
Associate Professor of the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology
Russia, Ural State Medical University

Abstract

Digitalization of the education system contributes to the development of students' competencies, however, there is a controversial issue about the possibility of forming the competencies of high-level students in the context of distance education through interaction with the teaching staff using various information technologies. The process of introducing distance learning resources for the indirect interaction of teachers with students is proceeding at high speed under the influence of the forced transition of training to a distance format. The level of competencies formed in the conditions of distance learning and the quality of the services provided by the educational organization depend on the satisfaction of the students of the BRS, teaching methods and strategies, and the digitalization of the educational process. Educational services provided by universities must meet certain requirements: federal state educational standards, information on the timing and forms of educational activities must be available, it is necessary to provide methodological assistance to students and teachers when introducing new information resources, the teaching strategy and teacher's attitude must help increase motivation students to obtain the necessary competencies. The level of formation of students' competencies depends on the methods by which they are formed. The teacher must understand perfectly what it is necessary to teach future specialists and how best to organize the educational process for the full formation of all types of competencies mentioned in the federal state educational standard. The technology and teaching strategy should be aimed at optimizing the educational process, which involves achieving educational goals with a minimum expenditure of the efforts of the teaching staff and the student against the background of improving the quality of teaching and reducing time costs. The role of an optimizing factor is assumed by the digitalization of education. Thus, the ways to improve the quality of competencies lie in improving all levels of teaching: both practical, theoretical, and practical-pedagogical, mainly related to expanding the possibilities for the formation of professional competencies in the context of digitalization.

Keywords

formation of professional competencies, student competencies, faculty, digitalization of distance education, distance educational resources

Project finance

The study was carried out as part of the event CO-2020-C1 of the III International Intellectual Marathon of Corporate Success (Season 3) "Corporate Olympus - 2020" (Stars of Science and Education, RusAlliance Sova)

Suggested citation

Mansurova Anna Sergeyevna, Gaysina Yelena Fakhargaleyevna. Formation of students' competencies through corporate interaction with the teaching staff in the context of digitalization of distance education // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (93). Art. #  9306. Date issued: 06.10.2020. Available at: https://sovman.ru/article/9306/


Введение

Формирование компетенций студентов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) достигается посредством прохождения и усвоения установленной учебной программы при условии осуществления внутривузовых коммуникаций преподавателей и студентов [21].

Образование, предполагающее не только знание, но и обладание конкретными компетенциями, стало неотъемлемой частью культуры современного общества. Без образования и соответствующих компетенций индивид может не вписаться в современную технологическую и информационную среду в силу отсутствия необходимых для жизни в ней качеств [8].

Методически цифровизация системы образования опирается на новые образовательные стандарты, реализуя инновационный компетентностный подход. Существует необходимость создания структуры по разработке учебных материалов и своевременной доставке информации до студентов. Образовательные и научные организации используют двухкомпонентную информационно-образовательную среду, в которой совмещаются международные образовательные информационные ресурсы (ИР) и собственные разработки. Цифровизация высшего образования влияет и на квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу. Преподаватели начинают применять цифровые технологии, облегчающие их взаимодействие со студентами. Вузы стали осваивать новые ИР для передачи знаний, в первую очередь, онлайн-курсы, вебинары. Изменения в образовании, связанные с его цифровизацией, приведут к глубоким изменениям на рынке труда. Это является поводом для дальнейшей модернизации образовательного процесса. Цифровизация приведёт к серьёзной перестройке образовательного процесса, компетенций, изменению роли преподавателя, который в дальнейшем не будет объяснять тот или иной материал, а будет помогать с определением локализации нужного материала и с его интерпретацией и пониманием [19].

В связи с расширением применения информационных технологий (ИТ) во всех общественных сферах, учебные заведения должны по-новому подходить к процессу обучения. Невозможно подготовить современного специалиста с высоким уровнем компетенций, довольствуясь только традиционными методиками обучения [13].

 

Аргументация актуальности темы

Актуальность исследования обусловлена особой ролью образования в культуре современного общества, ориентирующегося на принципы и ценности постиндустриальной эпохи. От эффективности функционирования системы образования во многом зависит качество предоставляемых образовательной организацией компетенций, готовность людей противостоять социальным вызовам, в том числе во время осуществления рабочей и научной деятельности. Социально-экономические условия, в которых Россия находится на современном этапе развития, обусловили возникновение необходимости в совершенствовании национальной образовательной и научной систем. В соответствии с этим вектором развития Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на совершенствование систем высшего образования с целью создания единого учебного пространства-перед образованием встала задача достижения компетенций высокого качества, позволяющих конкурировать с другими государствами [20].

