Главная страница » Публикации » 2021 » №4 (96/1) » Влияние эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций руководителя на систему управления в бизнесе

Влияние эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций руководителя на систему управления в бизнесе

The influence of emotional intelligence and value orientations of the head on the management system in business

Влияние эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций руководителя на систему управления в бизнесе

Авторы

Гуренко Елена Сергеевна
аспирант кафедры социологии и рекламных коммуникаций
Россия, Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
ges1000@bk.ru
Карпова Елена Григорьевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и рекламных коммуникаций
Россия, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
pedagogikanet@yandex.ru

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты анализа научной и научно-популярной литературы по теме исследования с целью изучения детерминантов эмоционального интеллекта руководителей бизнес-сферы и степени их влияния наравне с ценностными ориентациями на отношения внутри коллектива и всей организации в целом. Сделан экскурс в историю изучения названной проблемы и дан краткий обзор существующих теоретических моделей эмоционального интеллекта. Выявлена взаимосвязь эмоционального интеллекта с ценностями и ценностными ориентациями. Особое внимание уделено способам развития эмоционального интеллекта и повышения эмоциональной грамотности руководителей, в том числе для эффективного осуществления своей деятельности в стрессовых условиях – пандемии. Сделан вывод о том, что в современных реалиях успеха достигает руководитель, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, а не высоким коэффициентом интеллекта. Другими словами, эмоциональный интеллект оказывает положительное влияние на эффективность управления.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, эмоциональная грамотность, эмоции, ценностные ориентации, руководитель, бизнес-сфера, управленческая деятельность, эмоции руководителя.

Рекомендуемая ссылка

Гуренко Елена Сергеевна, Карпова Елена Григорьевна. Влияние эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций руководителя на систему управления в бизнесе // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (96/1). Номер статьи: 96105. Дата публикации: 30.12.2021. Режим доступа: https://sovman.ru/article/96105/

Authors

Gurenko Elena Sergeevna
Postgraduate Student, Department of Sociology and Advertising Communications
Russia, Russian State University A.N. Kosygin (Technology. Design. Art)
ges1000@bk.ru
Karpova Elena Grigorievna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology and Advertising Communications
Russia, Russian State University A.N. Kosygin (Technology. Design. Art)
pedagogikanet@yandex.ru

Abstract

This article presents the results of the analysis of scientific and popular science literature on the research topic in order to study the determinants of emotional intelligence of business leaders and the degree of their influence along with value orientations on relationships within the team and the entire organization as a whole. An excursion into the history of the study of this problem is made and a brief overview of the existing theoretical models of emotional intelligence is given. The relationship of emotional intelligence with values and value orientations has been revealed. Particular attention is paid to ways to develop emotional intelligence and improve the emotional literacy of managers, including for the effective implementation of their activities in stressful conditions - a pandemic. It is concluded that in modern realities success is achieved by a leader with a high level of emotional intelligence, and not a high IQ. In other words, emotional intelligence has a positive impact on management effectiveness.

Keywords

emotional intelligence, emotional literacy, emotions, value orientations, manager, business area, managerial activity, manager's emotions.

Suggested citation

Gurenko Elena Sergeevna, Karpova Elena Grigorievna. The influence of emotional intelligence and value orientations of the head on the management system in business // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (96/1). Art. #  96105. Date issued: 30.12.2021. Available at: https://sovman.ru/article/96105/


Введение

Управленческая деятельность тесно связана не только с ценностным отношением человека к жизни и аспектам профессионального труда, но и с его эмоциональной сферой, и подсознанием. Перемены XXI века, запустившие изменения ценностных ориентиров, обозначили собой начало эпохи глобализации, цифровизации, а теперь еще и пандемии. Поэтому сегодня, когда успешное развитие бизнеса невозможно без постоянного следования по пути инноваций и нововведений, эмоции приобретают особое значение. Ведь любые перемены – это и есть эмоции (нежелание отказываться от привычного комфорта, ценностей и т.д.), справляться с которыми, понимая настроение других людей, наряду с другими проблемами должен уметь современный руководитель для эффективного управления бизнесом. Вот почему эмоциональному интеллекту сегодня уделяется все больше и больше внимания.

