Исследования в деятельности организаций
Понятие, типология и характеристики исследований
Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: распознавании проблем и ситуаций; определении их происхождения; выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Типология исследований
Классификационный признак исследования | Вид исследования |
Направленность на результат | Фундаментальное, прикладное |
Решаемая задача | Текущее (оперативное), перспективное |
Продолжительность проведения | Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные) |
Емкость используемых ресурсов | Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое |
Используемая информация | Внутреннеинформационное, внешнеинформационное |
Число исследователей | Индивидуальное, коллективное |
Тип консультантов-исследователей по отношению к среде | Внутреннеконсультационное, внешнеконсультационное, смешанноконсультационное |
Организованность | Спонтанное, организованное |
Полнота изучения и число исследуемых объектов | Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное |
Регулярность проведения исследований | Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое |
Сложность | Простое, сложное |
Подход к исследуемому объекту | Локальное, системное |
Место проведения | Лабораторное, промышленное |
Наличие модели исследования | Натурное (реальное), модельное |
Характер объекта | Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др. |
Отношение к периоду функционированию объекта | Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее) |
Методология проведения | Контрольное, диагностическое, сравнительное, классификационное и др. |
Характер исследования | Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное |
Отношение к методу исследования | Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.)
Эмпирические (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы) |
Форма ожидаемого результата | Количественное, качественное |
Вид используемой информации | Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др. |
Обязательность | Инициативное, директивное |
К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.
Прикладные исследования — это оригинальные познавательные проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач.
Характеристики исследования:
- Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
- Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
- Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
- Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
- Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
- Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
- Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
- Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Последовательность проведения исследования
В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:
- Сбор информации и выявление проблем;
- Определение конкретного объекта и предмета исследования;
- Постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;
- Определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);
- Накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
- Анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;
- Выявление влияющих на проблему факторов и их связей;
- Выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;
- Сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;
- Определение условий, путей и методов решения задач;
- Формулирование исходных гипотез;
- Теоретический анализ исходных гипотез;
- Планирование и организация экспериментов;
- Проведение эксперимента;
- Анализ и обобщение полученных результатов;
- Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
- Окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов.
Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.
Цель, задачи, объект и предмет исследования систем управления
Исследование систем управления — научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Объектом ИСУ являются организационно-экономические системы разной сложности на разных уровнях и с разными способами функционирования.
Предмет ИСУ – объективные закономерности, присущие системам управления с целью совершенствования их функционирования и развития.
Общая интегральная задача ИСУ – изучение закономерностей функционирования и развития СУ.
Функциональные задачи:
- Сбор и обработка информации о системе управления;
- Оценка и анализ состояния, поведения и параметров СУ;
- Характеристика организационной структуры СУ;
- Анализ функционирования и развития подсистем СУ;
- Характеристика экономических и социальных последствий развития СУ.