Вкупе с этим, переход образовательных и научных учреждений частично или полностью на дистанционное обучение (ДО) резко повысил потребность внедрения новых информационных технологий для предоставления качественного, массового, индивидуализированного и инклюзивного образования [1, 23].

При необходимости можно упомянуть следующие второстепенные, внутренние условия, способствующие распространению информационных технологий (ИТ): потребность в оптимизации учебного процесса, улучшение внутрикорпоративных связей, способствующие повышению эффективности педагогической и научной работы. Стоит уточнить, что уровень компетенции студентов не должен снижаться под давлением перечисленных выше факторов, так как именно он отражает востребованность выпускаемых специалистов на рынке труда.

Фундаментом для использования ЦТ в образовании стал новый этап цифровой революции, который делает их общедоступным и надёжным средством решения поставленных педагогических и научных задач. В научном сообществе повысилась востребованность новых ИР, применяемых для обеспечения различных видов коммуникаций между членами научного сообщества [5, 7, 16, 24].

Суть цифровой трансформации образования — движение к персонализации и инклюзивности образовательного процесса на основе использования ЦТ, которые помогают освоить новые педагогические практики, ранее не использовавшиеся в большом масштабе, для повышения уровня компетенций студентов [1, 11].

Цифровизация образования диктуется актуальностью рассматриваемых при этом проблем: ЦТ в образовании поддерживаются как на государственном уровне, так и в общественной среде; ЦТ являются инструментом эффективной доставки информации и знаний до студентов, создания востребованных учебных материалов, эффективного компетентностного подхода преподавания; средством построения новой образовательной среды.

Развитие цифровизации приведёт к глубоким изменениям на рынке труда, и, как следствие, к появлению новых компетенций, улучшению кооперации среди членов научного и образовательного сообщества, повышению ответственности граждан. В свою очередь, это является поводом для дальнейшей реорганизации образовательного процесса, в основном с использованием технологий искусственного интеллекта.

 

Формулировка научной проблематики

Невозможно сформировать компетенции студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного обучения.

 

История возникновения вопроса и степень его разработки

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию. Среди целей Болонского процесса – повышение качества и конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке образовательных услуг, создание такой системы, которая обеспечивает сопоставимость национальных образовательных программ. Опираясь на новую стратегию развития образования, в России разрабатываются и внедряются новые ФГОС третьего поколения [20].

Вместе с тем Председателем Правительства РФ в ноябре 2008 г. была подписана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., одной из задач которой является обеспечение инновационного характера образования, в том числе обеспечение высокого уровня компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, развитие вариативности образовательных программ. Опираясь на данную концепцию, в системе высшего профессионального образования должны готовиться квалифицированные, компетентные, конкурентоспособные на мировом рынке труда специалисты, способные к непрерывному профессиональному развитию, самообразованию и самосовершенствованию, лично ответственные за уровень своих компетенций [12].

Проект «Настройка образовательных структур в Европе» (tuning project) – это университетский проект, цель которого – предложить всесторонний подход к реализации задач Болонского процесса на уровне университетов и предметных областей. Проект предлагает методологию разработки, реализации и оценки образовательных программ для каждого из уровней. В этом проекте сформулировано понятие компетенций, которое включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни с другими и в социальном контексте [26].

Приоритетный проект по трансформации цифровизации образовательного процесса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден еще в 2016 году в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Данный проект нацелен на создание экосистемы в целях радикального роста качества и доступа к перманентному образованию [18]. Он осуществляется на базе создания «цифрового образовательного пространства» и дистанционного обучения.

Также был издан Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020), включающий в себя реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), в котором было дано определение электронного обучения и дистанционных технологий [22].

На данный момент перед всеми образовательными организациями встал вопрос о предоставлении студентам качественного образования в условиях пандемии COVID-19. Использование ДОТ обусловлено требованием непрерывности образовательного процесса и направлено на формирование компетенций студентов на достойном уровне; для достижения этого уровня необходимо развивать и ускорять протекающий процесс цифровизации.

 

Результаты исследований

Формулировка цели и важности исследования

Цель исследования: оценить уровень формирования компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации ДО.

 

Обсуждение известных позиций и точек зрения

Л.В. Шмелькова говорит, что важной чертой человека, идущего в ногу с цифровизацией, является освоение ЦТ и умение применять их в профессиональной деятельности [9]. Таким образом, цифровизация способствует формированию профессиональных компетенций.

Н.Н. Битюцкая отмечает необходимость ориентироваться в потоке цифровой информации у педагогов, работать с ней, обрабатывать и встраивать в новую технологию преподавания, что отражает востребованность как оптимизации образования, так и нового компетенстностного подхода преподавателей в условиях цифровизации [9].