Но несмотря на свою актуальность и перспективность данная тема вызывает много споров. Одни исследователи называют ее недостаточно научной, другие видят в ней ключ к успеху во всех сферах жизни: от повышения зарплаты до счастливых отношений. Между тем, над эмоциональным интеллектом задумывались еще древние греки, полагая, что мудрый человек – это тот, который способен объединить ум, логику и эмоции. Попытку изучения эмоций через внешние проявления делал и Чарльз Дарвин в своей книге «О выражении эмоций у человека и животного» (1972). Согласно его теории эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. [4].

Концепция же эмоционального интеллекта в современном его понимании возникла только в начале XX века – сначала в трудах американского психолога Э. Торндайка (1920), который ввел понятие социального интеллекта как способности человека разумно действовать в отношениях с людьми [6], а позднее – в работах психолога Г. Гарднера (1983), который выделил из социального интеллекта эмоциональную составляющую [1]. Сам термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1985 году в докторской диссертации У. Пейна «Исследование эмоций: развитие эмоционального интеллекта», где он утверждал, что многие проблемы современного мира возникли в результате подавления эмоций, и поэтому человеку нужно развивать свой эмоциональный интеллект [19]. Дальнейшее понимание эмоционального интеллекта было сформировано в серии научных статей П. Саловея и Дж. Майера (1993, 1990), которые, рассматривая его в качестве основного вида интеллекта, привлекли всеобщее внимание к этому вопросу [18]. Широкую популярность, в том числе и в России, понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Д. Гоулману, американскому журналисту „New York Times“. В своей книге «Эмоциональный интеллект» (1995), которая впоследствии стала бестселлером, он убедительно доказывает, что сочетающие в своей деятельности разум и чувства люди наиболее эффективны в том, что они делают. Другими словами, именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в кризисных ситуациях и лучше управляют своими подчиненными [2]. Развитие эмоционального интеллекта в России отстает всего на несколько лет и связано в первую очередь с такими именами, как С.Л. Рубинштейн, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, С.С. Степанов, М.А. Манойлова и др.

Как мы видим, эмоциональный интеллект привлекает особенно внимание психологического сообщества, теоретические предположения которого не всегда подкрепляются эмпирическими фактами. Таким образом, актуальность исследуемой нами проблемы определяется не только тенденциями развития научного знания, но и существующими потребностями социальной практики, в том числе в бизнес-сфере.

 

Результаты исследований

Целью нашего исследования является изучение детерминантов эмоционального интеллекта руководителей бизнес-сферы и степени его влияния на отношения внутри коллектива и всей организации в целом.

Методы исследования: теоретический анализ научной, научно-популярной литературы и интернет-ресурсов, обобщение и сравнение полученных данных.

Так, на основе всего вышесказанного можно дать следующее определение понятию эмоционального интеллекта: это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. При этом слово «интеллект» здесь появляется не случайно, а в качестве ответа на неспособность тестов на IQ (коэффициент интеллекта) предсказать успех человека в жизни. То есть психологи, исследовавшие природу эмоций, пришли к выводу, что успешные люди становятся таковыми прежде всего благодаря своему умению ладить с людьми и только потом – благодаря своему интеллекту. Тест IQ такую особенность не учитывал. Более того, как утверждает популярный российский бизнес-эксперт и специалист по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская, существует прямая связь между эмоциональным интеллектом и доходами: «увеличение эмоционального интеллекта на один балл приводит к росту заработной платы на 1 300 долларов» [12]. Не стоит путать эмоциональный интеллект с личностью и характером, поскольку черты характера являются статическими и, как правило, сохраняются на протяжении всей жизни человека. Эмоциональные же способности – наоборот, явление динамическое. Как и ценностные ориентации они видоизменяются по мере накопления опыта, получения образования, социального взаимодействия и могут «сработать» в зависимости от конкретной ситуации.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, объясняющих суть этого понятия. Три из них считаются основными.