Существует и другие точки зрения, противоположные мысли о пользе цифровизации. В сфере науки часто обсуждаются следующие проблемы цифровизации: дегуманизация человека; формирование информационного кокона (ситуация зависимости исследователя от поискового алгоритма используемой программной системы); возможность контроля за деятельностью ученого и ограничение его доступа к определенной информации; разрыв между пользователем научного программного обеспечения и его создателем [15].

В.Г. Буданов считает, что риски расчеловечивания крайне велики при неконтролируемом использовании ЦТ, что не соответствует требованиям к общекультурным компетенциям [4].

Об этой же проблеме писал Э. Фромм, утверждающий, что цифровизация общества и отдельных его отраслей приводит к разрушению гуманистических традиций и культуры ценностей человека [25].

 

Описание собственных наблюдений

Развитие цифровизации в сфере образования обеспечивает оптимизацию образовательного процесса, делает его более персонализированным. Уровень компетенций студентов повышается в соответствии с введением новых программ, техник и методов обучения.

Модернизация в сфере образования уже происходит, и главное, инновационное значение в ней имеет внедрение новых информационных технологий: в данный момент, по сравнению с очным обучением, произошло значительное расширение списка цифровых ресурсов, используемых ВУЗами. Роль преподавателей в формировании компетенций студентов огромна: они практикуют новые компетентностные подходы, методики обучения, помогают студентам освоить их и мотивируют на выполнение учебной и научной деятельности, применяя ценностную систему управления [2, 3, 6, 10, 14, 17].

ДО не способно полностью заменить очную форму обучения, ведь ничто не заменит очное выполнение практических навыков и общение с преподавателями. Однако цифровизация — другой вопрос. Обогащение системы очного обучения различными инновационными ИТ будут только способствовать повышению компетенций студентов.

 

Анализ фактов и доказательного материала

Нами было проведено анкетирование лиц 19 – 23 лет, учащихся УрФУ и УГМУ. С помощью специального анонимного анкетирования с использованием Google Form было опрошено по 100 человек из каждого ВУЗа. Анкета состояла из 9 закрытых и 11 полуоткрытых вопросов. Согласно условиям анкеты, участникам предлагалось ответить на вопросы, выбрав один или несколько из предложенных вариантов ответа (см. приложение 1). Смысл вопросов, представленных в анкете, направлен на оценку уровня цифровизации во время ДО в сравнении с очным, на определение взаимосвязи между трансформацией образования и повышению компетентностей студентов при корпоративном взаимодействии с профессорско-преподавательским составом. Статистическую обработку результатов проводили на базе пакета стандартных программ Windows (Excel, Word) и Statistica.

При статистическом анализе использовался анализ произвольных таблиц сопряженности с использованием критерия χ2 и описательная статистика. Различия считали достоверными при р <0,05.

Полученные результаты анкетирования позволили нам оценить влияние цифровизации в условиях ДО на компетентностный подход и на уровень компетенций студентов. По итогам анкетирования респондентов, для удобства восприятия информации, данные были представлены в виде рисунков (диаграмм и графиков).

На рис. 1. приведены данные анкетирования на вопрос: «Какими цифровыми технологиями вы пользовались во время очного/дистанционного обучения?».

Исходя из данных опроса, в основном во время очного обучения студенты УГМУ использовали внутривузовые информационные ресурсы (официальный сайт), электронную почту. Международные образовательные платформы, широко не использовались. Однако во время ДО частота использования международных ИТ значительно повысилась. Различия значимы, достоверными критериями различия являются: Zoom, WhatsApp, Microsoft Teams, Google Classroom, Skype, Mail.

 

Оценка использования ИР студентами УГМУ во время очного обучения и ДО

Рис. 1. Оценка использования ИР студентами УГМУ во время очного обучения и ДО

p <0, 01

 

Как можно увидеть по рис. 2., список используемых ЦТ в условиях ДО  значительно расширился в УрФУ в сравнении с очным обучением. Различия значимы, достоверными критериями различия являются: Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень цифровизации в обоих ВУЗах значительно вырос.

 

Оценка использования ИР студентами УрФУ во время очного обучения и ДО

Рис. 2. Оценка использования ИР студентами УрФУ во время очного обучения и ДО

p <0,01

 

На рис. 3. представлено сравнение частоты использования смежных ИТ, используемых обоими ВУЗами во время ДО. Обнаружены достоверные различия по следующим критериям: Moodle, WhatsApp Microsoft teams, официальные сайты.

 

Сравнение ИТ, используемых УГМУ и УрФУ во время ДО

Рис. 3. Сравнение ИТ, используемых УГМУ и УрФУ во время ДО

p <0,01

 

Аналогичный ответам на первый вопрос (рис. 1) оказался перечень информационных ресурсов, используемых во время практических/семинарских занятий в условиях очного обучения: международные платформы широкого распространения не получили как в УрФУ, так и в УГМУ.

При проведении этих же занятий в дистанционном формате, частота использования ИТ повысилась: студенты активно пользуются разными информационными ресурсами. На рис. 4. приведены данные анкетирования на вопрос: «С применением каких цифровых технологий проходят дистанционные семинарские и практические занятия?». в УрФУ и УГМУ студенты с разной частотой используют схожие ИТ, что зависит от методов обучения и степени внедрения разных ИР.

 

Использование ИТ во время проведения практических занятий в условиях ДО

Рис. 4. Использование ИТ во время проведения практических занятий в условиях ДО

p <0,01

 

В связи с данными опроса, курс лекций при очной форме обучения проходил без применения ДОТ.

С введением ДО в обоих ВУЗах лекционный курс стал зачитываться с применением ДОТ, что говорит о внедрении цифровизации в образовательную программу (рис. 5). Обнаружены достоверные различия по следующим критериям: Microsoft teams, ИР с сайтов университета, Skype.

 

Использование ЦТ при проведении лекций в условиях ДО

Рис.5. Использование ЦТ при проведении лекций в условиях ДО

p <0,01

 

На рис. 6. приведены данные анкетирования на вопрос: «Каким образом была осуществлена методическая, техническая помощь по работе с данными информационными ресурсами?»

При внедрении в образовательный процесс большого количества информационных ресурсов необходимо осуществить помощь студентам и преподавателям в работе с ними, чтобы не допустить снижения уровня компетенций в силу незнания или неумения работать с новыми ЦТ. Обучение навыкам по работе с ИТ осуществлялось с помощью коммуникаций внутри группы и с преподавателем или самостоятельно, техническая поддержка значительного влияния не оказала как в одном, так и во втором ВУЗе.

 

Виды помощи при работе с новыми ЦТ

Рис. 6. Виды помощи при работе с новыми ЦТ

p=0,629

 

По мнению студентов (рис. 7.), часто происходят неполадки в своевременной доставке информации относительно сроков и форм проведения учебных занятий на базе новых ИТ. Небольшой процент студентов не в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой, что говорит о проблеме относительно введения инноваций со стороны руководства.

 

Доступность информации о сроках и формах проведения учебной деятельности на базе новых ИТ

Рис.7. Доступность информации о сроках и формах проведения учебной деятельности на базе новых ИТ

p=0,007

 

При ответе на закрытый вопрос о сложности освоения новых ИТ большинство студентов ответило, что у них нет проблем (89% и 81% УрФУ и УГМУ соответственно). Связь между принадлежностью к определённому ВУЗу и отсутствием проблем с освоением не выявлена (p=0, 114).

На рис.8. приведены данные обоих ВУЗов по поводу анкетирования на вопрос: «Отвечает ли стратегия работы преподавателей с вашей группой Вашим целям обучения?» для обоснования повышения компетенций в условиях ДО.

Стратегия работы преподавателя в условиях ДО частично или полностью совпадает с целями обучения студентов, что повышает уровень компетентности последних.

 

Соответствие стратегии работы преподавателя целям обучения студентов

Рис.8. Соответствие стратегии работы преподавателя целям обучения студентов

p=0,426

 

Значительную роль в формировании высокого уровня компетенций студентов играет их мотивация. Студенты отвечали на вопрос, способствует ли преподаватель повышению мотивации при выполнении учебной и научной деятельности. Были получены следующие ответы: 63% студентов УГМУ ответили «Да», УрФУ — только 44%. Была найдена статистическая значимость между принадлежностью к ВУЗу и уровнем мотивации студентов (p=0,006).

На рис. 9. приведены данные анкетирования на вопрос: «Какие способы мотивации наиболее предпочтительны для вас при выполнении научных и учебных работ?». Среди 3 способов мотивации наиболее предпочтительным оказалось проявление лояльности, уважения и заинтересованности преподавателя. После — материальный способ мотивации. Это значит, что роль преподавателя в формировании мотиваций у студентов огромна, и он напрямую влияет на формирование компетенций, что является плюсом в пользу системы управления по ценностям [2, 3, 6, 10, 14, 17].

 

Предпочтительные способы мотивации студентов

Рис. 9. Предпочтительные способы мотивации студентов

p=0,102

 

На вопрос: «Помогает ли БРС достичь поставленных вами целей?» 41% студентов УГМУ ответил положительно, УрФУ-50% (уровень значимости p=0,202, значение критерия χ2 составляет 1,633). Балльно-рейтинговая система (БРС) является критерием оценки уровня компетентности студентов, организация учебной деятельности с адекватной БРС способствует формированию компетенций на достойном уровне.