  1. Модель Рувена Бар-Она [16] выделяет 5 сфер эмоционального интеллекта, каждая из которых подразделяется на умения, необходимые человеку для достижения успеха:
  • внутриличностная сфера (касается нашей способности понимать себя и управлять собой);
  • межличностная сфера (способность ладить и взаимодействовать с людьми);
  • адаптивность (способность быть гибким, адекватно понимать действительность и решать проблемы по мере их поступления);
  • управление стрессом (умение справляться со стрессом и контролировать импульсы);
  • общее настроение: (оптимизм, настрой на положительные эмоции и благополучие).

Данная модель больше связывает эмоциональный интеллект с особенностями личности.

  1. Модель Майера – Саловея-Карузо [17] или модель способностей состоит из 4 компонентов:
  • восприятие, оценка и выражение эмоций (способность безошибочно различать эмоции и точно выражать их другим людям);
  • использование эмоций в мыслительных процессах (например, как мотивацию к творчеству или для повышения эффективности мыслительного процесса);
  • понимание эмоций (способность относиться к любой эмоции как к информации, которую она несет);
  • оценка эмоций (принятие эмоций, независимо от того, желанные они или нет, и направление их на достижение своих целей).
  1. Модель Д. Гоулмана [3] или смешанная модель – самый известный и популярный подход к изучению эмоционального интеллекта, с акцентом на качествах умелого и эффективного руководителя. Поэтому рассмотрим его более подробно. Модель состоит из 4 компонентов, которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие элементы:
  • самосознание: уверенность в себе, правильная самооценка, эмоциональное самосознание (способность распознавать, как ваши эмоции влияют на ваше поведение, и как вы взаимодействуйте с другими людьми);
  • самоконтроль: обуздание эмоций, оптимизм, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, социальные навыки (ответственность за свои эмоции, умение честно проявлять свои чувства в соответствии с собственными ценностями, готовность улучшить свое поведение);
  • социальная чуткость: сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность (способность воспринимать весь диапазон эмоций и чувств с внимательным отношением к своему собеседнику);
  • управление отношениями: влияние, воодушевление, содействие изменениям, помощь в самосовершенствовании, укрепление личных взаимоотношений, урегулирование конфликтов, сотрудничество и командная работа (способность эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми для получения от них нужного результата).

Если говорить об эмоциональном интеллекте в контексте управленческой деятельности, то можно увидеть, что это единственная теория в данной области, основанная на нейрофизиологии. И Д. Гоулман своей моделью как раз доступно объясняет, как «эмоциональный центр мозга» – миндалевидное тело – влияет на деятельность коры головного мозга, отвечающей за логическое мышление. Согласно результатам его исследований миндалевидное тело, получив сигнал от внешнего раздражителя, быстро начитает сверяться с матрицей записанных на подсознательном уровне ярких воспоминаний (например, аромат кофе в первый рабочий день на новом месте) и через выброс определенных гормонов начинает давать ответную реакцию в виде эмоций – гнева, наслаждения, обиды и т.д., причем еще до того, как человек успеет осмыслить этот сигнал. Именно эта реакция играет ключевую роль в принятии решений, а не рассудок. Поэтому причину в том, что люди с высоким IQ часто неуспешны в бизнесе, автор предлагает искать в уровне их эмоционального интеллекта. По этой же аналогии сегодня развивают теорию об использовании искусственного интеллекта для определения черт личности человека по фотоснимкам его лица [10]. Нейротехнологии активно развиваются и в России, где используются, в том числе, для считывания эмоционального состояния человека во время выполнения тех или задач с целью прогнозирования его поведения в таких ситуациях неопределенности и стресса, как, например, пандемия [9].