Если говорить о модернизации научной деятельности в условиях цифровизации обучения, то студенты могут выполнять все виды научной деятельности, предлагаемые их ВУЗами.

Один из ключевых вопросов в данной работе — способствует ли ДО развитию профессиональных компетенций студентов (рис. 10). Большая часть студентов обоих ВУЗов ответила отрицательно или сопоставила значимость ДО для компетенций с очным форматом обучения.

 

Роль ДО в развитии профессиональных компетенций

Рис. 10. Роль ДО в развитии профессиональных компетенций

p=0,603

 

Во время ДО профессиональные компетенции развиваются в основном посредством посещения вебинаров лекций и практически занятий с использованием ДОТ (рис. 11)

 

Способы развития профессиональных компетенций в условиях ДО

Рис. 11. Способы развития профессиональных компетенций в условиях ДО

р>0,05

 

При очном формате обучения развитию профессиональных компетенций, наоборот, способствуют посещение учебных мероприятий и прохождение практики (рис. 12.).

 

Способы развития профессиональных компетенций в условиях очного обучения

Рис. 12. Способы развития профессиональных компетенций в условиях очного обучения

p <0,05

 

При аналогичном вопросе о роли ДО в формировании общепрофессиональных компетенций студенты ответили в большинстве своём отрицательно: ДО не способствует развитию общепрофессиональных компетенций (p=0,141).

Также студентами была оценена роль цифровизации образования в формировании компетенций студентов посредством ответа на вопрос: «Способствует ли внедрение цифровых технологий развитию компетенций студентов?». Абсолютное большинство считает, что цифровизация положительно влияет на уровень компетенций студентов (рис. 13.).

 

Роль ЦТ в развитии компетенций

Рис. 13. Роль ЦТ в развитии компетенций

p=0,321

 

Аналогичный ответ был дан о развитии компетенций студентов через взаимодействие с преподавателями посредством использования информационных образовательных технологий (рис. 14.).

 

Оценка развития компетенций студентов через взаимодействие с профессорско-преподавательским составом посредством ИТ

Рис. 14. Оценка развития компетенций студентов через взаимодействие с профессорско-преподавательским составом посредством ИТ

p=0,133

 

Выдвижение собственных гипотез

Цифровизация ДО способствует формированию компетенций студентов.

Взаимодействие профессорско-преподавательского состава со студентами в условиях цифровизации ДО способствует формированию компетенций последних.

 

Обоснование и изложения результатов

Уровень цифровизации образования во время ДО значительно повысился – были внедрены и освоены международные образовательные ресурсы, частота использования внутривузовых ИТ возросла в сравнении с очным обучением. Существует проблема внедрения ИТ в образовательную среду: не всегда студенты могут получить информацию относительно форм и сроков проведения учебной деятельности, коммуникация службы технической поддержки со студентами налажена слабо — они вынуждены сами искать нужную информацию, хотя должны получать услуги достойного качества от образовательной организации. Уровень компетенций студентов напрямую зависит от стратегии работы преподавателя и БРС, относительно которых были даны неоднозначные ответы — примерно половина опрошенных считает, что они лишь частично соответствую их целям.

 

Заключение

Переход образования на дистанционный формат с использованием дистанционных образовательных технологий не сможет обеспечить достаточный уровень компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в сравнении с совокупным эффектом очного обучения и цифровизации.

Недостаточно ввести новую ИТ в образовательное учреждение – необходимо помочь студентам и преподавателям в её освоении. Компетенции строятся не только за счет получения какой-либо информации, но и при коммуникации с преподавателями, которые являются основным внешним мотивирующим звеном при выполнении учебной и научной деятельности.

Разумеется, компетенции могут формироваться посредством ИТ. Этот процесс ускоряется цифровизацией ДО, однако ДОТ могут предоставить только опосредованный контакт студента с преподавателем, как следствие снижается уровень социализации, коммуникативных функций студента, не проводится должная отработка практических навыков. Из этого можно сделать вывод, что ДО формирует компетенции в пределах строго ограниченной области в отличии от очного обучения. Большинство студентов обоих ВУЗов считает, что невозможно сформировать компетенции в условиях ДО. Частично они правы, сформированный посредством ДО компетенции нельзя считать полноценными. Однако если говорить про цифровизацию в целом (опираясь на ответы студентов на последние вопросы анкетирования), при совместном действии с методиками очного образования, поспособствует расширению круга формируемых компетенций.

Проблема выстраивания коммуникации внутри научных и образовательных организаций обострилась в связи с переходом большей части деятельности на дистанционный формат. Необходимость оперативного взаимодействия руководителей организаций, сотрудников и студентов между собой обусловлена выполнением общих целей и задач. Если была обнаружена проблема несостоятельности организации или внедрения коммуникативных связей в образовательное или научное учреждение, временно снижающее уровень формируемых компетенций, можно предположить следующие её решения: на первом месте стоит создание и внедрение собственных внутриорганизационных систем коммуникации, которые будут доступны и понятны всем членам организации. Создание единого сайта/приложения с собственной системой сбора баз данных, их хранения и обработки отвечает этой задаче. Во-вторых, следует создать информационную структуру, которая будет отвечать на вопросы относительно сроков и форм проведения конкретных коммуникаций. Все сотрудники и студенты должны четко понимать, каким образом будет осуществляться их деятельность — в какое время и на какой платформе будут проходить конференции, семинары и оперативные совещания.

Важной чертой любой современной организации является адаптация. Она позволяет нивелировать уровень создаваемой внешней или внутренней угрозы. Способность устройства организации изменяться в соответствии со сложившимися условиями позволяет только не допустить снижения уровня компетенций студентов. Скорость введения в практику новых технологий, форм проведения занятий, методик преподавания, достижений науки и техники, в большой степени зависит от человеческого фактора. Камнем преткновения является реакция сотрудников и студентов на введение инновационных технологий: во-первых, на уровне подкорковых структур головного мозга у людей возникает ненавязчивый страх по отношению к тому, с чем они никогда не сталкивались, во-вторых, появляется понимание того, что для освоения новых трудовых функций, технологий им придётся затрачивать собственные временные, интеллектуальные и психофизические ресурсы, что может негативно сказаться на продуктивности текущей работы. Процесс выведения людей из описанных состояний может занять некоторое время, поэтому предпочтительнее перед продвижением инновационных технологий, новых форм поведения ввести сотрудников в курс дела: детально объяснить причины усовершенствований, их цель и пользу для рабочего процесса, основные задачи, которые сотрудник должен будет решать. Второй способ снижения сопротивления — обучение людей новым технологиям, помощь в освоении новых систем ценностей, норм поведения, что позволит снизить степень страха сотрудников перед «новым».

Какие потребности и соответственно способы мотивации для повышения компетенций есть у студентов? Нематериальные (победа в олимпиаде, повышение рейтинга); материальные (повышение стипендии, гранты); уважение, лояльность и заинтересованность со стороны руководителя. Таким образом, появляется необходимость в создании новой системы управления-MBV, дополняющей остальные (по целям и инструкциям).

Несогласие студента с целями работы и системой ценностей организации, в которой он работает, приводит к снижению эффективности работы, снижению формирования компетенций внутреннему конфликту и как следствие выгоранию человека. Состояние устойчивого конформизма, которое еще несколько десятилетий назад приводило к перевыполнению установленных норм, сейчас утратило свою роль в развитии компетенций. Время, характеризующееся скачкообразными и значительными переменами и нововведениями, требует значительных инноваций, в том числе в системе управления, а именно: интеграция и использование в различной степени разных видов управления, соотношение которых будет коррелироваться в зависимости от внешних и внутренних условий. Уровень компетенций, таким образом, зависит и от индивидуализации образования и подходов к преподаванию.

Как мы видим по результатам проведенного исследования, не все эти задачи выполняются, есть погрешности во внедрении технологий, нехватке практических занятий и живого общения с преподавателем. Цифровизация системы образования способствует повышению уровню компетенцию, расширению спектра получаемой информации и умений, но переход на ДО не способен заменить вышеперечисленные черты современной организации образования, оно – лишь временная мера по сохранению компетенций на уровне в связи с невозможностью проведения очного формата обучения.