Также стоит отметить, что эмоциональный интеллект необходимо рассматривать в тесной связи с ценностями, ведь мы принимаем их непосредственно через свои эмоции. Для более точного объяснения этой связи обратимся к системе ценностей М. Рокича [8], которая включает в себя ценности терминальные (конечная цель существования – счастливая семейная жизнь, мир во всем мире и т.д.) и ценности инструментальные (служат средством достижения конечной цели – любовь, честность и т.д.). Исходя из значений этих двух понятий и того, что эмоция – это (в широком смысле) восприятие качества той или иной вещи, идеи или реальности, которое способствует пониманию того, что для человека ценно, можно говорить о том, что эмоции в той или иной степени входят в структуру инструментальных ценностей и помогают наиболее эффективно использовать все свои возможности и быстрее достигать намеченных целей, в том числе в профессиональной сфере. Соответственно, нельзя отрицать связь эмоционального интеллекта с ценностными ориентациями индивида, которые конкретизируют ценности, выступая критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях выбора [17]. То есть если эмоциональный интеллект управляет эмоциональными состояниями, то ценностные ориентации направляют поведение человека и процессы принятия им решений. Между тем, результаты некоторых исследований позволяют установить предикаты использования или игнорирования эмоционального контекста при принятии решений у людей, занимающих руководящие должности. Так, склонность к риску не всегда может являться продуктивной стратегий для протекания креативного процесса – основы профессионализма и инновационной активности современного руководителя – в случаях, когда для успешного решения задачи необходим поиск дополнительной информации (например, аналитическая деятельность). В такой ситуации готовность к риску может способствовать принятию поспешных решений, которые снижают креативность [5, 7].

Но и сам процесс эмоционального интеллекта – процесс небыстрый и требует от человека внутренней готовности меняться, ответственности и честности, в первую очередь к себе. Когда мы говорим о бизнес-сфере, то это актуально для всех сотрудников компании, но особенно для руководителей, так как, чтобы эффективно работать с другими людьми и их эмоциями, нужно сначала разобраться со своими. На языке психологии менеджмента это значит достичь эмоциональной осознанности.

По версии американского психолога и специалиста в области изучения эмоций П. Экмана, человек обладает 7 базовыми эмоциями: это гнев (злость), печаль (грусть), презрение, отвращение, страх, удивление, радость. Они смешиваются между собой и образуют набор автоматических реакций на происходящее. При этом несколько эмоций (обычно две) являются, как правило, ведущими. Важно как раз отследить, какие именно [13]. Здесь помогают различные упражнения (например, ведение дневника эмоций), которые запускают процесс самоанализа в различных ситуациях и обращают внимание на чувства, дыхательные техники и даже медитации. Но бывает так, что руководителю для решения какой-либо задачи требуется эмоция, которая ему внутренне несвойственна. В таких случаях некоторые современные бизнес-тренеры предлагаю обратиться за помощью к своему телу [14]. Они утверждают, что поза – это точный сигнал для нашего мозга, помогающий вызвать нужную эмоцию. Например, когда «доброму и дружелюбному» руководителю необходимо проявить жесткость по отношению к сотруднику, ему следует занять уверенную позу – встать на обе ноги, расправить плечи, поднять подбородок. Если необходимо отказать, можно попробовать напрячь мышцы спины в момент, когда произносится слово «нет». При этом стоит понимать, что разные эмоции по-разному влияют на сотрудников. Гнев может подтолкнуть к действию, пробить «застой», но эффект будет недолгим. Аналогичным образом также работает радость, которая представляет собой не самую стабильную, хотя и очень ресурсную эмоцию. Гораздо эффективнее на долгосрочный результат работают такие эмоции, как интерес и вдохновение. Но чтобы правильно ими пользоваться, руководителю нужно в первую очередь выявить интересы персонала, создать такие условия труда, которые будут вызывать состояние интереса. Эта эмоция не только не мешает активности, но и наоборот, усиливает ее, способствует развитию врожденных способностей и творчества, обеспечивая высокую работоспособность и вовлеченность в дело. Более того, человек способен осознавать собственную заинтересованность и испытывать ее достаточно длительное время, независимо от силы ее проявления. Отсутствие же интереса приводит к апатии, скуке и как следствие – к отсутствию результата, в том числе на рабочем месте.

Говоря об эмоциях, нельзя не отметить, что эта тема никогда не была настолько важна для людей и всего мира, как сейчас, в условиях пандемии. Мы видим, что популярность эмоционального интеллекта как эффективного инструмента управления в бизнес-среде растет, но в то же время вызывает ряд вопросов. Например, насколько в столь сложное время стоит опираться на эти навыки или все-таки нужно отдать приоритет традиционным системам управления?

Если в обычной ситуации в бизнес-процессах, как правило, сливаются две модели руководства (инструментальная и эмоциональная), то сегодня в силу довольно резких изменений (локдауны, снижение прибыли, необходимость подстраиваться под новые реалии и т.д.), стараясь удержать бизнес на плаву, руководители попадают под сильное влияние своих и чужих эмоций. Здесь-то и выходит на первый план преимущество использования эмоционального интеллекта.

С одной стороны, все просто: руководитель пользуется тем, что заложено в нем природой. Проблемы кроются в том, что, когда человек в стрессе, работа с эмоциями и способность управлять ими резко снижается. И именно руководители с высоким уровнем эмоционального интеллекта справляются с этими проблемами эффективнее, так как их работа с такими категориями, как эмоция, переживание, эмпатия, понимание состояния другого человека и коллектива в целом более свободна и не зависит от собственных проблем и стрессов. Соответственно, и процент критических ошибок в принятии решений и у таких руководителей незначительный.

Таким образом, модель эмоционально компетентного руководителя в ситуации стресса и неопределенности (пандемии) может выглядеть следующим образом: это не только инструментальный руководитель, но и эмоциональный лидер, берущий на себя ответственность в круге решений и своем психологическом состоянии; управленец, способный грамотно и свободно пользоваться мощным инструментом – управлением эмоциями: собственными и коллективными. Руководитель с высокой эмоциональной грамотностью понимает, какими рычагами он пользуется: от поощрения и одобрения до раздражения и провокаций, заряжения отдельно взятых людей и коллектива в целом через эмоции конкретной мотивацией – «догнать и перегнать» конкурента, полностью перепрофилироваться в своей сфере и «начать с нуля» или продолжать «в том же духе» держаться на плаву. Эмоционально компетентный руководитель способен отвлечься от собственных переживаний личного характера и быть свободным и конструктивным в принятии важных решений. И как показывает сегодняшняя ситуация на рынке, от руководителя с низким уровнем эмоциональной грамотности, не умеющего пользоваться данным инструментом и показывающего это коллективу, бегут сотрудники. У них нет мотивации работать с таким руководителем даже за достойную оплату труда, так как это чревато более глубокими проблемами: разделением ответственности, постоянным «спасательством» руководителя и неуверенностью в своих перспективах в будущем в данной команде и проекте.

 

Выводы

Таким образом, мы видим, что в современном ритме жизни человеку становится все труднее справляться со своими эмоциями, не говоря уже о том, чтобы контролировать эмоции других. Именно поэтому руководители многих организаций сегодня подчеркивают важность эмоционального контакта с людьми. Ведь управление любой организацией – это не только установленные нормы и ценности, в том числе установленные руководителем, но и управление эмоциями и эмоциональным состоянием окружающих людей, так как только через эмоции они могут эффективно реализовывать свой регулятивно-мотивационный потенциал. Об этом однажды очень хорошо сказал великий предприниматель Генри Форд: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то в придачу получаю всего рабочего» [11]. В этой фразе заключается вся управленческая суть – руководитель всегда имеет дело с живым человеком, с его чувствами, ценностями и ожиданиями. Принимая человека на ту или иную должность, нельзя «купить» только его профессиональные навыки и компетенции, он приходит в компанию со всем своим контекстом и особенностями. И чтобы управлять эффективно, нужно считаться с этими особенностями, для чего руководителю нужен развитый эмоциональный интеллект – способность воспринимать, контролировать и оценивать эмоции, свои и своих подчиненных. В свою очередь, сотрудники, а особенно сейчас в нестабильное время, больше, чем когда-либо нуждаются в том, чтобы их услышали и поняли. Они желают чувствовать себя в безопасности, быть ценными и полезными, а поэтому ищут более глубокой связи со своим начальством, чем просто «начальник-подчиненный».

В заключение скажем, что эмоциональный интеллект сегодня – это показатель гибкости и социальной адаптивности, который, позволяя прогнозировать будущий успех, все чаще выходит на первые места. И важность его не уменьшится в ближайшее время.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также



Библиографический список

  1. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с.
  2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – ACT Москва, 2009. – 478 с.
  3. Гоулман, Д., Бояцис, Р., Макки, Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 p.
  4. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  5. Морозов, А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении, 2014. — № 1. – С. 125-129.
  6. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: «КСП+», 2003. -272 с.
  7. Павлова, Е.М. Креативность и эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.01 / Павлова Елизавета Михайловна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»], 2015. – 215 с.
  8. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса, 1973. – №5. – С. 20-28.
  9. Слободский-Плюснин, Я. Цифровая восприимчивость: как оценить адаптивность к веку цифровых технологий // Московская школа управления СКОЛКОВО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/cases/cifrovaya-vospriimchivost-kak-ocenit-adaptivnost-k-veku-cifrovyh-tehnologij/ (дата обращения: 27.03.2021).
  10. Соколенко, О. Диагноз по селфи. Как пять российских ученых научили искусственный интеллект оценивать людей по фото // Forbes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/403819-diagnoz-po-selfi-kak-pyat-rossiyskih-uchenyh-nauchili-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 01.04.2021).
  11. Форд, Г. Генри Форд: Моя жизнь, мои достижения. – Издательство: АСТ, 2020. – 320 с.
  12. Шиманская, В. Чем выше EQ – тем больше зарплата. Как эмоциональный интеллект влияет на вашу карьеру? // RBR [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rb.ru/opinion/chem-vyshe-eq-tem-bolshe-zarplata-kak-emocionalnyj-intellekt-vlyaet-na-vashu-kareru/ (дата обращения: 03.04.2021).
  13. Экман, П. Психология эмоций. – Издательство: Питер, 2020. – 240 с.
  14. Эмоциональный интеллект: зачем руководителю эмоции на работе // Высшая экономическая школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://veshk.ru/blog/1106 (дата обращения: 03.04.2021).
  15. Ядов, В.А. Социальная стратификация в кризисном обществе // Социологический журнал, 1994. – № 1. – С. 35-52.
  16. Ваr-Оn R. Development of the Ваг-Оn EQ-I: А measure of emotional intelligence. Paper presented at 105th Annual Convention of American Psychological Association Chicago, 1997. P. 44.
  17. David R. Caruso, Peter Salovey. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. Josses-Bass, San Francisco. 2004. 320 p.
  18. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. 396–422.
  19. Payne W.L. A study of emotion: Developing emotional intelligence; Self-integration; relating to fear, pain and desire // Dissertation Abstracts International. 1986. V. 47(01). 203A. (University Microfilms N AAC8605928).

References

  1. Gardner, G. The structure of the mind: the theory of multiple intelligences [Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta]. – M .: LLC “I.D. Williams”, 2007. – 512 p.
  2. Goleman, D. Emotional intelligence [Emotsional’nyy intellekt] / D. Goleman. – ACT Moscow, 2009. – 478 p.
  3. Goleman, D., Boyatzis, R., McKee, E. Emotional leadership. The art of managing people based on emotional intelligence [Emotsional’noye liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyud’mi na osnove emotsional’nogo intellekta]. – M: Alpina Business Books, 2005. 301 p.
  4. Darwin, Ch. On the expression of emotions in humans and animals [O vyrazhenii emotsiy u cheloveka i zhivotnykh]. – St. Petersburg: Peter, 2001. – 384 p.
  5. Morozov, A.V. Creativity as the basis of innovative activity and professionalism of a modern leader [Kreativnost’ kak osnova innovatsionnoy aktivnosti i professionalizma sovremennogo rukovoditelya] // Psychology in Economics and Management, 2014. – No. 1. – P. 125-129.
  6. Orme, G. Emotional thinking as a tool for achieving success [Emotsional’noye myshleniye kak instrument dostizheniya uspekha]. – M .: “KSP +”, 2003. -272 p.
  7. Pavlova, E.M. Creativity and emotional intelligence in the structure of the intellectual and personal potential of a person: dissertation … candidate of psychological sciences: 19.00.01 [Kreativnost’ i emotsional’nyy intellekt v strukture intellektual’no-lichnostnogo potentsiala cheloveka: dissertatsiya … kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.01] / Pavlova Elizaveta Mikhailovna; [Place of protection: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow State University named after M.V. Lomonosov “], 2015. – 215 p.
  8. Rokeach, M. The Nature of Human Values [Priroda chelovecheskikh tsennostey] ​​/ M. Rokeach // Free Press, 1973. – No. 5. – S. 20-28.
  9. Slobodsky-Plyusnin, Ya. Digital susceptibility: how to assess adaptability to the digital age [Tsifrovaya vospriimchivost’: kak otsenit’ adaptivnost’ k veku tsifrovykh tekhnologiy] // Moscow School of Management SKOLKOVO [Electronic resource]. – Access mode: https://www.skolkovo.ru/cases/cifrovaya-vospriimchivost-kak-ocenit-adaptivnost-k-veku-cifrovyh-tehnologij/ (date of access: 03/27/2021).
  10. Sokolenko, O. Diagnosis by selfie. How five Russian scientists taught artificial intelligence to evaluate people by photo [Diagnoz po selfi. Kak pyat’ rossiyskikh uchenykh nauchili iskusstvennyy intellekt otsenivat’ lyudey po foto] // Forbes [Electronic resource]. – Access mode: https://www.forbes.ru/forbeslife/403819-diagnoz-po-selfi-kak-pyat-rossiyskih-uchenyh-nauchili-iskusstvennyy-intellekt (date of access: 04/01/2021).
  11. Ford, G. Henry Ford: My life, my achievements [Genri Ford: Moya zhizn’, moi dostizheniya]. – Publisher: AST, 2020. – 320 p.
  12. Shimanskaya, V. The higher the EQ, the higher the salary. How does emotional intelligence affect your career? [Chem vyshe EQ – tem bol’she zarplata. Kak emotsional’nyy intellekt vliyayet na vashu kar’yeru?] // RBR [Electronic resource]. – Access mode: https://rb.ru/opinion/chem-vyshe-eq-tem-bolshe-zarplata-kak-emocionalnyj-intellekt-vlyaet-na-vashu-kareru/ (date of access: 04/03/2021).
  13. Ekman, P. Psychology of emotions [Psikhologiya emotsiy]. – Publisher: Piter, 2020. – 240 p.
  14. Emotional intelligence: why does a manager need emotions at work [Emotsional’nyy intellekt: zachem rukovoditelyu emotsii na rabote] // Higher Economic School [Electronic resource]. – Access mode: https://veshk.ru/blog/1106 (date of access: 04/03/2021).
  15. Yadov, V.A. Social stratification in a crisis society [Sotsial’naya stratifikatsiya v krizisnom obshchestve] // Sociological magazine, 1994. – No. 1. – P. 35-52.
  16. Bar-On R. Development of the Bar-On EQ-I: A measure of emotional intelligence. Paper presented at 105th Annual Convention of American Psychological Association Chicago, 1997. P. 44.
  17. David R. Caruso, Peter Salovey. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. Josses Bass, San Francisco. 2004. 320 p.
  18. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. pp. 396–422.
  19. Payne W.L. A study of emotion: Developing emotional intelligence; self-integration; relating to fear, pain and desire // Dissertation Abstracts International. 1986. V. 47(01). 203A. (University Microfilms N AAC8605928).