Уровень сформированных в условиях ДО компетенций и предоставляемых учебной организацией услуг зависит от удовлетворённости студентов БРС, методиками и стратегиями преподавания, цифровизацией учебного процесса. Образовательные услуги, предоставляемые ВУЗами, должны отвечать некоторым требованиям: федеральным государственным образовательным стандартам, информация относительно сроков и форм проведения учебной деятельности должна быть доступна, необходимо осуществить методическую помощь студентам и преподавателям при внедрении новых информационных ресурсов, стратегия преподавания и отношение преподавателя должны способствовать повышению мотивации студентов для получения необходимых компетенций.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Ахметова Д.З. Цифровизация и инклюзичное образование: точки соприкосновения / Д.З. Ахметова, Т.С. Артюхина, М.Р. Бикбаева, И.А. Сахнова, М.А. Сучков, Э.А. Зайцева // Высшее образование в России. —   — №2. – С. 1 – 8.
  2. Бакеева Й.Р. Инновационная организационная структура / Й.Р. Бакеева // ИВД. — 2014. — №1. – С. 1 – 8.
  3. Бубенок Е. А. Оценка роли и места интрапренерства в деятельности конкурентоспособной компании / Е.А. Бубенок // Вестник БГУ. — 2012. — №3. – С. 1 – 11.
  4. Буданов В.Г. Новый цифровой жизненный техноуклад – перспективы и риски трансформаций антропосферы / В.Г. Буданов // Философские науки. — 2016. — №6. — С. 47-55.
  5. Гладкова З.В. Виды коммуникаций в современной науке / З.В. Гладкова // Научный вестник МГТУ ГА. — 2009. — №142. – С. 1 – 3.
  6. Грошев И.В. Менеджмент организационной культуры в условиях цифровизации предприятий / И.В. Грошев, А.В. Жерегеля, Д.В. Школьный // Управление. — 2019. — №2. – С. 1 – 6.
  7. Делокаров К.Х. Коммуникация в науке в усложняющемся мире / К.Х. Делокаров // Коммуникология. — 2015. — №2. – С. 1 – 15.
  8. Демидова Е.И. Образование в условиях цифровизации / Е.И. Демидова // ИБР. — 2019. — №3. – С. 1 – 3.
  9. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edmarket.digital/.
  10. Квасов И.Н. Особенности формирования венчурного капитала на различных стадиях развития организации /И.Н. Квасов, А.В. Пивоварова // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — №26. – С. 1 – 7.
  11. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2019. — №1. – С. 1 – 8.
  12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc; base=LAW;n=82134#p23
  13. Кузнецова Н.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в условиях цифровизации / Н.В. Кузнецова // Образование и проблемы развития общества. — 2020. — №1. – С. 1 – 6.
  14. Максименко А.А. Российские управленческие практики с позиции ценностно-рационального подхода. Фрагмент 2 / А.А. Максименко // Теория и практика общественного развития. — 2013. — №10. – С. 1 – 6.
  15. Масланов Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? / Е.В. Масланов // Цифровой ученый: лаборатория философа. — 2019. — Т.2, №1. – С. 6 – 21.
  16. Нежевляк Н.С. Использование информационных технологий в командной работе / Н.С. Нежевляк, И.В. Федченко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2017. — №13. – С. 1 – 2.
  17. Незамайкин И.В. Факторы и условия перехода к ценностной парадигме управления / И.В. Незамайкин // Вестник ГУУ. — 2012. — №4. – С. 1 – 5.
  18. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neorusedu.ru/about/.
  19. Сафуанов Р.М. Цифровизация системы образования / Р.М. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Е.А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2019. — №2. – С. 1 – 5.
  20. Синицина Л.В. Болонская конвенция в контексте модернизации российского высшего образования / Л.В. Синицина, Е.Ю.Гилунова // Власть и управление на Востоке России. — 2010. — №4. – С. 1 – 9.
  21. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/.
  22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  23. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020))
  24. Федотова В. Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами / В.Г. Федотова // Социологический альманах. — 2011. — №2. – С. 1 – 7.
  25. Фромм Э. Революция надежды / Э. Фромм // Айрис-пресс. — 2005. – С. 352.
  26. Tuning Educational Structures in Europe [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tuning.unideusto.org/tuningeu

References

  1. Akhmetova D.Z. Digitalization and inclusive education: points of contact / D.Z. Akhmetova, T.S. Artyukhina, M.R. Bikbayeva, I.A. Sakhnova, M.A. Suchkov, E.A. Zaytseva [Tsifrovizatsiya i inklyuzichnoye obrazovaniye: tochki soprikosnoveniya]// Higher education in Russia. – 2020. – No. 2. – S. 1 – 8.
  2. Bakeyeva Y.R. Innovative organizational structure [Innovatsionnaya organizatsionnaya struktura] // IVD. – 2014. – No. 1. – S. 1 – 8.
  3. Bubenok Ye. A. Evaluation of the role and place of intrapreneurship in the activities of a competitive company [Otsenka roli i mesta intraprenerstva v deyatel’nosti konkurentosposobnoy kompanii] // Bulletin of BSU. – 2012. – No. 3. – S. 1 – 11.
  4. Budanov V.G. New digital life techno-structure – prospects and risks of anthroposphere transformations [Novyy tsifrovoy zhiznennyy tekhnouklad – perspektivy i riski transformatsiy antroposfery] // Philosophical Sciences. – 2016. – No. 6. – S. 47-55.
  5. Gladkova Z.V. Types of communications in modern science [Vidy kommunikatsiy v sovremennoy nauke] // Scientific Bulletin of MSTU GA. – 2009. – No. 142. – S. 1 – 3.
  6. Groshev I.V. Management of organizational culture in the context of digitalization of enterprises / I.V. Groshev, A.V. Zheregelya, D.V. Shkol’nyy [Menedzhment organizatsionnoĭ kul’tury v usloviyakh tsifrovizatsii predpriyatiĭ]// Management. – 2019. – No. 2. – S. 1 – 6.
  7. Delokarov K.KH. Communication in science in an increasingly complex world [Kommunikatsiya v nauke v uslozhnyayushchemsya mire]// Communicology. – 2015. – No. 2. – S. 1 – 15.
  8. Demidova Ye.I. Education in the context of digitalization [Obrazovaniye v usloviyakh tsifrovizatsii] // IDB. – 2019. – No. 3. – S. 1 – 3.
  9. Research of the Russian market of online education and educational technologies [Issledovaniye rossiyskogo rynka onlayn-obrazovaniya i obrazovatel’nykh tekhnologiy]. Access mode: https://edmarket.digital/.
  10. Kvasov I.N. Features of the formation of venture capital at various stages of development of the organization /I.N. Kvasov, A.V. Pivovarova [Osobennosti formirovaniya venchurnogo kapitala na razlichnykh stadiyakh razvitiya organizatsii]// Regional economy: theory and practice. – 2010. – No. 26. – S. 1 – 7.
  11. Kozlova N.SH. Digital technologies in education [Tsifrovyye tekhnologii v obrazovanii] // Bulletin of the Maikop State Technological University. – 2019. – No. 1. – S. 1 – 8.
  12. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 [Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda]. Access mode: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc; base = LAW; n = 82134 # p23
  13. Kuznetsova N.V. Formation of professional competences of students in the context of digitalization [Formirovaniye professional’nykh kompetentsiy obuchayushchikhsya v usloviyakh tsifrovizatsii] // Education and problems of society development. – 2020. – No. 1. – S. 1 – 6.
  14. Maksimenko A.A. Russian management practices from the perspective of a value-based and rational approach. Fragment 2 [Rossiyskiye upravlencheskiye praktiki s pozitsii tsennostno-ratsional’nogo podkhoda. Fragment 2] // Theory and practice of social development. – 2013. – No. 10. – S. 1 – 6.
  15. Maslanov Ye.V. Digitalization and development of information and communication technologies: new challenges or exacerbation of old problems? [Tsifrovizatsiya i razvitiye informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy: novyye vyzovy ili obostreniye starykh problem?]// Digital scientist: laboratory of a philosopher. – 2019. – T.2, No. 1. – S. 6 – 21.
  16. Nezhevlyak N.S. The use of information technology in teamwork / N.S. Nezhevlyak, I.V. Fedchenko [Ispol’zovaniye informatsionnykh tekhnologiy v komandnoy rabote]// Actual problems of aviation and cosmonautics. – 2017. – No. 13. – S. 1 – 2.
  17. Nezamaykin I.V. Factors and conditions for the transition to the value paradigm of management [Faktory i usloviya perekhoda k tsennostnoy paradigme upravleniya] // Bulletin of the State University of Management. – 2012. – No. 4. – S. 1 – 5.
  18. Priority project in the field of education “Modern digital educational environment in the Russian Federation” [Prioritetnyy proyekt v oblasti obrazovaniya «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel’naya sreda v Rossiyskoy Federatsii»]. Access mode: http://neorusedu.ru/about/.
  19. Safuanov R.M. Digitalization of the education system obrazovaniya / R.M. Safuanov, M.YU. Lekhmus, Ye.A. Kolganov [Tsifrovizatsiya sistemy]// Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. – 2019. – No. 2. – S. 1 – 5.
  20. Sinitsina L.V. The Bologna Convention in the Context of Modernization of Russian Higher Education / L.V. Sinitsina, Ye.YU.Gilunova [Bolonskaya konventsiya v kontekste modernizatsii rossiyskogo vysshego obrazovaniya]// Power and Management in the East of Russia. – 2010. – No. 4. – S. 1 – 9.
  21. Federal state educational standards [Federal’nyye gosudarstvennyye obrazovatel’nyye standarty]. Access mode: https://fgos.ru/.
  22. Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated December 29, 2012 N 273-FZ (last edition) [Federal’nyy zakon “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya)]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  23. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on July 31, 2020) “On Education in the Russian Federation” [Federal’nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.07.2020) “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii”] (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2020))
  24. Fedotova V. G. Communication and dialogue in science and beyond [Kommunikatsiya i dialog v nauke i za yeye predelami] // Sociological Almanac. – 2011. – No. 2. – S. 1 – 7.
  25. Fromm E. The Revolution of Hope [Revolyutsiya nadezhdy] // Iris-press. – 2005 .– S. 352.
  26. Tuning Educational Structures in Europe [Tuning Educational Structures in Europe]. Access mode: http://tuning.unideusto.org/tuningeu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх